Бдящее сердце Церкви 2

Ольга Шульчева-Джарман
Бдящее Сердце Церкви. Икона Богоматери в храме Новомучеников(Санкт-Петербург)
(Яхренская)

Аз сплю, а сердце мое бдит: глас брата моего ударяет в двери: отверзи ми, сестро моя, ближняя моя, голубице моя, совершенная моя (Песн. 5:2)



На иконах Богоматери, особенно тех, на которых Она предстоит в молитве, ее левая (порой - правая) рука образует контуры сердца с четко прорисованными анатомическими деталями. Византийцы знали и Галена, и Эразистрата, и Герофила… Иногда такую фигуру сердца рука, закутанная в гиматий или плащ образует и у святых.

Как кажется, тема сердца связана здесь с движением исихазма и «бдящего сердца».

Вспомним, как показательный для умонастроения той эпохи рассказ об одном старце, который сомневался, была ли монахиней Богоматерь, и как Она, явившись, разрешила его сомнения. Монашество – есть умная молитва.

Монах есть тот, кто миру непричастен,
Кто говорит всегда с одним лишь Богом,
Кто, видя Бога, сам бывает видим,
Любя Его, он Им любим бывает
И, светом становясь, всегда сияет.
Монаха хвалят — все равно он нищий,
В дом приглашают — все равно он странник.
О дивное, немыслимое чудо!
Среди богатств безмерных — я нуждаюсь,
Владея многим — остаюсь я беден,
Среди обилья вод — томлюсь я жаждой.
Кто даст мне то, что я уже имею?
И где найду Того, Кого я вижу?
Как удержу Того, Кто в сердце дышит,
Но вне всего, Незримый, пребывает?
Имеяй уши слышати — да слышит,
Словам безумца с трепетом внимая! (1)

Тогда и мученики, и безусловно, Богоматерь – исихасты, вернее, исихасты находятся в той таинственной традиции молитвы, в которой находились мученики и апостолы и Богоматерь.  Это нашло отражение и в иконописи.

Здесь Богоматерь  – носительница совершенной исихии, в Ней открывается тайна исихазма. Невеста Слова спит, но сердце ее бдит (2)

Но на этой иконе тайна сия для всех становится явной.
Сердце Церкви – Сам Иисус Христос, Бог Живой и о Его Имени, о Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 9—10)

Это – тайна ее жизни. Она питается ею, а Христос Бог питает и греет ее, свою плоть (Еф. 5, 29).

Пиет Она, Церковь Его,  из Чаши Его на трапезе Его – ризы на ноге Младенца при взгляде издали образуют ручку ковша. Пята Его обнажена – Он ужален в пяту, Сын Марии, Сын Адамль, Сын Человечь – но се, жив во веки веков, аминь, Божий Сын.
 
Золотые ризы складками образуют фигуры золотых рыб, лежащих в изобилии в ковше – чудо насыщения после трех дней странствий по пустыне за Христом 5 тысяч народа – и остается 12 тысяч коробов для нового народа Израиля, церковной полноты. Христос неисчерпаем в своем добровольном раздаянии Себя, принося и Приносимый….и николиже иждиваемый…

За золотым блюдом виден сосуд – его образует грудь Младенца – как аорта, выходит он из очертаний сердца, повторяя анатомические пропорции. Горлышко сосуда, преисполненного новым вином – реки воды живой из чрева – сердца – Церкви, верующей во Христа, узнавшей его тайну и открывающей ее всякому, вразумляя этим опытом Евхаристического общения любви, что превыше слова и молитвы, что совершается в тишине сердец.

Аорта вырывается из левого желудочка к главе Богоматери –  шея Младенца, Агнца Агницы, рожденного от Нее на заклание, Агнца, который взял взаймы ее плоть (Радуйся, Богу Слову плоть заимодавшая)– чтобы обновить ее и сделать пищей для всех.

Аорта несет поток поток воды живой… Жизнь бьет ключом из сердца – вверх,  достигая вершины и открываясь ликом Христа Младенца, прижимающегося в лобзании любви к Матери – лобызающего Возлюбленную Свою Церковь, которая пьет Его воду живую и не жаждет вовек.
В тайне общения, «зрак в зрак» ( оборот головы Спасителя – «и обращься оживотворил мя еси») – Церковь и Христос смотрятся друг в друга. В оригинальном тексте Песни песней порой непонятно, какие местоимения обозначают Жениха, а какие - Невесту. Происходит сочетание неслиянное...

Да – воистину! - Невеста достигла полноты благ имеет Возлюбленного и пребывает в нем (свт. Григорий Нисский).

Тайная пища, и жизнь таинственная и новая – теперь одно у них на двоих.

