1. 3. О некоторых частных, но важных моментах...

Пол Путешественник
1.3.  О некоторых частных, но важных моментах
и категориях «Полилогии современного мира …»

1.3.1.  О градациях и механизме перехода
от одной градации к другой

«Полилогия …» опирается на пятичленку как исторический факт. Это – первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и социализм. Эта последовательность есть восходящая последовательность градаций, которые в классическом марксизме именуются социально-экономическими формациями. Термин «градации» взят у Маркса. И правильнее говорить всё же о «социально-воспроизводственных градациях», ибо «экономическое» связано в чистом виде лишь с капиталистическим способом производства.
 
Что такое градация (традиционно – формация)? Градация это композиция всех известных типологий «чистых производственных процессов», то есть ЧЭФ. Они существуют и реализуются в своём развитии  одномоментно и параллельно, то есть перечень ЧЭФ для всех градаций один и тот же (рис. 1.2-2). Вид градации определяется лишь типом ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЧЭФ, то есть тем типологическим подпроцессом, который главенствует в данной градации. Доминирование это одно из основополагающих положений «Полилогии…».
 
На рис. 1.2-2 кружком помечены те ЧЭФ, которые доминируют в соответствующих градациях.

Доминирование означает, что данный тип ЧЭФ освещает, подчиняет и нивелирует все прочие подпроцессы (ЧЭФ), навязывает им свои механизмы, формы и прочую атрибутику, то есть деформирует их природу.

Так при капитализме доминирует ЧЭФ «экономическая» с доминирующим объектом  производственных отношений и отношений собственности «средства производства», то есть ВЕЩЬ как внешний предмет и товар. Напомним, что механизм взаимодействия агентов производства при этом есть «товарообмен», а материально-знаковые отношения – деньги. Богатство и ценность – вещи, средства производства, капитал. Поэтому все прочие объекты другой типологии рассматриваются в силу доминирования экономических отношений через, можно сказать, призму товара, товарно-денежных отношений и денег.
 
Вследствие чего, например, такой объект как информация, который не есть «вещь», ибо его невозможно отдать другому, не оставив себе, и который можно, практически без затрат, неограниченно тиражировать, начинает рассматриваться вопреки её природе так же как товар. Затем «информацией» начинают торговать по законам товара, однако видя, что из этого ничего путного не получается, начинают создавать специальное законодательство. Оно уже принудительно деформируют механизм взаимодействия агентов производства по поводу этого объекта вопреки законам его природы, делает «нетовар», то есть информацию, как бы «товаром», и тем самым вводит её в рыночный оборот.

Подобное можно наблюдать и в отношении многих других типологических отличных от «вещей» базовых объектов. Такова сила доминирования и таковы результаты соответствующей деформации.

Так вот, - смена градаций есть смена доминирующей ЧЭФ, доминирующего объекта, доминирующей ценности и богатства. Происходит эта смена, можно сказать, классически, тогда, когда уровень развития доминирующего объекта не соответствует уровню развития доминирующих производственных отношений в данной доминирующей ЧЭФ. Иными словами, но почти так же традиционно, когда общественный (обобществленный, по сути) характер производства данной доминирующей ЧЭФ вступает в противоречие с ограниченными (частными или группо-иерархическими) отношениями собственности.
 
То есть состояние развития общества при данной доминирующей ЧЭФ входит в своё предельное критическое состояние, которое, как принято говорить, возникает на «хорошем основании». Однако, так как нет в мире ничего совершенного, то незначительные поначалу «родовые недостатки», будучи предоставленные сами себе, заводят развитие данной ЧЭФ  и общество в целом в тупик, выходом из которого является революционное преобразование общества. Чтобы «снять» этот недостаток, превратившийся в «родовой негатив», необходима смена доминирующей ЧЭФ, а короче – необходима смена доминирующего объекта производственных отношений и отношений собственности.
 
Это состояние критического этапа в развитии, прежде всего,  данной доминирующей ЧЭФ, а так же и соответствующие деформации прочих ЧЭФ, приводит общество в состояние «бифуркации». Бифуркация – это неустойчивое равновесие производственного процесса по производству и воспроизводству действительной жизни, когда среди множества малозначащих факторов-сил, любое их незначительное изменение приводит к лавинообразному процесс с непредсказуемой восходящей или нисходящей деградационной траекторией последующего развития из множества возможных  (потенциальных) исходов.

Так как нами рассматривается чисто теоретическая, то есть идеальная, модель развития, то мы концентрируем своё внимание только на восходящем развитии общества по сложности.

