ВКШ - Высшая комсомольская школа

Владимир Терентьев-Тавал
               
        1980 год – год проведения Олимпийских игр в Москве. Но этот год больше мне запомнился не этим, а моей очередной попыткой поступления на учебу в ВУЗ. Так получилось, что я находился в постоянном поиске, желание получить высшее образование не покидало меня все время и, поэтому я так старался использовать все выпавшие на меня возможности, к которым я постепенно шел. Мои ожидания были на пике, может ждал какого-то чуда, но жажда знаний не покидала мое созревающее самоутверждение. Постоянно занимаясь с самообразованием, мне, казалось, всего-то ничего – только поступить, а там я бы смог и закончить учебу со всеми студентами…
        Это многоточие не от безысходности положения: часто родители говорили, что надо учиться и двигаться вперед к знаниям; я и сам понимал все существо этого вопроса, но его решение все откладывалось в долгий «ящик». Конечно же, я хотел получить образование и заниматься любимой работой, посвятить себя творчеству и не считаясь со всеми предрассудками идти вперед. Постоянно пропадал в Центральной библиотеке имени М. Горького и занимался моими любимыми предметами.
         Ко мне все время шла удача, от которой я не отказывался никогда. Так же и на этот раз получилось так, что следующий вариант воплощения своих амбиция я нашел все в той же газете «Комсомольская правда». Там очередной раз предлагалось попытать возможность поступить учиться в «Высшей комсомольской школе» при Центральном Комитете Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. И что же надо было делать? Этот вопрос меня мучил недолго. Все бросив, после работы я пошел в Обком комсомола, потому что туда можно было поступить только по прямой рекомендации Областных комитетов ВЛКСМ.Благо я знал где находится наш Обком комсомола, до этого не раз участвовал в комсомольских мероприятиях, собраниях и конференциях. На вахте же меня тормознули и спросили:
- Здравствуйте! Вы куда и кому?!
- Мне бы в Обком комсомола,- промолвил уверенно я.
             Так я поднялся на четвертый этаж в приемную. Там сидела милая девушка и спросила:
- Вы к кому?
- Можно увидеть первого секретаря?- спросил я.
- Секретаря нет. А у вас что за вопрос?- спросила у меня.
             Я рассказал об объявлении о наборе для учебы в ВКШ и, что для этого требуется рекомендация.
- Так … это вам к заведующему организационным отделом Серову надо,- промолвила она и проводила до нужного кабинета.
             Так я познакомился с Серовым Николаем Васильевичем, в то время возглавлявшим отдел комсомольских организация при Чувашском Обкоме комсомола. Я зашел в открытую дверь. Был конец рабочего дня и, наверное, в это время уже никто и не ожидал людей для приема. Он участливо посмотрел на меня и спросил, что меня привело в Обком. Мне опять пришлось рассказать о своей проблеме, которая, как казалось, его заинтересовала. Это же надо, простой трудяга паренек сам пришел в Обком комсомола столь серьезным вопросом, значит подумалось, что в отношении него не все еще потеряно и т.д. Он меня посадил рядом на стульчик, предложил раздеться и спросил, не хочу ли я чего-нибудь выпить? Для близкого знакомства попросил рассказать автобиографию. Я начал издалека…
           Начал рассказывать, что я родился в деревне Качалово Аликовского района Чувашской Республики в семье интеллигенции. Моя фамилия – Терентьев, мать – всю жизнь проработала в начальной школе учительницей, а отец – Терентьев Лев Терентьевич работает председателем Народного контроля в селе Аликово (про отца я особенно произнес гордо). Тут меня Николай перебил и начал спрашивать о том, как живет мой отец. Оказалось, он был знаком с моим отцом и также родился, учился и жил в Аликовском районе, работал в свое время в райкоме ВЛКСМ. После долгой беседы, узнав про меня все, что хотел, он произнес:
- Володя! Ты, конечно, немножко опоздал. Таких кандидатов мы долго искали, но попробую что-нибудь предпринять для решения этого вопроса. Ты зайди ко мне на следующей неделе, а предварительно позвони…,- вот так закончилась наша первая встреча с Николаем Серовым. О нем я расскажу подробно в следующем рассказе, потому как он меня будет сопровождать еще несколько лет.
         Ожидание этой недели, казалось, как мне кажется, очень долгим. В назначенное время позвонил Серову, который сказал, чтобы я зашел завтра после работы к часам пяти. Я как раз и успевал после работы. Придя в Обком в его кабинете застал еще одного человека. Нас познакомили. Это был Александр Таланин – заведующий организационным отделом Ленинского райкома комсомола города Чебоксары. Разговор шел в русле ознакомления и в процессе общения все встало на свои места. За эту неделю Николай Серов «пробил» квоту, т.е. место для поступления в ВКШ в городе Москва и это стало самой главной для меня новостью. Мы с Таланиным должны были подготовить документы: характеристики, рекомендации и личное дело для ВКШ. Все это должны были предоставить в течении месяца, а потом уже и ждать от Центрального Комитета приглашения на поступление и сдачу вступительных экзаменов. Ожидания мои были не напрасны – я получил долгожданное приглашение… Предметы, по которым должен был сдавать экзамены: история, русский язык устно и письменно, иностранный французский - я хорошо знал и не сомневался, что их успешно сдам. Экзамены должны были пройти в июне месяце. Так я стал собираться в командировку в Москву. Перед отъездом у нас состоялась очень откровенная беседа с Николаем. После принципиального разговора и напутственных слов, Николай сказал:
