Неугасимый свет рецензия

Тома Александрова
              Неугасимый свет…
      Надежда Гикал не новичок в поэзии – она давно приобрела известность в литературном мире, лауреат многих литературных премий, член Союза писателей России, автор пяти прекрасных поэтических сборников, причём один из них состоит из двух томов. Все книги, в том числе и пятая «Навстречу музыке дождя»,  изданная в 2012 году и уже ставшая раритетной,  –  состоят из трёхстиший. 
    В начале творческого пути Надежда Никитична выбрала для себя этот жанр, чтобы  подарить людям неугасимый свет своего сердца и осталась верной избранному пути.
  Более ста лет назад возникли хайку (трёхстишия) на русском языке   в начале   как подражание переводам с японского, но постепенно оно оформилось в суверенный жанр русской поэзии,  и  является самой молодой ветвью этого литературного явления за пределами Японии. Особенно хайку-движение получило развитие с приходом Интернета.
   Но хайку (трёхстишия),  какой бы жёсткой ни оказалась формой  для русской поэзии, а всё же она  в ней развивается и благоухает,  в  ней  безмерное русское поле и русская душа, и русская боль,  и пример тому поэзия Надежды Гикал:
              *   *   *
Стынет в глазах земли
жёлтая грусть –
плачут журавли над Россией…
*  *   *
Дремлет церковка под липами
утонули в солнышке дома
щемящая Русь…
*  *   *
Всю боль русской земли
вобрала она в себя
деревушка в три дома…
          *  *   *
Не сгинуть, не пропасть –
набатом звучит над Россией
русское слово…
*  *   *
Смотрят покосившиеся избы
ликами древних старух –
вековая тоска России.
*  *   *
Опустевший дом
прикрыл ставнями глаза –
устал ждать.

            *  *   *
Заиграли весенние ветры –
загляделась Русь
в голубые глаза озёр…
               *   *   *
Распластав крылья,
летит над полем птица –
русское поле жизни.
           Вот почему её поэзия не затерялась среди многочисленных имён поэтов Интернета, а заняла достойное место среди самых талантливых, завоевав признание читателей.
 Почему хайку  в наше время становятся всё более популярным жанром?  Хайку (трёхстишия) по сути своей – это силаббическая система, которая  развивалась издревле на Руси в устном народном творчестве (пословицы и поговорки, загадки и частушки, былины и песни и т.д.). В фольклоре отобразилось  стремление к красоте и правде, к добру и справедливости,  склонность к   афористичности, что было присуще русскому народу.   Вот почему, на мой взгляд, и получился этот органичный сплав классической японской формы и русской души, и уже эта форма не является чужеродной для русской поэзии.
           Русская поэзия, как и русская душа, многогранна: чистая, как хрусталь, прозрачная, как слеза, открытая и таинственная, глубинная и немного загадочная – в ней не видно дна. И в новой форме она остаётся таковой, только ещё более лаконичной, философичной. В ней та же звучит музыка, и та же видна глубина, простота и ясность, та же радость и та же печаль. В отличие от японской поэзии, русские хайку  более метафоричны, а порою в развёртывании цепочки ассоциаций и афористичны. В этом есть чисто русское очарование. Вглядитесь и прислушайтесь:

              *  *   *
Качается серебряный месяц
на циферблате ночи –
время жизни отсчитывает…
*  *   * 
Нет светлее красоты,
чем огонь. Гореть в огне –
нет страшнее судьбы… 
*  *   * 
Его не проси – придёт,
он глух до мольбы – уйдёт
день жизни…
*  *   * 
Мастер создаёт произведение
цену ему назначает
любовь зрителей.
      Такова поэзия Надежды Гикал, ибо она достигла  высокого профессионализма,  и в её поэзии, как в зеркале, отразилось то, о чём говорилось ранее.
      Каждое слово в поэзии   Надежды  Гикал весомо, зримо, через немногое говорит о многом, и что особенно важно, в них есть душа, чувства и мысли, ощущения  русского человека, в них сквозит боль о России и любовь к России.
      Галина Брюквина, член Союза писателей России в своей статье  о творчестве  Надежды Гикал  «Души высокой откровенье»  пишет:  «Она (Надежда Гикал)  – изумительный ювелир в поэтическом жанре хайку. Каждое слово её трёхстишия – это прекрасная жемчужина… Не перестаёшь удивляться мастерству автора… Это симфония в трёх звуках… Это целое явленье»,  и   это справедливо.   Я хочу добавить, что это явление в русской литературе   XXI века, так как мир  поэзии Надежды Гикал, наполненный любовью и добротой,  через которые она, словно через призмы  смотрит на мир,  а её поэзия – это храм любви к человеку, построенный  автором в наше тревожное время.
               К вам, люди,
               Незвана  пришла
               Из тьмы.
               Доброе сердце и чистые помыслы
               Я принесла –
               Ничего не прошу взамен
               В назначенный срок
               Уйду я, как все,  –
               Слово оставлю вам…                (верлибр)
Красота мира и человеческой души, гражданственность – главные темы и достоинства поэзии Надежды Гикал.
    Евгений Сигарёв, литератор, характеризуя творчество поэта, писал: «Каждое хайку  как  эпиграф к состоянию души… Её стихи – это ларец с драгоценностями»
Юрий Викторович Доманский, доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы Тверского государственного университета писал: « Это жизнь, явленная словом и в слове. Приобщение к этой жизни – великая благодать, которой удостоится всякий, кто прочтёт  маленькие стихотворения  Н. Н.  Гикал».
        Сергей Мансков, кандидат филологических наук, анализируя поэзию Надежды Гикал, написал: «Пристальная наблюдательность художника преломляется в поэтическое мышление и создаёт совершенно новый подход к картине мира…  Три коротких строки  становятся окном в душу светлого человека» 
   Обобщая уже сказанное, хочется сказать, что в маленьком стихотворении поэта каждое слово, каждый образ на счету, и они приобретают особую весомость и значимость. В её поэзии изящная простота и гармония прекрасного, есть ассоциативное создание и глубина проникновения, ибо путь в поэзию Надежды Гикал – это путь от созерцательности природы, её красоты и явлений, а затем через познание себя и мира, и только затем путь к   Слову, ибо в конце этого пути «Муза, старая, как мир» склонилась над нею, чтобы уже никогда не покинуть поэта:
        Не вечно моё тело –
        но будет жить в стихах
        душа моя…
Надежда Никитична задумывается  о значении своей поэзии в другом верлибре:
          Не славы желаю
          своим стихам.
          пусть будут они
          похожи на сад,
          чтоб люди нашли в них
           покой и отраду –
           и к жизни вернулись
           опять…
Её поэзия – дивный сад, в котором читатель дышит красотой и любовью и  может воскликнуть: «Ведь и я так чувствую, и эти строки про меня!» Так и должно быть – ведь это свойство настоящей поэзии. Поэт говорит о себе, а читатель узнаёт свои чувства, свои ощущения, своё восприятие мира, узнаёт красоту увиденного.
           *  *   *
Как много хочется отдать
этим коротким строкам –
ведь даже травы не молчат на ветру…
               *   *   *
Бросаю семена
в безжизненную почву –
увижу ли цветы?
*  *   *
Поэт – избранник неба:
молнией заточено перо,
солнца жар в строке.
*  *   *
Слово всесильно –
Лишь ему подвластно
Подарить бессмертие человеку.
   Как многозначны в своей недосказанности оригинальные стихотворения поэта о нашем времени:
    Кольцо за кольцом
    нанизывает дерево
    историю жизни.
    …Человек без памяти –
    засохшее дерево…
*  *   *
   Небо вместило
   сокровища всех звёзд
   сердце моё – небо бездонное…
        *  *   *
 В моей тоске
 непроглядная ночь –
 спичку не зажечь на ветру…
      *  *   *
Когда в душе
     нет веры и чести –
     свободны руки.
*  *   *
Стремимся к мудрости –
смысл жизни
находим в простоте…
*  *   *
Одни стреляют в тела
другие метят в души –
стервятники кровожадного времени.
        «Почему так бывает грустно, когда весной опадают лепестки сливы и отчего так щемит сердце, когда в осеннем небе гуси пролетают над домом? Не оттого ли, что красота угасает, а осень и тишина стучат в дверь. Изыск и печаль, нежность и тоска,  – вот то, что делает японскую поэзию мудрой, глубокой и бесконечно жизнеутверждающей – ведь за разлукой обязательно будет встреча, а несчастная любовь – лишь этап на пути к истинному чувству!
     Благодаря этому удивительному сочетанию, казалось бы,  несочитаемого японская поэзия вот уже много веков привлекает к себе внимание многочисленных почитателей, волнуя и обнадёживая»… (Анастасия Садокова о классической японской поэзии)  Так можно сказать о поэзии Надежды Гикал, ибо красота и грусть присущи и русской поэзии.
   Надежда Гикал усвоила  поэтику  японского классического стиха,  и  её  поэтическая форма расцвела в полную силу. …
*  *   *
Созерцаю жизнь,
познаю себя –
уподобляюсь Книге мудрости.
*  *   *
Иного счастья не хочу:
прожить, пропеть – облаком белым
проплыть над землёй.
 


