Валенки

Алексей Волвенкин
Диктор (ЗК)


«Хорошо помню, дед Михей в своих валенках проходил лет десять. А сколько лет в них он до меня ходил, сказать не могу. Поглядит, бывало, себе на ноги и скажет: «Валенки опять проходились, надо подшить». И принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьет, и опять валенки идут, как новенькие. Так много лет прошло, и стал я думать, что на свете все имеет конец, все умирает и только одни дедушкины валенки вечные». Михаил Пришвин «Дедушкин валенок».

У каждой нации есть своя уникальная одежда или обувь, ставшая её символом, эдаким брендом. Голландца легко узнать по деревянным башмакам с загнутыми носами - кломпам, американец обязательно похвалится ковбойскими сапогами, если мы увидим ногу в деревянных шлёпанцах с дощечками на подошве, то обязательно определим японца, обувшего гета. Француз будет щеголять по мощёной мостовой в деревянных сабо. И как только мы услышим хруст снега и увидим слегка нелепые серые сапоги, сразу скажем: «Да это ж валенки, мы в России!».

Испокон веков валенки, это образ русского костюма, русской зимы и русского характера.
Просты и неказисты, но прочны и надёжны, а главное — в них очень тепло и уютно. В валенках русский человек покорял Сибирь, Арктику и Антарктику, шёл за победой на Берлин в 1945 году.

………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

Первые валенки появились ещё до нашей эры. Когда археологи раскопали курган на Алтае, то нашли обувь из шерсти, очень похожую на всем знакомые валенки. Кочевые племена делали из свалявшейся шерсти покрытия для жилища, подушки, подстилки для сна, подкладки под шлем и войлочные носки, на которые надевали кожаные сапоги. Таким образом, история русских валенок начинается у степных кочевников.

Валенки примерно в том самом виде, в котором мы их знаем, стали делать в Нижнем Новгороде. Правда, цельный сапог сначала не получался, на нём был хотя бы один шов.
Зато вариантов обуви из свалявшейся шерсти было несколько: сами сапоги, и башмаки поменьше, их называли «коты», «чуни» или «кеньги». 

В разных уголках России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде-  «чесанки» и «катанки», в Тамбовской и Тверской губерниях – «валенцы», в Сибири – «пимы». Кроме этого название обуви зависело и от исходного материала, валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» или «выходками», а из овечьей – «катанками».


Валенки на Руси были довольно дорогой обувью и поэтому их носили только зажиточные крестьяне. Если в семье все были в валенки обуты, то такая семья считалась богатой. Если парень хаживал по деревне в валенках, то его называли завидным женихом. Валенки были очень знатным подарком, их даже передавали по наследству. Девушка, желавшая выйти замуж, кидала во двор избранника тот же самый валенок, мол, пора сватов засылать. И после свадьбы валенки продолжали быть символом крепкой семейной жизни, молодожёны верили, что пока они не износятся, в семье будет покой и лад. А въезжая в новый дом, первым заносили валенок, считалось, что в нем едет домовой.   
Кроме этого, в российских деревнях валенки использовали как подушку, вернее, ее содержимое. Валенки теплые, не очень мягкие, не очень твердые, завернул в наволочку и спи себе.

………………………………………………………………………………


Диктор (ЗК)

Валенкам во времена приписывали лечебные свойства, что научно подтверждено. Весь секрет в натуральной овечьей шерсти, она  замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое тепло и помогает при простудах. Шерсть богата ланолином, а он в свою очередь облегчает боли при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряет заживление ран и переломов.
 
Валенки рекомендуют носить людям с нарушениями в системе кровообращения.  Обутые на босую ногу валенки отлично массируют кожу. За счет этого трения создается электростатическое поле, которое заставляет кровь буквально бежать по всему телу.
 
Кроме этого, валенки снимают нервное напряжение, усталость и тяжесть в ногах, а так же очень полезны для мужчин. Как говорят историки, по многим поверьям баран олицетворяет мужскую силу и при длительном ношении валенок некая жизненная энергия накапливается, сохраняется и передаётся хозяину. Может быть, отчасти поэтому народная песня  про «Валенки-валенки прячет моя маменька» приобретает второй сакральный смысл. Родители берегли своих детей от необдуманных юношеских поступков. Но судя по продолжению песни, где говорится «все равно я их найду, на свидание пойду» молодые проказники заветные валенки всё-таки находили.

