Глава 1. В Карибах между двух Америк

Владимир Пастернак
                Глава 1. ИСПАНСКИЕ БЕЖЕНЦЫ

   В XIII – XIV веках католическую Европу в буквальном смысле захлестнули волны ненависти к евреям. Поводом для насилия против них становятся стандартные обвинения в «ритуальных убийствах христианских младенцев», обвинения в «умышленных отравлениях колодцев и водоёмов» во время эпидемий чумы и множество других нелепостей. Сначала евреев в массовом порядке просто убивали, потом – начали изгонять.
 
   Одной из первых европейских стран, изгнавших своих еврейских граждан, стала Швейцария, тремя годами позже – в 1290 году такая же участь постигла английских, а затем и французских евреев.

   Учреждение Святой Инквизиции в XIV веке ещё больше подстегнуло чернь и церковных фанатиков. Погромы и массовые изгнания евреев набирали обороты. В течение более чем трёх столетий, евреи Средневековой Европы превращаются в изгоев и беженцев. Однако, самая большая трагедия постигла испанское еврейство.
Массовые погромы 1391 года унесли жизни десятков тысяч испанских евреев (на иврите сфарадим).  Крещённых насильно евреев стали называть «марранами», marranos на испанском – свиньи. В еврейской среде в ходу было другое слово - «анусим» (на ивр. – принуждённые, т.е. люди, над которыми надругались).
В большинстве своем новообращённые марраны продолжали тайно соблюдать еврейские традиции. И эта «непокорность» породила новые волны насилия и погромов. Десятки тысяч евреев, не пожелавших принять новую веру, бежали в соседние страны: Тунис, Марокко, Алжир, Португалию.
 
  31 марта 1492 года вышел Эдикт об изгнании. Всем евреям испанского королевства предписывалось либо принять католичество, либо в трёхмесячный срок навсегда покинуть Испанию. К моменту обнародования Эдикта, в стране всё ещё оставалась значительная часть евреев. Примерно 100000  уже были крещены, одни насильно, другие добровольно. Многие из них уже были католиками во втором и даже  третьем поколении, они состояли на государственной службе и принадлежали к испанской аристократии. Реконкиста (освобождение), в которой они принимали самое активное участие, закончилась полной победой над маврами. И вот теперь, эти гордые испанские гранды, плечом к плечу со своими этнически чистыми соратниками по оружию, завоевавшие аравийский полуостров, вынуждены были всё бросить (дома, имущество, ценности и пр.) и отправиться в изгнание.
Несмотря на то, что Указ касался лишь иудеев, гнев «божьих псов» (монахи-доминиканцы) Святой Инквизиции всё чаще обрушивался на марранов, которых подозревали в скрытом иудаизме.
 
2 августа 1492 года, когда срок королевского Эдикта истёк и был продлён ещё на месяц, бросив большую часть своего имущества, оставив (по королевскому Указу)  золото и драгоценности, из страны бежало не менее 120 000(!!!) евреев.
Здесь следует отметить, что среди бежавших испанских евреев было немало моряков. Вопреки росхожему мнению о том, что евреи из богатых семей, по большей части, становились торговцами и ростовщиками, многие юноши выбирали для себя другое поприще. Не успевшие поучавствовать в реконкисте, они мечтали о подвигах и славе своих родителей  и, разумеется, о богатстве. Ну, а где ещё можно было получить всё это, как не в королевском флоте? Дети марранов шли на флотскую службу, мечтая о титуле «аделантадо», который открывал для них двери в самые богатые дома Испании, включая королевский дворец. Ведь этим титулом королевская чета лично жаловала своих адмиралов, но уже не за боевые заслуги перед отечеством, а за открытие Новых земель.
 
