Инвалидность - ступени мытарства для человека

Анатолий Боков
предисловие:

   Здравствуйте, уважаемый читатель. Я приветствую вас, если вы читаете эти строки. Хочу предложить вам некоторые рассуждения на тему "Что есть Лицо Государства". Но если первая статья была об общем понимании о лице государства, в этой же статье хочу предложить понимание некоего эпизода из моей жизни, как понимания пере до мной грани лица государства, а именно грани , которая отражается в нашем понимании медицины и отношении врачей к нам, простым людям.

   Инвалидность как мытарство больного. Мнение очевидца.

   Прошу у вас прощения, уважаемый читатель, но мы - простые люди, почему то сильно возвеличили медицину и врачей до понимания божественного состояния. Медицина лечит человека, медицина отвечает за здоровье человека, медицина (хирургия) возвращает здоровье человеку даже радикальными методами (как выразилась доктор - героиня Риммы Марковой "- Без вопросов, я говорю - резать это перитонит к чёртовой матери..."). Даже бабушки, которые в церкви такие набожные, всегда знают, как молиться, как креститься, где стать, кому - какому образу свечку поставить, но как только что то где то заболело, сразу бегут в поликлинику к врачу. Но так ли уж всесильна медицина в восстановлении  здоровья человека (как сказал мне врач, лечивший меня после автокатастрофы: "- Не питайте иллюзий, современная медицина только поддерживает в человеке имеющийся уровень здоровья, если хотите здоровья, идите в церковь и обратитесь к Богу...").

   Мои такие странности понимания жизни медицины и врачей стали набираться давно. На пример в восьмидесятых годах в СПИД - ИНФО мне попалась интересная заметка о медицине в США. Кажется в шестидесятые года в кажется Лос Анжеллисе медицинские работники в защиту своих прав устроили забастовку и целый месяц не работали - не принимали пациентов и обслуживали только экстерные случаи. После этой забастовки статистика подсчитала результат от этой забастовки, который меня на тот момент шокировал, за этот месяц забастовки медицинских работников смертность среди населения этого города упала больше чем на 50%. Первое, меня поразило, ведь в США сама медицина одна из передовых, но что и как лечат врачи это население (нас с вами, уважаемый читатель), если когда врач отказывает нам в лечении, наша смертность должна расти, а она наоборот падает.
   Или вот пара случаев неадеквантного поведения врачей из моего жизненного опыта. В 95 году у моего тестя случился инфаркт, всё произошло на глазах родных людей (в гостях был младший сын со своей семьёй). Этот сын закончил институт, где на военной кафедре они проходили методы первой медицинской помощи при..., так вот вызвав скорую помощь этот сын стал делать своему отцу искусственное дыхание и прямой массаж сердца. Скорая приехала только через час, врачём на этой скорой был молодой мужчина лет 27 - 28. Осмотрев тестя этот молодой врач отказался делать реанимационные действия, даже отказался просто сделать укол со словами "- Я уколы мёртвым не делаю", хотя сын говорил, что сразу после инфаркта отец как то посинел, а после массажа сердца его лицо порозовело... И странность понимания, которое сидит во мне занозой, если бы этот врач скорой не поскупился бы на лекарство и укол, может быть тесть и пожил бы ещё...

   Или вот какой случай произошёл с моей мамой (её уже нет в живых, царствие ей небесное). В 2000 году всю вторую половину года я пролежал в поликлиники своего городка в травмотологическом отделении. И мама почувствовала нелады со своим здоровьем и по настоянию моих сестёр легла на обследование в ту же поликлинику, но... Врач отделения назначил обследование на сумму в 2,5 - 3 тысячи рублей (в те годы достаточная сумма для нашего районного городка), и мама это обследование прошла дней за пять. Но врачу в результатах что то не понравилось и он предложил другое более детальное обследование уже на сумму 10 - 12 тысяч, что оказалось не подъёмно для нашей семьи (зарплата была от 1,5 и до 2,5 тысяч). И... вдруг мама пропала пропала вообще... То есть  разговор с врачём и отказ произошёл в пятницу, а в понедельник сёстры меня вызвали и обрадовали новостью - мама пропала, дома третий день нет, и в списках больных тоже нет, сёстры попросили "- сходи, узнай на мед посту в отделении, когда маму выписали". Поднявшись в отделение на мой вопрос медсестра сказала "- посмотри в палате". За глянув в палату я застал спокойно разговаривающую маму. При выяснении оказалась интересная ситуация, врач понял, что более дорогого обследования не будет, но и лечения он не стал проводить, а просто приказал вычеркнуть фамилию мамы из списков больных, но при этом медсёстрам сказал, что больной лекарства давать не надо, выписывать не надо, вызывать на посещение родственников не надо... И мама говорит, что удивилась, эти три дня о ней медперсонал как будто забыл, ни процедур, ни лечения, ни лекарств..., то есть три дня забвения. Вот и вопрос, а может врач так поступать и как врач и как человек...

