Ах, обмануть меня не трудно с дополнением...

Евгений Борисович Мясин
На фотографии - Нью-Йорк, 38-й этаж, далеко не последний.

На днях я столкнулся с еще одним способом обмана - телефонным. Сейчас этот способ распространен. Обычно звонят пожилым людям и сообщают, что сын или муж попали в историю и им срочно нужны деньги. Случается, что деньги передают якобы по просьбе пострадавшего незнакомцу и ...
Меня же звонок застал днем в постели. - Слушай, мне срочно нужны деньги, я потом отдам. Голос показался знакомым и манера разговаривать тоже.Сын живет отдельно и иногда просит по немногу.- Ты что ли? - Я, я, я. Срочно! -Сколько? - Очень много, 230 тысяч. - Ну, у меня нет столько. - А сколько? - Мне нужно подойти к компьютеру и посмотреть.-Я через минуту перезвоню. У меня возникли сомнения. Я набрал номер сына.Были короткие гудки. Снова, никто не отвечает. Опять звонок. - Ты узнал? - Я не дошел до компа. А куда тебе их перевести. На твой счет? Звонивший явно разочарован. -Я подумаю. Перезвоню через минуту. В это время раздался новый звонок. -Ты мне звонил? - У меня только что хотели получить для тебя много денег. Ну. конечно, это подстава, мошенники. - Не вздумай на такие звонки реагировать. Всегда проверяй. Сказал сын. Кстати, в Этом случае имя сына не было упомянуто ни разу.Через минуту новый звонок. -Ну, решил? - Решил, пошел ты! Звоню в милицию. -Звони, звони своему участковому. Будь здоров, не кашляй! С этими словами звонок был прерван. Так, что совет всем. Не попадайтесь на такие уловки. Обязательно перепроверяйте, кто звонил или звонил ли. А теперь прежний текст.

Почему это так часто случается,  объяснил А.С.Пушкин последней строкой известного всем стихотворения «Признание»: «Я сам обманываться рад».

Действительно,  почему взрослые  опытные люди частенько попадают в руки мошенников? Способы бывают разные. Иногда  используется  ловкость рук,  иногда гипноз. Но если бы не излишняя доверчивость, а иногда  и человеческая  жадность – всего бы этого можно было избежать.  Над этой проблемой я задумался, когда прочитал рассказ Александра Киселева «Гости-мошенники». В основу рассказа была положена история об индусах, останавливающих прохожих с просьбой обменять доллары на рубли или хотя бы показать, где находится обменный пункт. Если человек останавливался и готов был показать направление, куда идти, то, сославшись, что еще не видели российские купюры,  индусы просили их показать. Ну, а дальше, придя домой,  доброхоты недосчитывались значительной части содержимого своего кошелька.  Чем-то подобным славились цыгане.Начиналось обычно со слов:  «Позолоти ручку, красавец». – ну, а дальше это заканчивалось для жертвы потерей денег, колец, сережек – словом всего, что в процессе гадания выкладывалось на руку цыганке.

Один раз в далекой юности я был свидетелем цыганской ловкости рук в действии.  Я с компанией студентов  медицинского института сидел на 15-ом этаже гостиницы Москва в известном и любимом москвичами кафе «Огни Москвы». Народу вечером там всегда собиралось много, а в тот раз там шумно что-то свое праздновал целый табор цыган. Взрослых было десятка два, кроме того между столиками постоянно крутились цыганята. В какой-то момент табор начал сниматься. Настала пора расчета. 

Старший, видимо, их барон  стал обходить своих и собирать деньги. Это выглядело как броуновское движение.  К нему по очереди подходили цыгане вручали деньги, потом некоторые из них подходили к старшему еще раз,  а он в свою очередь им что-то возвращал.  Это все делалось на виду нескольких официантов, которые сгрудились у цыганского стола.  Тут Серега подлил масла в огонь, обратившись к подошедшей к нашему столику официантке: « Вы следите за ними, а то уйдут,  не расплатившись, они такие!» Официантку как ветром сдуло, но уже через пару минут она привела подкрепление из еще нескольких человек во главе с вальяжным солидным мужчиной, по-видимому, метрдотелем. Он  подошел к цыганскому барону и потребовал расчета.

Дальше цирк с непонятными телодвижениями повторился. Старший цыган начал пересчитывать деньги. Их, по моим прикидкам,  могло  быть рублей двести-триста. Тогда хорошо посидеть  с водочкой, шашлыком или люля-кебабом, с горячей и холодной закуской,  овощным салатом можно было рублей за десять-пятнадцать. Но деньги,  которыми расплачивались цыгане, были все  мелкие – рубли и трешки. Несколько раз цыган вручал деньги метру. Тот пересчитывал, видимо,  не хватало, тогда он возвращал их, цыган кивал своим, те что-то добавляли. И так это всё продолжалось несколько раз. Наконец метр удовлетворенно кивнул и сделал знак, чтобы его люди освободили проход.  Цыгане шумною толпою … двинулись к выходу. В зале стало сразу намного тише.

