Первый готов! Мои поздравления!

Михаил Желамский
     Попался мне тут на глаза диалог современного внука со своим дедом. Нет, не из нашего района.  Я, как всем известно, вообще из нашего района случаи не рассматриваю, чтобы не усиливать внутривидовую борьбу.
     И ничего особенного в этом диалоге нет, он всего лишь отражает совре-менный уровень деградации населения, и его подрастающей части, в особенности.
     Но я приведу цитаты наиболее характерных высказываний нашего гипотетического внука для того лишь, чтобы зафиксировать данную ситуацию во времени, и показать другим моим уважаемым читателям всю глубину пропасти морально – нравственного падения, которая открывается перед всеми нами благодаря воздействию текущих проблем современности, как давление бизнеса, утрата духовности, истребление творческих стимулов. 
     Действительное имя деда скроем, а будем использовать вместо него, на-пример,  имя одного моего знакомого профессора из Швейцарии, редактора зарубежного научного журнала, публикующего мои работы – Mostafa – демонстрируя модное  теперь турецкое произношение.   

     Разговор завязался вокруг некой статьи, где рассматривались особенности африканских племен, исповедующих учение вуду, и показано  было - какие они глупые парни и девчонки, необразованные, многодетные, грубые, нечистоплотные и попрошайки.  Такой подачей внук явно пытался переложить перечисленные качества на верующих христиан.

     Начало разговора было таким:
     Mostafa: Есть и другие примеры верующих людей, которые весьма не глупы и хорошо образованы; рожают общепринятое количество детей – не больше двух в общем случае; своих детей не бьют – упаси Господи, да и чужих тоже, вообще никого не бьют ни физически, ни морально; живут не хуже священников; разбираются в медицине; мусор за собой убирают; обману не поддаются; не попрошайничают; обладают творческой индивидуальностью.
Таких людей много на планете – миллиарды. И чаще всего они лучше таких же, но лишённых веры, так как они добрее, заботливее, тоньше устроены, глубже разбираются во всём, и с ними, как правило, проще, и хочется жить и быть рядом, в отличие от неверующих, от которых хочется бежать.

     Внук: Mostafa, вспомним времена средневековья. Замечательные времена! А люди-то какие приятные повсюду! Здесь нет неприятных неверующих. Просто утопия какая-то! Или я ошибаюсь? Или тогда царила поголовная безграмотность, ученых сжигали, ровно как и их книги, люди жили в грязи и нищете, в каждой семье детей столько, сколько могла наплодить женщина, чтобы когда эти дети выросли (если выживут), они продолжили жить в этой грязи? Про инквизицию тоже забывать не стоит.
 
     Дед: Вроде мы уже обсуждали, что внуку деда не следует называть по имени? Бога нет, значит все дозволено? Достоевского почитай на эту тему - "Братья Карамазовы" - как раз для тебя.  Ни ты, ни я в средние века не жили, и тех порядков не знаем. Известно лишь, что страх Божий всегда смягчал нравы людей. В том и смысл библейского пришествия Христа - в смягчении нравов и указании пути к спасению.  При прочих равных условиях мне приятнее общаться с верующим человеком, чем с неверующим, по указанным выше причинам.

     Внук: Mostafa, а что ты слышал об отпущении грехов? В бандитские девяностые ты жил, ничего, что большинство бандитов - верующие? Убил, помолился, совесть чиста. А процент преступлений среди атеистов и верующих видел?  Mostafa, на момент начала войны 95% немцев были католиками. Сам же Гитлер заявлял:"Мы не терпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства в действительности наше движение христианское". "Сейчас, как и раньше, я католик и навсегда останусь им"—заявление Гитлера в 1941. Ближе к концу войны, понимая, что она проиграна, он продолжать жертвовать деньги церкви.

     Дед: Все люди грешны. И никто не застрахован от греха. Стремление грешников откупиться также хорошо известно. К тому же здесь не обошлось без пропаганды. Привлечение солдат христианскими лозунгами было направлено на достижение победы в войне.  Ну, жертвовал Гитлер деньги церкви, а при этом уничтожил 50 млн. человек. И что, откупился? Конечно, нет! Ну, не миллион лет будет вариться в котле со смолой, а на пару лет меньше.
И ты также, когда с возрастом придешь к вере и покаешься, тоже получишь скидку. Надеюсь, побольше чем Гитлер, ибо по делам судить будут.

     Внук: Mostafa, ясно, спорить бесполезно. Ребенку тоже сложно объяснить, что деда мороза нет. Можешь дальше верить еврейским сказкам про говорящих змей, по мне это глупо.