Глаголет Сын и Возлюбленный: «Не Моисей дал вам хлеб в пустыне, но Отец Мой Небесный. И воду, которую я дам, пиющий не возжаждет вовек. Идите же в город, как самарянка, и благовествуйте о чуде и о воде живой».
Он питает так Церковь, главой которой Сам является. Соприкосновение ликов в лобзании открывает тайну этого главенства – не от мира сего. Совершается великое общение в тайне Евхаристии…

И невеста, став от сего еще совершеннее, признает себя достойною явно увидеть лице Вещающаго, и от Него принять слово, не чрез других уже произносимое. …Ибо кто примыслит для блаженства что-либо большее сего — видеть Бога? Но и это, как составляет конец достигнутаго прежде, так делается началом надежды высших благ. Ибо невеста снова слышит глас (…)начинается взаимное перехождение одного в другаго, и Бог бывает в душе, и душа также переселяется в Бога.(…) Ибо говорить невеста: Брат мой мне, и аз в Нем(…) Видишь ли, на какую высоту вступила невеста, по пророческому слову, приходя от силы в силу (Псал. 83, 8)? Она достигла, кажется, самого верха в надежде благ; ибо что выше сего — пребывать в Самом Любимом, и в себя восприять Любимаго? (свт Григорий Нисский. Точное изъяснение  Песни Песней Соломона, беседа 6) (3)

И от полноты общения Христа и Церкви Его умножаются хлебы и рыбы и плещет вино из сердца – от избытка сердца глаголят уста – так идите, благовествуйте!  (4)

Посмотрите – уже время пришло! Из чрева вырываются потоки воды живой, оживляющие тварь «кроплением Божия крове» (канон в Неделю Ваий)

И сия есть тайна – Христос в вас (Кол.1:27-28) которой мы вразумляем всякого  и сила Его действует могущественно, привлекая всех, кого избрал и призвал Бог. (5)

Но если в ком живет Христос,
То как же можно говорить,
Что он один и одинок?
Ведь пребывает со Христом
Сам Бог Отец и Дух Святой.
Так как же будет одинок
Тот, кто с Тремя соединен,
Как бы с одним, - ответьте мне?
Кто с Богом,тот не одинок,
Хотя бы он и жил один,
Хотя б в пустыне он сидел
Или в пещере пребывал. (6)

__

1.Прп. Симеон Новый Богослов. Гимн 3. Кто есть монах, и какое его делание,
и на какую высоту созерцания взошел этот (святой отец). Перевод игумена Илариона (Алфеева)
2. Аз сплю, а сердце мое бдит: глас брата моего ударяет в двери: отверзи ми, сестро моя, ближняя моя, голубице моя, совершенная моя (Песн. 5:2)
3. Творения святаго Григория Нисскаго. Часть третья. М.: Типография В. Готье, 1862. — С. 148-172. (Творения святых отцев в русском переводе, издаваемыя при Московской Духовной Академии, том 39.)
4.Исихасты были активны, как богословски, так и политически.

5.Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно. (Кол. 1:24-29)

6.Прп. Симеон Новый Богослов.  Гимн 27. Каким должен быть монах и какое его делание, какое преуспеяние и восхождение. Перевод игумена Илариона (Алфеева)

++++++++



К сожалению, репродукция этой иконы, написанной очень талантливым мастером, мне не доступна (сама икона находится в храме Новомучеников при соборе в честь иконы Божией Матери Феодоровской). По всей видимости, эта композиция разработана автором, а не списана, и в сети репродукций, абсолютно похожих на описанную выше икону, тоже нет. Тем не менее, я сделала попытку подобрать несколько икон, где тема сердца-средоточия Церкви и тема Евхаристии сочетаются, сходясь в фигуре Христа-Младенца.

Для удобства читателей пришлось соединить эти изображения в один файл ( за что большое спасибо Яночке Батищевой, которая первая и прочла мой скромный очерк).
(вот здесь - http://www.proza.ru/2010/09/25/1402   )

В первом верхнем ряду, начиная слева, икона (работы иконописца Aidan Hart), где багряные ризы Младенца повторяют очертания сердечной мышцы. Здесь сочетается тема сердца-молитвы и средоточия жизни Церкви с темой вкушения Животворящей Плоти Сына Божия, окровавленной принесенной Им жертвой за жизнь возлюбленной Им Церкви. За ней следует новгородская икона 14 века, на которой сердце хоть и угадывается, но вытесняется темой камня,  кристалла, отсеченного без помощи рук от скалы-Церкви (ярко видного в Донской иконе) далее – новонаписанная икона, где сердце (Младенец) смещено влево по отношению к молящемуся (зеркальное расположение), но здесь тема сердца также поглощена темой «бедра Иакова», великого Борца Богочеловека.

Средний ряд – греческая икона Гликофилусса (XVII век), ипотип, восходящий, по преданию, к самому апостолу Луке, далее современная копия с другого ипотипа (зеркального) Гликофилуссы, где сердце можно различить, а ступня Младенца повернута стопой наружу (пята – знак кенозиса, умаления Сына Божия, ужаленного смертью в пяту Сына Жены). Здесь нет той динамики, которая присутствует в иконе храма Новомучеников, но очертания «ковша» и «аорты» - прослеживаются. В следующей за ней иконе современного иконописца «сердце» в динамике видно четко.

Нижний ряд – примеры икон, где так же видно сердце. Это Млекопитательница (Галактотрофуса) Барловская. Здесь звучит, как ведущая, тема питания Богоматерью млеком, то есть Своею кровью (в античном понимании молоко происходит из крови) Сына, напоявающего Своею Кровью всю вселенную. Фигура  Сына-Младенца здесь имеет очертания сердца. Далее следует икона Умиления, где тема сердца тоже проступает довольно отчетливо. Ряд завершает Богоматерь Кардиотисса (Сердечная), где тема сердца-молитвы и сердца-Евхаристии соединяется с мощно звучащей темой Распятия («воздеяния рук») и кенозиса ( соскальзывания сандалии, обнажение от риз с пяты Младенца – доступность для смерти Воплощенного Бога, который пришел дать нам в пищу Свою плоть).