Счастливый человек

Валентина Баскакова
У каждого человека в жизни есть долги. И у меня тоже. Несколько лет вынашиваю мысль рассказать о хорошем человеке, верном товарище и подруге, о коллеге, с которой плечо к плечу я работаю уже много лет, - о Людмиле Александровне Беляевой. Тем более, что нынче есть повод – 26 августа 2015 года Людмила Александровна отмечает красивый юбилей - 60-летие. Я помню, как, впервые увидев Людмилу Александровну, была поражена её привлекательностью, параллельно с этим насторожившись: жизненный опыт уже позволял мне быть уверенной, что далеко не всегда красота внешняя и красота души совпадают в одном человеке. Но вскоре убедилась, что в моей коллеге они как раз едины и неразрывны, внешнее обаяние и красота души. Недавно я услышала, что наш возраст называют прекрасным, и мне очень понравилось это определение. В самом деле,  Людмила Александровна, разве не прекрасно оглянуться назад и перелистать памятные страницы своей жизни, свой личный календарь? Давайте перелистаем!

В паспорте моей героини местом рождения значится д.Гарь Верхнетоемского района – это Вершина под Верхней Тоймой – именно там родилась Людмила. Мама, Нина Григорьевна Чудакова, оставшись вдовой в Великую Отечественную, а вскоре после войны  пережив  тяжелейшую утрату – её восьмилетний сын  трагически погиб, попав в молотилку, -  понимала, что единственная возможность не утратить связи с жизнью – это родить ребёнка, и она, будучи уже немолодой,  мужественно  сделала это: родила сначала дочку, а потом, через четыре года, и сына. Нелегко  было матери-одиночке растить двух малых детей, и с детства помнит Люда, что у неё, у старшей, в семье масса забот и обязанностей, а самая основная, - заботиться и воспитывать  младшего брата Сергея. Семья перебралась в Ухменьгу, когда Люде было 5 лет, а братишке – годик. Нина Григорьевна работала в столовой старшим поваром, дружила с заведующей  Лидией Николаевной Заборской, и само собой получилось, что дочери двух женщин стали верными подругами на всю жизнь. В этом году дружба Люды и Гали отмечает свой юбилей – ей 55 лет!

  Детство – всегда детство, в какое бы трудное время оно ни выпало. Девчонки играли в куклы, дочки-матери, а когда начались школьные годы, главной игрой всегда была школа. Было кого копировать и кому подражать в этих играх! Добрым словом и благодарностью вспоминает Люда своих первых наставников: Степаниду Афанасьевну Козицину, Нину Павловну Тузлукову, своих любимых классных руководителей  и учителей русского языка и литературы;  глубокий след оставила Людмила Николаевна Чертополохова, учитель математики и немецкого языка. Именно они заронили в душу мечту – стать учителем.  Людмила помнит, как она стремилась быть примерной ученицей, как старалась учиться так, чтобы маме не было за неё стыдно, как подтягивала за собой брата, активно участвовала в школьных делах, в художественной самодеятельности.
 
Закончив 8 класс, решила поступить в Каргопольское педучилище. Почему именно в Каргополь? А много ли мест, где можно получить профессию, знали тогда выпускники? Чаще использовали опыт предшественников. Ведь годом раньше туда уехала учиться землячка Маша Зверева(теперь Плотникова Мария Васильевна, преподаватель педучилища), и это было удобно – можно вместе ездить на учёбу, вместе попадать домой на каникулы. И выбор оправдал надежды Людмилы: Каргополь стал замечательной школой педагогики для будущей учительницы. Незаметно пролетели четыре года учёбы. Остались в памяти любимые преподаватели, среди них Бершадский Борис Михайлович, преподаватель музыки, организовавший со своими ученицами  ансамбль, гастролировавший по району с концертами; преподаватель рисования Кулешов Геннадий  Александрович, известный на Каргополье художник, член Союза художников, заслуженный работник культуры; Владыкина Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы(на её уроках и Людмила стала мечтать о том, что станет со временем учителем русского языка!)