     Дед: Одни верят в то, что Бог есть. Другие верят, что его нет. Ни то ни другое ни доказать, ни опровергнуть невозможно. И то и другое есть вера. То есть верующие - все! И ты тоже. 

     Внук: Mostafa, бремя доказательства лежит на вас, верующих. Атеизм — это нежелание отрицать очевидное. Ты такой же атеист по отношению к греческим, индийским богам, как и я.

     Дед: Заблуждаешься. Вера не требует доказательств. Атеист ничем не докажет, что Бога нет.  Конечно, я могу быть атеистом по отношению к греческим богам. Почему нет? Я не верю в существование Посейдона, Зевса, Андромеды и прочих. Не верю, и не вижу в этом ничего плохого. И не требую ни от кого доказывать их существование. Это их дело, верующих.  Один из смыслов веры - смягчение нравов. Ты хамишь потому, что для тебя Бога нет.

     Внук: Mostafa, если я и хамлю, то делаю это не потому что бога нет. У людей, знаешь ли, есть такая штука, которая их ограничивает—совесть, и если совесть позволяет мне делать и говорить то, что я делаю и говорю, значит на то есть причина. Если твои хорошие поступки обусловлены только желанием попасть в рай и не попасть в ад, если ты их совершаешь, чтобы тебя потом похвалили—такие поступки и гроша выеденного не стоят. Мне божественная указка не нужна—я отвечаю за себя сам, и когда делаю хорошее дело, делаю его не оглядываясь на своего божка.

     Дед:  Если бы ты верил в то, что за каждый поступок придется отвечать, то не хамил бы. Совесть - вещь субъективная. А Бог – объективная, он един для всех. А твою совесть ты устанавливаешь сам.  Поступки, которые приведут тебя в рай - стоят гораздо больше, чем грош. Это правильные поступки.

     Внук: Mostafa, убивать неверных правильно? Иисус говорил, мол убей родных, если в бога истинного не уверовали.

     Дед: Зачем ты, ничего не понимая, пытаешься выдёргивать отдельные фрагменты из писания? Каждый такой фрагмент достоин полномасштабной дискуссии, содержит глубокий смысл, который прошёл через тысячелетия истории христианства. Вряд ли ты в состоянии поколебать тысячелетние основы. Один из смыслов религии - не есть своих близких и себе подобных. Что тебе с того, что говорил Иисус, если ты не веришь в его существование и авторитет? Впору с мартышками разговаривать, от которых ты, похоже, произошёл.

     Внук: Mostafa, не понимая теории эволюции пытаемся принизить атеи-ста—удача. Вот цитата, ответь всё - таки на вопрос, пожалуйста, можешь найти контекст. "Если твои родные призывают тебя поклоняться иным богам …то убей их … побей их камнями до смерти" (Второзаконие 13:6-10).

     Дед: Думаю, что значение слов библии менялось со временем. Наверняка, были времена когда данные вопросы имели характер жизни и смерти. И можно себе представить, что поклонение другим богам было смертельно опасно для отдельных членов тогдашнего общества, которые были вынуждены защищаться таким образом. Воспринимать буквально сегодня эти, или любые другие слова, сказанные тысячи лет назад, может только больной человек, которому нужно срочно обратиться к психиатру. К тому же, такими словами ты разжигаешь религиозную рознь. 

     Внук: Mostafa, а я тебе о чем говорю? Эти моральные устои были актуальны тысячу лет назад. Цепляться за пережитки прошлого—неразумно. Я не собираюсь убивать людей не потому что мне так книжка сказала, а потому что убийство—это ужасно. Это называется человечностью, гуманность, и вера к морали отношения не имеет. А насчет агрессии, так я, знаешь ли не избил и не убил ни одного человека за его убеждения. Чего не скажешь про православнутых, которые до сих пор бьют людей за их взгляды. Не хочу обобщать, есть люди адекватные, которые со своей святой верой не лезут к другим. А слышал ли ты хоть раз, чтобы атеист убил верующего за убеждения? Я—нет. То, что я публикую на своей странице—дело мое, и к агрессии отношения не имеет, ознакомься с терминологией.

     Дед: Говорили мы уже с тобой и про атеистов, которые убивали верующих за убеждения. Забыл? Название им - коммунисты, большевики. Всё разрушили и всех поубивали именно за убеждения. Компот у тебя в голове, мой дорогой внук. Моральные устои не меняются в основном. Поведение меняется, под воздействием принимаемых законов. Но что хорошо, а что плохо - за тысячи лет мало изменилось.

