Вступление. В Карибах между двух Америк

Владимир Пастернак
                ОТ АВТОРА

   Эти   очерки  не ставят перед собой задачу  глубокого анализа истории
морского разбоя, настоящей теме посвящено множество исследований и публикаций. Относительно недавно, в дополнение к уже изданому на эту тему, вышла новая книга американца Эдварда Крицлера  «Еврейские пираты Карибского моря». Как видно  из названия, эта книга об участии евреев (кто бы мог подумать) в пиратском промысле на Карибах.
 
   Пик морской экспансии и пиратского разбоя на Карибах совпал по времени с реформацией католической церкви и набирающей обороты «чисткой» проводимой Святой Инквизицией. Эти два фактора привели к появлению огромного числа беженцев. Спасаясь от цепких лап «Господних псов» (dominicanos) инквизиции, из католических стран Старого Света побежали те, кто присоединились к Реформам Лютера. Этот поток беженцев устремился туда, где принадлежность к протестантизму не являлось поводом отправить человека на костер. Но в это же самое время появляется еще один объект для пристального внимания инквизиторов. Это, так называемые, марраны – дети, внуки и правнуки испанских и португальских евреев, насильственно крещенных в этих странах. Отношение к ним церковников и черни в наихристианнейших странах Старого Света выражает само название marranos (свиньи). Несмотря на то, что они уже были католиками во втором и даже третьем поколении, их убивают и сжигают на кострах, как «тайных иудеев». Вместе с протестантами они находят убежище в тех странах, где законы Инквизиции не действуют.  Эти два потока беженцев неизбежно должны были встретиться, сама судьба бросала их в объятия друг друга. Для многих из них Карибы стали местом, где они снова обрели свободу и утраченное достоинство. Несмотря на то, что скользкие щупальцы Инквизиции вскоре протянулись к островам Нового Света, эти люди  уже не свернули с того пути, который привел их однажды на Карибы, морской разбой стал смыслом и целью их жизни. Мы можем презирать их за это или завидовать, каждый выбирает по себе, но одно не вызывает сомнения, они жили в жесточайшие времена, когда человеческая жизнь не стоила медяка, а понятие «добра» воспринималось и  измерялось  количеством   золотых  и  серебряных  монет  в  кошельке.

   Возможно кто-то, прочитав эти очерки, скажет: «Ну, вот, снова ЭТИ хотят выделиться.  Бессмысленно оправдываться, но пояснить кое-что хочется. Выделять кого бы то ни было по национальному признаку я считаю делом бесполезным и унизительным. Признаюсь, в молодости сам иногда грешил этим. Помню, как во времена внезапно нахлынувшей гласности, все вдруг принялись заполнять исторические пробелы. И я подготовил материал о евреях – Героях Советского Союза. Из благих, между прочим, соображений, хотелось разрушить подлый стереотип «евреи воевали в Ташкенте». Долгие годы этот стереотип, как мне кажется, внедрялся в сознание людей партийными эллитами с помощью соответствующих органов. Иначе трудно объяснить, почему спустя десятки  лет после Отечественной войны скрывалось количество евреев Героев Советского Союза. И вообще, об  участии евреев в войне было не принято говорить ни в прессе, ни в открытых дискуссиях, так же, как и о жертвах Холокоста. Следы массового уничтожения евреев в годы войны скрывались фашистами и это вполне объяснимо, но зачем КГБ скрывал места  расстрелов евреев и всячески препятствовал установлению каких бы то ни было памятных табличек и знаков до сих пор мне представляется чем-то кощунственным и не поддающемся обычной человеческой  логике. Прежде, чем тащить свой труд в газету или журнал, дал почитать соседу, как-никак, работнику прессы с 30-летним стажем. Возвращая мне на следующий день творение, он, со свойственным ему скепсисом и прозорливостью, сказал, на мой взгляд, пророческие слова: «Снова хотите высунуться?» И, не дав мне ответить, добавил: «Не дразни «гусей», гласность – она штука двухсторонняя. На каждого еврея-Героя, завтра ты получишь тысячу других «героев». И, ведь, прав оказался, 30 лет в партийной прессе – не хухры-мухры. Когда одни историки предъявили свои честные аргументы, другие историки выпустили целую серию под названием «Библиотечка патриота». На каждого еврейского Героя Великой Отечественной войны пришлось не меньше сотни «героев» - чекистов, «героев» - руководителей ГУЛАГа, «героев», совершивших Октябрьский переворот, и т.д., и т.п.  Вот и  сейчас, пишу эти строки и вспоминаю своего соседа, его вопрошающий взгляд сквозь толстые стекла немодных очков: «Снова хотите выпендриться?» Что ответить, спустя столько лет? Ну, да, конечно, можно гневно бросить: «Какая глупость! Это же пираты!» Или спокойно и рассудительно объяснить, дескать, все эти люди давно перестали считать себя евреями, в те времена было просто не важно, какая кровь течет в твоих жилах, да и понятия такого «еврей по крови» не существовало. На вопрос «кто вы по национальности, сударь?», каждый из них ответил бы «француз», «голландец», «испанец», «португалец»…Не кровь, текущая в жилах, а вера, которую они исповедовали и страна, где они родились, отличала их друг от друга. Правда, ступив однажды на палубу пиратского судна, все они  «подписывали договор с дьяволом», а их единственной религией становилась месть и жажда наживы.
 
    Спустя несколько десятков лет, мой сосед все еще смотрит на меня с укором, не знаю почему, но я стыдливо опускаю глаза.