Дуров

Алексей Волвенкин
Диктор (ЗК)

«Человек, царь земли, в своей гордости не желает снизойти к животным и принудить себя хоть немного понять их. Между человеком и. животным вечное недоразумение. Человек не понимает психики животного, а животное психики человека. И от этого часто человек не может добиться от животного того, чего он хочет». Владимир Леонидович Дуров.

Доподлинно неизвестно, когда братья Дуровы, Владимир и Анатолий, в первый раз увидели цирк. Возможно их бабушка, приведя мальчишек в какое-нибудь заехавшее на ярмарку шапито, сама не подозревая об этом, заразила их вирусом цирка. Сверкающая арена, громкие оркестровые трубы, ловкие жонглёры и эквилибристы, усатые силачи с гирями, невообразимо смешные клоуны, повелители животных - дрессировщики… Сердца мальчишек сжимались от восторга. 

Рано осиротевшие Володя и Толя воспитывались у своего крёстного отца - преуспевающего адвоката Захарова. Зная о восторженных мечтах мальчишек, Захаров говорил: «Жизнь клоуна бесполезна, поймите. Зачем казаться смешнее, чем ты есть?» И действительно, на фамильном древе Дуровых артистов нет. Зато есть легендарная кавалерист-девица, прабабушка Володи и Толи — Надежда Андреевна Дурова, есть их отец  Леонид Дмитриевич - участник Крымской кампании 1855 года, есть даже  стрелецкие полковники и дьяки, но циркачей - скоморохов никогда не было. С такими корнями дорога одна, стать военным - в Кадетский корпус.

………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

Увлечение у братьев одно - цирк, но каждый видит себя на арене по- разному. Анатолий мечтает стать клоуном. Когда 12-летнего Толю исключают из Кадетского корпуса за шалости и проказы, он поступает в частный пансион, таким образом, избавившись от строгих военных законов и жёсткого распорядка. Но вместо обычной учёбы Толя чаще всего пропадает в сарае, где мастерит самодельную трапецию, натягивает канат и упражняется.

В свой сарай Толя приглашает наездника и акробата Анжелло Бриатора и балаганщика Отто Клейса. Герру Клейсу старший Дуров даже дарит плётку, чтобы тот обращался с ним построже. Балаганщик, замечая рвение и таланты юного циркача, приглашает его к себе в  балаган на Девичьем поле. Там Анатолий, стоя на раусе - высоком балконе над входом, зазывает публику в шатёр, а потом уже по ходу представления показывает небольшой гимнастический номер на трапеции. Мечты начинают сбываться.

Младшему брату- Владимиру, в военном училище тоже некомфортно, и наблюдая за успехами брата, всё чаще хочется бросить всю эту учёбу и муштру и выйти в свете прожекторов на арену. Случай с собакой классного надзирателя переворачивает всю жизнь Володи, и он понимает, чем хочется заниматься в цирке.

Желая отомстить своему надзирателю, или как их тогда называли «дядьке», кадеты решают казнить его собаку через повешение. Жребий выпадает Владимиру.

Как он вспоминал позднее: «Не глядя на собаку, я сделал над собою усилие и сразу потянул веревку. Тяжесть дрыгающего тела, хрип собаки, сильно бьющееся мое сердце, мысль, что я совершаю преступление, – все это заставило мою руку выпустить веревку. Тело упало. У меня как будто что-то внутри оборвалось. Первая мысль была скорей ее добить. Я хватаю первый попавшийся на глаза камень и, не глядя, бросаю в собаку. Глухой удар во что-то мягкое, я с ужасом оборачиваюсь и смотрю на собаку. Полные глаза слез, с выражением страдания и глубокой тоски, укоризненно, кротко смотрят на меня, как бы спрашивая: «За что? Что я тебе сделала?» Ноги мои подкосились, и я упал без чувств».

Владимир очнётся в лазарете с диагнозом «нервная горячка». Эти собачьи глаза полные немого укора, безропотного страдания он запомнит на всю жизнь. Главный урок усвоен - «животные, также как и люди, любят, страдают, радуются и наслаждаются, а стало быть имеют право на жизнь». К облегчению Владимира он промахнулся, камень попал в глину, собака осталась жива и как ни в чём не бывало подходила к нему ластиться. Но эти глаза заставляют младшего Дурова вновь и вновь испытывать сильнейшие угрызения совести.

…………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

Когда Анатолию исполняется 16 лет, он просит своего крёстного отца отпустить его с цирком на гастроли, адвокат против, и старший Дуров самовольно уходит из дома, присоединившись к балагану Вайнштока, уезжавшего с концертами в Тверь. Владимир же приходит работать в цирк-зверинец Гуго Винклера, что в Москве, на Цветном бульваре.