     Внук: Mostafa, коммунизм—та же религия, культ Ленина. Коммунисты притесняли церковь, чтобы та не мешала им строить свою собственную. Одна религия скинула другую — банально. Знаешь, один еврей написал на стене концлагеря: «Если Бог существует, то ему придётся умолять меня о прощении». Ты с этим богом в отношениях разобрался? Или может с тем, который по библии перебил кучу египетских детей? Вы с ним договорились, всё хорошо?

     Дед: Коммунисты были ярыми атеистами, как и ты. Поэтому, не боясь Бога (а напрасно), они уничтожили все признаки его существования. Чтобы ничто не напоминало им о необходимости отвечать за свои богоборческие действия.  Мы начали с того, что по вуду нельзя судить о православных христианах. При чём здесь египетские дети? Бред!

     Внук: Mostafa, ну да, конечно политики боятся бога, будто им бояться больше нечего. Ты хорошо аргументируешь—я тебе показываю на изъяны твоей религии—ты называешь сюжет своeго же священного писания бредом и обвиняешь меня в женской логике. Превосходно!

     Дед: С чего ты взял, что это моя религия? И моё писание? И то, и другое есть достояние человечества, к которому я, как и положено нормальному человеку, отношусь с уважением, и тебе советую. Я говорю - есть нормальные, образованные, культурные, верующие люди, которые ничем не хуже тебя, а в некоторых вопросах лучше. И никакого вуду!

     Внук: Mostafa, по-моему я говорил, что не отрицаю существования нормальных верующих. Помню еще говорил, что отличает их от ПГМнутых—они не суют мне свою религию в лицо.

     Дед: Ну, ладно, договорились - никто тебе никакую религию никуда не сует. Дело это интимное, чисто личное. Но и ты уж свой атеизм засунь куда-нибудь подальше. Люди смеются уже.

     Внук: Mostafa, публикации на моей стене—моё дело. Я никого не заставляю просматривать мою стену до тошноты, а если кто смеётся—пусть смеётся дальше, это полезно, ну а мне наплевать. Mostafa, можешь сказать всему миру, что в моём воспитании ты участия не принимал, и что ты не виноват в том, что твой внук использует свой мозг.

     Дед: Воспитание, мой дорогой внук, это не подзатыльники и окрики от родителей, которые сами не знают куда идут, откуда все взялось, и чем кончится. Воспитание, мой милый, это систематическое следование позитивному и гармоничному примеру, желательно в творческом направлении. Как говорится “Follow me!” – это единственный способ воспитания, дающий результаты. 

     Внук: Mostafa, всё так.

     Дед: Действительно, ты вырос без моего присутствия рядом, но, как я вижу, проявляешь интерес к наукам. Данное обстоятельство можно объяснить исключительно через моё генетическое влияние на тебя, так как других влияющих личностей, обладающих научными достижениями, в нашем роду нет, и не будет.

     Внук: Mostafa, ты так шутишь? Ты знаешь как гены работают? Генетическое воспитание, это надо придумать! Генетика передает внешние сходства и болезни. В любом случае, никаких усилий от тебя замечено не было. Интерес к наукам привили мне мои родители, развило окружение, не приплетай к этому себя.

     Дед: Генетическое воспитание - общеизвестный термин. Если ты будешь выбирать себе жену не по внешнему виду, а по генам, то и у детей судьба сложится благополучно. Ты многого не знаешь, практически ничего. Мои усилия были совершены до твоего рождения, и благодаря этому ты обладаешь наблюдаемыми свойствами. Есть такая притча - "Как лучше воспитывать детей? А никак! Гены за вас уже все сделали. Ну и личный пример. Всё!". Вырастешь - поймёшь получше.

     Внук: Mostafa, я не привык принимать на веру неподтверждённую информацию.  Mostafa, гены не определяют все раз и навсегда. То, что генетическое – значит неизменяемое – это не более, чем предрассудок! Все психологические черты появляются у человека в результате взаимодействия генотипа и среды.

     Дед: Давай, давай - вперёд! Женишься на красивой идиотке, без учета генов, и вся жизнь псу под хвост. И дети моральными уродами вырастут.

     Внук: Эти стремления обусловлены влиянием эволюции, от тебя тут ничего не зависит.

     Дед: У многих народов принято тщательно сохранять родословную, чтобы при замужестве детей исключить неблагоприятные генетические факторы. У нас эта традиция, как и многие другие, благополучно выжжена, во многом благодаря безбожной позиции определенных индивидуумов.

