Камушки рассказ Галина Слинько

Галина Слинько 2
     Всю  осеннюю ночь за окном шумел дождь.
 Ветер был такой силы, что своим свистом и разгулом напоминал разбушевавшегося хулигана.
 Слава Богу, что сегодня выходной, нежась в тёплой  постели, под крылышком у мужа - думала Лизонька.
 Надо придумать, чем занять до обеда  нашу шумную семейку. На улице слякотно. Куда пойдёшь? Эх, этажи вы этажи. Оно конечно на земле куда лучше жить.
  В любую погоду  нашлась бы работа для всех, а так будут и дети и муж,  словно котики морские целый день отлёживаться  на диванах и каждый час требовать  кушать: «маменька  приготовь для любимых своих чего-нибудь вкусненького».
  Лизонька зябко повела плечами, и только  решила  поглубже забраться под одеяло,  как   наглым дребезжащим голосом,   зазвонил телефон. Кому это не спиться в такой непогожий утренний час?
  Лиза неохотно подняла трубку.
«Ну да,  кто же ещё?  Конечно же, любимая свекровь в своём искреннем славословии».
-Утро доброе! Лизонька.
-Я бы так не сказала – язвительным голосом  ответила  Лиза.
 Хотелось бы мне  знать: - и что  это вам пенсионерам не спится в столь ранний час?.  Будите  родных деток  спозаранку.
  Свекровь  со вздохом произнесла:
 - Лиза ты уж не сердись, что беспокою, но ведь  и час не такой уж и ранний, десять часов скоро. Не стала  бы я вас тревожить, но  ночной ураган набедокурил,   шифер на крыше сорвал. Я с пяти  утра на ногах.  Приехали бы пораньше,  помогли, а то не ровен час,  опять  погода заштормит.
  Тучи тяжёлые небо собирает.
 Я и обед, и ужин как обычно приготовила. 
-Спасибо за приглашение
 - зевая,  ответила Лиза, а по части крыши это точно не ко мне, даю трубку вашему сыну.
- Доброе утро мам, что у тебя там стряслось? Ладно, приедем.
Ближе к обеду сын с женой подъехали к дому Авдотьи Павловны, которая,  боясь чёрных туч,  в свои семьдесят пять лет,  всё-таки  взобралась на крышу и изо всех сил пыталась  накрыть дыру огромным куском целлофана, который как  шаловливый парус развевался над крышей, норовя улететь далеко  ввысь.
 Соседка по огороду с озабоченным видом следила за всем этим   процессом со своего огорода. Увидав подъехавшую машину, она радостно сообщала Авдотье Павловне о приезде сына Дмитрия.
 Авдотья  Павловна не слышала шума машины, ветер относил в сторону и шум автомобиля, и   все дельные советы  соседки.  Выйдя из машины,  Лизонька с  красивой копной волос ухоженная модница с улыбкой смотрела на свою свекровь со стороны.
«Господи, да кто бы мог подумать, что когда-то эта женщина, была всеми уважаемая, деловая дама, бывший главный бухгалтер крупного сельхоз. формирования района».
  И вдруг какое-то озорное веселье накатилось на Лизу. В  образе свекрови,  она увидела  упрямую, самоуверенную  девчонку, вовсе не женщину почтенного возраста. Всё, даже  одежда,  в которую она была одета, веселило Лизу.
 На свекрови,  было одето,  спортивное  трико с красными лампасами, сверху добротная драповая юбка с разрезами по бокам, на ногах  белые  мальчиковые кроссовки, одного из её сыновей. На голове спортивная шапочка с эмблемой олимпийских игр. Поверх пуховой кофты, спортивный свитер с молнией  с  огненным леопардом из раскрытой пасти которого, торчали буквы с  названием фирмы  «одидас» как вершины творческого дизайна.
  Нагнувшись, Лизонька насобирала малюсеньких  камушков, и стала прицельно вести огонь,  пытаясь попасть в леопарда. Авдотья Павловна от каждого щелчка камушка о шифер распрямляла спину, вертела головой во все стороны, испуганно поглядывала то на небо, то на крышу,  что-то говоря при этом.
 Лизу всегда приводил в восторг, упрямый, настойчивый  характер свекрови.   Увидев подошедшего сына, свекровь  счастливо улыбнулась.