………………………………………………………………………………


Диктор (ЗК)

Кроме вышеупомянутых гаданий на валенках, этой обуви приписывали и другие мистические свойства. Даже был составлен специальный валеночный сонник, оттуда можно узнать немало интересного. 

Если Вам приснилось, что вы носите дырявые или залатанные валенки, то наяву вас ждёт  крупная прибыль. Молодой незамужней женщине сон, где она покупает валенки, сулит ей внимательного любящего мужа. Валять во сне валенки - к приятной поездке и встрече со старыми друзьями. Видеть себя обутым в валенки - к перемене отношений с близкими людьми. Надевать новые и хорошие валенки означает  свидание с любимым человеком.
А вот покупать себе валенки во сне  - означает запутать свои денежные дела.

…………………………………………………………………………………

Диктор (ЗК)

Валяльщиков было очень немного, а сам секрет изготовления они подчас держали в секрете, передавали из поколения в поколение, хотя за всё это время процесс кардинально не изменился и сейчас эта технология уже тайной не является. Для пары женских валенок понадобится около полутора килограммов овечьей шерсти, для мужской пары побольше - около двух килограммов. Именно поэтому, валенки с легкостью выдерживают минусовую температуру даже на Крайнем Севере.

Шерсть били лучком – деревянной дугой, с натянутой как тетивой, бычьей жилой. Тетиву натягивали, она вибрировала, и выхватывала из шерсти отдельные волоски. Волоски  поднимались, над тетивой появлялось целое облако из чистой шерсти, которую оставалось только собрать.

Затем взбитую шерсть обрызгивали водой или молочной сывороткой, выдерживали в кипятке и соляном растворе, свёртывали в рулон, обколачивали, и лишь потом сбивали готовый войлок на деревянной болванке до нужных размеров. Как видите, занятие совсем непростое и трудоёмкое, так что выражение «прост как валенок» появилось, скорее всего, из за формы этих войлочных сапожек, а не потому что их так легко сделать. Всё гениальное просто.

………………………………………………………………………….

Диктор (ЗК)

Носили валенки и царские особы. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита и похмелья. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горячих щей и валенки. После бурной пирушки же Пётр Алексеевич надевал валенки на босы ноги, и таким образом изгонял хмель и головные боли. Собственно говоря, именно царь Пётр и привил моду на валенки среди высоко поставленных особ.

Екатерина Великая под кринолиновым платьем на своих больных ногах носила сибирские пимы. Для нее специально сделали чесанки из тонкой черной овечьей шерсти. А российская императрица Анна Иоанновна разрешала к парадному платью надевать валенки всем своим придворным дамам. Не отказывались от валенок и советские вожди, Сталин спасался ими во время сибирской ссылки, а Никита Хрущёв любил их, начиная с раннего детства.

Имидж валенок, как немодной и неказистой обуви деревенских простачков, появился только в начале 20-го века. Зимой 1912 года, уже покоривший всю столицу стихами, Сергей Есенин приехал в Петербург. Приглашённый в светский салон, он вызвал своим внешним видом недоумение и презрительные усмешки. По свидетельствам очевидцев неприятный эпизод выглядел так: «На одном из чопорных приемов, Зинаида Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позже Есенин скажет: «Очень мне обидно стало тогда. Доверчив я был и наивен...»

Гетрами обычно называли нижнюю часть белья, интимную часть туалета, поэтому и сарказм гражданки Гиппиус получился таким ядовитым. Валенок она до появления Есенина просто не видела. Но для сырого и промозглого Петербурга валенки были самой подходящей обувью, поэтому Есенин частенько гулял в них, одев поверх калоши. 

……………………………………………………………………………….

Диктор (ЗК)

Русские валенки для солдат имели огромное значение. Они согревали в лютые морозы, дарили тепло на пути к победе. В рукопашном или штыковом бою валенки оберегали воина от ударов по ногам саблей, штыком или шашкой. Войлок гасил удар - в итоге не оставалось ни царапин, ни кровоподтеков.

