В Тайге..

Артур Переверзев
День 1. Охотничья избушка.

- За адреналинчиком, значит идёшь?
- Ну почему же? - задумчиво ответил я. Адреналина и так хватает. Жизнь не даёт расслабиться.
- Это точно... Тогда зачем?
- Хороший вопрос. Я думал об этом...
Я стал мысленно перебирать варианты ответов, которые бы показались моему собеседнику наименее глупыми, но в голову ничего не приходило, поэтому я ответил как есть:
- Я хочу увидеть тайгу.
- Так вот же она кругом, куда глаз не кинь, - проведя рукой по окрестностям сказал старый вояка.
Он был уверен, что я явно чего-то недоговариваю.
- Небось, решил "проверить себя"? Знаю я вашего брата! Приедут из города и поскорее в лес, "покорители земли сибирской", ёпт..!
- Да, нет... Нельзя Природу покорить, с ней можно только научиться жить рядом, - ответил я "банальностью", которую здесь знали все и без меня.
- Мой собеседник, наклонился вперёд, чтобы достать папиросу из пачки "Хаска", всё это время он не сводил с меня глаз, как будто перед ним сидел диковинный музейный экспонат.
- Знаменитые охотники уходят в тайгу и не возвращаются, а ты-то что там делать будешь? Иль ты "вооружён и очень опасен"? - и он ухмыльнулся мотнув головой и закуривая одновременно, прикрывая спичку от ветра ладонью.
- Нет. Нет у меня оружия, - тихо сказал я.
- Ну и не х.. тогда по тайге шастать! - как будто даже расстроившись, сказал, гася спичку, Степан. Это видишь?
И он снял кепку и отвернул половину своего оборванного уха.
- Вижу... Что это?
- Что эээто...- протянул старый егерь, явно передёргивая мой тон. Медведь, ёпта!
- И только тогда я заметил залысину на висках и понял от куда эти большие шрамы на его лбу и щеке.
- Медведь? - переспросил я. И тут я представил картину схватки, противостояния человека и этого сурового, дикого зверя. Я слышал, что медведь за два движения ломает хребет взрослому лосю весом 400 кг, я же весил всего 78 кг и от этой мысли я ощутил всё своё ничтожество, перед встречей с диким зверем в лесу.
Я представил, как поднимаясь в пригорок, Степан не заметил в кустах малины "няньку" ("нянькой" охотники называют медведицу с медвежатами - прим. авт.). За два скачка это огромное животное, оказалось возле него и сбило его с ног.
- Я шёл возле реки, по низине и потому она меня не слышала, - глядя куда-то вдаль, словно перебирая в памяти эти жуткие моменты, проговорил Степан. Смотрю, "нянька" с "пистунами" в дикой малине. И всё... Помню только 2 раза трепанула и отпустила, хорошо я на пригорке был, вниз свалился. Очнулся, у меня икра на половину вырвана (на этих словах, он задрал армейские штаны вверх и оголил уродливую голень). И вот, - (указывая на область левой стороны), - Начиная от плеча и заканчивая лицом.. Семнадцать швов накладывали. Я с этой икрой оборванной, потом по болоту полз, ещё два километра, до посёлка. Ты что думаешь, это вам "хиханьки-хахоньки", что ли? У нас у охотников рефлекс - увидел, вскинул, бахнул, а тут, я даже пикнуть не успел. Всё мгновенно произошло...
- Дааа... протянул я, понимая, что этот рассказ, я теперь буду вспоминать всякий раз, когда окажусь в диком лесу.
- Да хули ты его пугаешь? - подключился к нашей беседе другой егерь, по имени Олег. Он был по моложе и на его плече была большая татуировка волка.
- Не ссы, Артур! Пройдёшь там.. Медведь сейчас весь в гольцы пошёл ("гольцы" оголённые заснеженные скалистые участки).
- Так он в голец и идёт. - повернувшись в недоумении сказал Степан.
- А-а-а, ты в гольцы идёшь, - переспросил Олег, обращаясь ко мне. - Я думал ты по низу пойдёшь.
- Какой "по низу", раздражённо глянув на своего более молодого коллегу, заметил Степан. Он в гольцы идёт. По низу он будет четыре дня топать, там 70 км и обрывы возле Балыкчи (село на берегу Телецкого озера), чуть не туда уйдёт, вообще заплутает, нах..
Тут бабушка какая-то вышла, 2 месяца по тайге шастала, худая вся слабая, травой какой-то питалась. Вышла, мы все охерели. Говорит из Казахстана притопала. Слабая вся, грязная, глаза по 5 рублей! (Смеётся).