Таким образом, обращаясь к схеме рисунка 1.2-2, восходящая последовательность градаций как композиций ЧЭФ может быть представлена следующим рядом фрагментов этого общего отображения процесса производства и воспроизводства действительной жизни. Эти фрагменты, композиции, напоминают многослойные пирожные со «стандартным» набором слоёв, но различной мощности (толщины), причем, только один слой-ЧЭФ доминирует, то есть содержит ту изюминку, которая характеризует данную градацию и её отличие от других. На данном рисунке ЧЭФ, доминирующая в данной градации, помечена пустым кружком, «изюминкой».

Следовательно, соединив эти, по сути критические, переломные точки в развитии общества, мы получим следующую кривую восходящего развития общества, эндогенно (рис. 1.2-2).  Или, как говориться в «Полилогии …», - главную последовательность критических точек восходящего развития общества.


1.3.2. О некотором различии
в трактовке «пятичленки»

К сожалению, обоснованно рассматривая капиталистический способ производства с экономических позиций, традиционный марксизм  и наши классики рассматривают прочие градации (традиционно,  - общественно-экономические формации)   так же с позиций «экономического движения», а не их (градаций) собственное  совсем не экономическое содержание движения. И хотя при этом различаются сами способы производства, правда, в теоретическом плане, больше по названию, а именно: первобытнообщинный способ производства, рабовладельческий и феодальный способы производства, капиталистический,  социалистический и коммунистический способы производства, - все они как и капиталистический способ производства рассматриваются как «экономическое движение». Их категориальная база остаётся неизменной, это «средства производства», товарообмен, стоимость, эксплуатация, частная собственность, деньги и пр. Исторически наблюдается  лишь, скажем так, рост сложности и мощи «средств производства»,- почти как у Глазьева «технологические уклады», но более укрупнённые.
 
Отчасти это можно было бы понять как опробирование, например,   К. Марсом и первыми «марксистами» «капиталистической  (экономической!) точки зрения», теории капитализма, на градациях иной природы, что свойственно всем учёным и изобретателям.  Как говорят: «Попробовать свою теорию в деле». Однако эта апробация (как проверка уже пригодности и правильности) теории, если вообще это можно назвать апробацией, была куцей и тенденциозной, ибо игнорировала собственную основу, природу этих градаций, их доминирующие ЧЭФ. То есть в толковании градаций (формаций), как ранее отмечалось, если воспользоваться схемой рис. 1.3-1, они не выходят за пределы слоя ЧЭФ «экономическая, капиталистическая, рыночная, или товарно-денежная». Другими словами, в таком чисто экономическом восприятии градаций (формаций), рассматриваются как исторический факт совсем не «градации – формации», а различные уровни развития только «экономического движения», а точнее – их деформации.

Рис. 1.3. Отношения собственности и основные противоречия.Файл: ris-1-3.jpg

Перефразируя можно сказать, что все «градации – формации» рассматриваются с позиций исключительно только «Политической экономии», однако при этом полностью игнорируется собственная материальная природа и теория этих градаций.


1.3.3. Несколько слов об отношениях собственности,
обобществлении и инфраструктуре общества

Рассмотрим всё тот же график-схему рисунка 1.2-2 и кривую восходящего развития общества по сложности, с которого мы, по сути, и начали. Эта непрерывно возрастающая, условно спрямлённая,  кривая эндогенного развития общества изображена на рис. 1.3-1.

Следует при этом напомнить, что при доминировании какого либо объекта производственных отношений, относительно его всегда имеют место отношения ограниченной, то есть частной или группо-иерархической собственности. Эта зона ограниченных (частных и группо-иерархических) отношений собственности расположена в непосредственной близости от кривой» восходящего развития общества.
 
Поэтому в зоне этой схемы, расположенной справа от кривой, или просто под кривой, все объекты обобществлены, то есть находятся под контролем общества и, как говорят, принадлежат всему обществу. Это и есть инфраструктура общества, которая, по определению,  в целом его и обслуживает.

Та область этой схемы (рис. 1.3-1), которая лежит в отдалении слева от кривой идеальной модели восходящего развития общества, есть область, скажем так, «неактивированных» отношений собственности. Причём чем дальше влево от кривой, тем менее развит и менее присутствует в действительной жизни соответствующий типологический объект производственных отношений, вплоть до простейших, не осознаваемых в обществе форм.
 
Таким образом, при движении в каждом слое слева направо растёт конкретное разнообразие и мощь соответствующего базового объекта. При этом меняются и совершенствуются производственные отношения и отношения собственности, - от почти их полного отсутствия до самой высшей (мыслимой) формы обобществления. То есть вся история восходящего развития общества есть история последовательно нарастающего обобществления «всего и вся».