Валенки защищали ноги сапёров от осколочных ранений, пуль и картечи. А для снайперов и разведчиков делали специальные маскировочные валенки- белые, из натуральной козьей шерсти, они спасали бойца от обморожения и делали его в купе с маскхалатом практически невидимым.   

………………………………………………………………………………….

Диктор (ЗК)


Валенки, да валенки,
Ой да, неподшиты, стареньки.

Лидия Русланова запишет свои  «Валенки» в 1944-ом, на третий год Великой Отечественной войны, но залихватская мелодия и озорные слова так воодушевляют советскую армию, воспрянувшую после первых побед, что песня становится у фронтовиков такой же популярной как «Синий платочек» Клавдии Шульженко или «Тёмная ночь» Марка Бернеса. 

Военный корреспондент, писатель Валентин Катаев так описывает один из фронтовых концертов Лидии Руслановой:
«Совсем недалеко идет бой - артиллерийская подготовка. Осколки срезывают сучья деревьев. Прямо на земле стоит Лидия Русланова. На певице яркий сарафан, лапти. На голове цветной платок - по алому полю зеленые розы. И что-то желтое, что-то ультрамариновое. На шее - бусы. Она поет. Ее окружает сто или полтораста бойцов. Это пехотинцы. Они в маскировочных костюмах. На шее автоматы. Они только что вышли из боя и через тридцать минут снова должны идти в атаку. Это концерт перед боем. Вот она закончила. Молодой боец подходит к певице. Он говорит: "Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой еще». И она поет. Поет широкую, чудесную русскую песню: «Вот мчится тройка удалая». Но подана команда. Бойцы уходят в лес. Через минуту лес содрогается».


Концерт проходит под аккомпанемент баянистов,  грохот орудийных выстрелов и разрывы фашистских снарядов. Отвлекая внимание противника от батареи, все соседние огневые точки артдивизиона капитана Королева открывают огонь и принимают на себя удары фашистской артиллерии. Когда концерт заканчивается, капитан благодарит выступающих и неожиданно дает команду: «Батарея! В честь московских артистов по фашистам огонь!»


На собранные средства Русланова дарит Красной Армии две батареи «катюш». В одной из частей ее просят петь более часа, затем ещё продлить пение. Подключают микрофон к радиодинамику. Немцы думают, что русские отдыхают, а солдаты за это время проводят передислокацию части.


Диктор (ЗК)

Май 1945-го года. Берлин пал, Лидия Русланова стоит у Бранденбургских ворот.  В ответ на тысячеголосую просьбу спеть любимую песню Русланова широко раскидывает руки, лукаво подмигивает: «А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!» Под крики «Ура!» и аплодисменты многотысячной армии песня звучит снова и снова, повторяясь на бис. 

Маршал Георгий Жуков, подойдя к певице, снял со своей гимнастерки орден и отдал его Руслановой. И снова шквалом звучат аплодисменты и крики «Ура!». После концерта Русланова распишется угольком на колонне рейхстага рядом с именами тех, кто брал Берлин.

Позже об этом напишет Евгений Евтушенко в своём стихотворении «Руслановские валенки»:
Когда мы с «Ура!» хоровым,
И с песнями в глотках рисковых,
Рванули вперед на Берлин
Из страшных снегов подмосковных.
В валенках,
в валенках,
В неподшитых,
стареньких.

…………………..

Диктор (ЗК)

Ведущие модельеры и производители обуви говорят о том, что валенки это самая теплая и удобная из всей придуманной человечеством обуви. Мода на эти войлочные сапожки вернулась совсем недавно, но спрос на валенки велик. Они уже немного не те, разноцветные, с узким голенищем и сплющенным носом, резиновой подошвой с каблучком, но всё равно это настоящие русские валенки.

В них ходят и городские модники, и спортсмены, и нефтяники, и металлурги, спасатели, полицейские и военные. Везде, где надо сохранить тепло помогают валенки.

Возрождаются и народные промыслы, так что найти оригинальные валенки, как будто сошедшие с картин прошлых веков, совсем не проблема. Русские валенки совсем как балалайка, матрёшка и шапка-ушанка, опять завоёвывают мир. В чём же секрет? Может в том, что они сохраняют тепло рук создателей?