- В общем, Артур... - сказал мотнув головой Степан, мы тя предупредили! Искать тя потом никто не будет, парень ты взрослый, сам всё решаешь. Медведь сейчас весь в голец пошёл, гон у них. Дурные, сука! С конца капает, лучше не попадаться ему. Если б хоть собака была, пугнула бы, а так 50/50, на х.я тебе это надо, я не могу понять..? - серьёзно и уже без подковырок сказал старый егерь.
- Я хочу увидеть тайгу, - ответил я. - У меня нет ружья, нет собаки, но я решил, значит должен идти.
Мне было сложно объяснить им, почему я иду один в 100 км-ый поход через дикую сибирскую тайгу. Да и сейчас, рассказывая эту историю, я не могу подобрать слова, чтобы не быть высмеянным. Чтобы не стать в глазах обывателя "отчаянным придурком".
Ну как им рассказать к примеру, что вчера я проснулся в палатке на озере и высунув свои усталые ноги наружу, на влажные травы, смотрел как просыпается лес, а чай в моей большой походной кружке, заваривался прямо в костре! Как рассказать им о птицах, которых они слышат с детства, как показать им просторы, которыми давно замылился их взор. Как дать им ощущение Природы, среди которой они живут большую часть своей Жизни и которой я не видел 30 лет, до тех пор, пока в один момент, я не вышел из дома в неизвестном направлении и не пришёл к Ней. сам
Помню в Калужской области, я увидел лосиху с лосёнком, выходящих из леса. Для деревенского жителя - это обычное явление, для городского - восторг!
Ведь это не всё равно, что увидеть животное в зоопарке, за клеткой. Это то, что перестало быть частью Жизни для многих. Как объяснить им, что выходя из любого дома в Москве, ты видишь перед собой стену другого здания. Что засыпаешь и просыпаешься под гул автомобилей, а вместо аромата кедра, вдыхаешь цинк и смесь ядовитой гари, мусора и пыли.
Моей любимой книгой с детства, был роман Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". Вместе с ним я переживал его отчаянье и боль разлуки с близкими и радовался колоскам пшеницы, которые он смог вырастить из одного единственного зёрнышка, найденного им в трюме потерпевшего крушение Корабля. Говорят Дефо, писал своего Робинзона, ощущая всецело на себе давление общества, чувствуя себя запертым в социальной клетке. Через свой роман, он вырвался в уединённое тихое местечко, в котором только он решал, как и чем жить, что ему делать.
Большую часть жизни, я жил интересами общества, оно же как жадный узурпатор, просило ещё и ещё. Жизнь в городе, делает людей слабыми, зависящими от комфорта. Но у меня сложилось впечатление, что этого никто не понимает. Удобства - хорошо, но стоит ли всю Жизнь тратить на обеспечение комфортности своего существования? Окружение себя вещами и атрибутикой "псевдо-успешности"?
Да, у меня есть тепло и свет и те кто живёт в деревнях, мне быстро скажут, что я не прав. А не прав я, скажут они, потому как в деревне не жил, не знаю как трудно. Но ведь и я говорю не об этом, я говорю о том, что слишком много жертв мы совершаем во имя "НИЧТО"...
Ну а как по другому? - скажет мне кто-то. И будет прав "по своему". И я не знаю, что ему ответить. Вся наша разница лишь в том, что я ищу ответ на этот и другие вопросы, а не "плыву по течению", и честно говоря, от этого перед собой я чист, именно это, даёт мне право верить Себе, а не кому-то кто учит меня Жизни, о которой сам ничего не знает.
К чему мы идём? К прогрессу? К славе? К деньгам? Нет. Мы тянемся к вниманию и любви окружающих. В этом конкурентном мире все желают её (Любовь) получить, но вот дарить её наверное мы разучились. А умели ли?
Люди подобны лесной секвойе, которая тянется к небу, чтобы получить луч света, а потому навсегда меняются в своём естестве. Кто кого перепрыгнет? Это есть ценность? Но одни хоть тянутся к свету, а другие только думают что там куда они идут будет светлее.
Так как объяснить этим людям, что я везде там, где общество мне говорит: "НЕЛЬЗЯ!"? Или на Кавказе не опасно? Иль в Гималаях? Меня так далеко "запхнули", что мне пришлось искать Себя, по самым удалённым уголкам земного шара. То был Большой взрыв Меня, если хотите! А теперь я бью кулаком по столу. И говорю ХВАТИТ! Я ухожу от вашей любви, ведь это и не любовь-то вовсе, если она "за что-то". И я пойду в тайгу, мать вашу! И поздороваюсь с медведем! У нас с ним много общего, он одинок как и я, в него стреляли люди...

