К 90-летию Аркадия Стругацкого. Часть-4

Александр Зинковский
Продолжение:

Совершенно по-другому складывалась  судьба более поздней экранизации  этой  повести Стругацких. Она была создана нашим знаменитым  кинорежиссером Алексеем Германом и оказалась в конечном счете шедевром, снискавшим на своей премьере во время Римского кинофестиваля 2013 г. не только  восторги зрителей, но также и премию «Золотая капитолийская волчица»  (были и другие награды). А в 2015 году этот фильм был удостоен еще и семи премий «Ника».

Кстати говоря, в роли дона Руматы здесь снимался Леонид Ярмольник. Остальные задействованные актеры  были не столь знамениты и заслуженны, но все они очень тщательно подбирались режиссером по принципу натурализма и психологического сходства. Между прочим, съемки данной картины и работа над фильмом в целом тянулись около 10 лет - с 1999 г. по 2011-2012 гг. Труд был в это дело вложен колоссальный, да и затраты тоже были немалые. К сожалению почитателей этой картины, сам режиссер Герман до премьеры своего детища в Риме (2013 г.)  так и не дожил, умер буквально накануне. Но фильм к тому времени был уже практически готов, и под руководством его жены  (она была его соавтором) шло озвучивание и последняя шлифовка.

Не стану пересказывать сюжет картины. Только замечу, что Алексей Герман и помогавшая ему жена - Светлана Кармалита - очень далеко отошли и от аутентичного текста этой фантастической провести Аркадия и Бориса Стругацких, и от ее гуманистической направленности. В результате, этот фильм, несмотря на все его достоинства, тянет лишь на категорию  «по мотивам» и представляет собой  в чем-то похожее, но в целом уже совершенно другое,хотя и очень талантливое  произведение.

Я этот фильм посмотрел совсем недавно и по свежему следу скажу, что не без некоторого усилия над собой выдерживал натурализм созданного на киноэкране  страшного и жестокого мира Араканара. Сцены массового насилия, грязи и садизма здесь просто зашкаливали, а боевые эпизоды были скорее похожи на гротески, чем на реальные стычки и поединки средневековых вояк. Но, по мере просмотра мое любопытство росло, поскольку я все время надеялся получить удовольствие от сцены финального боя дона Руматы против как бы всего Арканара. Однако как же, все-таки, обыграет режиссер этот важнейший эпизод, если до финала остается совсем ничего? И вдруг я вижу, ну, просто  гениальное решение Алексея Германа, показавшего в концовке фильма не само побоище, а только его результат: горы трупов, море крови и бесславный конец главных врагов непобедимого землянина, слишком резко задетого своими недругами «за живое». И это было намного страшнее и убедительней самого натурального и самого кровавого побоища для ублажения воинских инстинктов зрителей!

Хотя,  когда вспоминаю, как я запоем, ночь напролет читал в 1980 г. в  городе Баку книгу Стругацких «Трудно быть богом», в моем воображении возникают совсем не те кадры и картины, что я видел в двух экранизациях 1989 и 2013 гг. Конечно, и фильмы эти нам тоже что-то дают, но мне жаль тех из нас, кто променял экранизации на саму повесть Аркадия и Бориса Стругацких.


Предыдущая часть http://www.proza.ru/2015/08/31/322

Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/05/874

Рисунок - коллаж автора.


Другие мои произведения на этом сайте:

Есть ли жизнь на Титане? - естествознание (3) http://www.proza.ru/2014/02/02/1616

Жизнь, Космос, Разум - естествознание (24) http://www.proza.ru/avtor/alzin747&book=9#9