Вечный город

Лев Кубышкин
Вечный город.
Рим  легенда всех времён  и народов. Хочу  понять  дух людей, живших во время создания  этих шедевров, о чём они думали, чего хотели.  Стараюсь не пропускать ни одной экскурсии, не проводить  ни одного лишнего часа в гостинице.  По приезде, вечером  состоялась  экскурсия  на  автобусе по  городу. Ездили, крутились вокруг зданий, памятников  всё сумбурно, прав был интернет - это  следовало пропустить.
                Следующий день, Ватикан  собор Святого Петра - мощнейший  удар по мозгам.   Здание настолько велико, что далёкое мнится близким, а когда подходишь,  оказывается огромадным.  Бесчисленное количество статуй, погребальниц. Фрески на стенах, потолке, на полу  картины выложены  разноцветным мрамором  напоминает Исаакиевский.
            Затем длиннющие залы с гобеленами из глубины времен, куда им  столько,  усталость страшная, но это единственный раз в жизни, надо терпеть.  Спустя три часа вышли  и направились в  Колизей.
              Вот это чудище, дух захватывает. Потрогал камни сооружения воспевшего  страдания на потеху. Храм смерти, созданный  две  тысячи  лет назад,  на богатства покоренных народов. Представил себя на месте далёкого предка, пойманного скифами или германцами и проданного в рабство. Стоит он, раздавленный  безмерной мощью Колизея, на него  пялятся  статуи из каждой ниши, давят прямоугольные колонны, бесчисленные арки, упирающиеся в небо стены, стирая самую мысль о непокорности.   Не видевшему, ничего подобного, это кажется созданием богов.  Показали прототип Колизея,  меньше настоящего раз в двадцать и, кажется обитаемого не то дом, не то офис. Рим  до тех пор был неимоверно могущественным  пока сам в это не уверовал и,  началось движение к смерти.

                Два  древнеримских воина предлагают за  евро  с  ними сфотографироваться, вот  девушки с хохотом усаживаются у них на руках ну и мужики с явным удовольствием их обнимают.  Хотел попросить  гладиусы посмотреть, но передумал, денег запросят.      Проворная старуха в черном  выпрашивает  деньги. Крашеные серебрянкой статуи за  евро с вами поздороваются  или обнимутся.  Тибр  похож на грязный ручей.
 Следующим  был Неаполь.  Снова статуи, дворцы, храмы. Словно в средние века Апенинский полуостров только тем и   занимался, что изготавливал и устанавливал  статуи. Плохо то, что у всех  выражение  одинаково  значительное  и пугающее.  Если  их представить всех вместе и  живыми, то это психушка.  Чувствуется  любили себя герцоги, папы, короли.
        Но есть и другие.  Вот  Микеланжело  и его картина  страшного   суда.  Как выразился один мой попутчик Дима из Архангельска:  «Ну  и приколист был этот  Микеланжело, надо же Христос с девой Марией шествует, а справа  сверху на них свисает огромный член  мясистого мужика».  Фреска выполнена в духе «пышных форм».  Какой-то ихний священник просил папу  Бенидикта  замазать эту мерзость.  За это Микеланжело  изобразил просителя в аду. На просьбу священника убрать его личность из ада  папа  Бенидикт ответил,  что все его связи в Раю  в аду знакомых нет.  Так что  до сих пор этот верующий в аду.  Правда, в последствии, кое - где пририсовали  часть одежды.
    Посидел на лавочке в церкви, где  Петрарка впервые увидел Лауру. Так маленькая уютная  церквушка. Всего увиденного не описать  ну просто очень много.
   Помпеи -  город ради которого я и купил путевку в Италию.  Мало  ошибёшься в оценке хозяина, зайдя  в его  жилище, вещи говорят за человека.  А   тут уникальный случай.
            Расконсервированный  город от 0079 года. Основан за700 лет до нашей эры.  Четкие прямые улицы запад-восток, север-юг, центральные метров по пять шириной, второстепенные метра по три. Выложенны булыжником дороги очень ровно, местами землетрясение  покривило покрытие. На дороге в  камнях выезжены колеи глубиной до восьми сантиметров.   В начале каждой улицы лежат три камня, прикинул и решил, что это калибры, регламентирующие размер повозок и колес, для быстрого их ремонта. На  перекрёстках установлены   примерно метр на метр  чаши из камня в кои поступала вода  из водопровода (остатки свинцовых труб лежат вдоль улиц). На ребрах ёмкостей    руками  упиравшихся здесь столетиями вытерты  углубления  до  семи, восьми   сантиметров.
                Но более всего меня поразила  уличная канализация, она  точь в точь   повторяла ту, что иметься  сейчас в итальянских городах,  решетки через  15 метров только  не чугунные, а из камней, поставленных на  ребро.   Два дня шли  дожди  камни сырые, но луж на улицах нет. С  управляющих  латинскими городами  сенат жестко спрашивал. 
                В  доме  на первом этаже  производство, лавки, на втором жильё, во дворе пекарни, кузницы. Посетили  форум, амфитеатр в который попала американская бомба во вторую мировую.
                А вот публичный дом с  поясняющими фресками, только лежанки да размер самих комнат  какой-то уменьшенный. На моё удивление туристки из нашей группы  отталкивали друг друга, стремясь прорваться первыми в сексуальное заведение. Зачем?  Там уже всё закончилось две тысячи лет назад.  На этой же улице через двадцать метров дом врача.
                Нам  показали жителей Помпей – пустоты в пемзе  оставшиеся от тел и залитые гипсом. С удивлением рассматривал тела в миг  принятия мучительной смерти, даже через столетия жалко их.  По размерам древние меньше  нас процентов на сорок,  вот почему меня иногда посещало ощущения, что я нахожусь в игрушечном городе.
           Побывали в усадьбе богатого человека, цветы на клумбе росли, как и тогда, в одном из помещений вскрыты полы  и видны ещё более  древние  строения, вероятно люди жили около вулкана   со врёмен окончания ледникового периода.
   Из семи тысяч граждан Помпей погибло две, в основном те, кто охранял добро и те, кто его грабил. Повествованию Плиния младшего о городе погибшем  в огне и пепле не верили много столетий.
               Покидал я Помпеи с грустью, мне понравился их образ жизни, в нем много порядка и здравого   смысла.
       Август 2015год.     Кубышкин Л.Б.