1.3.4. Кратко, о так называемых противоречиях

Если взять и совместить на одном уровне восходящие графики развития всех ЧЭФ (слои рис. 1.2-2) по сложности, то получим картинку подобную рисунку 1.3-2.

Графики роста по сложности каждой ЧЭФ отображены двумя кривыми, - сплошной и пунктирной (рис. 1.3-2). Верхняя кривая отображает развитие по сложности объекта производственных отношений, нижняя (пунктирная) – развитие самих производственных отношений, в том числе, и отношений собственности (от почти полного их отсутствия, через ограниченные, частные и группо-иерархические к обобществлённым отношениям собственности).
 
Этот график, образно говоря, фиксирует некоторое нормативное развитие и рост сложности, как типологических объектов, так и производственных отношений. Кроме того, он так же отображает определённую сопряжённость, «сбалансированность и пропорциональность»,  в развитии всей совокупности типологических объектов действительной жизни. (При этом каждой ЧЭФ соответствует  своя шкала категорий сложности.)  В результате, - уровень сложности предыдущей ЧЭФ на данный момент времени оказывается выше уровня сложности последующей по доминированию ЧЭФ.
Таким образом, любое рассогласование этой сопряжённости, то есть отклонение от этой, можно сказать,  нормативной базы развития в рамках идеальной модели влечёт за собою возникновение различного рода противоречий.

На схеме показано лишь одно известное всем противоречие экономического способа производства между уровнем развития «средств производства», называемых полно в «Политической экономии» как «производительные силы» и уровнем развития производственных отношений (рис. 1.3-2). Величина этого основного противоречия для ЧЭФ «экономическая, рыночная» отображена  «полосатой» зоной.

Таким образом, здесь имеет место полилогический эффект сложения множества противоречий разного рода и разных ЧЭФ. Это в конечном итоге и образует непредсказуемое состояние бифуркации с множеством возможных исходов и трендов последующего развития в ходе восходящего становления обществ, и опять же, пока только эндогенно, то есть в рамках внутристрановой логики. Некоторые из противоречий обозначены на схеме двухсторонними стрелками (рис. 1.3-2).


1.3.5. Об экзогенной логике и реальном социализме СССР

И, наконец, о чём ещё следует сказать в этом кратком изложении, так это о том, что «Полилогии …» состоит не только из эндогенной логики, но и экзогенной логики. Экзогенная логика развития описывает межстрановые, международные, отношения, где агентами производства выступают не люди, как в эндогенной логике, а целые страны и народы. Эти субъекты, как говорится в Полилогии, «массовидны». Хотя, в конечном итоге, все эти отношения реализуются через людей и посредством людей. Это не только меняет характер и атрибутику, описывающую межстрановые отношения, но и во времени отстаёт, если так допустимо сказать, в темпах и уровне развития от эндогенной логики. Хотя, следует и оговориться, что при этом имеется  много общего и подобного.

Если пользоваться подобным сравнением, то условно можно сказать, что современное развитие межстрановых, экзогенных отношений находится на уровне когда-то бывших «допервобытных», то есть звериных отношений.  Этот период в эндогенной логике называется «переломной первобытностью», когда люди уже были, а общества ещё не было, то есть жили по законам стада животных, зверей. Это ещё раз подчёркивает, что в мире, на планете Земля, единого общества как единого человечества ещё нет.
 
Сам же современный социум находится в крайне критическом состоянии бифуркации, когда нельзя с уверенностью утверждать, - есть ли будущее у рода гомо-сапиенс на планете Земля.
 
Однако, не так всё и грустно, ибо социализм СССР, или, как его называли, «реальный социализм», дал миру пример высокого уровня международных, межстрановых и межнациональных отношений.  Этот пример вполне можно рассматривать как модель будущего единого человечества на социалистической основе.
 
Теория такого будущего излагается в Полилогии в форме основных законов гуманизма, где царствует патернализм и наука. Развитие строго регулируется на основе научных изысканий и теорий. Так что, продолжая развивать учение  К. Маркса «Полилогия …» А. С. Шушарина не только его генерализирует, но и направляет движение общества в сторону ГУМАНИЗМА.

К сожалению, если говорить о единении общества в мировом масштабе, как едином человечестве, социум на сегодня движется в сторону единения на капиталистической основе, то есть в капиталистических формах и «одеждах». Примером тому является Европейский Союз (ЕС).