На байдарках с Байкала в Москву 1935

Людмила Евдокимова Потапова
    Подобными заголовками в 1935 году пестрела малая пресса и главная газета страны "Правда". Все они посвящались одному событию - походу на байдарках шести отважных и смелых физкультурниках (так в 30-х называли спортсменов) по маршруту Байкал - Москва река.

    Восточная Сибирь - край неисчерпаемых богатств - оставалась загадкой не только для туристов. Прежде чем здесь проводить изыскания, кто-то должен был решиться проложить первый пробный маршрут. Они ставили перед собой не только спортивные задачи. Продвигаясь по мало изведанным руслам Ангары, Енисея, Обско-Енисейского канала, Кети, Оби, Иртыша, нескольких озёр и мелких речушек, байдарочники изучали свою страну, её богатство, людей, встречающихся в пути, проводили идеологическую работу с населением.

    Маршрут байдарочного пробега отличался сложностью. Большая его часть проходила по Ангаре, по одной из наиболее своенравных рек, тем более ещё не очистившейся ото льда, с обилием опаснейших порогов. Таких мест пришлось пройти более 300 километров, в этих местах мощность течения достигала 4 млн. 500 тыс. лошадиных сил (данные 30-х годов).

    Началась подготовка. Из многих желающих героической романтики и известности было отобрано десять самых закалённых и физически крепких спортсменов. Эти десятеро полтора   года   потратили   на   тренировку.  Совершенствовали   технику   гребли, закалялись физически, участвовали в разных сотни километровых пробегах. Из десятерых отобрали лишь шестёрку наиболее надёжных.

    Василий Губин, Георгий Евдокимов, Валентин Макаров - инструкторы школы авиатехников, и Григорий Завьялов, Михаил Овсянников, Владимир Германсон - студенты Иркутского пединститута. Смелые парни отправились в далёкий и рискованный путь, чтобы проверить силу мужской дружбы, стальную крепость мускулов.
   
    На хрупкой лодочке на быстрине бывало очень трудно, не меньше сил требовалось на преодоление перевалов между системами рек, приходилось переносить байдарки на себе (в каждой байдарке было груза более 50 кг) не менее 80 километров.
Уже первые километры похода сопровождались серьёзными трудностями, почти безвыходными положениями.

    ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Л.Г.ЕВДОКИМОВОЙ - ДОЧЕРИ ОДНОГО ИЗ УЧАСТНИКОВ ПРОПЛЫВА:
«Папа рассказывал, что его преследовали неудачи, когда всё было готово к отплытию его посылают в командировку в г. Томск. Военный приказ - закон. Он очень расстроился - но не успел приехать в Томск, где его ждала телеграмма: "срочно возвращайтесь самолётом тчк зачислены в сборную тчк". У него словно крылья выросли. Прилетает в Иркутск, а команда уже отчалила от пристани, догнать пароходом, пароход тоже ушел. Байдаку папину команда взяла с собой. Срочно дают "Аннушку" и с парашютом сбрасывают в условленном месте, но лётчик ошибся и сбросил папу раньше. Сутки пришлось пробираться по тайге, по старым зарубкам вышел к команде».

    За 147 дней было много серьёзных приключений, близких к гибели, разбивались лодки, была ангина, комары и гнус преследовал и днём и ночью, сетки плохо спасали руки и лицо.

    Спали в лодках. Для этого пять байдарок связывали вместе, а шестая дежурила по полтора часа. Одежда не успевала просыхать.

    1 октября 1935 года Москва торжественно встретила шестёрку молодых, отважных, выносливых физкультурников - бойцов Особой краснознаменной Дальневосточной армии и студентов Иркутского педагогического института, одолевших героический путь 9400 км. на крохотных байдарках за 87 ходовых дней.

    Гранитные лестницы новой набережной Центрального парка имени Горького были усеяны тысячами трудящихся столицы. Москвичи пришли встречать отважных байдарочников. Целая флотилия катеров, байдарок, лодок отправились навстречу финиширующим участникам проплыва.

    Ровно в 18 часов шесть байдарок, сделав последний круг по реке, пришвартовались к пристани. Под звуки торжественного марша, крики "ура" и громкие аплодисменты, первым из байдарок вышел командир похода тов. ГУБИН, за ним строем поднялись и остальные участники похода - тт. МАКАРОВ, ГЕРМАНСОН, ЕВДОКИМОВ, ЗАВЬЯЛОВ и ОВСЯННИКОВ. Отдав рапорт встречавшему их начальнику управления Военно-воздушных сил РККА товарищу АЛКСНИСУ о благополучном прибытии участники похода поднялись на трибуну, где состоялся краткий митинг. Говорит товарищ Алкснис: «Шесть крепких, выносливых, мужественных молодых людей за 87 ходовых дней прошли на байдарках 9400 км. Это не профессионалы - спортсмены, это офицеры н-ской части и студенты Педагогического института. Эти физкультурники своим переходом показали, на что способна наша славная советская молодёжь, наши командиры и наши студенты. Участники похода Байкал - Москва вписали в историю советской физкультуры новую славную страницу».

    Митинг окончен. С большим трудом участники похода пробиваются сквозь огромную толпу людей, пришедших встретить отважных героев. Погостив в Москве несколько дней, встретившись со студентами, рабочими, пионерами, сибиряки возвратились домой. В  Иркутске  их  ждала  тёплая  встреча.

    Когда в памяти столько героических страниц истории Родины и тем более с участием в них своих близких людей, не следует это оставлять в забвении. Так хочется, чтобы наша молодёжь больше дерзала, не боялась трудностей, оставляла след в своей жизни, как наши отцы и деды. И не важно - в спорте это или в работе, главное, чтобы действия ваши были созидательными, а не разрушительными, чтобы интересно жилось и Вам и окружающим вас людям.

     Заметка написана на основании раннее опубликованного материала Евдокимовой Л.Г.: (По материалам: В.Овсянников - «Маргинальные истории», А. Грановский - газета «Правда», Т.Захарова - газета «Знамя» г.Узловая Тульской области)