 Перекрестила его, затем  себя, стала  медленно  спускаться по лестнице, сбросив на землю сложенный сыном в большой пакет целлофан. Дмитрий погрозил пальцем своей жене.
 Соседка, наблюдавшая всю эту семейную  картину, совсем уже запамятовала, зачем  это  она  вышла в  свой огород.
  Дмитрий  быстро собрал  поломанные куски шифера в большой мешок, развернул привезённый с собою,  рулон рубероида  умело  стал латать  дыру, прибив рубероид гвоздями,  затем поднял новый шифер,  аккуратно стал укладывать его поверх рубероида. Через  пару часов,  Дмитрий  вошёл в дом.
  На столе его ожидала большая чашка с   горячими пельменями.
 На большом красочном разносе  весело бормотал  знакомый с детства сияющий медный  самовар. 
 Лиза допытывала свекровь: -Зачем нужен был такой риск с её стороны, как укутывание крыши в целлофан?
 Лиза,  весело смеялась, затем   рассказала Авдотье Павловне о том,  как она пыталась вести огонь по движущейся  мишени леопарда.  Авдотья Павловна  удивлённо взглянула на сноху,  и тут же рассмеялась вместе с нею, стала  рассказывать о том, что приняла эти камешки как  гнев  небес. Одно лишь утешало, что камушки меленькие,
- смеясь,  говорила она.
  Дмитрий ел пельмени и думал: « только женщины вот так,  с ничего могут смеяться. Нет,  не понять нам мужикам женщин, никогда. Хохочут, что  сороки стрекочут».
 Отобедав,  Дмитрий поблагодарил Бога и   мать за обед.
С чувством выполненного долга мирно улёгся на диван. По оконному стеклу  опять несмело  забарабанил дождь. Хорошо,  что  успел  заделать дыру -  подумал Дмитрий.  Ладно,  пусть смеются,  чем бы не тешились,  лишь бы  в мире жили. 
- Ой, Лиза,  смотри наш труженик  кажись  уснул. Я приберу посуду, а ты прикрой его пледом. Пойдём в мою комнату,  и свекровь со снохой на цыпочках пройдя мимо дремлющего Дмитрия скрылись в  комнате свекрови. В шутку эту комнату они сами  называли  девишней.
 Права мама, что  не хочет с нами жить. Ни каких  бы  дел не было,  смеялись, да шушукались по углам. Сквозь навалившуюся дрёму,
  - подумал Дмитрий.
 Слава Богу  за всё!
 Лизонька уселась в мягкое кресло, напротив  «красного угла» и глядя на иконы
Святых  задумалась.
- Давай поблагодарим Господа дочка, за день сей, за работу, за время, что  отпущено нам для  добрых  земных дел
 – предложила Авдотья Павловна.
-  Конечно,  обязательно  поблагодарим, но я сначала хочу попросить  у Вас  Авдотья Павловна прощения.
- Лиза, и за что мне тебя прощать? Да, я же за тебя  Бога благодарю каждый день.
–  Знаете,  а я чувствую ваши молитвы и  благодарна Вам за них. А прощения хочу попросить  за камушки, и не только за те, что сегодня к вам на крышу прилетали. Знаете, я ведь долго не могла поверить, что свекровь, может быть не злой, не навязчивой, поэтому первые  годы,   я жила в странном напряжении, всё ждала какого - то… Лиза опустила глаза,  подбирая нужное слово.
  Я ведь до знакомства с Димой  жила совсем в другом мире.  Авдотья Павловна, чувствуя её сердечное волнение,  не дав ей договорить,  взяла её руку в свою  и сказала: «Я  всё  понимаю Лиза, и  если для тебя это так важно, я  прощаю тебя, знаешь, а для меня очень важно было  принять тебя такой, какая ты есть, не ломая и не переделывая, а подсказывать своё видение мира, лишь в том случае, когда ты  сама этого захочешь.  Давай всё плохое, если таковое было, простим и оставим в прошлом. Хорошо?!
Знаешь,  ведь мы,  женщины, все были когда-то чьими-то снохами. Я вот вышла замуж за твоего свёкра, потому что полюбила прежде его мать.
