Любовь? Страсть? Безумие? Расчет. И финал...

Анна Литцен
Ученые до сих пор спорят о точной дате рождения Анны Болейн. Разные источники указывают годы с 1501 до 1507, однако наиболее вероятен 1507-й.

Анна происходила из старинного графского рода. Получила обычное для той поры и ее положения домашнее образование, но ее честолюбивый отец решил отправить Анну и ее сестру во Францию - продолжать образование. Анна сначала была фрейлиной Марии Тюдор - жены Людовика XII, затем Клотильды - жены сменившего Людовика Франциска I, затем перешла к сестре короля герцогине Алансонской. Десять лет своей юности Анна Болейн провела во Франции, при в высшей степени куртуазном дворе, где она не только постигала всевозможные науки и искусства, но и совершенствовалась в тонкостях великосветского флирта. Надо отметить, что красавицей Анна никогда не была, но ее любили за миловидность, живость характера, также сообщают, что она всегда была изящно и дорого одета, неподражаемо танцевала и была очень умна.

В 1525 году отношения Франции и Англии совсем испортились. К тому же отец задумал выдать Анну замуж. И Анна вернулась в Англию, где стала фрейлиной Екатерины, супруги короля Генриха VIII. И здесь она сумела выдвинуться. Из задуманного отцом брака ничего не вышло, девушка упорно не желала выходить замуж без любви, а к тому же в это время влюбилась в другого. Ее предметом стал лорд Генри Перси, сын герцога Нортумберлендского. Но надеждам юной пары не суждено было сбыться, ибо Анну заметил сам король Генрих.

Генриху в то время было около 35 лет. Он был из рода Тюдоров и правил уже шестнадцать лет. И все эти годы его женой была Екатерина, дочь короля Испании. Тут есть некоторый нюанс. Сначала Екатерину выдали за старшего брата Генриха Артура, но тот был чрезвычайно болезнен, и брак остался формальным. После смерти Артура Екатерину обвенчали с Генрихом, на что пришлось получать специальное папское разрешение.

Генрих выгодно отличался и от своего брата, и от отца. Он был щедро одарен природой как в смысле внешности, так и в смысле ума и характера и умений, он был очень хорошо развит физически. Но недостатком его было то, что он был о себе очень высокого мнения и абсолютно не любил заниматься делами, перепоручая их своим доверенным лицам.

Семейные дела у Генриха явно не заладились. За все годы супружества Екатерина так и не смогла подарить ему наследника, родив лишь однажды девочку. Отношения между супругами охладились, и король обратил внимание на других дам. В числе фавориток побывала и родная сестра Анны Мария, раньше нее вернувшаяся из Франции. Мария родила королю сына, но уже во время ее беременности Генрих охладел к ней и объявил, что этой связи никогда не было, Марию выдали замуж за одного из вельмож и объявили его отцом ребенка.

В это время Анна возвращается из Франции. Генрих влюбился в нее в первого взгляда. Но не он один. Я уже упомянула юного лорда Генри Перси, вот его чувства не остались безответны. Однако король поспешил расстроить все их грезы и планы. Юношу спешно женили на другой и отправили в отдаленное поместье. Анна же была взята под строжайший надзор и регулярно подвергалась атакам со стороны Генриха. В конце концов честолюбивая девушка решила, что, раз уж ее все равно лишили счастья, то пусть уж наградой ей будет место рядом с королем...

Анне претила судьба фаворитки, она решила занять место королевы. Но она понимала, что все нужно делать с холодным разумом. Стоит отметить, что среди французских придворных дам едва ли могла найтись другая, которая бы лучше Анны усвоила уроки кокетства и свободы нравов. Анна удивляла своей самоуверенностью и наглостью даже самых отчаянных блудниц. Но... по прибытии в Англию она мгновенно преобразилась из прежней кокетки в примерную скромницу. Стыдливо потупленные глазки, румянец на щеках при малейшей нескромности, тихий и мелодичный голос. В общем, маска стыдливости и невинности совершенно очаровала Генриха. И он решительно объяснился. Он написал ей целый ворох страстных писем, где не сдерживал себя. Но, к удивлению и пущему обольщению короля, Анна отвечала ему суровым отказом, весьма основательными укорами и стереотипными нравоучениями, которых, заметим, истинно честная и невинная девушка и читать никогда не станет в ответ на страстное признание.

Короче говоря, Анна начала плести интриги, давая королю понять, что просто любовницей его она никогда не будет, а если и уступит, то только в качестве законной жены. Генрих настолько обезумел, что был согласен на все. Следует отметить, что, кроме парижского шарма, грациозности движений и царственной осанки, Анна Болейн имела недюжинный ум, непомерное тщеславие, и это сочеталось с резкостью в речах и неразборчивостью в средствах. Короче говоря, ее непреклонный дух и железная воля сделали Генриха подкаблучником. Она даже позволяла себе иногда кричать на него. И вконец обалдевший Генрих приступил к выполнению своего и Анны желания - разводу с королевой Екатериной.

Я не буду описывать всех перипетий этого процесса, но камней по пути было немеряно. Королева была против, испанский двор был против, Папа римский был против. Это все тянулось очень долго. И наконец Генрих сделал решительный шаг. Он порвал с Римом по совету хитроумного архиепископа Крамнера. Тот предложил королю взять церковную власть в свои руки, ведь он - помазанник божий. И Генрих объявил себя главой церкви, поменяв религию, а свое государство независимым от воли Папы римского. После чего тут же объявил свой прежний брак незаконным, дочь - незаконнорожденной. Опираясь на новые установки, 23 мая 1533 года суд вынес решение о разводе. Королеву с дочерью отправили в монастырь. Однако народ так любил Екатерину, что возненавидел Анну.

