Христианское вегетарианство

Олег Бутрамьев
1. В НАЧАЛЕ, В КОНЦЕ И ВО ВЕКИ ВЕКОВ

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт 1:20-31).

Вышеприведённые библейские строки совершенно ясно дают понять, что изначально человек и животные были созданы травоядными. Бог создал мир, в котором не было хищников, страданий и смерти. Бог не сотворил ничего злого, только доброе.
И библейские пророчества обещают, что в будущем наш мир будет очищен от зла, исправлен, обновлён. В него вернётся гармония, коей он лишился в незапамятные времена. Люди и животные прекратят истязать и пожирать друг друга. Они вновь обретут бессмертие.

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11:6-9).

«…Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин 17:1-2).

«Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк 12:27).

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: 'Авва, Отче!' Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8:12-23).

«Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет 3:13-14).

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21:1-7).


2. ПРОКЛЯТИЕ

Как же вышло, что некогда совершенный, счастливый мир, наполнился злом, страданиями и смертью? Как получилось, что люди и животные стали пищей друг для друга?

Причина в падении человека. Он был поставлен владыкой над землёй и животными, но будучи искушаем дьяволом, не устоял и совершил зло, согрешил. И падение владыки привело к тому, что на него и на весь мир обрушилось проклятие.

А потомки первых людей, начиная с Каина, продолжали делать зло, чем усилили проклятие.

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин 3:8).

«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:17-19).

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?
Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:9-12).

«Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт 6:11-13).

«Всякая плоть извратила путь свой». Возможно, именно вследствие этого извращения и появились хищники. Именно после этого извращения, ставшего причиной всемирного потопа, Бог разрешил людям употреблять животных в пищу:
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию…» (Быт 9:1-6)

Проклятому человеку нелегко было добыть пропитание на проклятой земле, которая перестала давать ему свою силу, а вместо желанных плодов нередко выращивала терния и волчцы.

«Если ты будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих» (Втор 28:1-4).

«Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих» (Втор 28:15-18).

«Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча; призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою.
Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, - то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лицо Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.
Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих.
Если же после сего пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши: пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши» (Лев 26:3-22).

«И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем» (Ис 24:5-7).

«Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Ос 4:1-3).


3. ЛИШЁННЫЕ ДУХА?

Некоторые христиане оправдывают своё мясоедение и жестокое обращение с животными тем, что последние в отличие от людей не обладают бессмертным духом. Причина этого грубого заблуждения проста – незнание Библии. Как говорил Христос: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф 22:29).

«Тело без духа мертво» (Иак 2:26).

«Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти!» (Чис 16:22)

«Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Екк 3:21).

«Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом; скроешь лицо Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Пс 103:24-30).

В Писаниях также сказано, что животные молятся Богу:

«К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (Иоиль 1:19-20).

«И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр 5:13).

Люди отличаются от ангелов, но разве из этого следует заключить, что в человеке нет духа, что он только плоть, как утверждают некоторые секты?

Весьма интересное происшествие описано в четвёртой книге Моисея:

«Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его.
И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.
И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?
Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою?
Он сказал: нет.
И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.
И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь.
И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе.
И пошел Валаам с князьями Валаковыми» (Числ 22:21-35).

Многие считают историю с валаамовой ослицей притчей, а то и вовсе сказкой, так как уверены, что животные разговаривать не могут. Однако тот, кто часто наблюдает за братьями нашими меньшими, знает, что они говорят каждый день. На своём языке. Друг с другом и с нами.
Собаководы с этим согласятся. Голосом собака может выражать самые разные чувства. Когда она тоскует или испытывает физическую боль, то скулит. Когда радуется – тявкает, когда гневается – рычит, когда хочет оповестить хозяина о появлении чужака – лает. Впрочем, лай собаки может означать не только тревогу. Всё зависит от интонаций, которые хозяин способен распознавать. Например, деревенский цепной пёс лает на ежа совсем не так, как на подкрадывающегося вора.

Да, звуки, издаваемые животными, отнюдь не являются бессмысленными. Любой наблюдательный человек без особого труда может перевести их на человеческий язык.

А Всемогущий Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, может сделать так, что животное произнесёт несколько слов. Попугаи, например, делают это и без божественного вмешательства.
Пользуются животные и языком жестов: виляют хвостами, машут головами, поднимают и опускают уши и т. п.

Вообще, как отмечали некоторые теологи, чудеса, описанные в Библии, естественны, они не противоречат законам природы, не нарушают их.

Что же касается жестокого обращения с животными, то Библией оно осуждается:

«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч 12:10).

«Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем» (Авв 2:17).