День 2. Ацетон.

Я шёл уже третий час по утренней тайге. Светило яркое солнце и облака плыли над головой, словно при убыстренной съёмке. Они, то осветляли лучами ельник, то выдёргивали кусками бескрайние заросшие кедром холмы. Природа словно стремилась показать всю свою красоту и многообразие. - Посмотри, какая я, - говорила она, оголяя в просветах деревьев, горную голубую реку, - Посмотри-и-и..., шептала она, - показывая в высокой траве участки живых букетов, так ловко сплетённых из трав и цветов, что было сложно поверить, что это случайность, а не чьё-то искусство и труд. Лес жил и был наполнен жизнью. Мимо пролетел большой филин. Он сорвался с ветки бесшумно и пролетел почти рядом со мной, а я стоял заворожённый, наблюдая как он улетает вдаль. В кустах с топотом прыгали зайцы и прятались барсуки. Я выдвинулся с базы геологов и шёл в Аспирты, там было местечко с двумя озёрами. По словам охотников, там жил отшельник, по кличке Ацетон, "натуральный дядюшка Ау", говорили они.

Дед Сергей (таковым было настоящее имя отшельника Ацетона), одёрнул собаку, которая залаяла и даже захрипела, увидев на поляне перед озером, редкого гостя.
Старик оглядел меня и пшикнув на собаку, косясь на мой огргомный рюкзак, мотнул головой:
- Ты один, что ль?
- Один, - улыбнувшись ответил я.
- Откуда идёшь-то? - спросил он, явно пытаясь понять мотивы человека бредущего в глубину сибирской тайги.
- Из Иогача.
- Охренеть! И что, ты всю дорогу сам прошёл?
- Почти. Меня мужики на лесовозе до тупика добросили.
- Ну, да, ну да, - они же лес там валят. Ну заходи, коль пришёл. Ёжик фу!! - одёргивая пса и заходя в дом, сказал отшельник.
- Ничего себе... "Домик для отшельника", - заметил я, осматривая убранство со вставками цивилизации, уставленную банками и бутылками, закопочённую дымом от печи, но с солнечными батареями торчавшими с той стороны окна и DVD-проигрывателем на столе, на котором на паузе стоял фильм про Афганистан.
- Да тут уж всё выкупили. Рыбалка платная, как запрудили форель сюда с щуками вместе. Шеф мой МЧС-овец взял в аренду 2 озера, стоянка теперь будет за деньги, ночлег для охотников и рыбаков и он указал на новые щитовые домики, стоявшие вряд на другой стороне озера. - Меня взял сторожем. платить не платит, но хоть кормит и так по мелочи, вот игрушку привёз (и он кинул рукой в сторону портативного DVD проигрывателя. Прилететь должен скоро, я ему батарейки заказывал.
На чём прилететь?
- На вертолёте, на чём же ещё, ты думаешь он сюда ехать будет, по болотам по этим? Это сейчас тут проехать можно, а осенью и весной тут п...ц, зимой только на снегоходе.
- Дядя Сергей, а почему вас Ацетоном кличут? - спросил я, осматривая банки с какими-то травами и настойками, стоявшие на полке над лежанкой и печью.
- Да, это я показал им как ацетон пить, вот с тех пор и привязалось, заулыбался беззубым ртом Отшельник.
На заправленной лежанке спал белый кот, я взял его на руки, он охотно заурчал и начал натираться о мою руку.
- Как кота-то звать?
- Хомяк!
- Почему хомяк?:), - улыбнулся я.
- А кто он? С утра две щуки схомячил, лежит себе в ус не дует, толку от него, ну хоть мышей ловит, - ответил старик, заваривая берёзовый гриб в чёрном тяжёлом чайнике, который был наверное ровесником Ацетона.
- Дядя Сергей..
- А?
- Вы наверное тут стали философом? Не скучно вам тут живётся?
- А чё, у меня всё есть. Есть радио, новости я слушаю. Правда ловит почему-то только вечером и то, весь шипит как сволочь.
- А какую главную мудрость в своей Жизни вы поняли? - спросил я, явно вторгаясь в душу к Отшельнику.
- Да какая тут мудрость? - махнул рукой старик, - проснулся с утра уже хорошо! День начался и слава Богу, - скромно ответил он копаясь в печке.
- Почему вы пьёте, - обнаглев до предела спросил я. Мне был интересен этот человек. Что привело его сюда и как живёт он здесь, один в глухой тайге.
- Да хер его знает!
- Ну, у вас тут так красиво. Озеро такое - сказка просто! Я удивляюсь насколько разные они (озёра), сколько я их не видел, а у каждого своя душа, - попытался смягчить я, конфуз старика.
- Красиво. Два года назад. Я спускался в деревню, больше трёх дней не выдержал. Вот, на день пограничника хочу в деревню попасть, кой-чего нужно мне там.
- Вы служили в погран. войсках? - спросил я.
- Да, какой... - отмахнулся старик. У меня другая граница. Была.
Возникла пауза.
- Вы сидели в тюрьме? - спросил я.
- Да.
- За что?
- У меня тяжкие статьи.
- Убийство?
- Да. Дважды судим за убийство. С 16-ти лет по тюрьмам. а от туда сюда.
- Вы верите в Бога? - спросил я, заметив икону Николая чудотворца, в углу, над кроватью.
- Верю. Но у меня своя Вера.
- Какая?
- Я верю, что Бог может простить всех.
- А вы страдаете из-за них, из-за тех кого убили?
- Ну, ещё бы, - вздохнул он.
- Вы читали "Преступление и наказание"?
- А кто это?
- Достоевский написал (не понял я вопроса).
- Да какой тут, на ***, Достоевский... С утра встаёшь и как вол пашешь. Дрова там разные заготовить, в лес сходить, петли проверить в лесу, рыбы поймать на ужин и себе вот и коту. Вот, ещё тут, припрягают теперь.
- Ну а ты, веришь в Бога? - спросил меня Ацетон. Он присел на кровати и пристально посмотрел мне в глаза.
- Какая в том разница, главное что вы верите, - ответил я.
- Ну а как в него не верить? Без Бога нельзя.
- Можно. Но тоже сложно, - сказал я, поняв что старик раскусил меня быстро.
- Я бы тоже хотел "не верить". Знаешь как они мне снятся? - грустно прошептал Ацетон.
- Кто "они", - не понял я.
- Да те.. Кого грохнул...
- А думаете без бога, они б не снились?
- Не знаю... - сказал отшельник.
- Теперь я знаю, что вам привезти в следующий раз, - сказал я. Вам точно нужно прочитать "Преступление и наказание" Достоевского.
- Да, ладно.. - снова махнул рукой Ацетон. Ты т, куда путь держишь? - резко сменил он тему.
- Я в сторону Балыкчи. От туда дорога на перевал Кату-Ярык.
- Ууу! Далеко это. Там нет щас троп. Ты там замучаешься по "яйцерезке" продираться.
Интонация старика мне очень не понравилась.
- Вы были там?
- Ну не там, конечно. Так далеко я не ходил. Там на солончаке есть сопка, ходил туда за корнем золотым. А не боишься ты так ходить-то? Это ж тайга, здесь всякое случиться может.
- А вы медведя видели? - спросил я, приблизившись к старику.
- Ну а как не видел, частенько вижу.
- И что вы делаете?
- Ну если не "подранок", то он не тронет, уйдёт.
- А кто-такой "подранок"?
- Ну раненый медведь, если его ранили. Он меняет тактику. теперь он ждёт добычу, ходить то ему больно.
Увидев начатую бутыль "Для розжига каминов" на столе старика и тёмную жидкость из неё же в стакане. Я улыбнулся..) Сложно было понять логику Ацетона, который ходил за золотым целебным растением за много километров отсюда, но ведь и я был не лучше...
- Ладно, дядя Сергей, - спохватился я. Мне надо идти. Скоро вечер, а я ничего не прошёл ещё сегодня, толком.
- Ну, давай, улыбнулся старик немного расстроенный, что снова остаётся один. - Возьми хоть палку мою, если что поднимай над головой, но не резко. Махать не нужно. Медведи не дураки. понимают что перед ними Человек. А человек это венец творения.
Я понял, что Ацетон не так уж и прост как кажется с виду, но мне было нужно двигаться вперёд. Тайга звала меня и я вышел из дома.

