Айсурат

Екатерина Кирьянова Борисова
В то весеннее утро Анзаур погнал отару овец в горы, всё выше и выше. Так далеко от аула он ещё не уходил. Неведомая сила толкала его вперёд. Солнце припекало. Цветы,  густо облепившие склоны гор, источали пряный аромат, от которого кружилась голова. Анзаур поправил съехавшую на лоб папаху, остановился и прислушался. Чудесное пение, словно журчанье весеннего ручейка, звало и манило его. Женский голос заставил замереть. С бьющимся от волнения сердцем мужчина слушал, и ему так захотелось увидеть поющую незнакомку! Шагнул вперёд, к выступу скалы, и увидел ту, чьё пение так взволновало. Он затаился, точно зверь, высматривающий добычу, стал наблюдать за девушкой, сидящей на траве. Его сразила её красота. Лет семнадцати, стройная, с правильными чертами лица, с тугими черными косами, лежащими на груди…
«Кто она, чья она дочь? Как зовут это прелестное создание?» – Вопросы роем теснились в голове, как стрелы молний в горах в ненастную погоду. Он наблюдал за горной красавицей, слушал её завораживающий голос. Захотелось прижать её к груди. Но, пересилив себя, он спустился в ущелье и погнал овец в другую сторону. 
Красавица так взволновала и встревожила Анзаура, что он ни о ком, кроме неё, уже не думал. Ему захотелось увидеть её ещё раз, посмотреть в глаза, какие они, какого цвета… Должно быть, также хороши и прекрасны, что и голос… 
Наступил вечер. Есть не хотелось. Анзаур молча расстелил бурку, укрылся другой половиной. Сон не приходил… Ночи в горах ещё холодные, небосвод густо усеян звёздами, и вдруг среди них ясно проступил лик девушки. Мужчина потерял покой и до утра не мог уснуть.
Каждый день он стал уходить в горы, чтобы увидеть красавицу, любоваться ею и слушать её пение. Он уже не мог без этого жить. Однажды он не выдержал и близко подошел к месту, где проводила время незнакомка. Замер, но сухая ветка предательски хрустнула под ногами.
- Кто здесь? - испугалась она и встревожено оглянулась.
- Кто здесь? – повторила она.
- Не бойся, - подал голос мужчина.
Девушка испуганно вскрикнула, легко поднялась и, с непонятной ему осторожностью, стала спускаться вниз, к аулу. Анзаур понимал: не могла она допустить, чтобы остаться наедине с мужчиной.
Но голос, который она услышала, стал часто звучать в ее ушах. Он звал ее туда, на прежнее место. Однажды, не выдержав, девушка поднялась на свою излюбленную поляну. Смутное волнение, не понятное беспокойство и ожидание охватили ее. Она напряглась и скоро в тишине услышала  легкие шаги, узнала их, так же, как и голос:
- Меня зовут Анзаур. Я из дальнего аула. Услышал однажды, как ты поёшь, и теперь не нахожу покоя.
Она сидела, не поворачивая головы, и смотрела куда-то вдаль. Анзаур сделал шаг к ней, и вдруг остановился. Девушка слепа, смотрит на мир невидящим взглядом. Он вздрогнул. Любовь и жалость - все перемешалось.
- Как зовут тебя, красавица?
- АЙ - С У Р А Т*, - напевно произнесла девушка.
«Луноликая - как соответствует ее имя» - подумал он.
- Можно присесть рядышком? Я не причиню тебе зла.
На этот раз она не убежала, а продолжала сидеть.
- Скажите, какой сегодня день - ясный, пасмурный, какое небо, плывут ли облака? Я прихожу сюда слушать птиц, собирать цветы. Я живу вон там… - И она показала рукой вниз, где были видны постройки домов. - Живу с мамой. Отец давно покинул этот мир, не смог вынести горя, какое случилось со мной. Мне было пять лет, когда я сорвалась  со скалы, потеряла сознание, а через несколько дней и зрение.
«Странно, - думал Анзаур, - как похожи наши судьбы. - Он тоже рано потерял отца, а затем и мать. И также в пять лет чуть не погиб, свалившись с чинары».
- У тебя есть жених? - спросил он.
- Был, мы вместе росли. Когда мне было семнадцать лет, он сказал своим родителям, что хочет взять меня в жены. Но  кому нужна слепая невестка? Отец с матерью отослали его в город учиться, подальше от меня. Он обещал писать и вернуться за мной. Но за пять лет вестей от него не было. Городская жизнь взяла верх.
«Значит, ей двадцать два, - решил Анзаур.- Мне тридцать пять, ещё не старик, пусть и не красавец. Буду любить её такой, какая есть. И хорошо, что она не видит меня».