   И ещё один случай, который показывает уровень знания и опытности врачей. В 2004 году умерла моя родная тётя - родная сестра моего отца и моя крёстная (царствие ей небесное). И вот факты её смерти (прошу у вас прощения, уважаемый читатель, ничего выдуманного в моём рассказе нет, это рассказала дочь моей крёстной (моя двоюродная сестра)). Конечно моя крёстная была уже пожилой человек, но чувствовала себя довольно хорошо. Но летом 2004 года у неё вдруг поднялась температура, вызванный врач неотложки сделал укол, сбил температуру и уехал. Но температура у больной так и осталась, и продержалась ещё несколько дней (во время дней этой температуры неотложку вызывали каждый день), а на четвёртый день пошла горлом тёмная кровь. Дня через четыре врач неотложки по рекомендовал забрать больную в Больницу и там выяснить, почему температура не падает. Конечно крёстную неотложка забрала в больницу, где в течении двух дней (в течении которых кровь так и шла) брали разные анализы, даже провели ...скопию желудка, но ничего серьёзного (как врачи сказали) обнаружить не удалось,но так как кровь так продолжала идти и врачи понимали, что больная умирает, врач - хирург попросил у дочери официального разрешения на операцию в отношении больной (врач так и сказал: - Мы провели ...скопию, но ничего не обнаружили, можно мы проведём операцию на желудке, мы хотя бы сами посмотрим, почему происходит это кровотечение...). Дочь конечно же согласилась в надежде, что врачи всё таки помогут её матери. Врачи операцию провели, в результате обнаружили прободную язву сантиметров пяти в диаметре и сантиметров трёх в глубину (для ясности, когда кислота желудочного сока проедает стенку желудка, но в этом случае кислота проела не только стенку желудка, но и стала разлагать ткани с кровеносными капиллярами). Но ущербность данного случая не только вот в такой беспомощности врачей, но и в том, как врачи повели себя после операции. На другой день тётю - вчера оперированного человека вдруг выписывают из больницы примерно с такими словами: - Ваша мать уже умирает и мы сделать уже ничего не можем, мы не хотим, что бы смерть вашей матери испортила статистику успешности лечения в больнице, по этому езжайте умирать домой...  Вот вам, уважаемый читатель, цинизм некоторых врачей в отношении больного и врача...

   Но больше всего негативных пониманий о медицине и о врачах я вынес после своих хождений по медицинско - социальным экспертизам на факт утверждения своей инвалидности, вот уж хождение по мукам, которое никому не хочу пожелать. Вот теперь и хочу рассказать вам, уважаемый читатель, некоторые эпизоды своих мытарств. Теперь, уважаемый читатель, что бы вам было понятна хронология этих мытарств. 2000 год сама авария, клиническая смерть и семь дней комы, лечение, 2001 год - 2 группа инвалидности, 2002, 2003, 2004 годы - 3 группа инвалидности с прохождением МСЭ, 2005 год - областная МСЭ, 2012 год - повторная попытка восстановления инвалидности, районная СМЭ и областная СМЭ, глазная - офтальмологическая МСЭ, проверка через президентскую приёмную. А теперь конкретные примеры.

   При аварии у меня один глаз (левый) от удара лопнул и вытек. Оболочка глаза осталась в глазнице. Конечно по медицинским показаниям остатки лопнувшего глаза надо было извлечь и почистить глазницу. На те года в этой поликлинике работал врач - офтальмолог, заслуженный врач России, но почему то среди пациентов этого отделения самого врача потихоньку называли ""коновалом". Операцию чистки глазницы запланировали и в плановый срок (осень 2001 года) я стал готовиться к самой операции (кто проходил этим путём, знает тот некоторый мандраж, который испытывает пациент). Сама операция должна была проходить под местным обезболивающим наркозом. Уже лежу на операционном столе, ассистент сделал мне несколько уколов новокаина в район пустого глаза. По прошествии положенного для обезболивания времени ассистент по пытался вставить в пустую глазницу ресницерасширитель, я чувствую боль и говорю об этом (оказалось, что у меня аллергическая невосприимчивость к новокаину), на что получил окрик врача "- Лежите спокойно, больной, анестезию вам провели, вы не должны чувствовать никакую боль", но когда врач уже полез в глазницу со скальпелем и по пытался сделать надрез, я снова заявил, что чувствую достаточную боль. На что врач по мужски обругал меня и отказался от операции (саму операцию мне всё же сделали, но уже в областной больнице под общим наркозом, там же и выяснилось про аллергическую невосприимчивость на новокаин).

