На злобу дня

Алексей Жуковский
Очень часто люди жили в эпоху великих перемен и не замечали этого. Слишком мал кругозор нашего мышления, чтобы оценить начало исторических потрясений и, конечно, тех сопутствующих успехов и неудач, которые неминуемо сопровождают отдельного индивида при его жизни в данный промежуток времени. В настоящий момент в России происходят очевидные изменения. Какую сферу мы не возьмем, - образование, промышленность, бизнес, политика, спорт, - везде скандалы, суды, разбирательства и споры. Президент молчит и хитро улыбается. - Либо в очередной раз позирует веред телекамерой, чтобы запечатлеть свой положительный образ в виде спортсмена,рыболова, ученого-изыскателя, спасателя и просто хорошего понятного доступного понимающего человека. Но мы то чувствуем: мир не тот, что был прежде, мы не те, которые были пару лет назад. страна не та, чтобы доверить ей свою жизнь и ни о чем не думать. Сразу приходит первая неприятная  случайная мысль - нас обманывают, скрывая истинное положение вещей. Но чтобы обманывать,  нужно обладать знанием и намеренно искажать его. И здесь возникает вся коллизия современной дискуссии этого сиюминутного спора: существуют ли люди, которые обладают полнотой знания настоящего положения вещей. Исторический опыт подсказывает, что людей, обладающих знанием прошлого, настоящего и будущего просто не может существовать в природе. Есть великие прорицатели жизни, но, к сожалению, они не появляются на свет каждые сто лет, чтобы светочем знания озарять очередное блуждающее поколение. Тогда приходит последняя и окончательная мысль, - мы блуждаем в потемках и нам надо как-то выбираться из этого мракобесия.

В современной России существует несколько теорий относительно устройства нашей страны: во-первых, мы наследники Византии с вытекающими последствиями: красивая царская власть, всеобъемлющий контроль чиновников, власть крупных собственников, государственное образование, рассчитанное на поддержание данной системы; во-вторых, страна наша, исходя их марксистских соображений, находится в первой, наиболее дикой стадии накопления капитала, где всем правят деньги и крупные капиталисты с их ненасытной всепожирающей страстью к деньгам и приземленным бытовым наслаждениям;  в-третьих, Россией умело управляют более могущественные страны, подкупая правительство и главу государства, как это было во многих исторических периодах человеческой истории; в-четвертых, в стране правит военная хунта, которая захватила всю государственную собственность и превратила ее в источник извлечения прибыли для узкого круга семей; в-пятых, Россия - страна хаоса, катящая неминуемо к распаду и гибели. Конечно, я не собираюсь перечислять все теории, так как цель данной работы не заключается в том, чтобы просто проинформировать читателя о существующих взглядах на современное положение дел. Хотелось бы только отметить, что большинство теоретических выкладок не являются положительными для будущего страны. Они пессимистичны и полны сарказма. Возможно это реакция на то, что оптимистический взгляд на будущее России разрабатывается в недрах управляющей элиты, которая никогда не была способна на интеллектуальную работу в силу своей специфической умственной ограниченности. И как следствие, все теоретические и практические шаги, представленные просвещенной публике,вызывают лишь, в лучшем случае, усмешку.

Так что же у нас за государство такое, раз мы находимся в таком сомнении относительно его будущего. Первое, что бросается в глаза: большинство постсоветских стран управляются практически несменяемыми лидерами. Казахстан, Белоруссия, Россия, Азербайджан Узбекистан,Таджикистан ... - во главе стоят похожие друг на друга лидеры с признаками хорошей пластики и ухоженности. Смена лидеров происходит не за счет политической борьбы партий, а благодаря революционным настроениям массы. Украина является одним из последних ярчайших примеров этой кровавой смены власти и уроком для оставшихся стран постсоветского пространства. Никогда нельзя давать слишком много места оппозиции для критики и пропаганды отличных взглядов.Поэтому во всех этих странах идет охота за ведьмами: против оппозиционеров заводятся невероятные уголовные дела и даются неограниченные во времени тюремные сроки. Задавить в зародыше любое проявление независимости является целью и основной работой властных структур.