Здесь Дуров сторожит зверей, помогает дрессировщику, а также выступает с небольшими номерами как балаганный паяц и акробат. Наблюдая за дрессировщиком, за его приёмами и поведением животных юный Владимир понимает, что кнутом и страданиями животных не подчинить. С ними надо подружиться, использовать естественные навыки животных.


Дуровский метод состоит из 3-х этапов:

-наблюдение и изучение поведения животного
-приручение животного
-непосредственно дрессировка

Вскоре применяя свои методы, Дуров начинает выступать уже как дрессировщик. В его подчинении собака Бишка, козёл Бяшка, крысы и многочисленные морские свинки. Перспектива остаться без образования Дурова не радует и он по совету своего крёстного, на время оставляет цирк и поступает в училище, где готовят учителей для земских школ. Попутно он ходит на лекции физиолога Ивана Сеченова, где узнает много полезного о работе нервной системы, рефлексах и психологии. Несомненно, это пригодится в работе с животными.  Окончив училище, Дуров начинает работать в Управе благочиния, то есть в полицейском управлении. Но сама судьба ведёт Владимира к любимому занятию. Когда Управу ликвидируют, он возвращается в цирк.

С шапито Безано он колесит по всей России с невиданным доселе номером -дрессированными пеликанами.  На глазах у удивлённой публики пеликаны листают книги и танцуют вальс. До него никто и никогда не пробовал дрессировать этих птиц.  Дуров же знает, что пеликаны клювом раздвигают камни, отыскивая пищу. Этими камнями становятся страницы книги, а рыбка лежит между ними.

Вернувшись в Москву, Дуров работает в цирке цирке Саломонского на Цветном бульваре, в его зверинце уже козел, собаки, гусь, ворона, петух, лисица, голуби и крысы. Любимая фраза Альберта Саламонского: «Что это за цирк, если публика в нём мало смеётся», так же впервые в истории цирка Саламонский делает представления специально для детей. Эти знания начинающему циркачу тоже очень пригодятся.  С каждым представлением номера Дурова и его питомцев усложняются, методы дрессуры оттачиваются, а количество животных увеличивается. Теперь на арене цирка не просто дрессировщик со зверьми, а целое театрализованное действо, как правило, на злобу дня.

В 1892 году первый раз видит свет знаменитый дуровский номер «Железная дорога» По рельсам двигается паровоз и три вагона. Причём, паровоз сделан рабочими на знаменитом Путиловском заводе специально для этого аттракциона. Паровоз - настоящий, заправляется углем и приводится в движение паром. Обезьяна в роли машиниста, гуси - носильщики, утка, звоня в колокол, изображает станционного смотрителя. Пассажирами были морские свинки. Когда же разгружают товарный вагон, Дуров комментирует на всеуслышание: "Горшок земли - это крестьянам, веревка - это рабочим, рваные штаны с пустыми вывороченными карманами - это министерству финансов". Когда же Дурову после одного из острых номеров запретили произносить шутку, он повесил на рот замок и в таком виде вечером вышел на арену и, несмотря на протесты публики, не снял замка. Имя удивительного клоуна, сатирика и дрессировщика Владимира Дурова гремит по всей Москве и России.

……………………………………………………………………………………
 
Диктор (ЗК)

Несмотря на успех, славу и многочисленные приглашения выступать, Дуров мечтает о совсем другом - иметь своё помещение, где можно не только выступать с животными, но еще и учить их, лечить и наблюдать за поведением. В 1910 году Владимир покупает у принца Ольденбургского,  дом №4 на улице Старой Божедомки.  Ирония судьбы - архитектор Август Вебер, построивший этот дом, годами ранее спроектировал и воплотил здание цирка на Цветном бульваре.

В своём новом доме Дуров открывает театр «Крошка», рассчитанный на самых маленьких зрителей, там выступают его дрессированные животные. Организовывает обширный музей естественной науки, и открывает научную лабораторию, где наблюдает за поведением животных, разрабатывает новые приемы дрессуры и читает лекции о психологии животных.

Парадную лестницу Дуров украшает фигурами доисторических животных, вылепленных из гипса собственными руками. Следом за динозаврами посетителей приветствует надпись «Salve», что в переводе с латыни означает «Здравствуйте». Дуров придумывает девиз своего дома «Забавляя, поучай» и непреклонно ему следует.

Про себя Дуров говорит: «Я король шутов, но не шут королей». На манеж Владимир Леонидович выезжает в экипаже, запряжённом каким-либо животным, чаще всего свиньёй. Однажды на гастролях он решить позабавить публику и проехал по улице в подобной повозке. Когда же его остановили - заявил, что лошади у него нет, а по законам Российской империи езда на свиньях не запрещена. В разные годы Дуров запрягал в повозку не только свиней, были собаки, кабан, морской лев и даже страус.