По окончании педучилища  в 1974 г  Людмила, истинный патриот родного края,  рвалась только домой, в свой Верхнетоемский  район.  Лидия Викторовна Дроздова, завроно,  намётанным опытным глазом сразу  увидела в юной обаятельной девушке будущего учителя и предложила ей работу в Верхнетоемской средней школе. Но…испугалась большой школы молодая учительница, да и не хотелось ей быть вожатой, что предлагалось поначалу, она рвалась поскорее начать учить детей разным наукам! - Ах так! – решила Лидия Викторовна, - езжай-ка ты в Семёновск, учи там деток разумному, доброму, вечному!  …Что такое деревня Семёновск, Людмила поняла, проехав на гружёной продуктами фуре, которую тянул по грязной дороге трактор, из Тоймы до места назначения, аж 10 часов. Оказавшись в 4 утра в незнакомой деревне, она была очень благодарна одному из своих попутчиков, который изъявил желание помочь юной патриотке и даже отвёл её на квартиру, где ей предстояло жить.

В тот год школа была преобразована в начальную, старшие классы  переведены в Лахому, уехала туда и учительница Роза Михайловна Шатровская, ставшая  там директором школы.  Во вверенной Людмиле Александровне школе (ей вменялось  в обязанности и заведование школой), живописно стоявшей на пригорке, было всего два класса – 2 и 3, соответственно и два ученика, даже фамилии  их помнит Людмила: Драчёв и Журавлёв. Помнятся Людмиле красоты Семёновска, а ещё  хорошие люди, которые тепло отнеслись к молодой учительнице: библиотекарь Ягушкина Надежда Семёновна(позже Кузнецова), симпатичная, интеллигентная, она притягивала людей к себе внутренним сердечным огнём; доярка Валентина Скрылёва(Салова позже), очень доброжелательная, простая, весёлая. Не гнушалась Люда дружить  с бабушками, соседками, которые приходили в гости к Людмилиной хозяйке Афанасии Григорьевне Шатровской: и чаи с ними пивала, и праздники отмечала(Людмила с собой радиолу привезла, пластинки включала – такая радость для старушек, и самой веселье!), даже и за клюквой на болото они её с собой брали, да обиделись как-то, что она быстрее их ягоды берёт – не городская хвалёнка-то приехала, привычная с детства ягоды брать.

Вечера в деревне зимой долгие,  с двумя учениками дел не так уж и много – и решила Люда в институт готовиться.  Сказано – сделано. Куда поступать? Только в Ленинград,  город высокой культуры. И наслышана была о нём, а ещё и сестра задушевной подружки Гали Заборской, Надя, рассказывала о нём с восторгом - она там училась.  Летом поехала поступать на истфак Ленинградского пединститута имени Герцена.  Специальность выбрала серьёзную – «учитель истории и обществоведения»;  экзамены вступительные – историю, литературу, немецкий - сдала на 5, только за сочинение 4 поставили. Радовалась, гордилась, что так успешно поступила,  не посрамила чести района своего Верхнетоемского и Каргопольского педучилища, о преподавателях которого лестно отозвались педагоги Герценовского института, слушая ответы Людмилы на вступительных экзаменах.

Начальную школу в Семёновске закрыли,  и Людмила Александровна была направлена в Усть-Ерогодскую восьмилетнюю  школу, где она начала свою деятельность воспитателем группы продлённого дня, классным руководителем 4 класса  и учителем географии в 5 классе. Вскоре Иван Иванович Толстиков был выбран председателем  Корниловского сельсовета,  и главным учебным  предметом Людмилы Александровны стала  любимая ею теперь  история. Здесь, в Усть-Ёрге, в последний июльский день 1976г была сыграна многолюдная свадьба.  Ах, хороша была невеста! Были завистники у водителя Ерогодского сплавучастка  Николая Александровича Беляева, были, да ничего не поделаешь, сумел он окольцевать красавицу, сумел обаять. И работа, и учёба, и семья – со всем справлялась Людмила.

Надо отдать должное её житейской мудрости и интуиции. Выросшая без отца, она умела хранить свой семейный очаг, не позволяя себе уронить авторитет мужа, отца её детей. Коллеги никогда не слышали от неё жалоб на какие-то размолвки в семье, что бы ни случалось.  Порой приходилось только удивляться её ловкости и изворотливости. Я помню, как она, сдав зимнюю сессию, в апреле 1978 г родила старшую дочку, Татьяну, а летом поехала  уже на летнюю сессию. 