Шёл второй день моего 5 дневного похода по русской тайге...


В ТАЙГЕ (Часть-3)

Вечером второго дня, мне впервые стало по-настоящему трудно.
Уйдя от Ацетона, я не успел пройти и километра, как начались болотистые топи, которые и не думали кончаться, как я не уходил в лес. Кое-где ещё можно было пройти, но другие участки я вынужден был обходить, теряя в скорости. В одном из таких моментов, мне встретилась довольно бурная река, она была не широкой и я совершенно, не придал ей никакого значения. Я не увидел в ней опасности, т.к. будучи на Алтае уже почти месяц, я прошёл через много подобных рек. Я знал скорость потока, который я могу преодолеть и какой я преодолеть не мог, я научился определять глубину реки и никогда не снимал одежды и обуви. Просто, на Алтае ТЫ ВСЕГДА мокрый, и как не ходи по лесу, опрятным остаться не получится, смирись! Идя через реку по заваленному бревну сосны, я не волновался. Помню я думал о чём-то, когда в самой центральной части заваленной древесины, где отсутствовала кора, моя нога после скользкой грязи болот поехала, и я с высоты полутора метров рухнул с размаху в воду, прямо вместе со своим тяжеленным рюкзаком стянутым у меня на поясе тугими пряжками.
Очутившись в ледяной воде, я сразу вынырнул из воспоминаний, но не вынырнул из воды! Река была довольно глубокой и я ушёл в неё с головой, а рюк предательски потащил меня книзу. Оказавшись в этом водовороте, я в первый момент ощутил дезориентацию, ведь ещё секунду назад, я шёл по бревну и насвистывал песенку, а теперь у меня не было никакой уверенности в том, что я уцеплюсь хоть за что-нибудь. К счастью поток был не настолько сильным, чтобы я не смог в отчаянном рывке вывернуться из лежачего положения и вскочить на ноги, прямо вместе с рюкзаком. В такие моменты я благодарен тренировкам и навыкам, которые я получил в прошлом - моё тело всё сделало за меня, а я лишь констатировал своё спасение! Река оказалась не такой глубокой, и у берега, я смог остановиться, отстегнуть рюкзак и выбраться наружу. После, мне только оставалось вытащить его на берег. Теперь когда он на мок, он стал тяжеленым. Это я виноват. Ещё в Артыбаше я снял с рюкзака клапан, потому что он был сборищем клещей. Все походы, меня беспокоило то, что из-за него, я не мог контролировать насекомых, которых в некоторых местах, я снимал с себя, буквально горстями. Клапан был у моей головы и он стал для меня лишним поводом беспокойства, поэтому я и снял его, фактически превратив мой непромокаемый BASK, в тяжеленую, пропитавшуюся водой, губку.
Я сел... С меня текло как с болотной Кикиморы..
"Не вернуться ли мне назад к Ацетону?", пока ещё не слишком поздно, - подумалось мне.
Я проверил документы, которые у меня были в пакете. Порядок! Проверил я и фото сумку, которая была настежь открыта и теперь в ней всё хлюпало вода! Не порядок!
Чёрт возьми! Первое правило путешественника: "Намокни сам, но сохрани вещи сухими!". Путешествуя долго, ты начинаешь пренебрегать такой ерундой. Ты как бы экономишь на этом, нужную тебе энергию. Как парашютист-профессионал, ты смотришь только на самое главное, и видишь главное, а запасной парашют в нестандартном прыжке, скорее уже только "обуза". Ранее, я не позволил бы себе такого отношения к технике и сухим запасным вещам (для ночёвки). Сейчас же, мне было важно пройти маршрут, всё остальное отодвигалось на второй план. Каждый дурак знает, что надо прятать главные вещи в непромакаемые отделы рюкзака, но не каждый дурак знает, что любое "бесполезное" действие в пути, если повторяешь его сотни раз, очень выматывает. Например, чтобы расставить палатку или достать кухню, фактически нужно заново пересобрать рюкзак, подругому просто не получится и такие операции как сохранность герметичности, отходят поэтому на второй план.

Сегодня я намеревался пройти ещё 10-15 км и для меня это плёвое дело, наверное часа 4 ходьбы, однако Ацетон говорил, что там куда я иду дорога тяжёлая и всю вторую половину пути, идёт набор высоты в горы. Встречаются как он говорил и "непроходимые" места, в которых из-за стекающей с гор реки, постоянно придётся скакать одного берега на другой, переходя её вброд.
Надо сказать, что любая вода на Алтае - это фактически талый снег. Не надо думать, что в июне в горах, прогуляться одно удовольствие. Мы видим счастливые группы на фотографиях, переходящие ручьи в брод, все они держат свои сандалии в руках и смотрят на воду заинтересованно. Такое бывает, наверное первых 10-15 переходов, потом тебе становится плевать, ты не будешь разуваться всякий раз и реки будешь проходить просто не замечая. Тем не менее, это доступно не всем. Здоровье тут надо иметь не дюжинное. Так, спустя 2 дня хождения по ледяным рекам вброд, у меня ещё в первом походе опухли ноги. Это синовиальные капсулы воспаляются и суставные сумки крупных суставов получают тяжёлый удар. Всё дело в маленьких тонких капиллярах, которые перемерзая сужаются настолько, что не допускают притока крови к костной ткани. Это настоящая проблема с которой я столкнулся: ты вроде бы можешь идти, а суставы раздулись и не влезают уже в ботинок. В особых случаях (как раз как у меня случилось позже, в этом самом походе), воспаление становится таким сильным, что не проходит несколько дней даже после долгого согревания. Всё это вызывает температуру и отчаянье, поскольку в условиях отсутствия медицинской помощи, в местах, где в случае чего тебя вряд ли кто-то найдёт, твоя способность "идти" начинает ценится тобой очень высоко и утрачивая её ты ощущаешь довольно сильную панику.

