Любите деньги чистою любовью!

Елена Викторовна Котова
При Великом Строе денег не было, и мысли о них не поощрялись.  Неумение их заработать приравнивалось к величию души, а презрение к ним – к служению идеалам. Да и не только Великий Строй тому причина…

Не перепахивая собственную литературную память, а лишь лениво порывшись в ней, не припомню я у классиков уважения к деньгам и к людям, ими обладавшими.  А вот Зло, порожденное деньгами – помню отчетливо…

Любой роман Достоевского,  «Воскресенье» Льва Толстого,  пьесы Островского…

Обломов, сломленный ленью и самообманом для нас странным образом милее честного и рационального Штольца.

«Вишневый сад», где под топорами Лопахина гибнет дворянская жизнь, в которой «человека забыли…».

В других культурах иначе. Хоть у Теккерея, хоть у Драйзера, или у Бальзака и Голсуорси… Деньги делили на новые и старые, чистые и нечистые, но они не были добром или злом.  Лишь служили литературным героям верой и правдой, как, например, у Оскара Уайльда, где «Счастливый принц» оделяет бедных детей драгоценностями и лепестками золота своих одежд. 

А у сказочника Николая Носова «Незнайка», его друзья и весь их Солнечный город вообще обходятся без денег.  Нет в них нужды!   Хранит наша традиция детей от них. 

 Она ведет деньги по тропе порока так далеко, что  превращает их в моральную-аморальную, то есть в нравственную категорию.

Деньгам не нужна нравственность!

Они знают свое место - инструмент, механизм: мера стоимости, средство обращения, платежа, образования сокровищ…  Но и права свои они знают хорошо.  Они выше амплуа героев, тиранов или лакеев, они не частность.  Они -- всеобщий эквивалент.

Всеобщий, понятно?!  Вот эти «нули», считающиеся вульгарными и даже «низкими» - они и есть показатель нашей значимости. Не мы им, а они нам дают роли, которые мы способны – или не способны – сыграть.  Они меряют разум и эффективность  общества и даже наш ум, а то и совесть.  А иногда и богатство души.

 Вульгарно?  Пожалуй ДА!  Увы, простые абстракции всегда просты, а  потому бедны. Деньги требуют уважения. Взамен они дают нам ясную картину мира. А за отказ в звании главного мерила и всеобщего эквивалента, за жердочку, отведенную им на нравственной шкале где-то между презренным и низким, они мстят.

Мстят жестоко - искажая картину мира и устройство общества, ставя с ног на голову высоконравственные идеалы и бесспорные ценности.  Деньги отравляют нас лицемерием. А справедливые рассуждения о том, что богач бывает мерзавцем, а нищий прекрасен душой – перестают быть противоядием.

В искаженной картине мира рынок – во многом жестокое, но единственно разумное устройство общество – становится  враждебной человеку стихией, которую требуется обуздать.  В нем сложно создать богатство просто трудом, нужно проявлять изрядную изворотливость, выискивая в себе и скрывая от других дремлющую в каждом способность на низость. …  Финансовая состоятельность уже не признание успеха, а признак духовной обделенности… И вот уже сам труд  предстает самоутешением лузеров,  ведь богатство безнравственно, раз его можно только «урвать».

И все эти ужимки вопреки очевидному.  Все всегда знали и знают ответ на вопрос, заданный еще в XVIII веке российским поэтом Михаилом Херасковым: «Однако может ли на свете прожить без денег человек?»

Круг замкнулся…

При багаже традиций и наследии Великого Строя размышлять о деньгах, как оказалось, непросто. Стыдливо-наивный их игнор закончился с  появлением романа Юрия Трифонова  «Утоление жажды», его же цикла «городских повестей» и откровенной для того времени повести  Валентина Распутина «Деньги для Марии».  Затем настал период множества  «Духless», и вампирских (Виктор Пелевин «Empire V») обликов денег.  Все та же плата за желание углядеть в деньгах то ли нравственное, то ли безнравственнное.  И в сегодняшней прозе не получается справиться с деньгами.  У Александра Кабакова в романе  «Все поправимо» герой, справившись с жутью великого строя, теряется в лицемерии искаженных ликов денег, у Дмитрия Глуховского дело дальше сатиры-карикатуры «бизнеса силовиков» не пошло, у Александра Терехова опять безнравственность заносов и поборов, поборов и заносов, и так до конца национального бестселлера.   А у многих, особенно о «подлинно высоком» пишущих, денег в их картине мира как не было, так и нет.  Не дается правда о них.  Может, это тоже часть их мести?

А мне хочется пропеть оду деньгам.  Они ее заслужили!

Полностью текст читайте на: http://snob.ru/profile/23854/blog/97166