Здесь я сделаю дополнение личного характера. Осенью  1979 г  волей судьбы я оказалась директором школы. Только что была завучем – и вдруг на меня свалилась такая должность.  Мне было предложено найти завуча из своего коллектива.  Перебрав всех работающих учителей, я остановилась на двух кандидатурах (одной из них была Людмила Александровна) и объявила о своём решении  учительницам, дав им на размышление три дня.  Время истекало,  а я оставалась в одиночестве.  И вот вечером, на исходе рабочего дня, ко мне подошла Людмила Александровна и, узнав, что вторая коллега ко мне не обращалась, предложила мне поручить ей просто хотя бы расписание уроков. Так впряглись мы с ней в одну упряжку, две молодые 24-летние учительницы, и я ни разу не пожалела  об этом. Конечно, бывали у нас с ней разные взгляды на одну и ту же проблему, бывали и расхождения, но никогда  не было ссор, склок и разлада. Благодаря деликатности Людмилы Александровны, её терпению, спокойствию мы не выносили на обсуждение наших  размолвок,  решая проблемы между собой. 

Институт она закончила в 1980 году, не пропустив ни одной сессии. Разве возможно было бы это, не будь она в прекрасных отношениях со своей свекровью  Александрой Александровной, светлая ей память! Да и мама, Нина Григорьевна, вскоре переехала  жить  к дочери, ведь  помощь была как нельзя кстати. В 1981 г родился  сын Вячеслав, и обе бабушки позволили Людмиле выйти на работу вскоре после декретного отпуска.  В общей сложности Людмила Александровна работала в должности завуча 10 лет, совмещая её с учительской работой и даже с работой классного руководителя, иногда , по необходимости, выполняя обязанности директора школы. В 1991 г, с рождением младшего сына,  с должности завуча она ушла, но всегда  оставалась и классным руководителем,  и любимым учителем, и руководителем краеведческого музея, прекрасно справляясь со своими обязанностями. Её кабинет истории был всегда одним из лучших в школе, а когда начались экзамены по выбору, то выпускники неизменно выбирали историю, сдавали по билетам  и  писали рефераты. Людмила Александровна не оставалась в стороне от общественной жизни посёлка, в которой традиционно принимали участие все педагоги школы, была активной участницей художественной самодеятельности: выступала в спектаклях, пела в вокальной группе – у неё очень красивый и сильный голос; много лет была лектором как член общества «Знание». Все коллеги по Усть-ерогодской школе относились и относятся к Людмиле Александровне как к непререкаемому авторитету, очень справедливому человеку.

Когда  в 2009 г наша школа была преобразована в начальную, а коллектив учителей почти в полном составе перешёл на работу в Корниловскую среднюю школу, Людмила Александровна  не только легко и непринуждённо влилась в коллектив школы, но вскоре стала одним из любимых учителей  среди учащихся. Невозможно не принять её простоты, доброты, непринуждённости  в общении в сочетании с требовательностью. А её  умение  вести диалог с учениками, стремление внести ясность при решении возникших  проблем  дают ей возможность  не просто учить школьников, но и сотрудничать с  ними, предоставляя детям широкое поле для самостоятельной деятельности. Большое внимание уделяет Людмила Александровна воспитательной работе, вместе с коллегой, учителем истории Е.Б.Феклисовой, на высоком уровне проводит мероприятия историко-патриотической направленности. Определённые трудности  преодолела Людмила Александровна на педагогическом поприще, так как все предшествующие годы она работала в основной школе, а здесь ей достались и 10-11 классы, и пришлось готовить старшеклассников к ЕГЭ. И она достойно, блестяще справилась! Людмила Александровна  переживает за каждого ученика, независимо от того, сильный он  или слабый, всегда готова помочь, проконсультировать ученика, не считаясь с личным временем.
 