   Но понимание примера, почему этого врача за глаза называли "коновалом", произошло с пониманием случая с моим соседом по палате на то время. Сосед тоже был одноглазым (какое то  глазное заболевание типа "глаукомы"), но операцию по удалению больного глаза сосед провёл здесь же года четыре назад, и этот врач убедил соседа, что с больным глазом сделать ничего нельзя, только удалять. НО прошло четыре года и так как причина болезни не была устранена, болеть стал и второй глаз, и наш врач посоветовал удалить и этот глаз (на вопрос больного "- А как же я жить то буду", врач спокойно возразил "- Но ведь слепые живут, так что отчаиваться вам не надо"). На подготовку к операции мы оба легли в четверг, вечером разговорились с соседом, а так как у меня был достаточный опыт по глазам (около 25 лет носил очки и уже имел опыт операции, что бы снять очки совсем), который я и рассказал соседу. А что бы сосед сам что то узнал, я посоветовал соседу поехать в Волгоград в глазную клинику Фёдорова и про консультироваться, что сосед и сделал уйдя вечером в четверг самовольно домой. А когда сосед пришёл вечером в воскресенье в больницу, то рассказал, что глаз спасти можно, что операцию уже назначили на конец той недели, И... что вполне можно было бы спасти и второй глаз (именно из глазной клиники Фёдорова назвали нашего врача "коновалом" и по сетовали на малограмотность и не дальновидность пациента, что позволил уговорить себя и просто так удалить себе глаз). Конечно на утро понедельника был скандал, когда сосед потребовал выписки. Но главное, что сосед остался со своим зрением, да его ещё "обрадовали" в глазную клинику Фёдорова, что если бы он обратился к ним с болезнью первого глаза, то и первый глаз можно было бы сохранить.

   Теперь примеры из моих отношений с врачами МСЭ. В году 2003 в очереди на освидетельствование МСЭ я попал за одноногим дедом лет шестидесяти. Как и все в такой очереди (все мы считаем себя нормальными людьми), мы с этим дедом разговорилось и поведали о своих болячках, надеждах и претензиях к МСЭ. Вот история этого человека, восемь лет назад потерял (и неважно при каких обстоятельствах) ногу, ампутировали выше колена, после выписки дали вторую группу инвалидности, попробовали поставить его на протез, но что то не срослось, он (этот человек) не выдерживал на протезе даже пол часа (а может он сам не хотел вставать на протез). Но по законам МСЭ по жизненную инвалидность ему не дали, и каждый год этот человек (инвалид без ноги) должен был приходить в поликлинику и сдавать многие анализы и проходить врачей, что бы комиссия подтвердила его инвалидность (по словам этого человека сами врачи поликлиники возмущались, мол дали бы по жизненную инвалидность и всё). И вот этот инвалид без ноги на костылях по крутой лестнице уже восьмой год спускался в подвал, где была расположена комиссия МСЭ на то время, что бы эта комиссия подтвердила его безногую инвалидность ещё на один год??? (как он рассказывал, освидетельствовала его последние два года молодая к его годам женщина лет 25 - 27, и всё уговаривала пройти реабилитацию и стать на протез, тогда его можно будет перевести со второй нерабочей группы на третью рабочую (такая забота вполне понятна для неё, как для врача). На что этот человек отвечал: - Какая третья рабочая, вы же читали справки, мне противопоказан протез, да и нога снова не вырастет. Молодая женщина глядела на культю от ноги и с сожалением соглашалась: - Да, не вырастет, хорошо, в этот раз я подпишу, а на следующий год мы о протезе для вас всё таки поговорим...). Возможно этого человека уже нет в живых (тогда царствие ему Небесное), но он о своих хождениях по этим комиссиям МСЭ отзывался, как о своих хождениях по мукам..., и в прямом физическом смысле и в нравственном смысле (каждый год доказывать, что новая нога у меня Не Выросла).

