Каждый человек-это микрокосмос!

Алёна Астапович
                Предыстория.

Чтение – увлекательнейшее занятие. Таковым оно становится тогда, когда сюжет великолепен, характеры героев неординарны, иллюстрации ярки и выразительны. Однако у истока всего сущего на Земле находится Его Величество Слово. Обычное, мудрое, пророческое. « Чудеса там, где в них верят», — написал Олег Рой в книге «Хранители». Не просто написал, убедил, заставил поверить. И чудо не заставило себя ждать. Явилось во время летних каникул, словно как в только что прочитанном романе для детей. С той лишь разницей, что у Женьки, героя произведения, в деревне не было ни телевизора, ни компьютера. А мне компьютер, эта умная и умеющая преодолевать расстояния машина, помог осуществить мечту. Благодаря возможности общаться с замечательнейшей женщиной появилось интервью, которое, уважаемые читатели, и выношу на ваш суд.

                Каждый человек-это микрокосмос!
                (Гость номера – актриса Елена Борзова)

К: Уважаемая Елена Николаевна, приходилось ли когда – нибудь Вам брать интервью?
Е. Н.: Дело в том, что я старалась сама не брать интервью, хотя приходилось. Я, конечно, волновалась, потому что разговаривала с людьми необычными: приходилось общаться с потомками Дунаевского, Толстого, Чайковского. Это был семейный клуб в Фонде Культуры. Атмосфера всегда царила тёплая, и я не сожалела, что пришлось выступить в роли корреспондента.
К.: Как вы считаете, М.Ю.Лермонтов — исключительный, необыкновенный человек?
Е. Н: Это неоспоримо.
К.: Когда впервые Вы познакомились с творчеством поэта?
Е. Н. Как и все: в школе, хотя, наверное, даже в детском саду я слышала о Лермонтове. А первое произведение, которое прочла, стихотворение «Бородино».
К.: Вам сразу понравилось его творчество?
Е. Н.: Да. «Бородино» я полюбила. С этого всё началось. Потом «Песня про купца Калашникова». Это произведение читала в школьные годы. Не всё поняла, но страдала за всех героев. А стихотворение «Тучки небесные, вечные странники» — очень часто повторяю про себя, как заклинание, или как песнь одиночеству, которое свойственно испытывать многим людям. «Мцыри» вызывало во мне протест и отчаяние: мне было безумно жаль главного героя, я считала несправедливым, что всё так драматично закончилось. Потом безумно была влюблена в «Демона». Многое в юности воспринималось не так, как теперь: мне непонятна была греховность Демона, его отказ от Бога. Воспринималась только страсть любви, это было высшей точкой моего восприятия. Вся юность была подчинена такой степени любви и не как ни меньше. Но по своей природе чувств, мне был ближе Пушкин, как его называл Натан Эйдельман: Последний эллинец той эпохи. Торжество свободы личности, улыбка на лице независимости. В Лермонтове больше сквозит одиночество, непонятность, отчуждённость, его строки пропитаны и болью и протестом:
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою!.. («Нищий»).
Читая подобные строки, неподдельно страдала. При том, что всегда считала себя оптимистом.
К.: Как вы думаете, почему одиночество является одной из основных тем в лирике Лермонтова?
Е. Н. : Он просто был человеком не из того времени. Первое упоминание о шотландском роде Лермонтов относится к барду-предсказателю Томасу Лермонту, который жил в XII веке. Могилы его нет, есть предание, что Олень увёл его в страну эльфов. Уходя он предсказал, что появится ещё на Земле. Возможно, вернулся он в образе поэта М.Ю.Лермонтова — человека,( по сегодняшним меркам совсем юного), родившегося мудрым стариком. Его душа не могла мириться с окружающей его пошлостью, бездуховностью. Он рвал цепи предрассудков и фальшивых канонов. Общество всегда отвергает ясновидцев, т.е. тех кто видит язвы общества насквозь… Итог может быть только один — общество от ясновидца отказывается и отворачивается. А результат — одиночество.