  Она мне казалась венцом  женского совершенства. Она до самой смерти жила с нами, нянчила и воспитывала  моих детей.
Уезжая в командировки, или на отдых я  всегда  больше скучала по  ней, а не по детям.  Авдотья Павловна задумчиво улыбнулась. Я тебе расскажу то,  о чём ты не знаешь.
  Однажды муж мой, а твой свёкор в первый год, после  ухода на пенсию, он был военным ушёл на пенсии рано.
  Так вот,  один единственный раз поехал  без меня  на море отдохнуть и, представь себе, встретил там  любовь «настоящую» - это он так сказал.
 Тогда обида чуть не задушила меня, но позже, всё проанализировав  я решила:
 - Да пусть он будет счастлив. Всю жизнь он любил лишь себя.  Слава Богу!, что в нём остались силы полюбить ещё кого-то. Мне  было очень жаль ни себя, ни детей, а его маму, она так сильно переживала, всё твердила, что он опозорил  свою семью.
Но наши  сыновья были уже взрослые,  имели образование, работали. Трудно было, но я его простила.
  А потом так сложилось, что я попала в тот город, где он жил.
 Мы встретились совершенно случайно в летнем кафе. ( Хотя я не верю в подобные случайности). На ту встречу была Божья воля.  Он познакомил меня со своей  женой,  бывшей циркачкой.
  Я тогда поняла, что ему в нашей с ним жизни  не хватало именно цирка.
 А его жена,  изрядно подвыпив,   обращаясь,  ко мне, сказала: « Авдотья Павловна, вы такая красавица, умница, к тому же мать  двух его сыновей,  да я чувствую себя ничтожеством.  А знаете за то, что ваш,  или лучше  теперь сказать - наш  Иван «слеп как мартовский кот»,  с сегодняшнего дня я его буду величать   Иваном Кабельковичем, она долго не могла выговорить придуманное отчество и  громко хохотала на всё кафе. Одним словом цирк, да и только.  Простившись,  я оставила эту пару.
Позже он писал, что разошёлся с нею, звал  нас переехать к нему.
-А Вы не рискнули?
- спокойно спросила Лиза.
 Она внимательно слушала исповедь свекрови, впервые подумала о том, что не знает о ней   совершенно ничего.
-А мне Дима сказал,  что отец погиб при исполнении, и тело вдребезги. Сказал что ему до сих пор больно, просил не вспоминать о нём.
-Лиза, ты ему о нашем разговоре  и не рассказывай. Видимо он так и не смог понять и простить отца, будем молиться, чтобы Господь помог им обоим.
 Да не приведи Боже,  ни надо, чтобы  ему тело вдребезги. Пусть живёт.
  А что до его приглашений,  да сама  подумай, зачем мне было что-то менять. Господь всё усмотрел, сыновья женились. Свекровь упокоилась с миром перед кончиной, правда очень попросила  меня: если приедет Иван  на похороны, да с повинной головой, чтобы  я его простила  и  приняла обратно.
-А он, приехал?
– Нет. Сообщил, что не сможет приехать.  Бог ему судья. Пусть живёт долго и счастливо.
Если уж его родная кровь, дети, внуки, не притягивают,  что  же тогда для него свято - не знаю.
-Лиза давай - ка  споём с тобою, как всегда
- Хорошо, Лиза  взяла в руки гитару, задумчиво стала перебирать струны  и  пошла импровизация на тему одной из любимых песен снохи и свекрови…
 Как здорово что все мы здесь сегодня собрались…  Не смотря на возраст, у свекрови был всё ещё красивый голос.
Эта пожилая женщина, в своём сердце  чувствовала неувядающее тепло и  сердечную любовь к жизни,  и  к людям, к  этой милой,  ещё совсем  юной,  озорной  женщине,  ставшей женой её сыну, воспитывающей с ним,  её внуков.   Лиза, для себя поняла, что секрет молодости её свекрови кроется в умении  хранить любовь в своём сердце, прощать обиды, именно это качество её души хранит её  тело от болезней и  быстрого старения. 
 - В окошко кто-то не смело  постучал. 
«Пришли!  несмотря  даже на непогоду,  мои  внуки  Анатолий, Виктор  пришли, радостно известила Лизу,   Авдотья Павловна. Не выдержали домашней «ссылки»
 -  А мне так хочется думать, что это в них задатки  мужской совести проснулись, - сказала Лиза.