   В 2005 году произошли аж две таких (забавных) историй. Пройдя врачей перед комиссии МСЭ  я со справками (в которых было написана рекомендация об инвалидности) опять пошёл на комиссию. В очереди за мной сидел пожилой мужчина с женой, которому в областной больнице сделали операцию на сердце по замене клапана на искусственный (в областной больнице сказали, что они бы так дали пожизненную инвалидность, но они не имеют права, так как такой пациент должен проходить ценз на инвалидность по месту жительства). Председатель комиссии МСЭ был молодой мужчина на вид 28 - 30 лет. Врач (тоже молодая женщина) осмотрела меня, покопалась в моих справках, и подошла к этому председателю посоветоваться. Председатель попросил меня подняться и пройтись, потом задал пару вопросов и выдаёт, - Вы здоровы. - Как, - удивляюсь я, - там же есть рекомендация об инвалидности. Ответ врача: - Я же вижу, отвечаете нормально и адекватно, двигаетесь нормально, значит вы здоровы и в инвалидности не нуждаетесь. Так как у меня уже был негативный опыт устройства на работу с одним глазом (работодатели в работе по профессии просто отказывали, а один просто объяснил, что без справки, что я здоров, он меня взять не может, вдруг я инвалид, устроюсь к нему на работу, а потом достану эту справку и суды - компенсации), я попросил у председателя справку, что я здоров, и объяснил, зачем мне эта справка. На что услышал от этого врача нелестный отзыв о себе и объяснение, что комиссия выдаёт справки только об инвалидности, в здоровье обратившегося фиксирует только на словах. Тогда я попросил историю своей мед карты, и в ответ услышал, что мед карту я могу получить только по решению суда... С чем меня попросили не тратить рабочее время комиссии и пригласить следующего по очереди...

   Но история этого дня ещё не закончилась. Следующим был мужчина с искусственным клапаном в сердце. Мужчина встал и бодро зашёл в комнату, где заседала комиссия, минут десять тишины, потом какие то вскрики и из за закрытой двери стал слышен повышенный тон голоса этого председателя - врача... Дверь в комнату комиссии открылась и вышел шокированный мужчина, сел и стал рассказывать своей жене: врач (сам председатель) по листал - посмотрел справки и рекомендательное письмо об инвалидности из областного центра хирургии сердца, потом выдал, - Вы здоровы. На свой вопрос, А как же..., услышал ответ врача, _ Вы все хотите не законно получить инвалидность, может вы эту справку купили..., мне область не указ ..., сейчас в городе не хватает рабочих рук, идите работать водителем.ю вон в автобусном парке не хватает водителей... И это - такое сказал дипломированный и заслуженный (так как занимает место председателя комиссии Медицинско - Социальной Экспертизы) врач, лицо именно государством облечённое властью.

   Конечно я поехал в область и там провёл повторную медицинско - социальную экспертизу, но ничего не добился. Врачи предварительного освидетельствования написали рекомендацию об инвалидности, а врачи самой комиссии просто посмеялись. То есть в области я первый раз попал к нейрохирургу, он просмотрел мои рентгеновские снимки головы, прощупал ещё чёткую трещину черепа, провёл эхо - пси грамму (какой то не очень большой прибор, два чувствительных щупа, врач водит щупами по голове пациента и фиксирует - что то видит на мониторе прибора) и констатировал отсутствие какой либо электрической (а значит нервно - психической) деятельности (что значит отсутствие (омертвление) левого полушария мозга в голове человека). Конечно всё это врач - нейрохирург зафиксировал в справке - представлении для МСЭ, но сразу посоветовал снять ксерокопию с этой справки, так как эту справку в самой комиссии попробуют изъять (что потом и случилось). На уже самой комиссии МСЭ председатель (женщина лет 40) бодро мне заявила, что практически здоровый человек не нуждающийся в инвалидности и не имеющий ограничений в возможности работы. На мой вопрос о работе строителем - высотником, стропалем этот врач улыбнувшись ответила, что она таких ограничений для меня в моей работе не видит, но я же разумный человек и должен понимать, что некоторые работы мне теперь не доступны, а какие это работы - я должен решить для себя Сам. На моё вопрос: - Новы же не пойдёте со мной на стройку кидать кирпичи, женщина опять улыбнулась: - Конечно не пойду, я же врач, я опять спросил: - Да нет, вы прочитали справку от нейрохирурга, и в виду своего знания моей возможной неадекватности скорее всего откажитесь работать со мной в паре, женщина - врач сникла, потупила глаза и произнесла: - Ну и это тоже..., но..., но для вас это ничего не меняет, комиссия признаёт вас здоровым человеком... То есть в этом враче, как человеке, есть понимание моей неадекватности, как некоей инвалидности после произошедшей аварии, но такое понимание, как угроза только для своей жизни, а вот для других людей и для себя самого я должен признанием этого врача понимать и чувствовать себя здоровым человеком.