Анна отвечала народу взаимностью. Последовали казни сторонников Екатерины, среди них были и приближенные короля. И вела себя все более вызывающе, ибо реально оценивала ситуацию и старалась заглушить в себе нарастающий страх перед будущим.

Но вот радость - Анна беременна. Все ждут и предсказывают сына. Ему уже подобрали имя - Эдуард. Казалось, положение Анны незыблемо.

А 7 сентября 1533 года, в воскресенье, случилась катастрофа. Анна родила без проблем, здорового ребенка, но... девочку. По меркам того времени случилась трагедия. Девочка была будущей великой королевой Елизаветой, но в тот момент этого никто предсказать не мог, ибо не было принято передавать корону женщинам.

Король был убит. Ему нужен был наследник. А учитывая его непостоянство, к Анне он и так уже начал охладевать. Рождение девочки поставило в этом процессе точку. Любовь перешла не только в равнодушие, но и в охлаждение и даже в отвращение.

Тем временем умерла в изгнании и нищете королева Екатерина. Перед смертью она написала королю трогательное письмо. Но Генрих не особо расстроился. Хотя он и оделся во все желтое - цвет траура, но зато устроил двенадцатидневные увеселения.

На двенадцатый день этих циничных празднеств состоялся придворный турнир, на котором Генрих, всегда бравший первые призы, был выбит из седла, и на него, уже лежавшего на земле, упала вставшая на дыбы закованная в тяжелые доспехи лошадь. Король два часа пролежал без сознания. Врачи даже опасались, выживет ли. Через некоторое время Генрих все же пришел в себя, но это был уже совсем другой человек.

Тяжелый ушиб мозга никогда не проходит бесследно, и в первую очередь утрачиваются самые хрупкие, высшие способности, в результате чего изменяется (иногда довольно резко) личность. После этого происшествия Генрих стал менее энергичным и смелым, но гораздо более жестоким. И самое главное для этой истории - внезапно, как бы очнувшись, он разлюбил Анну Болейн.

После похорон Екатерины у Анны случился выкидыш, и многие усмотрели в этом перст судьбы. Генрих необычайно сурово заявил Анне, что он теперь все понял. И не слушая ее оправданий, вышел из ее спальни. В тот же день он шептал тем, кому доверял, что она завлекла его в этот брак колдовством, а посему брак этот недействителен, и теперь он может взять себе другую жену.

И действительно, он вдруг увлекся молоденькой, черноглазой, жизнерадостной фрейлиной Джейн Сеймур, а Анну стал обвинять во всех смертных грехах. Очевидно, что она ему уже была не нужна и была препятствием к новой женитьбе. К тому же враждебность других государей и Папы римского, да и собственного народа, вынуждала его ненавидеть ее все сильнее. Признать свою ошибку он не мог, потому что искренне считал, что всегда прав и что все, что он делает, идет на благо всем. Кстати, Реформация в Англии - это именно следствие всего произошедшего.

Ну так а что же делать с Анной? Против нее решено было сфабриковать дело о супружеской измене. И сфабриковали. Сначала арестовали всех, кто был замечен хотя бы в разговорах с Анной, а 2 мая 1536 года после разговора с королем Анну и саму заключили в Тауэр. Она ничего не могла понять, с ней случилась истерика. И, хотя она была умной женщиной, понять она так ничего и не смогла. Единственное, как ей казалось, правдоподобное объяснение, пришедшее ей в голову, она высказала тюремщику: "Я думаю, король испытывает меня..."

А дело об измене тем временем развивалось. Дошло до того, что обвиняемых в связях с Анной насчитали более 100 человек. Впрочем, потом король опомнился и часть из них, как мы говорим, реабилитировал. Судил Анну не обычный суд, а специальная комиссия, составленная исключительно из ее врагов. Было приплетено и колдовство, и заговор против короля. В числе подсудимых оказался даже ее собственный брат (ему припомнили то, что он присел однажды на постель своей сестры). Примерно настолько же виновны были и остальные. Но это уже не имело значения. Королевский приказ надо было выполнять. Процесс против "заговорщиков" повели с такой поспешностью и с такими нарушениями самых обыкновенных судебных формальностей, что Анна даже ни разу не видела своих обвинителей. Она, все еще пребывая в иллюзиях, писала ему из тюрьмы трогательные верноподданнические письма, уверяя в своей преданности, любви и прося за невиновных. Но Генрих был неумолим. Анну приговорили к сожжению или обезглавливанию - на выбор короля. Она только и добилась, что Генрих выбрал обезглавливание, а не костер.

Брата Анны казнили через два дня после суда. 19 мая 1536 года взошла на эшафот и Анна, до последней минуты пребывая в безумной надежде, что Генрих лишь испытывает ее. Меч палача положил этой надежде конец...

Когда раздался пушечный выстрел, извещающий, что голова Анны Болейн скатилась на доски эшафота, нетерпеливо ожидавший казни король весело закричал:

- Дело сделано! Спускайте собак, будем веселиться!

Ну что еще сказать? Брак с Джейн Сеймур был заключен в тот же день. Но этим дело не закончилось. После Джейн у Генриха было еще три жены, и одна из них тоже, кстати, была отправлена на эшафот...

Через двадцать два года после того, как Анна Болейн поднялась на эшафот, на престол Англии взошла и на протяжении сорока пяти лет твердой рукой правила ее дочь, одна из самых величественных королев Елизавета I Английская, чье огромное историческое значение для судеб Англии и Европы известно всем.



Использованы материалы книги Сергея Нечаева «Некоронованные королевы»