 Мы продолжили свою трапезу. Нам давно уже принесли горячее, но мы про него напрочь забыли, с интересом наблюдая за табором и ожидая развязки.  В конце вечера за расчетом подошла наша официантка. «Представляете, какой ужас? Вы были правы -  в кассе недостача почти двести рублей. Позвонили в милицию, чтобы тех цыган задержали, а их и след простыл», - взволнованно поведала она о случившемся. Что тогда произошло на самом деле? Виноваты ли цыгане или вальяжный метр решил использовать ситуацию в свою пользу – ведь недостачу бы поделили на всех  - тогда и теперь уж никто не ответит.

Лично я  в жизни два раза столкнулся с попыткой подобного обмана. Первый раз это было, как ни странно в Нью-Йорке, где заканчивалась ознакомительная поездка по стране нашей группы защитников прав потребителей. Наш отель был в самом центре Манхеттена  на углу Бродвея и какой-то (номера не помню) боковой улицы. Был выходной и для нас свободный день. Рано утром я вышел на улицу, чтобы зайти в какую-нибудь забегаловку и наскоро позавтракать, прежде чем отправиться знакомиться с достопримечательностями Нью-Йорка. Не успел я отойти и ста метров, как меня остановил мужчина лет сорока - лицо кавказской национальности (как бы это отметили в протоколе наши менты). Он с кавказским акцентом обратился ко мне: «Слушай, дорогой, я отстал от группы, а мы собрались... как пройти?» 

Куда он собрался, я уже сейчас не помню, но решил ему помочь. У меня с собой была карта города. Мы остановились у какой-то тумбы на перекрестке и стали рассматривать карту. В этот момент, что-то упало мне под ноги. Кавказец быстро наклонился и поднял скрученную в трубочку и перевязанную резинкой пачку долларов. Ну,  прямо,  как в кино про гангстеров,  передающих друг другу плату за заказ  кого-нибудь ликвидировать. «Это твое? - спросил он,- Ах, нет, давай поделим!»  Но я в Москве уже был наслышан об этой схеме.

По отработанному сценарию вскоре должен появиться третий, а то и несколько человек, «потерявших» деньги. При этом  уже  не важно,  успел ли ты поделиться с незнакомцем или просто  задержался. Они начнут проверять твои карманы,мол,  не присвоил ли ты себе, что-то из «пропажи»,  а потом уже дома ты недосчитаешься кругленькой суммы. Поэтому я  быстро свернул карту и, сказав, что всё, будь здоров, не кашляй, быстро-быстро почти бегом рванул по Бродвею. При этом успел заметить боковым зрением, что к нашей тумбе уже спешил здоровенный негр (ах, извините, афро-американец, как теперь этого требует так называемая  политкорректность),  вынырнувший невесть откуда, как чертик из табакерки.

Вечером за ужином наши женщины со смехом рассказали, что их тоже и по описанию тот же кавказец пытался надуть. Но,  слава Богу, наша группа состояла из ушлых защитников прав потребителей и была знакома с этим видом мошенничества. Потом кто-то из гидов нам пояснил, что в отеле, где мы жили, обычно останавливаются граждане России и других стран бывшего СССР. Зная это, мошенники, отследив выходящих из отеля людей и определив их происхождение, выпускают вперед своих русскоговорящих, а далее применяют разнообразные приемы мошенничества. Наши за кордоном, без прежних райкомовских "пугалок"- строгих инструктажей перед выездом граждан за бугор – того нельзя, это не делай, в контакты не вступай и т.п.,  стали расслабляться и попадать в ловушки.

Совсем недавно уже в Москве меня попыталось подловить, как ни странно, опять же лицо кавказской национальности.  Я возвращался из ближайшего магазина и шел дворами. В одном месте узкая дорожка идет между двумя оградами. С одной стороны парковка, с другой площадка детского сада. Идти можно только вперед или назад. Молодой, хорошо одетый, высокий кавказец шел мне навстречу. Когда мы поравнялись, он внимательно посмотрел на меня. В руках у меня были две  сумки с покупками. Проходя мимо него,  я услышал, как позади меня что-то упало. Я прошел еще несколько шагов вперед, остановился и обернулся.

 Ну, так и есть - на асфальте лежал толстый бумажник. Кавказец тоже резко остановился и, развернувшись, уставился с явным ожиданием, что я буду делать дальше. Тут уже я выдал ему текст, оттянувшись  по полной программе и даже больше. Цитировать сказанное  не буду во избежание репрессий со стороны издателей, но, полагаю, что эти выражения хорошо знакомы всем, в особенности строителям и морякам. К словам в качестве дополнительного аргумента  я вытащил телефонную трубку,  пообещав вызвать милицию. Кавказец что-то злобно прорычал, подхватил бумажник и был таков.

  Так что, не только индусов и цыган надо остерегаться.