В 2011 г в семью Беляевых пришла беда – после  продолжительной болезни  скончался глава семьи, Николай Александрович Беляев. Справиться с бедой помогли взрослые дети – её надежда и опора, помогла  любимая  работа. Сегодня  у моей героини  квартира с удобствами в Двинском, в двух шагах от школы,  не надо после работы топить  печи, бежать за водой, как это бывало в Усть-Ёрге, дома у неё всегда тепло, уютно, она гостеприимная хозяйка, заботливая мать. На столике у телевизора – последняя фотография Николая Александровича, сделанная незадолго перед смертью.  Уходит ли из дома Людмила Александровна, возвращается ли домой, - муж всегда смотрит на неё  пристальным добрым взглядом. 35 лет прожито душа в душу - она и теперь мысленно всегда советуется с Колей, представляя, что бы он сказал ей... А у детей уже свои семьи, свои дети, но  все они очень привязаны к матери, доверяют её мудрости, ведь мать - лучший советчик детям в решении житейских проблем.

Когда я попросила Людмилу Александровну  самой сказать о себе, она ответила просто и безыскусно: «Я  счастливый человек, всегда добивалась того, к чему стремилась.  Сбылась моя мечта детства – я стала учителем. И за многие годы я не разочаровалась в своей профессии. Работа всегда доставляла мне радость. Мне всегда было хорошо в школе, ведь, как бы я ни уставала порой от перенапряжения, от нагрузки,  меня радовало общение с детьми, свет в их глазах, я чувствовала, что они понимают меня, что моя любовь к детям взаимна. Я стремилась поддерживать ровные отношения с коллегами,   счастлива и в дружбе. Отношения в семье я  строила  на взаимопонимании, на взаимоуважении, старалась не провоцировать ссору, ведь, уступая в малом, я выигрывала в большом.  Счастлива тем, что у меня добрые, внимательные  дети, они подарили мне замечательных внучат –  их у меня пятеро: Арина, Дарина, Эвелина, Артём, Дарья, – которых я очень люблю».

Людмила Александровна сохраняет прекрасные отношения с родственниками мужа и своих детей,  общается с школьными и  студенческими  друзьями, ездит на вечера встречи, в гости к своим друзьям, и сама она очень гостеприимный человек, прекрасная хозяйка, добрейшей души человек. Она ценит расположение к ней окружающих, умеет жить с ними в согласии и уважении, есть в ней дипломатическая струнка, не позволяющая опуститься до скандала или прямого разрыва отношений, и делает это она в исключительных случаях, если зашкаливает непорядочность и нечестность её собеседника – тут она разрывает отношения, и ничто не сможет вернуть их в прежнее русло, потому что такой человек просто прекращает своё существование для неё. То есть, защитить себя, свою честь и честь своих близких Людмила Александровна умеет. Она всегда протянет руку помощи своим друзьям, коллегам, в случае необходимости не посчитается с личным временем. Она умеет поддержать и присущим ей тонким чувством юмора.
 
Галина Ивановна Благовисная, которую, думаю, представлять никому не нужно, так охарактеризовала Людмилу Александровну: «Я знакома с Людмилой Александровной давно, но узнала ближе, когда стали работать в одном коллективе. У меня о ней очень хорошее мнение как о педагоге и как о человеке. Это талантливый и ответственный учитель, приветливый и доброжелательный,  располагающий к себе человек . Она нашла контакт с учениками, которые отзываются о ней с теплотой и уважением. В педагогическом  коллективе Людмила Александровна  пользуется заслуженным авторитетом».

Сегодня мы все: родные, друзья, коллеги, ученики, знакомые - поздравляем юбиляршу с праздником и желаем ей здоровья и добра. Пусть годы не мчатся так стремительно, чтобы можно было осуществить свои мечты и желания, пусть хватит здоровья и оптимизма для претворения  их в жизнь.  Спасибо Вам, дорогая Людмила Александровна, за дружбу, которой Вы одарили меня, за Ваше радушие и умение подавать пример жизнелюбия, оптимизма  и доброты. Пусть исполнятся все Ваши желания, пусть будут здоровы и счастливы Ваши любимые и дорогие Вам люди. С юбилеем, с наступлением «прекрасного возраста»!

На фотографии Людмила Александровна(слева в белой шапочке), с детьми Славой, Сашей и Таней, с подругой Галиной и её мужем.

Статья была напечатана в районной газете "Заря" к юбилею Л.А.Беляевой в августе 2015г.