Я засомневался... Возвращаться назад, нужно было хотя бы потому, что я шёл впритык по времени, а дойду ли я до упомянаемых Ацетоном (как ориентир) "двух озёр", я и не знал. Старик так толком ничего и не объяснил. Я был без карт. Всё что удалось раздобыть это атлас Алтая, а в нём понятное дело, не было никаких масштабов. Соответственно, всё что я видел, я знал и так. Никаких озёр в этом атласе не было, только названия крупных участков. Места же уже пошли довольно дикие, мне приходилось всё время шуметь, чтобы медведь, следы которого я видел на болотах, заслышав меня, ушёл раньше, чем я окажусь с ним рядом.

Время было уже далеко за полдень, наверное часов 5 вечера, поэтому я решил вернуться. Но идти около 3 км по болотам назад, толком не зная, что это мне даст, было непросто морально. По сути, всё что мне было нужно от Ацетона это уточнение маршрута, потому что на выходе из поляны в лес, я видел 3 дороги и пошёл по центральной наугад. Дальше же, пошли болота, о которых старик ничего мне не говорил, поэтому я и засомневался. Конечно я мог бы ещё обсохнуть и завтра с утра выдвинуться в дорогу. Но с другой стороны, я не мог себе позволить пройти за день так мало, ведь продукты я все несу на себе и у меня всё было рассчитано. Если я не перевалю за Балыкчу, возвращаться потом столько дней, придётся на голодный желудок. Тайга пошла настолько суровая, что даже при солнечном свете и щебетании птиц, мне было страшно стоять на месте, не говоря уже про то чтобы идти километры в неизвестность или заночевать, прямо тут в лесу, в своей крохотной палатке...

Я не знаю почему, я пошёл вперёд. Наверное я понимал, что если я не сделаю этого сегодня, весь поход встанет под угрозу. Уж слишком заманчивой была перспектива, пожить в гостях у Ацетона на озере, поговорить м ним о том о сём вечером у костра. Мне сильно хотелось вернуться назад, вместо того чтобы подвергать свою жизнь "глупому" риску. И в то же время, я понимал что "что-то" толкало меня вперёд. Только пока я не понимал что. Какой-то дурак во мне, жил своей собственной безумной жизнью! Я вдруг стал ощущать, что стоя здесь, в этих бескрайних ****ях-километров леса, я осознаю Жизнь, наиболее полно. Только тут я снова понимаю Себя и это не открытие, скорее "разжатие"...
И я пошёл... Чавкая ногами по болоту... Раздвигая руками кусты, с ошарашенными глазами, понимая как сильно Я ХОЧУ ЖИТЬ.



В ТАЙГЕ (Часть-4)

Я шёл быстрым шагом, не давая себе возможности думать о возвращении и громко пел. Перед поездкой на Алтай, я изучал форумы и смотрел фильмы на тему поведения диких животных. Честно признаться, я так ничего и не понял. Помню только, что надо шуметь, т.к. если окажешься возле косолапого, раньше чем он тебя учует, то можно несдобровать. Медведи непредсказуемые существа, то они убегают от старушек, ругающихся на них матом, то бросаются на нескольких охотников в руках которых ружья. Я старался не думать об этом. Хотя конечно, если ты не думаешь о чём-то, то это не значит, что этого не существует. Я выбрал пару громких и бойких армейских песен и шёл быстрым шагом, выкрикивая баском:

"Над полями необъятными,
И речными перекатами,
Над разрывами гранатными,
Песня ласточкой летит!"
 "Фиют" (свист)

Одежда была мокрой, а ноги местами проваливались по колено, я радовался каждому куску "крепкой" земли и всё время надеялся, что болота скоро закончатся. Время шло быстро, а вот продвижение было слишком медленным. Но вскоре появилась уверенная почва и дела пошли быстрее. Я взял свой походный темп (7 км/ч), а это значило что через 2 часа дороги я буду на месте. 7 км в час, я умею ходить даже с закрытыми глазами!
Ацетон говорил, что там у озёр будут люди, они строят базу отдыха, для местной Администрации. Скорее всего, меня пустят туда на ночлег. Но дорога была, совсем не похожа на протоптанную. Позже я узнал, что попадают туда, только на квадрациклах по другой какой-то тропе или на вертолётах, если речь идёт о высокопоставленных лицах (они прилетают сюда на охоту).
Спустя 2 часа ходьбы, я не встретил никаких озёр и людей. Меня начала охватывать лёгкая паника. Я был в совершеннейшей глуши. Куда идти я не понимал. На атласе я видел сильный набор высот, но интуитивно понимал, что вверх идти ещё рано. Другого выбора у меня не было, потому что в низинах был один сплошной бурелом и пройти там не получалось. Я стал подниматься по устью реки, спускающейся с горы. "Наверное это она", - думал я: "Та река, про которую говорил Ацетон". Я поднимался в горы с добрый час, и видел снег лежащий в низинах (летом), всё это отдавало какой-то ирреальностью, куски земли, вырванные исполинскими соснами, оголяли огромные корни размером с двухэтажный дом, здесь были другие масштабы. Именно в этом месте, я впервые поклялся себе, что больше никогда не стану подвергать свою жизнь таким испытаниям (знал бы я, что меня ожидает дальше)...

"Всё что дедами построено!
И отцовской кровью полито!
Мы, Твои сыны и воины!
Поклянёмся защищать!!!"
 "Фиют" (свист)

Мне вдруг стало стыдно за себя...
Пошёл в тайгу, не смотря на все предупреждения.
На что я рассчитывал? На лёгкую прогулку? До сих пор, этот поход имеет самое маленькое кол-во собранных материалов. Во время него, я не фотографировал и мало снимал видео. Не редко я думал, что если я выберусь, то это будет последний раз, когда я так "не планируя" куда-то иду.. Мне стало стыдно за организацию своего путешествия. Её просто, не было! Тайга учила меня, моей же собственной "глупости".

