При Великом Строе денег не было, и мысли о них не поощрялись. Неумение их заработать приравнивалось к величию души, а презрение к ним – к служению идеалам. Да и не только Великий Строй тому причина…
Не перепахивая собственную литературную память, а лишь лениво порывшись в ней, не припомню я у классиков уважения к деньгам и к людям, ими обладавшими. А вот Зло, порожденное деньгами – помню отчетливо…
Любой роман Достоевского, «Воскресенье» Льва Толстого, пьесы Островского…
Обломов, сломленный ленью и самообманом для нас странным образом милее честного и рационального Штольца.
«Вишневый сад», где под топорами Лопахина гибнет дворянская жизнь, в которой «человека забыли…».
В других культурах иначе. Хоть у Теккерея, хоть у Драйзера, или у Бальзака и Голсуорси… Деньги делили на новые и старые, чистые и нечистые, но они не были добром или злом. Лишь служили литературным героям верой и правдой, как, например, у Оскара Уайльда, где «Счастливый принц» оделяет бедных детей драгоценностями и лепестками золота своих одежд.
А у сказочника Николая Носова «Незнайка», его друзья и весь их Солнечный город вообще обходятся без денег. Нет в них нужды! Хранит наша традиция детей от них.
Она ведет деньги по тропе порока так далеко, что превращает их в моральную-аморальную, то есть в нравственную категорию.
Деньгам не нужна нравственность!
Они знают свое место - инструмент, механизм: мера стоимости, средство обращения, платежа, образования сокровищ… Но и права свои они знают хорошо. Они выше амплуа героев, тиранов или лакеев, они не частность. Они -- всеобщий эквивалент.
Всеобщий, понятно?! Вот эти «нули», считающиеся вульгарными и даже «низкими» - они и есть показатель нашей значимости. Не мы им, а они нам дают роли, которые мы способны – или не способны – сыграть. Они меряют разум и эффективность общества и даже наш ум, а то и совесть. А иногда и богатство души.
Вульгарно? Пожалуй ДА! Увы, простые абстракции всегда просты, а потому бедны. Деньги требуют уважения. Взамен они дают нам ясную картину мира. А за отказ в звании главного мерила и всеобщего эквивалента, за жердочку, отведенную им на нравственной шкале где-то между презренным и низким, они мстят.
Мстят жестоко - искажая картину мира и устройство общества, ставя с ног на голову высоконравственные идеалы и бесспорные ценности. Деньги отравляют нас лицемерием. А справедливые рассуждения о том, что богач бывает мерзавцем, а нищий прекрасен душой – перестают быть противоядием.
В искаженной картине мира рынок – во многом жестокое, но единственно разумное устройство общество – становится враждебной человеку стихией, которую требуется обуздать. В нем сложно создать богатство просто трудом, нужно проявлять изрядную изворотливость, выискивая в себе и скрывая от других дремлющую в каждом способность на низость. … Финансовая состоятельность уже не признание успеха, а признак духовной обделенности… И вот уже сам труд предстает самоутешением лузеров, ведь богатство безнравственно, раз его можно только «урвать».
И все эти ужимки вопреки очевидному. Все всегда знали и знают ответ на вопрос, заданный еще в XVIII веке российским поэтом Михаилом Херасковым: «Однако может ли на свете прожить без денег человек?»
Круг замкнулся…
При багаже традиций и наследии Великого Строя размышлять о деньгах, как оказалось, непросто. Стыдливо-наивный их игнор закончился с появлением романа Юрия Трифонова «Утоление жажды», его же цикла «городских повестей» и откровенной для того времени повести Валентина Распутина «Деньги для Марии». Затем настал период множества «Духless», и вампирских (Виктор Пелевин «Empire V») обликов денег. Все та же плата за желание углядеть в деньгах то ли нравственное, то ли безнравственнное. И в сегодняшней прозе не получается справиться с деньгами. У Александра Кабакова в романе «Все поправимо» герой, справившись с жутью великого строя, теряется в лицемерии искаженных ликов денег, у Дмитрия Глуховского дело дальше сатиры-карикатуры «бизнеса силовиков» не пошло, у Александра Терехова опять безнравственность заносов и поборов, поборов и заносов, и так до конца национального бестселлера. А у многих, особенно о «подлинно высоком» пишущих, денег в их картине мира как не было, так и нет. Не дается правда о них. Может, это тоже часть их мести?
А мне хочется пропеть оду деньгам. Они ее заслужили!
Полностью текст читайте на: http://snob.ru/profile/23854/blog/97166