Глава 1. Введение

Пол Путешественник
 
В «Предисловии к первому изданию» «Капитала» К. Маркс пишет: - «Предметом моего исследования  в настоящей работе является капиталистический  способ производства и соответствующие  ему отношения производства и обмена. <…> … конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества». И далее: « Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественноисторический процесс». К. Маркс  считал этот труд продолжением опубликованного в 1859 г. его сочинения «К критике политической экономии».
 
Это было почти 150 лет тому назад; первый том был опубликован в 1867 году, ещё при жизни К. Маркса.

Таким образом, – Маркс, изучая «естественные законы» развития общества как «естественноисторический процесс», концентрирует своё исследование лишь исключительно на «экономическом движении современного общества. Тогда это было общество бурного «экономического движения», «экономизм» составлял суть этого общества.  Он выразительно проявил как свою внутреннюю природу, так  и свой «негатив» в форме, так называемой,  «экономической эксплуатации».  В то же время он выявил известный всем  марксистам тренд своего гибельного и критического, а вместе с тем и  революционного восходящего развития, - в форме обобществления  «средств производства».

Короче, путь познания общества в то время проходил через познание «экономического движения» - экономических отношений в обществе. И это было обосновано, ибо это было время капитализма с его доминирующим «экономическим» способом производства.
 
Однако следует напомнить, что общественные отношения в обществе отнюдь не ограничиваются только экономическими отношениями. Правда, в пору Маркса они были главными, доминирующими, что и определило предмет исследований Маркса, сведя его, как он сам и пишет к изучению  только «капиталистического  способа производства и соответствующих  ему отношений производства и обмена».

Спустя всего 50 лет после издания первого тома «Капитала» мир начал резко меняться, а уже через столетие он значительно «полевел» в своём развитии и «раскололся» на два лагеря, - социалистический и капиталистический. С той поры уже не только «экономическое движение» определяло тип общества. В восходящем развитии мир вышел за рамки экономической теории «Капитал» и «Политической экономии». Эстафету восходящего развития принял социализм.
 
Поэтому совсем не случайно, например, пишет Ф. Энгельс в 1890 году в письме Й. Блоху: «...Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу».

Итак, «экономический момент» даже в марксовом учении о самом капитализме, созданном более 150 лет тому назад как учение об «экономическом движении» «вульгарного» капитализма середины Х1Х века, не является «единственно определяющим моментом»!
 
Более того, Энгельс прямо подчёркивает, что «материалистическое понимание истории» есть понимание «в конечном счете» «производства и воспроизводства действительной жизни», а отнюдь не только  «экономического движения».
Поэтому далее, характеризуя понимание «исторического процесса», Ф. Энгельс пишет: «Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу…». То есть «Капитал» как учение о капитализме, рассматривает  «экономическое движение» лишь как доминирующее. Другими словами, и в нашем контексте, утверждается лишь о доминировании в градации капитализм  «чистого эндогенного процесса» производства и воспроизводства жизни как «экономического». То есть, именно этой экономической чистой эндогенной форме (ЧЭФ)  как процессу и посвящён «Капитал» К. Маркса.
 
Итак,  в историческом развитии общества слово сказано, сказано «классиками», и это слово – «производство и воспроизводство действительной жизни».

Как же сегодня, современная наука, а в частности, - фундаментальная, пятитомная, социологическая теория развития общества А. С. Шушарина «Полилогия современного мира. (Критика запущенной социологии)» понимает «действительную жизнь», законы её развития и каким образом она генерализирует, включает в себя как составную часть, учение Маркса?