Принцип устройства государства очень простой и примитивный: гражданское общество есть враг и объект для извлечения прибыли; государство полностью отделено от гражданского общества; управления страной происходит через органы насилия - полиция, армия, налоговая служба и тому подобные государственные заведения. Эта простота государственного устройства позволяет легко отделять государственного человека от человека гражданского, что, в свою очередь, дает возможность государству наделять человека гражданского с помощью информационно-пропагандисткой работы и государственного насилия определенными чертами, полезными для государства: пассивностью,послушанием, лояльностью, ограниченностью. Государство при таком устройстве должно быть всегда на шаг впереди и очень агрессивным. Любое проявление слабости даст возможность для усиления гражданского общества. Эта агрессивность государства и порождает всю эту постоянную неустроенность государственной жизни: безмолвное спокойное гражданское общество каждый день наблюдает за неспокойной жизнью государства. Вся интересная жизнь происходит там:убийства, коррупция, обман,шикарные дома, невероятные доходы, царские свадьбы, разводы,взлеты и падения.

Эта пропасть между государством и гражданским обществом порождает основную проблему России: невозможность проведения какой-либо политической либо экономической реформы. Любой указ государства как и любая инициатива гражданского общества не могут преодолеть пропасть между государством и гражданским обществом. Основная направленность государства -сохранение незыблемости системы. Вопрос выживания - основная задача человека государства. Он всегда находится в опасности. Его семью в любой момент могут уничтожить. Гражданское же общество в силу своей аморфности, невозможности выделить из себя класс людей, объединенных общими бедами и потерянными идеалами ,влачит безмолвное существование и живет чужой несвойственной ему жизнью. Единственное, где преодолевается пропасть между государством и гражданским обществом, как думает человек государства,  - армия, где происходит воспитание духа в преданности патриотизму. Но милитаризм всегда ведет к краху, ибо человек государства перекладывает тяжесть службы на человека гражданского. Даже здесь несправедливость устройства порождает противоречие.

Но если нет возможности преодолеть эту пропасть, государство начинает делать то, что ему доступно. Оно старается выработать идею, способную повести за собой народ, и превратить гражданское общество в однородную массу, где, по мнению государственного человека, легче распространять эту самую идею методом утверждения и безграничного повторения. На практике носителем идеи становится какое-либо объединение в виде политической партии государственный людей независимо от их ранга, старающихся говорить на понятном для масс языке и якобы интересующихся проблемами обычного человека. Но при нынешнем устройстве России политическая партия является пародией на политическую жизнь общества, так как общество никакой политической деятельности не ведет и не может вести, так как для этого требуются политические институты, которые не могут быть созданы человеком государства.

Эта парадоксальная ситуация, где каждый одновременно является и патриотом и предателем страны указывает лишь на наличие предельного эгоизма у каждого жителя огромной страны. А эгоизм - это предвестник падения цивилизации. Не зря мы подсознательно чувствуем эту тяжесть будущего.

               
Никто в данной ситуации не старается говорить определенно, потому что мы не можем говорить ясно о том, что неминуемо распадется, если не случится историческое чудо. Мы можем лишь сравнивать наше государство с другими странами, либо находить аналогии в прошлом. Ясно только одно: то устройство государства, которое мы имеем,происходит из нашего коммунистического прошлого и подточить его могущество смогут банальные экономические неурядицы. Простота государственного устройства отражает простоту человеческого материала, из которого создано тело левиафана, символа внутренней крепости. Именно банальный примитивизм жизни подтачивает силу страны и толкает человека государства на изменения и даже, возможно, реформы. Но как преодолеть пропасть между гражданским обществом и государством? Ведь необходимо отказываться от благ и подарков жизни. Нужно преодолевать эгоизм. - Иначе революция разрушит все до основания.