* * *

Летом в деревне я читал «Собор Парижской Богоматери». И однажды, увидев, как молодая коза раскачивает передней ногой ясли, решил научить её давать копыто, как собака даёт лапу. На эту затею ушло около месяца…
Позднее, когда я делал на скотном дворе какую-то работу, коза долго ходила за мной по пятам. А потом вдруг остановилась и вытянула перед собой переднюю ногу. И стояла так, пока я не пожал ей копыто…


4. ВЕГЕТАРИАНСТВО И ЗДОРОВЬЕ

Сторонники здорового питания любят повторять: «Мы то, что мы едим».

А если мы каждый день едим трупы? Трупы животных, которые жили и умерли в муках. Трупы, накачанные антибиотиками, гормонами, химикатами…

В Библии есть замечательный пример того, как благотворно влияет вегетарианство на людей.

«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем.
Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.
По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира» (Дан 1).

Наукой давно установлено, что интеллектуальные способности вегетарианцев выше, чем у мясоедов. Вегетарианцам, так сказать, легче думается.

Вегетарианцы гораздо реже страдают сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. А также диабетом, артритом, катарактой и многими другими недугами. Есть болезни, которые вообще не сочетаются с вегетарианством и могут быть вылечены им. Например, ожирение и подагра.

Доказано, что вегетарианцы живут дольше мясоедов.

Известно также, что у вегетарианцев возможен дефицит белка, железа, кальция, жирных кислот омега-3, витамина D, витамина B12 и цинка. А это может неблагоприятно сказаться на здоровье. Поэтому не стоит отказываться от молока, яиц и мёда. Особенно от молока, ведь человек млекопитающее. Лактоововегетарианское питание в полной мере обеспечивает человеческий организм всеми необходимыми веществами.

Примечательно, что во время перехода евреев через пустыню Бог ниспослал им в пищу манну, а не мясо. Судя по всему, Он до конца путешествия намеревался кормить их лишь этим «ангельским хлебом» (Пс 77:23-25). Однако они упорно требовали мяса, чем навлекли на себя пагубу. Согрешили, поддавшись чревоугодию и проявив неуважение к Творцу.

«Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана. И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь. И нарекли имя месту сему: Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень.
Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.
Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах; народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем. И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна.
Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея. И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: «дай нам есть мяса». Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего.
И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: «кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте», - то и даст вам Господь мясо, и будете есть: Не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: «для чего было нам выходить из Египта?»
И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я нахожусь; а Ты говоришь: «Я дам им мясо, и будут есть целый месяц!» Заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их?
И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка? Ныне ты увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет.
Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане.
И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.
В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы.
И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.
И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ.
От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе» (Числ 11).

«Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор 10:5-6).
«Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3:19).


5. ДОЛЖЕН ЛИ ХРИСТИАНИН БЫТЬ ВЕГЕТАРИАНЦЕМ?

Казалось бы, что при всём вышеперечисленном, среди современных христиан не должно было бы остаться мясоедов, что все христиане должны были бы сделаться вегетарианцами. К сожалению, это не так. И христиане-мясоеды, коих большинство, тоже цитируют Библию, защищая свои взгляды.

Кроме девятой главы Бытия они приводят следующие слова апостола Павла:

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни.
Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу.
Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
Да не хулится ваше доброе.
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим 14:1-23).

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8:8).

Во-первых, сразу стоит отметить, что во дни апостолов споры о еде возникали, судя по всему, не потому что некоторые из первых христиан хотели полностью отказаться от мясной пищи, а потому что они, подобно Даниилу, боялись оскверниться мясом нечистых животных, коих Ветхий Завет запрещал употреблять в пищу (Лев 11), но которые были очищены Богом в новозаветные времена (Деян 10:9-16). Об этом, видимо, свидетельствуют эти слова Павла: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто… Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». И ещё: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор 10:25-28).

Во-вторых, пища действительно не может приблизить нас к Богу, а вот доброе отношение к животным очень даже может. А также отказ от излишеств, от чревоугодия, осуждаемого Святым Писанием.
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими…» (Лк 21:34) «…но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14).
Нужно есть для того чтобы жить, а не жить для того чтобы есть.
Современный человек ест больше, чем нужно. Ради удовольствия. Переедание стало дурной привычкой, приводящей к различным болезням. Жажда вкусной пищи поработила человека, «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19).

Но о каком добром отношении к братьям нашим меньшим может идти речь, если человек ест их на завтрак, обед и ужин, хотя у него предостаточно другой пищи?
О какой праведности и радости можно говорить, если христианин, предаваясь чревоугодию, причиняет страдания животным? И не важно, что он лично не мучает и не убивает на фермах свиней, коров и кур. Если он покупает мясо, значит, он поддерживает тех, кто мучает и убивает. Он соучастник. Всякий раз, когда человек делает бутерброд с колбасой, ему следовало бы подумать о том, сколько страха и боли испытали животные, из которых данный продукт приготовлен. Стоит задуматься, можно ли без колбасы обойтись.

