2. Командировка Савла в Дамаск

Зубаир Османов
Интересны размышления Полосина о командировке Савла в Дамаск, в ходе которой этот гонитель христианства превратился в апостола Павла. В общем, суть такая. Савл заявляет, что он получил задание от первосвященника хватать, связывать и доставлять из Дамаска в Иерусалим христиан. Но по пути в Дамаск он услышал глас с небес, укоряющий его, после чего он уверовал во Христа и примкнул к тем, кого преследовать был делегирован.

Христиане приняли его с радостью. Но у Полосина есть некоторые вопросы по данному поводу. Входит ли в юрисдикцию первосвященника арест жителей Дамаска? Нет, отвечает он и добавляет, что за это его самого римляне могли распять. Если кто-то и послал Савла, то это могли быть римляне. И, поскольку один человек не может арестовывать и этапировать мятежников в Иерусалим, то, по всей видимости, предполагалось координировать его деятельность с местными спецслужбами.

Далее Полосин задается вопросом: если эти христиане были так ненавистны римлянам, то как они отнеслись к тому факту, что получивший от них командировочные средства человек не только не выполнил свое задание, но и примкнул к мятежной группе? Десятилетиями он жил на территории римской империи, имел гражданство и никакому преследованию не подвергался. Даже когда у него были конфликты с иудеями и христианами, власти давали ему поддержку.

Все это наводит на мысль, что Павел был засланным казачком. Полосин выдвигает предположение, что Павел действовал в интересах Рима и Синедриона. Павел ввел в христианство такие послабления, которые позволяли вступить в христианскую общину необрезанным язычникам. А это позволило Синедриону объявить христиан еретиками и вывести за рамки правового поля. В результате учение Иисуса, который вещал на иудейскую аудиторию и подчеркивал, что он послан к дому Израилеву было выдавлено с иудейской площадки на языческую. Для Синедриона Иисус перестал быть проблемой и немногие его ученики, следовавшие Торе, растворились в среде, считавшей, что Законы Торы утратили юрисдикцию.

Что касается интересов римлян, то они в том, что если иудаизм – идеология непримиримая с другими идеологиями и не приемлющая иностранной оккупации ни в какой форме, то в христианство Павлу удалось внедрить такие положения, которые позволяли относиться к власти кесаря как к чему-то данному свыше.

Выдержка из послания римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13: 1 -6).

Из послания ефесянам: «Рабы, повинуйтесь своим господам по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы христовы» (Еф. 6: 5 - 12).

Распространение подобной идеологии, несомненно, было выгодно империи. Хотя, для региональных бюрократов, любивших в те времена ловить рыбку в мутной воде, может, и не всегда. Интересы Синедриона также не во всем совпадали с интересами как федерального центра, так и региональных чиновников. Удавалось ли Павлу балансировать между ними, не давая крена ни в чью сторону?