     Внук: Mostafa, кем были твои родители?
Mostafa, почитай про генетику, ты откроешь для себя удивительные вещи, а до тех пор не делай таких заявлений, а то несмешно уже. Mostafa, кто тебе сказал, что ты прав во всех вопросах? Ответ а ля "я старше, у меня больше опыта" не котируется, действительно дельного от тебя я ничего пока что не видел, сплошная демагогия. Mostafa, все люди признали твои исключительные знания в области генетики, философии, социологии, теологии? Не думаю. Ты пытаешься оспорить вещи, в которых не разбираешься, а это ненаучно. В дополнение к этому, ты пытаешься внушить ложные идеалы и принципы другим людям, а это еще и неэтично. Для меня ты не будешь примером для подражания, а тут ты еще и портишь впечатление о себе. Твои принципы, твоя вера - нормальные, объяснимые вещи, но только до тех пор, пока ты их не суёшь всем вокруг. Генетическое воспитание, всё ещё смешно.

     Дед: Жизнь покажет, насколько хорошо ты усвоил эту идею. Тут одна ошибка может стоить всей жизни, и не только твоей.  Ни одна приличная девочка из хорошей семьи не пойдет с таким моральным уродом, а если и пойдёт по ошибке, то сбежит через короткое время.

     Внук: Mostafa, разберусь. Повторюсь, ни одной нормальной мысли я тут не прочитал, сплошная демагогия и околонаучный бред. Mostafa, заметь, я тебя ни разу не оскорбил, хотя есть за что. Ты хочешь, чтобы я с тебя пример брал? Тогда ты слишком высокого мнения о себе. Насчет девушек и людей в целом - буду только рад, если идиоты сами будут уходить от меня - меньше работы.

     Вот такой диалог был мной замечен в обозримом пространстве, но не в нашем районе…    Ну, что сказать? Щенок, сопляк, грубиян недалёкий? – это понятно и очевидно, но не главное, такие черты присущи большинству подростков в своём возрасте, и самому деду в свое время - тоже. Существенно другое.
      Налицо явные признаки поведения библейского Хама – сына Ноя, пренебрегавшего культурными запретами, в частности - не уважавшего старших. Нормальный человек не будет своего деда называть по имени на протяжении всего диалога.  Внук - старшеклассник даже гипотетически не может обладать знаниями более глубокими, чем у образованного дедушки.  Гордыня? Стремление внука судить всех сразу, без разбора, любыми группами также не выдает в нем уважительных качеств.  Данный внук считает, что ему есть за что оскорблять своего деда? Стиль ведения дискуссии, который демонстрируется внуком, говорит о нём больше, чем обо всех остальных.
     Далее. Если внук через три с небольшим месяца после 70-летия Победы, и громкого всероссийского марша «Бессмертный полк», спрашивает деда: «Кто твои родители»? – то сразу возникает вопрос о его духовности, то есть о наличии в душе данного человека духа предков, и вообще духа мироздания.  Вот яркий пример «светского» воспитания, или его полного отсутствия. Школа как всегда самоустранилась, основ религии не преподают, родители церкви как чумы боятся, и не удосужились за всю жизнь рассказать сыну об истории рода, хотя бы как они это знают… А подсказать правильный путь в окружении внука больше некому, так как все заняты бизнесом, как в старом еврейском анекдоте: «А кто остался в лавке?».  Призывы деда к всестороннему рассмотрению спорных вопросов успеха не имели.  Налицо склонность внука к ереси манихейства – выдергивать отдельные аспекты и пренебрегать множеством других. Явный, бесспорный пример безбожных и богоборческих большевиков, которые разрушили всю отечественную религию  исключительно за убеждения верующих, также остался незамеченным.  В результате, данный внук агрессивно ищет любые причины в оправдание своей духовной пустоты, выдёргивая без разбора фрагменты из святого писания – только бы не заглянуть в себя, и не убедиться в собственной ущербности.   Но заглядывать придётся, это будет позже и много больнее. Важно понимать при этом, что никакие деньги не помогут найти потерянную духовность. 
     Также важно отметить, что демонстрируемая самоуверенность может привести нашего обсуждаемого к полному отсутствию творческих устремлений. По крайней мере, в диалоге об этом не сказано ни слова – никаких результативных обоснований завышенных амбиций внуком не приведено. Конкурентные преимущества перед сверстниками не выявлены. Зачем стараться, если уже все ясно? Потерян путь к творчеству. Никто из действующего окружения ему этого не сказал, так как был занят бизнесом. Значит – нашему внуку судьба быть ремесленником, планктоном, менеджером по продаже воздуха. Тоже нормально, для начинающих.  Этот опасный путь многих моих бывших приятелей привел к катастрофе через отрицание опыта, понижение планки и последующую деградацию.
     Таким образом, явный дефицит духовности, откровенное хамство, и со-мнительный творческий энтузиазм гипотетического и среднестатистического внука может привести его к серии ошибок на первых же шагах самостоятельной жизни, исправлять которые потом будет нужно всю жизнь, а результаты скажутся и на последующие поколения.