В пустыне у евреев была манна, хлеб ангельский, который пополнял их силы и сохранял здоровье. Этой пищи им было вполне достаточно, однако народ, как написано, стал обнаруживать прихоти.

А большинство современных христиан имеет в достатке фрукты, овощи, молочные и злаковые продукты. Так зачем им мясо? Зачем причинять страдания животным? Зачем убивать их? Ради прихоти? Ради чревоугодия? Выходит, что так.

Употребление мяса оправдано лишь тогда, когда у человека нет выбора, когда он ограничен в питании, как часто бывало в древности, когда жили пророки и апостолы. Две тысячи лет назад человек не мог, прогуливаясь посвистывая, зайти в ближайший супермаркет и без проблем купить всё, что ему нужно.

Сегодняшние охотники и рыболовы, отправляясь на промысел, непременно посещают магазин, чтобы купить провиант.
Они идут на охоту ради пропитания? Нет. Они, пресыщенные и скучающие, берутся за ружьё, чтобы насладиться убийством беззащитных зверюшек, которые готовы хоть на Луну взобраться, лишь бы спрятаться от ошалевших царьков природы.

В своём самом знаменитом романе Герман Мелвилл писал: «Сходите субботним вечером в мясные ряды и полюбуйтесь толпами живых двуногих, которые глазеют на целые шеренги мёртвых четвероногих. Вам не кажется, что такое зрелище может утереть нос каннибалам?»

А его более оптимистичный и не менее популярный соотечественник  Генри Дэвид Торо уверял «что человечеству суждено, при его дальнейшем совершенствовании, отказаться от животной пищи, как дикие племена отказались от людоедства, соприкоснувшись с племенами более цивилизованными».

Надеюсь, так и будет. Хотя бы с христианами.

Ведь тот, кто не ест мяса, старается жить по-райски. Он привносит частичку потерянного рая в наш прОклятый, страдающий мир. А промышленные фермы и скотобойни это поистине ад для животных. Да и люди работающие там вряд ли становятся лучше духовно.

Франциск Ассизский утверждал, что «человек, не относящийся с состраданием к любой Божьей твари, и к людям будет относиться точно также».

Кто хочет узнать, что творится на современных фермах и бойнях может найти в Интернете все необходимые книги и фильмы. Не для слабонервных.

В-третьих, примечательно, что апостол Павел не исключает, а наоборот советует навсегда отказаться от мяса, если это нужно для благого дела. В послании к Коринфянам он повторяет это: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор 8:13).

В-четвёртых, христианам-вегетарианцам, конечно же, не следует чересчур гордиться своей воздержанностью и добрым отношением к животным. Лучше повторять, как учил Христос: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17:10). А христиан-мясоедов надо не осуждать и уничижать, а увещевать с помощью Писаний, которые любой христианин должен изучить как можно лучше.


* * *

А ещё христиане-мясоеды пытаются оправдать своё мясоедство с помощью жертвоприношений. Некоторые из них восклицают: «Ведь Бог повелел приносить животных в жертву!»

Верно, повелел. Очень-очень давно. А две тысячи лет назад Христос принёс себя в жертву на кресте, после чего в смерти животных на алтаре отпала всяческая нужда.

Тут стоит заметить, что принесение в жертву животных было нужно не Богу, а людям.  Животные в древнем Израиле приносились в жертву за грехи. «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9:22). Но и эти жертвы стали не нужны, после того как «Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4:4-5).

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5:17-21).

«И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется 'святое'. За второю же завесою была скиния, называемая 'Святое - святых', имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр 9:1-28).

Только не стоит впадать в заблуждение и думать, будто какие бы то ни было жертвы избавят грешника от наказания за преднамеренное преступление. Человек, живший по ветхому завету, не мог избежать наказания за умышленный грех. Например, убийца или прелюбодей карался смертью. Тут ни о каких жертвах и речи не шло. Так и жертва Христа не распространяется на тех, кто «произвольно грешит».

«Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть» (Исх 21:12-14).

«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр 10:26-29)


6. ВЫВОД

А вывод в свете всего вышеприведённого однозначен – если у человека есть возможность жить без мясной пищи, то он обязан такой возможностью воспользоваться. Это будет полезно для его духовного и физического здоровья. Это поможет ему скорее достичь духовного совершенства. Так он будет меньше делать зла.

Да, в современных развитых странах мясоедство является дурной привычкой наряду с алкоголизмом и табакокурением.

А вегетарианство – добродетель, благотворно влияющая на человека.

Если многие атеисты, любящие животных, становятся вегетарианцами, то что говорить о христианах, исповедующих вечную совершенную любовь?

«Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3:18). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, задал людям хороший вопрос: «Вы можете посмотреть животному в глаза и сказать: «Мой аппетит важнее твоего страдания?»

К сожалению, большинство людей своими ежедневными поступками отвечают: «Можем».

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак 4:17).