- Владимир, все мы с тобой обговорили. Я буду звонить после каждого экзамена и узнавать о твоих делах… Но больше меня смущает одно обстоятельство и это, может быть, самым главным из существующих проблем. Дело в том, что "Высшая комсомольская школа» - это еще и кузница кадров для политработников в войсках и для Советской Армии. Здесь в основном готовят комсомольских работников в Десантные войска. У тебя очень большой «минус» - наличие Военного билета на руках… Да, может в твоем случае, все будет хорошо, будем надеяться.
           Не мог я предполагать, что это и будет в итоге играть решающую роль в моей судьбе при поступлении на учебу. А, так все хорошо, я быстро собрался в назначенный день в путь–дорогу в город Москва. Благо на мое имя были заказаны билеты на фирменный поезд туда и обратно, как предполагалось, что все же я сдам все экзамены достаточно успешно….
            Во время пути ничего интересного не произошло. Москву я знал хорошо, много раз бывал в гостях у сестры Земфиры и зятя Равила. Не составило труда по адресу доехать до ВКШ, которая находилась на улице Юности. Учебное заведение располагалось на закрытой территории, вход туда был только по предварительно выписанными пропусками или с приглашением на учебу. Учебные и жилые корпуса были расположены рядом. На территории было много зелени,  вековые деревья окружали старинные здания и, казалось, что ты попал в сказку, где должны были исполниться все мои желания. Без проблем устроился в общежитие с другими абитуриентами. Нас было четверо: я из Чувашии, парень из Латвии, другие из Башкирии и Туркмении. У всех были шансы поступить учиться, но конкурс был четыре человека на одно место. Меня это не пугало, потому как я был уверен в своих силах и знаниях.Много нового и интересного узнал в стенах этого учебного заведения. Нас, абитуриентов, собрали в актовом зале и проинформировали об условиях проживания, питания, общественных мероприятиях и сдаче вступительных экзаменов. Чувствовался молодежный задор и неиссякаемая энергия, ведь здесь собрался весь цвет молодежи со всего Советского Союза, того подрастающего коллектива, который в дальнейшем должен был работать и созидать для процветания своей Родины. 
            И вот начались экзамены. Ничего неожиданного не произошло. Все шло своим чередом. В назначенные дни сдавал экзамены, участвовал в мероприятиях, проводимых в ВКШ. Вступительные экзамены по предметам сдал успешно – на «хорошо», но всегда помнил, что здесь еще большую роль играет «конкурс документов», представленных от Областных комитетов комсомола. У каждого человека есть шанс, который он может использовать, и я думал, что его сполна воплотил в реальную возможность для поступления в это учебное заведение. Командировка закончилась и я вернулся домой в свой трудовой коллектив, где работал на строительстве Чебоксарского завода промышленных тракторов, в народе ПО «ЧЗПТ». На встрече с Николаем Серовым я подробно все рассказал и поделился со своими впечатлениями, о духе царящем в стенах этого учебного заведения, о традициях, которые сохранены до сих пор. Все выслушав, Серов сказал:
- Владимир! Ну а теперь нам остается только ждать…»,- выдержав паузу. – Еще недельку.
           Через неделю я узнал, что мои документы не выдержали конкурса и решающим фактором как раз и стал тот момент, что на руках у меня был - воинский билет… К большому сожалению, мои мечты и желания не должны были исполниться, но этим жизнь не кончалась. Второй такой попытки никто не мог дать. Я должен был снова пробиваться самостоятельно через эту брешь, найти реальное воплощение своих желаний и стремиться к ним. Как раз этого стремления и большого желания у меня не было и занимать, оно перло из меня всегда. Не стоило мне сильно расстраиваться. Мне-то всего и было двадцать годков, казалось еще вся жизнь впереди, воплощение не исполненных желаний и тревог, которые могли меня ожидать впереди, и через которые надо было достойно пронести свое имя, чтобы потом «не стыдно было за бесцельно прожитые годы…».
           Так закончилась моя эпопея с поступлением в Высшую комсомольскую школу, кузницу кадров для молодежи. Она стала большим уроком для моего возрождения, так я узнал и другую сторону жизни - более насыщенную и интересную. На несколько лет у меня прервалась связь с Николаем Серовым. В 1982  году в ноябре я призвался в Советскую Армию, а Серов – отправился в то время в командировку в Афганистан для укрепления молодежного движения в суверенной стране. Ну, а это уже другая история…

22 октября 2014 года.