  Часть этих моряков из марранских семейств была вынуждена бежать из страха разделить участь тех, кто уже сгорел на костре (вместе с иудеями, не пожелавшими креститься). Десятки из них примкнули к берберским пиратам. Берберскими или берберийскими называли пиратов, которые промышляли в прибрежных акваториях Северной Африки. На этот период (XVI – XVII в.в.) приходится расцвет пиратства в Средиземноморье, и алжирские пираты заняли в этом промысле лидирующее положение. Что объясняется, прежде всего, наличием сильного и маневренного флота, а также, присутствием в экипажах кораблей бывших испанских моряков, кстати, не столько евреев, а по большей части «морисков». Мориски – это насильственно обращенные в католицизм  мавры, которые бежали вместе с евреями из Испании в страны Магриба. Бывшие испанские моряки очень  скоро  привели  пиратские суда к побережьям Испании и Франции.
 
Жестокость королевы Изабеллы Кастильской, именуемой многими    современниками «королевой-католичкой», породила ответную жестокость. Свидетельством тому  –  пирамида  из  христианских  черепов и костей, преимущественно  испанских,  на  острове  Джерба  у побережья Туниса.   Перед крепостью Бордж  эль-Кебир, по приказу очень известного берберского   пирата, в 1560 году была сложена, так называемая, Башня черепов. Следует признать,  что  часть  этих  черепов   дело   рук,   испанских  беженцев,  примкнувших  к  берберским  пиратам.
 
  Итак, небольшая часть сефардских евреев оказалась среди берберских пиратов. Благодаря своим навигационным знаниям и морскому опыту, они быстро сумели завоевать уважение и лидирующее положение на пиратских судах.  В качестве примера более чем успешной карьеры, можно привести  Синан-пашу, адмирала берберского флота и ближайшего сподвижника «эмира эмиров» Барбароссы. 
Исаак бен Синан (1500 –1558). Вместе с родителями бежал из Испании. Он поселился в турецком городе Смирна в 1523 году. По другим источникам в Смирну он был продан в рабство и стал евнухом. Еврей Синан, которого подозревали в занятиях чёрной магией, поскольку он умел производить астрономические расчёты, конечно, должен был вначале стать мусульманином, а уж потом... Потом, вместе с такими же авантюристами, как Драгут, сменивший впоследствии Барбароссу, и Айдин (христианин, принявший ислам, более известный по прозвищам «бич дьявола» или «бич испанцев»), становится адмиралом османского флота. Во главе берберских пиратов они освобождают от испанского владычества побережье Магриба, в пух и прах разбивают испанский флот в битве при Превезе. Командуя ударной эскадрой, Синан в 1535 году вышибает испанцев из порта Тунис. Кстати, его враги дали ему прозвище «Большой еврей». Если вы когда-нибудь посетите Стамбул, то в сотне метров от ворот Ayakape Gate близ Золотого Рога, можно увидеть руины небольшой мечети. Древняя визинтийская церковь (XIV в.) по желанию Синана, на его кровно-заработанные грабежом денежки, была превращена в часовню. В современных путеводителях её знают, как Часовня Синан Паши. Некоторые современные источники сообщают, что Синан–паша похоронен на еврейском кладбище в Алжире. Мне кажется, что это - такая же чушь,  как и то, что на фок-мачте его флагманского фрегата гордо реял «Маген Давид». Вот тут уж точно,  какой-то автор решил «выпендриться».

  В этот же период времени (конец 1500-х - начало 1600-х) в Средиземном море орудует другой разбойник – Фернандо д’Арагона. Он не столь известен, как Синан, но действует весьма успешно.
Думаю, не ошибусь, предположив сефардское происхождение этого корсара. Он выходец из Неаполя, куда переместилось большое количество бежавших из Испании и Португалии марранов. Родовое имя д’Арагона как раз  указывает на то, что его родители  происходили из Арагона. Об этом же свидетельствует и личное имя Фернандо, его давали при крещении многим еврейским детям (в честь короля Арагона).
В 1510 году евреев изгоняют из Неаполитанского королевства, а в 1540-ом, после очередных гонений, в Неаполе почти не осталось ни одного еврея. Возможно, всё это побудило Фернадо д’Арагона заняться пиратским промыслом.

  Пути Господни неисповедимы. Для сефардских беженцев и их потомков жизненные пути, так сложилось для некоторых, привели их к далеко не Божьему промыслу. Продав душу дьяволу, они занялись пиратством, месть и жажда наживы стала для них смыслом и целью в жизни.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ. http://www.proza.ru/2015/08/31/1322