Однажды, придя на место их встреч, он долго ждал Айсурат, но она не пришла. Несколько дней изнурили мучительным ожиданием. Осмелившись, спустился в аул, отыскал дом, где жила Айсурат. Она  вышла на порог и так хорошо ориентировалась, легко передвигалась, что и не подумаешь, что перед тобой незрячая.
- Заходи, у меня мама болеет. Ей нужен уход.
 Анзаур часто стал бывать в их доме, помогал, чем мог. Мать Айсурат, наблюдая за ним, размышляла: « Не такой жених нужен дочери, моложе бы. Но кто возьмёт слепую? Был красавец, да не женился – сбежал. Анзаур зрелый мужчина, самостоятельный. А в доме нужен мужчина».
Однажды, почувствовав себя плохо, позвала дочь.
- Силы меня покидают, недолго осталось. Боюсь за тебя. Как будешь одна? Любой может обидеть…Анзаур хороший, любит тебя. Защитит от плохих людей и от бед. Он говорил со мной о тебе.
- Анам! Анам**! - закричала Айсурат.- Не смей так говорить! Не умирай, родная!
Той же весной мать схоронили. Анзаур увёл Айсурат в свой аул, к себе домой. Ничто не мешало их счастью. Он пас овец, она доила коз, делала сыр, пекла хычины, из шерсти вязала носки и платки, а вечерами пела ему свои песни. Иногда он оставлял ее, уезжая в город. Она тосковала, ждала. Однажды он приехал весёлый, подхватил на руки и закружил по комнате:
- Айсурат! Айсурат! Я отыскал больницу, где лечат глаза. Говорил с доктором, всё поведал о тебе. Он согласен  тебя осмотреть. У нас накопились деньги на операцию. Я повезу тебя в город.
Но вдруг запнулся: а вдруг не понравлюсь я ей? И еще этот шрам… В детстве он упал с чинары и рассёк щёку. Шрам не уродовал его, но Анзаур боялся, что это может оттолкнуть Айсурат от него.
И всё же решился везти жену в город.
- Будь, что будет, зато она сможет видеть горы, цветы, небо…
Доктор, осмотрев Айсурат, сказал, что зрение можно вернуть, и нужна операция.
- Она останется в клинике, ты поезжай домой, а через недельку вернёшься - пожал он руку Анзауру.
Дома он не находил себе места.
Радость и сомнения одолевали его, боялся потерять жену. Когда приехал за ней, она вышла к нему счастливая, улыбающаяся. От радости мужчина поспешил к ней навстречу.
- Айсурат, любовь моя!
Услышав знакомый голос, Айсурат подалась вперед и замерла. Перед ней стоял не юноша, а высокий мужчина крепкого телосложения с шрамом через всю щёку, с охваченными сединой волосами. Всмотрелась, как бы заново знакомясь.
- У вас замечательный муж. Идите же… - Доктор легко подтолкнул её к мужу.
Она склонила голову и нерешительно приблизилась к незнакомцу. Они молча шли рядом, каждый думал о своем:
«Зачем я прозрела и увидела его? Как теперь жить?» - На душе Айсурат было неспокойно.
«Вот и всё, – я не понравился ей. Кончилось мое счастье… Прощай, Айсурат! Прощай, моя луноликая красавица!»
Они удалялись всё дальше и дальше от клиники. Навстречу им двигалась шумная компания парней. Увидев Айсурат, ребята остановились, сражённые её красотой.
- Айсурат, ты ли это? Что делаешь в городе? Как сюда добралась?
Среди них был и её Умар. Тот, с кем они играли в детстве, который клялся ей в любви и обещал жениться. Умар попытался обнять красавицу, но она отвела его руки…
- Ты прозрела? Как это  здорово! Пойдем со мной, мы будем счастливы вместе. Я ведь люблю тебя!
- Ты любишь меня, но слепая я тебе была не нужна .
- Что об этом вспоминать?! Забудь, всё начнём сначала.- И тут обратил внимание на мужчину, стоявшего рядом с ней.
- Что это за старик? – спросил он под хохот подвыпивших друзей.
- Имей уважение к старшим! - гневно оборвала его Айсурат. - Это мой муж!
Она вздрогнула от своих слов, ей вспомнились долгие и нежные ласки Анзаура, горячие поцелуи, сильные руки. Как носил он её на руках к роднику, где росла раскидистая чинара.
Она посмотрела ему в глаза, в которых увидела и боль, и любовь, и страх потерять её. И уже не замечала шрама, который вовсе не портил его лицо, не посеребренных сединой висков. И вдруг, поняла - она любит его! Любит! От этой мысли сладкая истома разлилась по всему телу. Она улыбнулась, взяла мужа под руку и, не оглядываясь, пошла вместе с ним навстречу новой жизни.
*Анам – «мама моя»
*АЙ – «луна»; сурат –  изображение, лик.
 *Айсурат – «луноликая» - с карачаевского.