Он отказывается от привычных ситцевых клоунских балахонов и выходит к зрителям в костюме средневекового шута, сшитого из шелка, бархата или парчи. Предпочитая появляться на манеже с открытым лицом, Дуров больше не носит клоунские парики и маски, предпочитая иногда надевать шутовской колпак. Про него он говорит: «Колпак шута дороже короны».

Меняется и репертуар театра, старые отработанные номера перерабатываются под детскую аудиторию. Знаменитая «Железная дорога» больше не носит сатирического подтекста. В качестве "машиниста" и "стрелочника" выступают обезьяны, дикобраз листает книгу, составляя акты об опоздании поезда, в кассе сидит носуха, она ставит носом штампы на билетах, вещи отъезжающим подносит медведь. Пассажиры рассаживаются по классам. В первом классе обычно едут собаки. Во 2-ом пассажиры попроще: барсуки, поросята, куры. Ну и в 3-ем классе едут морские свинки. По сигналу колокола поезд отправляется и на перроне появляется заяц. Догнав поезд, он усаживался на маленькой скамеечке последнего вагона. Это был «безбилетник» и он ехал «зайцем». Журавли, не имея денег на проезд, возвращались на родину по шпалам.

Своих гостей Дуров шокирует, перемещаясь по дому в бархатной блузе, с крысами на плече и за пазухой. Крыс, как одних из самых социальных животных, Владимир очень любит, с ними легко работать, они очень сообразительны. Эти грызуны участвуют практически в каждом спектакле, но самый впечатляющий номер Дуров называет «Гаммельнский крысолов». Также как и в мрачноватой притче, Владимир играет на флейте, и крысы бегают следом за этими звуками, забираясь потом на самого флейтиста.

В номере же «Крысиный пароход» крысы-матросы, которые поднимают флаги, вытаскивают якорь, распускают паруса, крысы-грузчики тащат тюки по сходням на палубу, а крыса-капитан, прогуливаясь по палубе, смотрит в подзорную трубу и крутит штурвал. В конце номера начинался шторм, крысы садились в лодку и спасались.

……………………………………………………………………………….


Диктор (ЗК)

В необычный цирк Дурова любит ходить вся московская интеллигенция: писатели, художники, учёные.   Илья Оренбург вспоминал, как Дуров познакомил его с морскими львами, привезенными из Германии: «Он привел меня к бассейну и представил: «Илья Григорьевич - поэт и друг животных». Морские львы вылезли, начали аплодировать своими ластами и обдали меня холодной водой».

В гости к Дурову любит захаживать Есенин, Собинов, Станиславский, Качалов, Мейерхольд, словом, весь цвет творческой элиты столицы. Шаляпин делает на рояле лихой росчерк "Знаменитому соло - клоуну, зоопсихологу и дрессировщику Дурову от Шаляпина», а Антон Павлович Чехов на основе одного из случаев, происшедшего с одной из собачек Дурова, Бешкой, напишет знаменитый святочный рассказ «Каштанка».

Однажды Владимир подобрал на улице собачку, стал ее дрессировать и сделал с ней номер. Бешка, так же как и чеховская Каштанка, обладала отличным музыкальным слухом, а так же быстро выучила таблички с цифрами и буквами. На одном из представлений прежний хозяин узнал собаку и потребовал её обратно. В отличие от истории Чехова, Владимир Леонидович не захотел отпускать собаку обратно к бывшему хозяину, заплатил ему приличную сумму, и Бешка выступала у Дурова ещё очень долго.

Частые гости уголка Дурова- художники-анималисты, где как не здесь увидеть такое количество животных, встретить радушного хозяина и вместе с ним вооружившись мольбертом и красками запечатлеть любимцев. Дуров и сам любит рисовать, однажды сняв копию с картины  Клевера «Зима», сам автор не заметил разницы от оригинала. Клоун так ловко скопировал полотно, что даже пятно, засиженное мухами, скопировал.

Дуров вообще мастер на все руки, чего стоит одна люстра, сделанная из рогов лося, да и пресловутые динозавры на лестнице.

…………………………………………………………………………

Диктор (ЗК)

Смерть своих питомцев Дуров переживает очень сильно. «Мой музей – «памятник» моим артистам»,- говорит он, показывая гостям чучела. Вот знаменитая собака Запятайка- математик и географ. Однажды она спасла жизнь многим пензенским бездомным собакам, принеся губернатору прошение о более мягком обращении с ними. Губернатор растрогался и обещание выполнил.

