Вытегра. День десятый

Анатолий Дудник
(Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2015/08/29/260)

Пройдя за ночь Онежское озеро, наш теплоход  встретил утро 26-го мая в Вытегре - старинном городке на берегу  одноименной реки в 16-ти километрах от Онеги.

В 7.30 причалили.  После завтрака северное солнце светило особенно ярко: глубокие тени на лицах  явно мешали фотографированию. Внук в своей "каске" непрестанно щурился - нормальных снимков не получалось. Я нервничал, но ничего поделать  не мог.

Мимо этого городка на Волго-Балтийском водном пути мы за  два круиза уже прошли по три раза. Этот город  Вологодской области с населением  около 11-ти тысяч человек, пожалуй, не перепутаешь с другим: если на берегу возвышаются горы спиленных сосен, берега на подходах низкие, заросшие кустарником и чахлым березняком,  по бурого цвета воде часто проходят крупные суда, а за гаражами, что на самом берегу реки, то ли загорают в трусах, то ли курят два пацана  лет 12-13-ти, то не ошибёшься - проходишь Вытегру!

Ещё один верный ориентир местечка, к судьбе которого в 1710-ом году приложил руку Пётр Первый  -  самая что ни на есть настоящая подводная лодка, расположенная на берегу: когда подходишь к городку по пути в Онежское озеро, кажется, что лодка идет на пересечение курса по носу.  Вот на платную экскурсию на неё мы и записались. Ещё была предусмотрена обязательная бесплатная пешеходная экскурсия по городу с посещением Краеведческого музея или  Музея "Водные пути Севера". 

Группы туристов - марксистов возбуждённо, как аквариумные рыбки у кормушки, колготились на причале в предстартовом экстазе. Подошедшие  местные экскурсоводы уточнили порядок движения групп. По приподнятому настроению встречающих чувствовалось, что нас ждали и нам  искренне рады! По реке в тишине, тем временем, мимо нас шли суда - туристы с интересом их рассматривали. Было непривычно тепло. "С погодой сегодня повезло!" - отметила супруга.

Наконец, группы пошли вслед  за своими экскурсоводами. Нашей группой "помыкала" дама лет 55-ти. Рассказывала  о городе и его жителях интересно. По пути зашли на упомянутую выше подводную лодку Б-440, являющуюся музеем.  Внук, супруга и  я, прослуживший 10-лет на надводном корабле, как и остальные туристы, с интересом знакомились с "экспонатом". Наверное дизельная лодка была большой среди своих собратьев, так как внутри её корпуса было сравнительно  свободно.  Этот списанный боевой корабль был доставлен в Вытегру и превращён в отличный музей по ходатайству главы администрации города - моряка. Параллельно лодке шла аллея с портретами моряков, родившихся в Вытегре. 

С точки зрения удобства  экспозиции, на лодке всё было толково продумано и  сделано: хороший доступ к "интерьерам"  и отличное освещение.  Механизмы, устройства и трубопроводы были выкрашены краской в различные цвета. "Самый опасный человек на корабле - матрос с кисточкой!" - вспомнил я.  Вовсе не было ощущения музейной зачуханности. "Молодцы!" - подумал я о местных  музейщиках. Одна девушка даже была в морской форме. Работники музея явно постарались произвести хорошее впечатление на гостей города.  Молодая женщина лет 30-ти в нарядном платье, что знакомила нас с подводной лодкой, лишь несколько раз вместо "командир корабля" или "командир подводной лодки" сказала  "капитан", на что я в возможно доброжелательной форме обратил её внимание в конце экскурсии.

В одном из отсеков лодки гид демонстрировал работу корабельной трансляции. Когда женщина произнесла несколько слов в до боли знакомый микрофон, а по отсекам разнеслись, шарахаясь по металлическим переборкам,громкие жёсткие слова, способные поднять мёртвого из могилы, у меня, было,   дрогнуло в груди и инстинктивно потянулась рука к микрофону, как к стакану: хотелось, как 20 - 25 лет назад, будучи дежурным по тяжёлому авианесущему крейсеру по возможности бархатным, а не истеричным голосом  подать   короткую команду: "Команде вставать! Койки убрать!", после которой на боевом корабле всё  разом приходит в движение. Сходил с лодки на берег, как  с борта родного корабля. "Зацепило, однако!"  - думал я, поджидая своих и чувствуя, как охватившее меня волнение  постепенно проходит.

В конце улицы располагался мемориальный комплекс, посвящённый героям Великой Отечественной войны, а немного не доходя до него справа - местный Краеведческий музей. Залы небольшие, но богато укомплектованные экспонатами. Чучела обитателей местных лесов были расставлены тут и там. В одном из залов у входа на задних лапах стоял  бурый медведь поистине огромного роста. В прохладном зале с оскалившимися за стеклом волками было приятно посидеть во время рассказа экскурсовода - На улице уже было жарковато.

С интересом проведя время в музее, я вынужден был довольно сильно трансформировать своё первое впечатление о природе: до этого мне казалось, что вокруг болота да река. "Богатый край!" - думал я, поджидая супругу и внука у магазина. Они вышли с мороженым и пивом. "Что ещё отечественному туристу надо для полного счастья в жаркий день?!" - думалось мне по пути к пристани. Перед ней метров за сто отличной вяленой плотвой торговал мужчина: 20 рублей штучка, 100 рублей - кучка из пяти штучек.

Парило, облака загадочно кучерявились, то ли обещая в скором времени дождь, то ли просто пугая. Но нас не испугать: теплоход с прохладной каютой рядом сразу за площадью, на которой легковушка - два мужика торгуют сувенирными корабельными штурвалами. Зная как дорого они стоят в столице, я с интересом рассматривал один за другим. Были и под светлым, и под тёмным лаком. Меня от покупки удержали лишь два обстоятельства: крупноватые в обхвате ручки поделки и - взгляд ведущего бухгалтера. "Сметой не предусмотрено!" - перевёл я на основе опыта  35-летней совместной жизни. "На нет и руля - нет!" - думал я, возвращаясь на теплоход. До отправления "Карла Маркса" в рейс и обеда оставалось 15 минут.

Остаток дня проходили шлюзы с второго по шестой. Подступы к шлюзам  были чисты, безлюдны и безмолвны. Лишь на одном из мостиков через шлюз стояли молодые люди и кому-то из наших туристов приветливо махали."Привет! Привет!"


(Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/03/216)