Азбучные истины

Виктор Притула
Сейчас умная книга не в чести. Тем не менее, издатели рискуют делать книги не только примитивно-криминального характера, где убожество языка и стиля прикрыты фиговым листиком лихо закрученного сюжета, но и довольно сложные по своей архитектонике литературные тексты, которые относятся к так называемому «постиндустриальному реализму». Что-то  в этих книгах лучше, что-то слабее, но это однозначно настоящая литература, которая доказывает, что даже в нашем сумеречном XXI столетии роман всё ещё жив.
К такой литературе я смело могу отнести роман Вячеслава Репина «Антигония», вышедший в серии «ТERRA-SUPER» в издательстве «ТЕРРА-Книжный клуб», и два томика прозы Афанасия Мамедова, куда вошли романы «Фрау Шрам», «На круги Хазра» и продолжающий тему т.н. «бакинский цикл» рассказов. Книги эти разные, как по стилистике, так и по авторскому темпераменту, однако в обоих случаях чувствуешь руку мастера слова. Книги Афанасия Мамедова вышли в московском издательстве «Время», выпускающем очень качественную прозу. Это касается не только вновь открываемых писателей и поэтом, но и таких знаменитых личностей как русская француженка Марина Влади. Известная актриса давно увлекается прозой, начав с лирической книги воспоминаний «Владимир, или Прерванный полёт», которая после перевода на русский язык вызвала неоднозначную реакцию поклонников Владимира Высоцкого. И вот знакомство с двумя новыми книгами Марины Влади – «Мой вишнёвый сад» и «Путешествие Сергея Ивановича». В первой книге Влади рассказала историю своей семьи, которую она разместила на сцене чеховского «Вишнёвого сада», продлив театральное действо почти на столетие. Приём смелый, но в отличие от многочисленных эмигрантских мемуаров, актрисе удалось рассказать о трагедии русской интеллигенции ярко и в то же время не по-женски лаконично. Никаких сентиментальных сцен, на которые обычно так тянет людей театра. Второй роман звучит как эхо афганской войны. «Путешествие Сергея Ивановича», возможно, не самая яркая и не самая жесткая книга про Афган, но книга искренняя, написанная человеком, неприемлющим насилие в любом его проявлении.
В петербургском издательстве «Азбука-классика» продолжают издавать романы набирающего популярность уральского писателя Алексея Иванова. «Сердце Пармы», впервые публикуемый в полной авторской редакции, вероятно, самый известный его роман. Он стоит в ряду таких азбучных бестселлеров, как «Золото бунта» или  «Я убиваю» Джорджио Фалетти. «Сердце Пармы» - роман историко-мистический. Две могучие силы столкнулись на древней пермской земле. Православный Господь, именем которого творят свои дела люди Великого князя Московского, и языческие боги вогулов, темные и пугающие. Две культуры, две цивилизации, два образа жизни... Новый роман Сергея Алексеева «Молчание пирамид», («ОЛМА-ПРЕСС», 2006 г.) действие которого происходит в сибирской глуши по своей форме остросюжетное чтение. Но  по своей  сути, это роман о власти нравственных законов внутри нас, о законах, правящих нами и «правящих нас», о власти человека над собой и   себе подобными, о власти государства над личностью и праве личности на самоопределение внутри государства. Но, пожалуй, самым неожиданным, как по форме, так и по содержанию стала для меня книга Дмитрия Добродеева «Momenty. Ru». Автор – человек с «раздвоенной» совестью и «расстроенным» сознанием решил обратиться  к «Опавшим листьям» великого философа Василия Розанова и создать на свой манер картину рушащегося у него на глазах современного мира, в котором «смешались в кучу  кони, люди…». Это самая оригинальная и, вероятно, единственная в этом жанре книга в «олмовской» серии «Мастер-класс». За такую  книгу редактору серии Елене Дмитриевой памятник ставить нужно! Только ведь не поймут, боюсь! Равно, как и умершего с голоду в полной безвестности Василия Розанова.
Раз у них на Западе  есть Дэн Браун и его  скандальная книга «Код да Винчи», вокруг которой до сиз пор не стихают страсти, так  почему бы и нам не создать нечто курьёзное. А поскольку Александр Сергеевич Пушкин – «наше всё», то и книгу свою некий талантливый пересмешник или пересмешники, укрывшийся (еся) за ёрническим псевдонимом Брэйн Даун, назвали «Код Онегина». Эта книга, изданная петербургской «Амфорой», -  пародия на конспирологический роман.  Книга с  жёстким детективным сюжетом и африканскими оборотнями, а ещё некой нелепой тайной в виде случайно обнаруженных пушкинских записок  подается читателю именно как пародия, точнее «капустник» мастерски сыгранный разгоряченными  портвейнами сочинителями. А вот роман Андрея Мухина «Горбушка» вышедший серии «Поколение Y» меня разочаровал. Может быть потому что я уже лет десять покупаю музыку на «Горбушке». Но не за «Горбушку» обидно, а за автора. Взял человек что-то от Артура Хейли, что-то от Ирвина Уэлша, что-то из эротических видеофантазий Эндрю Блейка, сдобрил этот салатик ментовским уксусом, а потом отправил героя за ненадобностью в родной Нефтеюганск. Книжечка получилась попсовая, больше смахивающая на гламурные журнальчики, в которых главное - это шмотки от модных европейских домов в которые облачены симпатичные модели мужского и женского рода. Главный герой даже в постнаркотическом трансе обнаруживает свою подружку следующим образом: «на ней тоненькая дубленка от «Sonia Rykel». Ирвин Уэлш обхохотался бы.
Другое дело, вышедший а «Амфоре» роман Валентина Черных «Киноартист». Знаменитый сценарист знает, о чём писать, показывая изнанку мира кино. Сам в этом соку варился не один десяток лет. Поэтому его прозе веришь. А вот Мухину стоит всё же поучиться у Ильи Стогова. Потому что Стогов, если соврёт, то так, что мачо заплачут.