     Очевидно, что самому ему не разобраться во всем комплексе проблем, предлагаемых жизнью. В чем он будет разбираться, если даже проблемы не понимает, а тратит время и силы на оспаривание даваемых добрых советов? Такой юнец можешь понять проблему только на собственной ошибке, которая станет роковой для него и для потомков. В условиях консервативной постановки задачи,  без участия внешней силы, он  не разберется никогда.
     Любому нормальному человеку ясно, что жизни одного человека недостаточно, чтобы изучить все подстерегающие его проблемы. Не учитывая опыта и традиций, он или сгорит на первой же ошибке, или потратит жизнь на поиск проблем, вместо того, чтобы их просто правильно решать. Здесь – то и возникает необходимость конструктивного общения с предыдущими поколениями, которые  уже ходили этой дорогой, проблемы знают, и могу добрым советом существенно сэкономить время и силы таким юношам.
     Вся описанная здесь ситуация отражает  глубочайшую ошибку  окружения внука, которое тоже, видимо,  впервые столкнулось, и не решило проблему организации отношений последующих поколений, не умея общаться с традициями. Задачи, подобные рассматриваемой, будут встречаться внуку на каждом шагу жизни. И чтобы правильно их обходить, или решать - всегда нужен источник добрых советов. Поэтому, например, большинство восточных культур в качестве воспитательной базы официально используют диалог деда и внука, на котором основаны учебники, литература, фильмы и прочее. Родители – тактика, а дед – стратегия потому, что он уже прошел путем, как внука, так и его родителей. Здесь данный диалог вызывает только удивление.
     Чтобы сэкономишь добрую часть жизни и продвинуться гораздо дальше других твоих сверстников, данным методом не владеющих, можно лишь посоветовать внуку выработать и принять на вооружение единственно правильный метод общения с окружающим миром – спокойно выслушивать всех, затем думать, и после этого самому принимать оптимальное решение.
     Таким образом, на описанном здесь примере мы видим  результат «воспитательной» деятельности родителей и ближнего действующего окружения в современных условиях. Что и требовалось доказать - бездуховность родителей бурно расцветает в их детях. Обеспеченная городская жизнь много ума внукам не дает. Дело в другом.   Я уже неоднократно писал об этом, и желающие могут найти мои размышления на проза.ру,  но тут впервые получены уже практические результаты, подтверждающие сделанный ранее прогноз.  Там же сформулирована единственная цель, достойная внимания в современной жизни – участие в общецивилизационном развитии. Конечно, не каждый годится для этой гордой задачи, и нет ничего страшного в выборе более простого пути продавца чужой продукции. Но здесь дана максимальная оценка, которую вовсе не обязательно выполнять, но полезно знать.
     Родителям описанного внука следует готовиться к скорому проявлению известного закона «отрицание отрицания». Данный внук, наблюдая отрицание традиций со стороны своих родителей, уж наверняка сообразит начать отрицать их самих. Думаю, что можно ожидать больших проблем в допуске современных родителей к их будущим внукам. И это будет справедливо, ибо по библии за грех Хама расплачиваться пришлось его сыну, которого Ной проклял, пророча ему рабское существование.
     Кроме того,  внуку следует сказать, что есть на свете очень много людей, остро заинтересованных в том, чтобы «втюхать» ему  в голову всякую ерунду вроде как - Бога нет, гены не влияют, бери от жизни все и так далее. Цель такого стремления одна - заставить внука ошибиться, «вляпаться» в какое-нибудь дерьмо на первом же шаге жизни, и исключить тем самым себя из дальнейшей конкуренции. А дальше пойдут уже другие люди, которые ерунде не верят, а учитывают все здравые мысли. Избежать такого бесславного поражения можно лишь учетом традиций, и прислушиванием к другим мнениям.
     Будем наблюдать дальше.  Не говори, что тебя не предупреждали.   Ушедшего не вернуть. Потери налицо. Высоких результатов может не быть при отсутствии коррекции. Время всё поставит на свои места, и всех рассудит.   
     Как говорил когда-то мой первый наставник: «Я, таким как ты – был, а что из тебя получится к моему возрасту – это мы еще посмотрим…»