*  *   *
Время зрелости
мудростью окрашено –
цену слов узнаю…
   В поэзии Надежды Гикал есть неповторимая солнечная трепетность живого восприятия природы,  и поэтому нельзя не восхититься любой картине, увиденной глазами художника и созданной ею, ибо из малой формы поэтической миниатюры она преобразуется в великую картину целого мира, горизонты которой раздвигаются для читателя, и уже, вступая в сотворчество с автором, он сам допредставляет себе эту картину согласно своему опыту жизни. Вот  в этом-то и  секрет японской классической поэзии, которую Надежда Никитична постигла в совершенстве, а глубина и тайна её поэзии завораживают читателя, заставляя задуматься и восхищаться поистине волшебными строками, полными музыки и очарования…
  А вот что пишет сама о поэтической форме хайку Надежда Гикал:
«Хайку –это волшебные картинки.  В них, как в капельке росы, отражается вся красота мира: от скромного цветка пастушьей сумки у плетня и синей капельки ириса в зелени речной травы до радуги над полем и света далёких звёзд….
В этих трёх незамысловатых строчках вмещается вся палитра человеческих чувств: тоска одиночества и радость первой улыбки малыша, всепобеждающая любовь и тихая грусть неразделённой любви, разочарование и надежда…
Эти короткие стихи – это мгновенная остановка в вечном движении жизни, это удивление перед чудом бесконечной красоты природы и человека.  К  их очарованию иногда примешивается капелька грусти. Эта грусть – от непостижимости великой тайны, имя которой – жизнь».
 Можно привести бесчисленные примеру тому:
*   *   *
Талая вода –
степенно моет гусь
красные лапки.
*  *   *
Ночи ещё холодные –
кутает вечер в тумане
голые плечи рябин
*  *   *
Звенят ручьи –
несёт весна на ниточке луча
солнца шар…

*  *   *
Порвалась золотая нить –
расползаются по Земле
синие сумерки…
*  *   *
Ночь в зеркалах луж –
лижет пёс бока
полной луне.
*  *   *
Растворился мир в мареве лета –
пилит кузнечик на части
грусть мою.

*  *   *
Дует студёный ветер –
В сетях берёзовых ветвей
Бьётся маленькой рыбкой звезда.
*  *   *
Глупый воришка –
Пытается ветер украсть
Все листья со двора.
*  *   *
Хмурые тучи исчезли вмиг –
Радость жёлтым листочком
Залетела в окно.
*  *   *
На последнее «прости» в письме –
Пролетит в тишине
Одинокий гусь.

*  *   *
Вставлены зимние рамы –
Отчаянно бьётся в стекло
Забытая муха.
*  *   *
Первый снежок –
строчками птичьих следов
расписалась зима.
*  *   *
Утихла вьюга –
смотрят в пуховых платках
старушечьи лики изб.

*  *   *
Светло в лесу –
искрится серебром
санный путь.


*  *   *
Ворон обугленной головнёй
чернеет на снегу –
холод пронзает душу.

    Каждый из нас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над лесом  или морем, рождению весеннего цветка в поле, в лесу, на пригорке, замирали от восторга на цветущем лугу или среди могучих сосен и стройных берёз…
После прочтения  чудесных строк из книги Надежды Гикал, начинаешь понимать, что мир вокруг неповторим и прекрасен, и  душа наполняется гармонией и светом и невольно начинаешь жить в ладу с этим миром и с самим собой…
   Поэт любит путешествовать и   дарит читателю свои впечатления:
*  *   *
Париж досматривает сны –
дворники уже выметают
из города тишину.
*  *   *
Кладбище Сен-Женьев –де- Буа –
кусочек потерявшейся во времени
России.
         *  *   *
Аэропорт «Шарль де Голль –
с грустью сдаю
багаж впечатлений.

           Творчество Надежды Гикал – это концентрированная поэзия,  оригинальные  современные стихотворения – миниатюры,  простые на первый взгляд, и такие сложные при прочтении, когда вдумываешься и поневоле очаровываешься ими, потому что в них не только красота, но исповедь сердца, радость  и печаль, боль за Россию, свет неугасимый, дарованный людям, и это, наконец,  явление в русской литературе.

               
                Тамара  Александрова,
                член Союза писателей  России.