подарок. Таша в подземелье

Галина Терешенок2
               
      Наталье Ивановне, даме предпенсионного  возраста, иногда снились кошмары. Причём один из них время от времени повторялся и Наталья Ивановна обычно просыпалась от собственного крика. Ей снился острый как бритва нож с самодельной цветной ручкой, приставленный к  горлу. И мужской шипящий голос :  « Ты же меня не выдашь, девочка». От этих снов Наталье Ивановне становилось страшно, она вставала, шла на кухню, включала чайник и остатки кошмара быстро исчезали, под гудок кипящего чайника и яркого освещения уютной кухни..

                Но однажды Наталья Ивановна задумалась. Женщиной она была начитанной, в юности интересовалась разнообразными теориями по психологии. И где – то она прочла ( Возможно, у Зигмунда Фрейда), что человеку не может присниться то, что он не видел или не чувствовал. Значит, сделала вывод Наталья Ивановна, этот проклятый нож был… Нужно только вспомнить, ведь память иногда старается стереть неприятные воспоминания, дабы уберечь от них человека.  Женщина легла на диван, прикрылась лёгким пледом и стала представлять этот нож. Узкое синеватое лезвие, ручка, набранная из разноцветной пластмассы. Сразу видна ручная работа. И память нехотя стала поддаваться усилиям Натальи Ивановны.

                Хрупкая детская фигурка одной рукой с трудом открывает дверь в подвал, в другой руке у неё сверток. « Да это же Таша, она идет кормить котят», - понимает Наталья Ивановна. И она  снова стала двенадцатилетней девочкой, у которой пропал кот. И   впервые тогда спустилась в подвал под домом, потому что мальчишки сказали, что вроде бы слышали, как в «подземелье» мяукает кот. Таше было очень страшно: тёмно, везде трубы, с которых свисают плети паутины. Таша шла по узким проходам между сараями, лишь кое – где освещенными неярким светом, идущим из грязных подвальных окон, прижав к себе сверток с едой для Рыжика.

              «Рыжик, Рыжик», - позвала девочка и сама испугалась, как глухо прозвучал её голос.  И вдруг она услышала жалобное мяуканье. Кот оказался закрыт в одном из сараев и Таша еле – еле смогла протащить котишку в щель между дверью и полом. На радостях она стала кормить своего дружка и вдруг увидела, как какие – то маленькие существа, отталкивая друг друга, набросились на пищу. Таша сначала подумала, что это крысы и подхватила Рыжика на руки, боясь, что они покусают кота. Но приглядевшись по - лучше, поняла, что это стайка голодных котят беспризорников, которые страшно боялись девочку, рычали и фырчали на неё, как маленькие ягуары, но были слишком голодны, чтобы убежать. Таша отдала котятам остатки еды и пообещала прийти завтра.

                Назавтра девочка, вернувшись из школы, сразу же пошла кормить котят. Их было 9. Таша уже меньше боялась окрушающего её полумрака, она пыталась разделить еду так, чтобы кусочек достался каждому.  Спустя неделю «дикари» привыкли и уже бежали встречать Ташу. Девочка разбила свою копилку и купила фонарик, свет в котором шёл не от батарейки, а от работы кисти рук. Чем быстрее сжимаешь руку в кулачок, тем сильнее свет, и наоборот. ( Честно говоря, Наталья Ивановна забыла, как он назывался).

                Постепенно Таша привыкла к темным переходам и уже не шарахалась неизвестно от чего. То вдруг за спиной послышится тихий звук шагов, то крысы сбросят сверху целый «сноп» паутины. Крысы жили в основном в верхнем яруссе подвалов, на трубах коммуникаций. Однажды Таша не досчиталась одного котёнка и пошла на его поиски. В одном из углов было как то особенно темно и подойдя туда, Таша с удивлением заметила узкий проход. Пройдя по нему, она очутилась совсем в другом подвале, а выйдя на улицу, обнаружила, что стоит во дворе соседнего дома.

                С этого дня  Таша открыла для себя «новую вселенную». Придя из школы домой и второпях сделав уроки, она спускалась в подвалы и искала подземные тропы. Вскоре она выяснила, что через « подземелье» можно пройти насквозь весь город. Если захочешь выйти наверх, к твоим услугам наверху есть бетонные сооружения в виде небольших домиков, обросших мохом, где можно подняться по лестнице, желательно так, чтобы не увидели взрослые: в парке, в глухих закоулках  дворов. Если захотелось есть или пить, можно было наведаться в ближайшее по пути бомбоубежище, где были запасы воды и продовольствия. Замки висели плевые и их можно было открыть и закрыть гвоздем. К тому же, судя по пыли, бомбоубежища должностные лица навещали крайне редко.
            
       Того котенка Таша так и не нашла, а вот ещё двое котят погибли у неё почти прямо на глазах. Какая - то кампания подвыпивших   молодых уродов их изувечили и убили. Девочка услышала вопли котят, но пока добежала, все было кончено и живодёры тоже, к счастью, отправились другим путем к выходу из подвала. Таша собрала оставшихся  котят и раздала на улице прохожим. ( Тогда породистых кошек не покупали).

              Этот случай произвёл на Ташу большое впечатление. Если раньше она спускалась под землю и чувствовала, что она совершенно свободна от всех неприятностей там, наверху, « на Земле» и была счастлива, открывая этот странный подземный мир, то теперь она поняла, что здесь тоже надо быть осторожнее. Причем надо бояться не привидений и чебурашек, а своих же соплеменников, людей.  И девочка стала больше прислушиваться и приглядываться, сравнивая себя с Робинзоном, который вдруг на своем необитаемом острове увидел след дикаря.
 
             В своих скитаниях Таша видела немало странных вещей. В одном подвале стояла ёлка, вся украшенная игрушками, а около нее стояли два канделябра со свечами. В другой раз на глазах у девочки огромный паук плел паутину и она с интересом наблюдала за этим процессом. Видела она и странные переселения колоний крыс из одного подвала в другой. Крысы шли цепочкой, одна за одной, наверно, за вожаком. Через день этот подвал затопила вода, лопнула труба холодной воды. Повезло, что не с горячей. Крысы были хозяевами подвалов, а не кошки. Кошек было мало и она в основном собирали свои кампании вблизи выходов.

               Несколько раз Таша слышала голоса людей, но, помня о судьбе котят она выключала фонарь и  ждала, пока те не уйдут. А если можно было, то обходила другой дорогой. Таша уже очень хорошо знала подземные лабиринты и по существу, была первым диггером СССР. Только в те годы и слова такого не знали.

                продолжение следует.....