Вот медведь Топтыгин, напавший на Владимира Леонидовича и оставивший ему немало шрамов. Один из завистников Дурова перед выступлением дал выпить медведю крови и разгорячённый взбудораженный хищник на сцене буквально чуть не разодрал      дрессировщика. Позже Дуров успокоил взбешённого медведя одним взглядом.

Вот пустельга, её Дуров выдрессировал так, что, когда он стрелял в нее из ружья, она тотчас же слетала с дерева и летела на выстрел, садилась на дуло ружья, которое еще дымилось, и спокойно чистила клювом свои перышки.

Варан, пойманный в Закаспийском крае, через пару месяцев недель брал у Владимира с вилки мясо, а под конец года настолько привык к виду белых мышей,  что потом грызуны смело по нему лазили и даже играли на его спине. 

За столом сидит шимпанзе Люлю. Она жила в семье дрессировщика и воспитывалась как маленький ребенок. Ее кроватка стояла у Дурова в спальне, ела Люлю за общим столом, как и все перед едой повязывала салфетку, пользовалась ножом и вилкой, если она что-то проливала, то сама же вытирала за собой тряпкой. 

Дуров обучил обезьянку многому,  Люлю прекрасно ездила на велосипеде, стреляла из игрушечного пулемета, мыла полы, и научилась писать. Сначала ничего не выходило, но затем у неё  стали получаться нули. Дуров на основе этого сделал номер: давал шимпанзе счеты и бухгалтерскую книгу. Изображая бухгалтера, Люлю считала на счетах, а потом писала в книге одни нули. После чего по телефону Дуров вызывал её к себе в кабинет.

Про обезьян Дурова говорили: «Если Дарвин показал происхождение человека от обезьяны, то Дуров демонстрирует обезьян, произошедших от человека».

Всего же через руки Дурова прошло около 1500 животных 55 видов. С некоторыми видами животных Владимир работал впервые в мире.

………………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

Впрочем, цирк это огромная, но всё же лишь верхушка айсберга. У Дурова другая цель - установить полный контакт с животными, выучить их язык, приручить, одомашнить. А также использовать их в народном хозяйстве и обороне. Перед глазами Дурова возникают  почтовые голуби,  собаки - связисты, санитары, спасатели, подрывники. Это кропотливая научная работа.

Один из методов, практически не изученный человеком - гипноз. Про Дурова говорят, что он обладает сверхъестественным взглядом, снимает головную боль и лечит людей от заикания под воздействием гипноза, и может, не проронив ни слова, не сделав ни одного жеста, подчинить своей воле любое животное.

«Дог медленно приближался ко мне, все сильнее и сильнее рыча, слюна бежала из открытой пасти, глаза налились кровью. Мы впились друг в друга глазами, началась предугадка. Зрачки дога как будто сузились, глаза слились с мордой в одно что-то неопределенно – серое, зубы защелкали. Моя вытянутая вперед голова и морда дога были друг от друга на расстоянии аршина. Я вперед, – глаза назад, я еще больше вперед, – дог отступил немного назад. Теперь я уже быстро приближаюсь к нему, – он уже боязливо пятится назад. Я смело шагаю за ним, он от меня, и в последней комнате трусливо, поджав хвост, подполз под сломанный диван», - так описывал один из подобных случаев сам Дуров.

В своей лаборатории Дуров  проводит психологические опыты на животных, в частности, по телепатии, психологии и парапсихологии. Опытным путём выясняет, что мысли - это электромагнитные волны и передача мыслей на расстояние вполне реальное явление, имеющее под собой физическую основу. Работами Дурова интересуются ученый-психиатр Владимир Бехтерев, питерский физиолог Иван Павлов. Все свои эксперименты Дуров описывает в научном журнале, который хочет выпускать регулярно.

Поражающие воображение исследования прерывает революция 1917-го года. В 1919-ом году двери «уголка Дурова» открываются вновь, но это уже не частное, а государственное национализированное учреждение.  Дурову разрешают проживать здесь и дальше, но научная работа больше не ведётся.

После смерти Владимира Леонидовича в 1934 году, его дело продолжил внук Юрий Дуров, который далее передал «уголок Дурова» по наследству, таким образом, основав одну из самых знаменитых цирковых династий. 

Дело «дедушки Дурова» успешно развивается и по сей день, встречая самых маленьких зрителей в «театре зверей», даря им тепло, обучая доброте и заботе о братьях наших меньших.


«Я изучаю животных, работаю с ними, учу и наставляю их как учитель и друг, а не как хозяин-рабовладелец. Мои животные – четвероногие, птицы – это мои друзья, мои приятели»,- говорил Владимир Леонидович. Отличные слова для нахождения в гармонии с окружающим и внутренним миром.