   Конечно я не сидел без работы, старался найти работу, работал то дворником, то грузчиком, но в основном сантехником, сперва гор водоканале (но произошло сокращение, а второй раз не получилось устроится, а в других местах все начальники пеняли на отсутствие глаза, как имеющуюся инвалидность). Потом подрабатывал сантехником - частником (но это пока был подвальчик - мастерская, возможность технической базы, но соседям пришлось не по вкусу, что жилец (а потом уже и не жилец этого дома) делает из подвальчика для хранения рабочую мастерскую), этого хватало для прожития, но только одного человека. И это бы время можно было бы посчитать для себя потерянным, но в то время я уже разговаривал со своей Душой и выписывал какие то знания Божьего Мира, которые передавала мне моя Душа (что и продолжаю делать и сейчас). Но жизнь не стоит на месте и идёт дальше по мимо нашего желания, за прошедшее с 2005 я ещё три раза в 2012 - 2013 годах проходил комиссии МСЭ, но изменения мнения этих комиссий не произошло (я признанием этих медкомиссий есть абсолютно здоровый человек, вот только работодатели так не считают, для работодателей я есть ущербный инвалид). В году 2013 я даже обращался в общественную приёмную президента на факт проверки такого мнения медкомиссий и возможного восстановления справедливости. но и от туда ответили, что правы в своих выводах эти медкомиссии МСЭ, а неправ я и все эти работодатели.

   Прочитав выше написанное, уважаемый читатель, вы наверное решите, что я озлоблен на этот мир и эту жизнь. Нет, это не так, я люблю жизнь, я люблю и уважаю этот Мир (стараюсь с уважением относиться к этому Миру, как сознательной чувствующей части тела Бога). Но написав эти примеры из моей жизни Мне хотелось бы снова поднять тему понимания "Лицо Государства" перед просто человеком - просто простым Гражданином. Что все эти государственные, судебно - юридические, общественные, учебные, медицинские, и другие подобные учреждения есть именно лицо нашего государства перед нами - простыми гражданами и людьми. Да, так или иначе, но мы любим свою Родину, как малую Родину взрастившую нас, как без опасность и стабильность нашего государства. Но эта наша любовь не исчерпывает наших отношений с нашим государством, есть ещё вот такие отношения на пример с учителями во время обучения нас самих и обучения наших детей, есть наши отношения с врачами во время наших болезней, есть наши отношения на пример с работодателями или другие наши отношения..., это всё таки наша Жизнь. И вот если такие отношения для нас окрашиваются вот таким светом (цветом) нашего понимания, будет ли наше государство выигрывать от вот такого нашего понимания складывающихся отношений, которое увы, но переходит в уже наше утверждение отношений нас с государством. Вот я и предлагаю в поднятии такой темы наших отношений с государством в Лице вот таких (вроде бы государственно - не государственных) учреждений и попытаться исправить это.

   И как пример обобщения выше описанного опыта моей жизни. Такое отношение врачей из этих медкомиссий МСЭ на моё понимание происходит потому, что эти врачи просто не имеют достаточного опыта лечения больных и пациентов (как понимание утверждения в себе состояния помощи именно больному человеку). То есть в той же поликлинике или больнице врачи работая именно оказывают медицинскую помощь больным - страждущим и нуждающимся в такой помощи, и утверждают в себе состояние сострадания и помощи больному человеку. А вот с врачами из комиссии МСЭ совсем другая позиция понимания, эти медицинские работники (называть этих людей врачами (людьми, оказывающими медицинскую помощь) как то язык не проворачивается) от долгого сидения в таких комиссиях привыкают (именно призваны значением технического условия - задания) вместо мед помощи найти все признаки здоровья обратившегося человека (кроме явно и значительно ущербных), и признать такого человека Здоровым Человеком вне полу явных признаков инвалидности (государство требует этого, плюс это явная кормушка для не чистоплотных людей). Теперь понимание, как эти неправильности можно исправить. Первое, на работу в такие комиссии приглашать и брать на работу только медицинских работников после 20 лет работы в больнице или поликлинике, то есть после определённо большого опыта работы в системе медицинской помощи. Место председателя такой комиссии МСЭ может претендовать только врач с опытом работы в 25 лет и никак не меньше. Первое, это такое положение закроет дверь разным молодым и не желающим нормально работать врачами. Второе, сам факт отношения к обращающимся в такие мед комиссии должен изменится. Но прошу прощения, уважаемый читатель, все эти понимания есть только мечты просто человека в понимании исправления чего то в Лице государства по отношению к человеку - своему гражданину и не только.

   С уважением к Вам, уважаемый Читатель.

   Боков Анатольий.