Всего несколько строк в «Повести временных лет» (ПВЛ) содержат данные
о происхождении слова «русь»: « Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и
начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и
была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем
себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к
варягам,, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а
иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».[1], стр.84.
За что же новгородцы «изгнали варяг»? Те, не думая о последствиях своих
действий ввели новый налог – «забожничье», В ответ получили Вече и погром.
«Рыбаков высказал в одной работе предположение, что забожничье, связанное со словом "бог", было налогом на смердов, которые открыто выполняли языческие обряды. Смысл слова спорен».
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Мне версия Рыбакова больше нравится, т.к. строй тогда был племенно -
родовой, рабства ещё не было, феодализма - и в помине; каждый род
поклонялся своему идолу. А Новгородская земля состояла сплошь из родов
«Эстонская чудь, новгородские словены, славяне-кривичи, меря, угро-финская
весь» и т.д. (весь - это название рода.. Прим. автора) За всех должны были платить новгородские купцы! Вот они и созвали Вече.
Далее в ПВЛ говорится: «И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а
другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» [1]. СТР.85 (варяг - синоним слова пират, наёмник).
Рюрик и был пиратом - имени его боялись все жители побережья Варяжского
моря (теперь оно называется Балтийским). Для новгородцев это было то, что
нужно: люди его в совершенстве владели оружием, их не надо было этому
обучать, и что немаловажно, оружие было у них своё. Владеть мечём – сложная
наука. В римской армии практиковался удар «пальмовый лист», а что умели
люди Рюрика – нет данных.
Цари гордились своим происхождением (от Рюрика), но его прошлое
замалчивалось, как и происхождение слов «русская земля».
Используя грубый материализм при анализе 11-го века можно выделить
следующие группы людей в зависимости от способа получения прибыли.
1. Земледельцы;
2. Скотоводы (кочевники);
3. Ремесленники
4. Торговцы;
5. Грабители, пираты.
Скотоводы часто видели кровь, убивая животных; земледельцы были мирные
люди. Наверное, поэтому ещё в Древней Греции племя илотов было покорено
племенем воинственных скотоводов и создалось государство Спарта.
Торговцы брали зерно, скот, изделия ремесленников (1,2,3) ; продавали его там, где выгодно. Ну, а грабители и пираты грабили торговцев и обкладывали
данью 1,2,3 (как делают современные «братки»).
Земледелием и скотоводством невыгодно было заниматься в Новгороде
(всё-таки, зона рискованного земледелия). Оставалось только ремесничество
и торговля. Для сбора дани существовали Рюрик и его команда.
У киевлян был больший выбор: они могли торговать с хазарами, заниматься
земледелием, скотоводством, ремесничеством и нападать на проходящие по Днепру
суда. Единственное, чего у них не было – так это пушнины. Но этот вопрос
был решаем: стоило ограбить (или обложить налогом) проплывающих купцов.
На беду, все они были из Новгорода. Ведь тогда водным путём «из варяг в
греки» пользовались в основном новгородцы.
Так возникла первая неприязнь к Киеву
ЛИТЕРАТУРА
1. Хрестоматия по древней русской литературе ХI-XVII веков.
Учпедгиз,. М.,1938