"Россия (фиють) Любимая моя!
Родные (фиють) Берёзки тополя!
Как дорога Ты... Для Солдата...
Родная русская земля!..."

Я шёл не понимая чем закончится мой сегодняшний день, я просто не видел его конца. Он не представлялся мне. Никак. Я и примерно не знал, чего меня ожидает ночью. Все вещи промокшие, холодно, а я неизвестно где..

И тут я услышал совершенно невозможный, для этих мест, звук! Это было воркование техники!!! Такое милое моему уху! Я не поверил собственным ушам. Звук механического устройства, то ли бензопилы, то ли мотора автомобиля. Но откуда здесь взяться автомобилю? Да это же квадроцикл!! "Охотники!" - подумал я: "Или Егери!"
Примерно через 3 минуты, я увидел источник звука! Это был квадроцикл и человек сидевший на нём, исполнял чудеса вождения. Надо было видеть, как его задние колёса, выворачивали из-за его затылка, разкидывая камни и брызгая водой, в то время как перекошенный перед прокручивался передними колёсами сквозь глиняную землю. Он ехал прямо по устью реки и камням, как Бог сошедший с вершины, чтобы спасти меня!

Ясное дело, человек сидевший на квадроцикле, скорее всего являющийся каким-нибудь охотником или егерем, совершенно не ожидал присутствия постороннего человека и увидев меня в самой непосредственной от себя близости, чуть не упал с квадроцикла! Я почувствовал, как покрылся мурашками его затылок..

- Здравствуйте! - невозмутимо сказал я: Вы не подскажете, как пройти к озёрам.?.. Здесь где-то рядом должны быть 2 озера...
Человека, сделавшего вид, что он "не обделался", звали Антоном. Он работал на верхней базе, куда я собственно и шёл:
- Да-да.. Где-то час ещё ходьбы по устью этой реки, всё время наверх.
- Спасибо! - ответил я. Я был счастлив, потому что всё это пахло тем, что сегодня я буду накормлен и согрет, а может быть высплюсь в чистой постели. Но Антон, подозрительно переспросил: "А ты кто? И как тут оказался? Это режимная зона и ТУДА нельзя!".
Я заявил Антону, что вообще-то мне не ТУДА, два озера это лишь ориентир, а иду я за много километров от них в сторону гольцов за Балыкчу к перевалу Кату-Ярык.
Мы коротко поговорили. Антон, совершенно ничего не понимал. Он пожелал мне удачи и поехал дальше. А я, только что испытавший счастье, по поводу того что иду в соответствии с заданным маршрутом, испытал и некоторое разочарование... Меня могли "задержать", такое уже бывало. И здесь в лесу, я почти не имел прав. Одно лишь меня радовало. Я скоро встречу людей! Он сказал "час пути", значит я уложусь в половину!
Сил словно прибавилось и я пошёл вверх, переходя ледяную реку с берега на берег. Через пол часа я услышал лай собак. Это были крупные собаки и они бегали на верху свободно. Я услышал людские голоса и звук электро-пил. Это означало, что там куда я иду, есть тепло и возможно мне разрешат согреться и поесть, отдохнуть в спокойной атмосфере.

Огромный маламут (порода собак, на подобии лайки или хаски), завидев меня издалека, зарычал и побежала ко мне надыбив холку. Ну это, что называется "мы проходили". Собаки, боятся человека, который не боится их! Я знал об этом. Скидывая рюкзак и сделал вид, что её я даже не замечаю. Я отвернулся от неё, всем видом показывая что я не воспринимаю её в серьёз и такой угрозы как она, для меня просто не существует. Я расправил плечи и в ту же секунду, как только собака залаяла, я развернулся и посмотрел на неё. Пёс остановился. Я твёрдым голосом окликнул людей, но из-за звука пилы, они меня не слышали. Маламут не решался идти дальше, потому что в руке у меня был посох и его я уже перехватил "на всякий случай". Я окончательно вылез снизу наверх и подошёл к людям сзади. Просто мой путь пролегал через их домик, вокруг которого они хлопотали.
Людей сделавших вид, что они "не обделались", звали Вадим и Григорий. Они оба вздрогнули при виде заросшего щетиной, грязного и насквозь промокшего человека, сделавшего вид, что он "не обделался" маламута. Через какое-то время я был сопровождён к главному охраннику смены (алтайцу) и меня опросили. Алтаец, спросил: "Кто я? И что я тут делаю? Как я вообще, попал сюда?".
Остаться мне не разрешили, вещи посушить тоже. Мои паспортные данные переписали, для того чтобы сообщить обо мне, в случае если меня будут искать. Мне сказали, что неподалёку есть охотничья избушка, её срубили охотники в позапрошлом году, в ней я могу и заночевать, а здесь оставаться не имею права. На мой вопрос: "А что здесь у вас такого секретного?". Мне ответили: "Не твоё, брат, дело! Мы вообще должны сообщать, о каждом человеке, который проходит тут мимо".
Поэтому я ушёл, из этого неприветливого места, снова в тайгу. Она меня приютила, в отличие от людей. Я устал и хотел есть и конечно хотел обсохнуть, обдумать что делать дальше. Когда я шёл вдоль второго озера я видел свежие медвежьи экскременты. Спустя какое-то время я дошёл до избушки. Вокруг неё было много следов. Избушка была не заперта...

(Продолжение следует...)



