Мысль и слово

Валерий Протасов
Говорят, кто ясно мыслит, тот чётко излагает. Это стало трюизмом, почти пошлостью, даже стыдно повторять. Для греков и римлян, среди которых процветало искусство риторики, ценившееся выше многих других талантов, это не подлежало сомнению. У них был вкус к краткости, и жанр афоризма был полноправным и очень популярным среди других видов красноречия. Но в наши дни, когда знания о человеке, о речевой области мозга намного обширнее, приведённое утверждение кажется слишком наивным. Взаимоотношения между словом и мыслью сложнее, чем представлялись древним.
Бывает так, что не только мысль диктует слову, но и слово диктует мысли. Люди пера это хорошо знают. Вдохновение часто опережает сознание. Слово уже сказалось, и так хорошо, как и не снилось разуму, а мысль только в растерянности хлопает глазами: как, дескать, это всё случилось? Импровизаторы - лучший тому пример. Слово у них как будто опережает мысль.
Что же всё-таки важнее: мысль или слово? Что имеется в виду в Книге книг, когда говорится, что в начале было Слово-Логос? Творческий акт? Или логическое решение?