– Здравствуй  бабушка, мы пришли  тебе  помочь - заявил с порога старший внук Анатолий девятиклассник, Виктор пятиклассник уверенно поддакнул брату.
-Хорошо, мойте руки и к столу.
- Бабушка, мы не голодны, давай  попозже.
- Ну, что ж  тогда идите на свой пост, истопите нашу баньку.
И была баня с берёзовым веничком,  с  медовыми масками с маникюром и педикюром. Затем ужин с блинами,  с  шиповниковым,  и медовым чаем.
  И бабушкин рассказ для внуков,  о камешках падающих с небес.  Который обрастал  словно  снежный ком  новыми придумками и подробностями.
-А  как же песня на прощание,  в «красном углу», или нарушим традицию?  - спросил Дмитрий. А песня уже звучала, просто кое – кто, спал, а  кого-то компьютерные игры
 с пути праведного сбить хотят -  ответила Лиза.  Споёте  в следующую субботу. Пожалейте бабушку. Пора и честь знать.
- Значит,  мне не приснилась песня  о Диме - кровельщике?
-Нет,  моя  импровизация была посвящена именно этому парню и прощению всех наших обид. Лиза нежно прижалась к плечу мужа.  Так кто скажет мне, который час? – спросил Дмитрий,  по привычке взглянул  на холодильник где стоял  старый, вечно умудряющий всех обманывать будильник.
-Мама, кстати мы же тебе привезли  в  подарок новые часы. Чтобы жизнь у тебя пошла по новому ритму. Воскликнул Дмитрий.  Внуки  быстро раскрыли  картонную упаковку и на столе появилась необыкновенная  картина с райскими деревьями, с тропинкой ведущей в гору, с птицами в ярких опереньях  и всё на фоне нежно голубой реки в которой плавали рыбки с золотыми хвостиками. По кругу картины был нанесен циферблат, все цифры выложены изумрудными камушками. Красиво изогнутая светящаяся секундная стрелка. Авдотья Павловна с изумлением смотрела на всю эту красоту. Дети, а каков же повод, для такого чудного подарка. Бабушка принимать  подарки  лучше без всякого повода, а  твоему   «старичку- будильнику»  место в антикварном магазине или  ещё круче, в музей.
- Спасибо вам дети! Глядя на необычную картину в рамке цвета морской волны,  водружённую над большим обеденным столом в столовой.  Авдотья Павловна произнесла:
  Я даже не могла представить, что можно так искусно сделать  две вещи в одной.  Часы в картине. Каким миром и любовью веет от этого пейзажа. Какие редкие виды растений собраны на нём, всё  дышит  покоем  величием Божьим   Его мудростью, а эта светящаяся  секундная стрелка бегущая по  кругу напоминает о том, что в этой жизни следует ценить  каждое мгновение. Потому что оно  безвозвратно.
Тик так подтвердили мягким мелодичным голосом часы. 
- Бабушка,  ты только  посмотри,  сколько блестящих камушков вместо цифр, словно это сокровища  из иной  планеты,
-  мечтательно заметил младший внук.
-Ты,  Виктор, всё ещё мечтаешь  быть  астрономом? - спросила бабушка.
 – Нет,  бабушка я решил заниматься астробиологией, это куда интересней, буду   изучать биологическую жизнь на разных телах во вселенной.
- Прекрасно! Пусть сбываются все ваши добрые  мечты.
Возвращаясь,  домой младший сын Виктор  спросил у отца:
- Папа, а как это у нашей  бабушки получается и всех посмешить, утешить, наставить. Почему у неё бывает так хорошо, что не охота  домой уезжать.
- И что ты заладил:- Как? Да почему?-  Сдержанно ответил ему Анатолий.
-Пойми  всё очень просто, у нашей бабушки накоплено много  тепла. 
Вот будет тебе семьдесят пять,  и ты будешь  притягательным,  и тёплым – тёплым.
- Что, как наш кот Мурзик? 
-  Уж и не знаю, брат, на кого ты  хочешь  быть похожим на нашу бабушку, или на кота Мурзика.
Дети весело рассмеялись.