Хельсинки

Братья Бирт
               

                Главное решится на поездку. Уже в пятницу я взял билеты на паром в столицу Финляндии. Никаких тебе виз, приглашений, никаких тебе отпечатков пальцев. Езжай куда надумал. Паромов ходит из Таллинна несколько. Мне дали билеты на самый большой паром «Super Star». Туда и обратно всего-то девятнадцать евро. Рано утром я уже в порту. Пассажиров собирается всё больше и больше. Некоторые из них едут с маленькими детьми. Я взял с собой только небольшую сумочку, а в основном пассажиры с чемоданами на колёсиках, с сумками, рюкзаками. У каждого своя цель поездки. В семь тридцать мы должны отчалить. Интересно, так и будет или запоздаем? 
                Паром оказался гигантским – 177 метров в длину и около тридцати в ширину, имеет десять палуб в разных уровнях!  На нём можно перевести за рейс более двух тысяч пассажиров и 665 легковых машин. Оно и понятно: пятьдесят тысяч жителей Эстонии работает в Финляндии. Рядом стоял другой паром «Baltik Queen“, чуть поменьше «нашего». Мне вдруг показалось, что он начал движение, но это, оказывается, мы стали отчаливать от пристани. И кстати, на десять минут раньше расписания! Нас было много, и я невольно подумал: «Будем, как шпроты в консервной банке». Всё оказалось совсем не так. Палуб много и всем хватило места. Одни сразу же принялись завтракать, другие спать, кто-то занялся детьми, многие погрузились в свои ноутбуки и смартфоны. Я забрался на самый верх, где открытая палуба и любовался морем, городом, сделал много хороших снимков.
                Через час Таллинн уже еле угадывался на горизонте. И когда он почти исчез, стал  вырисовываться на другом берегу  Финского залива Хельсинки. Всего-то два часа ходу! Вскоре наш паром пришвартовался в порту  столицы Финляндии. Там уже стояли другие паромы и круизные корабли, маленькие судёнышки и катера. Пассажиры засуетились и со своими чемоданами, рюкзаками стали подтягиваться к выходам. Когда мы шли по специальным коридорам из парома в порт я заметил, как из нашего «Super Stara» выезжают автомобили. Их было много.
                Уже в самом порту я случайно встретил русскую девушку и от неё узнал, что до центра можно добраться на трамвае №9, остановка «Kamppi». Билет на трамвай стоил три евро! Оно и понятно с ихними зарплатами в две-три тысячи евро!  У нас в Таллинне туристы платят одно евро 60 сентов, а жителям города поездка обходится бесплатно. Только я вышел на своей остановке, как услышал на площади какие-то возгласы, крики. Оказывается, на маленьких огороженных пластмассовыми низкими бортиками кортах, играли специальными клюшками в мяч. Это разновидность флорбола. Шквал эмоций зашкаливал! Ворота в этой игре всего-то 50 сантиметров на 50!  Состав команды – три человека: одна  девушка и двое  парней. Кстати, Финляндия чемпион мира по флорболу 2008 и 2010 года. Постоял, посмотрел с интересом несколько игр и пошёл дальше по улице Simonkatu. По пути фотографировал город. Улицы широкие, чистые, много современных магазинов. Дома большие красивые. Часто встречаются  туристы из Японии. Их и у нас в Таллинне хватает. В своих продвижениях я ориентировался на высокую башню с часами. Запоминал свой обратный путь, чтобы снова оказаться вблизи «Kamppi». Так незаметно я вышел на какую-то длинную барахолку между двумя параллельными улицами. Чем только там не торговали: антиквариат, книги, платья, посуда, украшения. Мне показалось, что торговцы, в основном были турки, хотя одну женщину видел славянского типа. Она говорила чисто по-русски. И это был один из редких моментов, когда я слышал родную речь. Вот так, продвигаясь, по этому своеобразному рынку, я оказался в каком-то порту. Это был не тот порт, куда пришвартовался наш гигантский паром. Здесь тоже были свои корабли и катера, но не такие громадные, как там. По карте я определил, что передо мной залив "Hietalahti". Я перекусил и пошёл кататься на большом колесе обозрения. Оно возвышалось прямо у самого берега. Кстати, за билет я заплатил 12 евро! Совершил три оборота! Могу сейчас только отметить, что я с нетерпением ждал остановки этого "чёртова колеса"! Там я сделал три интересных фото с высоты птичьего полёта. Совсем недалеко, за старинным замком  на возвышении, снова стояли корабли. Они были разные, и среди них я приметил даже старинные парусники. Вообще, надо заметить, город и море органично связаны между собой. Море само по себе не обособленно, оно полностью служит людям.
                Запомнился один пожилой полный турок с перемотанными грязными тряпками на опухших ногах. Он выбрал себе место для сбора милостыни на маленьком каменном мостике. Еле передвигаясь,  он протягивал бумажный стаканчик для сентов,  жалобно, что-то приговаривая. Я не прохожу мимо таких людей и всегда что-то даю.
                Отошёл  от  пристани, свернул на небольшую улочку, которая вывела меня на белую церковь. Она была  торжественна и изящна. На площади перед ней стоял красивый памятник русскому императору Александру II . Он стоял во весь рост. Мне было приятно, что императора здесь не забыли и его чтут. Улица, по которой я шёл, так и называлась «Aleksanterinkatu». Недалеко от памятника расположился со своей старинной шарманкой уличный финский бард. Мне понравились его задушевные песни. Пожилой полный мужчина пел от души. Видно было, что это занятие  доставляет ему большое удовольствие.               
                С этого момента я решил двигаться в обратный путь. Снова  посетил барахолку, затем оказался среди  мини кортов. Игры шли полным ходом, страсти на  площадках накалились: при каждом забитом в сетку мячике был взрыв эмоций. Видимо, игры подходили к финалу. Это пока я гулял, целых четыре часа, они всё играли!
                Через полчаса я уже был в порту. Уставший от всех эмоций, от ходьбы я сидел в кафе и ждал время посадки на паром. Напротив, за круглым столиком сидели двое: маленькая японка и толстый с большим животом огромный лысый финн. Она смотрела в круглое зеркальце,  наводила тени под глазами и красила губы. Защитные чёрные очки у неё были запрокинуты на волосы. Толстяк сидел за ноутбуком. Он в интернете и никого не замечал. Я, глядя на эту пару, подумал: «Неужели такого можно любить?»
                Снова толпа пассажиров, снова длинный высотный посадочный коридор и опять полюбившийся мне «Super Star». Всё то же самое кроме погоды: поднялся сильный ветер. С верхней палубы все перебрались вниз. Сидя у окна, я долго наблюдал за волнами: как рождается вал, как он, вздыбившись, опускается медленно вниз. Чувствовалось, что-то живое мощное. Для такого громадного парома это был не шторм. Я решил сделать снимок набегающих волн. Поднялся на пустующую верхнюю палубу и пошёл до поручней на самый край. Высота волны была метра два, в лицо бил сильный порывистый ветер. Вся палуба была в мороси. Мою куртку стало закидывать мне на голову. Вернулся назад, застегнулся на все пуговицы и пошёл снова на край парома. Там я и сделал хороший морской кадр.
                Проголодавшись, зашёл в столовую, взял за пять евро тарелку супа. Конечно, не наешься, но  немного подкрепился. Кстати, тарелка была  неглубокая, и я быстро расправился с её содержимым. Уже через полчаса мы прибыли в Таллинн.

Август 2015г.