К. :13 августа прошлого года в Середниково проходило мероприятие, посвящённое двухсотлетию со дня рождения Лермонтова. Вам, знаю, довелось принять участие в нём? Как все прошло?
Е.Н.: Было замечательно. Настоящий бал. Гости танцевали. Причем, танцы девятнадцатого века. Позже был перформанс по произведениям Лермонтова. Потрясающая композиция, основанная на воспоминаниях бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны, была явлена в исполнении Любови Чирковой и Валерия Черняева. Звучали стихи Михаила Юрьевича, исполнялись романсы. Праздник в Середниково начинался с морозящего дождя, а заканчивался ясным небом и прекрасным концертом. Создавалось впечатление, что поэт с нами, совсем рядом…Думаю, равнодушных не осталось, всё вокруг было пропитано лермонтовским духом: «Это солнца луч прорвался из-за тучи. Это знак даёт из Вечности поручик, что нас всех одною ниточкой связал…»(как поётся в романсе, написанном потомком рода Лермонтовых И.В.Воронцовым)
К.: Участие в подобных мероприятиях для Вас выражение любви к поэту или просто дань памяти?
Е.Н.: Я бы не разделяла два этих понятия. Мы все отдаём дань его таланту, которая и есть продолжение нашей любови. Свою недолгую жизнь Лермонтов был одинок, но, как это не покажется странным, остался таковым и сегодня. В умах и сердцах части наших современников происходит то же неприятие лермонтовского отношения к жизни, как и в XIX веке. Его не пытаются понять, а судят только «поверхностным» пониманием. Это я сейчас придумала: т.е. что вижу глазами, то и оцениваю, не вникая в суть происходящего, не анализируя причины того или иного поступка. Он остался в душевном одиночестве и среди наших современников. Много раз я слышала: « А вот он, выскочка, почём лез на рожон в отношениях с Мартыновым?».
К.: Елена Николаевна, какие строки из произведений Лермонтова Вам ближе всего?
Е. Н.: Не могу так сразу сказать какие. Объясню почему. Каждый человек-это микрокосмос. А гении отличаются он простых смертных тем, что открывают нам этот космос, открывают возможность заглянуть прямо в сердцевину бытовых, социальных, душевных, духовных аспектов жизни человека. Я сейчас не говорю конкретно о Лермонтове, я говорю о гениях: о Пушкине, Толстом, Достоевском, Бунине, Чехове и многих других. Если процитирую, то что помню и знаю, понимаю, то предам всё остальное — разрушу мироздание, где всё взаимосвязано. Это, как вырвать из космоса одну звезду. Они неразрывны, они — созвездия.
К.: Есть ли у вас дома книги Лермонтова и часто ли вы читаете его произведения?
Е. Н.: На концертах читаю «Тамбовскую казначейшу», «Демона» ( не полностью, конечно). Работая со студентами прошу их выбирать отрывки из русской классики. Над произведениями Лермонтова часто трудимся. Конечно, книги поэта есть дома. Полное собрание сочинений приобрели ещё мои родители. Младший сын учился в школе, я, с его одноклассниками делала композицию по «Тамбовской казначейше». Это было здорово! Когда был выпускной, неожиданно кто-то произнёс строку из «Казначейши»… и вслед за ним… все стали добавлять по строчке… почти всё рассказали! Педагоги были удивлены. Они не ожидали такого! А мне было очень приятно.
Имя Лермонтова, его творчество, а теперь и очень близкие мне люди — потомки рода Лермонтов-Лермонтовых, стали неотъемлемой частью моей жизни, смыслом и мерилом совести и гражданственности.
К.: Спасибо Вам большое. Сегодня я поняла: М. Ю. Лермонтов- особый микрокосмос. Яркий, фееричный, увлекающий. Большое чудо- увидеть его.
P.S.
К. — корреспондент (Астапович Алёна).
Е.Н. — Елена Николаевна Борзова.