В ТАЙГЕ (Часть-5)

Крохотная избушка. Здравствуй дом!
Я поцеловал выступающую под низким проёмом, качающуюся на оборванных петлях, дверь. Сегодня я ночую здесь! Место сумасшедшей красоты, но меня беспокоят следы возле домика, и если присутствие зверя так сильно ощущается уже тут, то что меня ожидает в гольцах?
Я проверил, не было ли внутри никого и убедился, что продуктов там нет, здесь очень давно не было человека. Мне повезло! Охотники оставили немного дров, но этого было мало. Уже начинало смеркаться. Погода портилась и вместе с ней и моё настроение. Я вдруг ощутил, что не хочу никуда идти. А ведь Алтай - это только малая часть того, что я запланировал в новом году. После Алтая, я собирался попасть по земле в Монголию, а из неё в Китай и Тибет. Сейчас же мне хотелось только одного - ощущения былой безопасности. Но пока об этом, не было и речи. Мою поляну обрамляли густые сибирские ели, лес был дремучим, а дом стоял у прямо у лесной косы. Когда я ходил за водой к ручью, я всё время смотрел не выходит ли из леса "что-нибудь":)
Вода была ледяной и у ручья всё было, загажено медвежьими экскрементами. Над поляной летали какие-то птицы, у них был брачный период и самцы всё время дрались, издавая дикие и тревожные крики, всё это нервировало меня, и на фоне необыкновенных пейзажей, которыми бы я с удовольствием насладился дома, я стал ощущать серьёзное беспокойство. Воздух был удивительно чистым, можно сказать это рай, но что-то было не так...
Наверное я понимал, что если уже сегодня я был в такой глухомани, то что будет завтра когда я приду в гольцы? Вообще это сочетание "тревожного" и "красивого", теперь часто со мной бок о бок, в моих похода. И странное дело, мне стало нравиться это необычное чувство.
Помню как стоя у дверцы, своей времянки, я дышал воздухом а вокруг красота, и каждый вздох я ощущаю вкус кислорода, его ценность и ЦЕНУ.
На запах тушёнки, может прийти голодный зверь. Я нашёл моток проволоки и приноровил её к ручке и вбитому с другой стороны гвоздю, получился какой-никакой "замок". Окно вообще, ничего кроме плёнки не закрывало, но оно хотя бы было узким.
Я разжёг металлическую печку и пошёл в лес за дровами.
Вернувшись назад, я закрылся и стал разбирать вещи. Прежде всего меня волновала моя фототехника, которую днём я вытер насухо и спрятал в пакет. Маленький фотоаппарат запускался, но не всегда а вот большой фотоаппарат вроде бы был ничего, только конденсат на линзе, говорил о том что и ему досталось. Я вытащил фонарик и стал кушать лапшу из пакетиков со своей тушёнкой, параллельно развешивая над слабой печкой мокрые вещи, на вбитые в стену гвозди. Времени было мало. Завтра в 6 утра, я должен был выходить! Это будет решающий и главный день. Я должен буду пройти по гольцам, около 20 км до тупикового посёлка, почти наугад. Проезд к Балыкче, был только со стороны Телецкого озера, а дальше горы, в которых сейчас находился я. То есть я иду к людям с другой (дикой) стороны. Через огромную долину, по которой проходит река Чили я должен добраться до одного из множества логов (так называются огромные впадины между гор). По нему, как я знал, есть проход в гольцы, до места обозначенного на карте с названием "Вершина Боже". Фактически это мой перевал, после которого и начинался спуск на ту сторону. Но что ожидало меня там, я не знал даже примерно.
Когда я выходил из Иогача, я думал что это будет рядовой поход, что я прошмыгну это расстояние за 3 "весёлых" дня. Я и не думал, что к перевалу Кату-Ярык, я так и не приду, что он так и останется для меня сном и мечтой...

Я лёг спать на не ровно застеленные доски и накрылся мокрым спальником. Всю ночь я дрожал от холода, дрова уже давно прогорели и огонь погас.

День 3-й.

Утром я проснулся от того, что кто-то скрёбся В МОЮ ДВЕРЬ...!!!
- Медведь!!! - подумал я.
- Я тихо привстал, прислушиваясь к звукам и вглядываясь в дверной просвет, я увидел затемнение движущееся по двери то вверх, то вниз...
Кто-то пытался открыть дверь и делает это довольно осторожно. Внизу, где щель была больше, Я УВИДЕЛ мех!!! МЕДВЕДЬ!? - подумал я! Озноб то ли страха, то ли холода пробежал у меня по спине.....
- Я громко крикнул: "Эй!" и заговорил человеческим голосом (а каким же ещё?), намереваясь таким образом отпугнуть зверя. Звуки стихли. Я посмотрел за окно, желая увидеть зачинщика беспорядка ("незваного гостя"), но никого на улице не обнаружил...
Я подошёл к двери, посмотрел сквозь щели. Но никого не было и там...
Дверь открывать я не решился. Я прислушивался ещё около 5 мин.
Меня бил сильный озноб и мне хотелось поскорее развести огонь, но только за дровами нужно было идти в лес... Пока я трогал безнадёжно сырые вещи и сматывал мокрый спальник, звук раздался СНОВА.!!...
На этот раз я не стал шуметь а стал ждать, что произойдёт дальше. На всякий случай я подошёл к двери, чтобы в случае чего держать её за ручку!! Звук всё усиливался. Кто-то настойчиво пытался попасть внутрь...
А теперь читателя ждёт веселье! Время хорошего настроения, Господа!!)) В дверную щель, я увидел.... Кого бы вы думали? Готовы??... Готовы??? )))



Итак, здоровый дядька ростом 190 см и весом 80 кг, с бородой и ножом на поясе, испугался обычной лесной белки!))

В просвет я увидел обалделый её глаз, она смотрела во внутрь и на меня, пытаясь понять: Какого чёрта, я занял её ДОМ?!))
После того как я вышел наружу, а белка ускакала на кедр, стоящий неподалёку, она ещё долгое время ругалась на меня, издавая "стреляюще-чирикающие" звуки смешанные со свистом. Я сфотографировал её и утро, и стал собирать рюкзак. Пора было выходить.
Чувство тревоги, снова стало одолевать меня. Вещи высохнуть не успели, еды осталось мало, газ подходил к концу. Ещё и погода испортилась. Прямо с утра пошёл снег и это в июне! Через два часа он сменился колючей изморосью, летящей с довольно сильным ветром, в лицо.
Я шёл по долине поросшей карликовой берёзой. Кто не знает - это кусты, а не деревья, фактически они без листвы, просто тугие и жёсткие прутья, высота их достигает 2,5 метров, а иногда и выше, и частота её произрастания, очень высокая. Достаточно сказать, что вся долина Больших и Малых Чилей, была красной от роста карликовой берёзы, она росла прямо в воде, пересекать же реки приходилось настолько часто, что уже через 2 часа ходьбы, мои зубы стучали от холода. Температура тела начала падать, вокруг было не более 3-5 градусов, и хоть это не так уж и холодно для меня, но ходьба по ледяной воде, иногда по пояс, сильно переохладила мой организм. Я вымок насквозь и вещи совсем не грели меня. "Яйцерезка" обезволивала, потому что хлестала по телу, лицу и рукам ежесекундно. Изо рта перестал идти пар, на лицо явное переохлаждение...
Теперь о самом тяжёлом для меня...
Получается я шёл по следам миграции животных. Это было очевидно, поскольку там просто не было свободного места, где я не видел следов медведя и оленей, косуль и других животных. Фактически я мог проходить бредя по кустарникам, только в тех местах, где шёл олень или медведь, потому что кусты в этих местах были завалены и идти было легче.

Я часто слышал звуки падения крупных тел в реку и это были явно не белки. Вес марала около 300 кг и когда этот олень убегает, он с треском ломает ветви и плюхается в воду. Невдалеке я слышал рёв медведя, и всякий раз я понимал, что скоро встречусь так с ним. Я видел свежие следы, на своём пути. Я останавливался и уходил оттуда, не зная, быть может я наоборот иду к нему, а может это он идёт за мной. От оторопи, я вылезал на верх, чтоб осмотреться на местности, часто я стоял по долгу и прислушивался. Вспоминать это очень тяжело, я никогда не передам в рассказе, тех чувств, которые я испытал в тот день. В один момент я потерял всё романтическое настроение. Здесь только я и бесконечная тайга с её суровыми и дикими обитателями.
Поэтому я скорее уже шёл наобум и совался то в один лог, то в другой, то в третий. Надо сказать что участки которые я проходил были огромными, и всякий раз возвращаясь я тратил на это около часа ходьбы.
Сложно сказать сколько я прошёл в тот день, скажу только, что шёл я около 13 часов подряд, практически не снимая рюкзака ... В таких условиях нельзя было ни разжечь огня, ни согреться. Я хотел выйти хоть куда-то в гольцы, чтобы перевалить на другую сторону, там я рассчитывал найти охотничью тропу и по ней прийти через 10-15 км. в округ села Балыкча. Но это было очевидной глупостью, поскольку как позже выяснилось, на той стороне переход фактически означал центр пути.

При такой частоте встреч со следами зверей, я ощущал себя "под наблюдением" всю дорогу и всё указывало на то, что я рано или поздно кого-то увижу. Всё это время я продирался сквозь кусты, и не стоял на месте. На самом деле, по карте получилось не так уж и много (около 15 км чистого продвижения), дело в том что я искал свой лог (и вынужден был возвращаться, т.к. действовал фактически методом исключения, на таких гигантских площадях. Мне говорили, что я увижу конные тропы, что в прошлом году, кто-то вёл туда группу (в августе), то был по факту, мой единственный ориентир. Но никаких троп я так и не увидел, зато я видел хаотичные и нелогичные для человека и лошади "звериные тропы" заваленные животным дерьмом и точно не лошадиным навозом. Она то поднималась резко и безосновательно в гору и терялась в лесу, то уходила в кустарник, тогда когда этого можно было избежать... В конце дня, я вышел в гольцы (позже на карте я увидел, что вышел я аккурат к Вершине Боже, но то что я увидел там наверху, мне не понравилось.... То была бескрайняя тайга и о том чтобы пройти её в остаток этого дня, мне шатающемуся от усталости и стучащему зубами, не было и речи..
 Я понял что это конец!... Силы кончились! Полностью! Я переохлаждён, туда я не могу идти, там только холоднее, снег уже лежал повсеместно. Погода только портилась. Время было начало 6-ого вечера. На лог и долину стал опускаться туман.. Я принял решение повернуть назад (наивный), тогда я ещё не знал что крутясь по всей долине я не запомню места откуда я уходил. И вообще, я уже плевать хотел на медведей, тут бы не замёрзнуть! Я побежал прямо с рюкзаком, в сторону долины, и спуск у меня занял около 40 мин. Я хотел согреть себя физически, так как на сухую одежду или хорошую погоду, рассчитывать не мог. Противодождевая накидка на рюкзак и мой дождевик, давно продрались в клочья, ещё вначале похода, поэтому я давно скинул их, т.к. толку в них не было никакого.
Спустившись снова в долину Чилей, я попытался сообразить куда мне идти дальше, я помнил, что около часа хода, я должен идти налево. Ну а дальше-то что??? Когда я выходил в эту сторону, я думал что я пройду, что если я дойду до в. Боже, то дальше я не вернусь назад, а пойду только вперёд.

Мне нужно было идти по долине, снова преодолевая бесконечное кол-во раз, реки вброд, снова слышать звуки падения животных тел в воду. Снова озираться, ожидая встречи с медведем. Я уже не пел, я уже не мог...
Вы спросите: Так чего??? Видел ли ты косолапого???
)
Погодите, погодите!!!)))
Уж не думаете ли вы, что на этом всё кончилось? Что я вернулся благополучно в свой домик? Из которого вышел с утра?
(вздох...)
То было ещё только начало. Всё самое трудное для меня, было ещё впереди.!))..
В следующей части, я расскажу как встретил медведя и как ночевал в этом же самом лесу. Не волнуйтесь, развязка близится...
...

(Продолжение следует)

--