Мирза-Али б. Мухаммад-Шариф ал-Ахти - поэт

Али Албанви
АЛ-АХТИ, МИРЗА-‘АЛИ ИБН МУХАММАД-ШАРИФ АЛ-ПИРБУДАГИ (1771–1859) — южнодагестанский богослов, мыслитель, поэт и кадий Самурской долины (нахийа ас-Самбурийа). Свои поэтические произведения подписывал псевдонимом «Назим ал-Ахти».

Один из видных и знаменитых дагестанских учёных и поэтов, «ученик трёх Са‘идов» — Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834) из сел. Аракани (Унцукульский р-он), Са‘ида аш-Шинази из сел. Шиназ (Рутульский р-он) и Са‘ида ал-Хачмази из сел. Хачмаза Кубинского округа (ныне Азербайджан), а также Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.) и Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) из сел. В. Яраг Кюринского округа. Получив традиционное образование, занимал должность кадия и преподавателя (мударрис) медресе сел. Ахты (ныне в Ахтынский р-он). Среди его учеников — будущие видные деятели науки и образования в Дагестане — ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910), ‘Абд ар-Рахман ал-Ахти (XIX в.), Ага-Мирза ал-Ка‘ани (ум. 1879/80), Ахмад-Эфенди ал-Катрухи, Мухаммад-Эфенди ал-Катрухи, ‘Абд Аллах ал-Агдаши ал-Карахани. Мударрис преподавал догматику, логику, философию, арифметику, астрономию (микат).

Выступал противником мюридизма и освободительного движения под руководством имама Шамиля. Мирза-‘Али ал-Ахти писал на арабском, персидском, и тюкских языках. Его диван сохранился в переписке известного дагестанского ученого Г.А. Гузунова (1854–1940). Подлинник не сохранился. Как сообщает М.-Г.М. Садыки (ум. 2000), он видел «Искендер-наме» и «Лейли и Меджнун» Низами (ум. 1209), переписанные Мирза-‘Али ал-Ахти. Панегирическая поэзия Мирза-‘Али ал-Ахти приобрела в Дагестане широкую популярность. Несколько его касыд посвящено Сурхай-хану II (ум. 1827). В личном архиве М.-Г.М. Садыки были сборники стихов Хафиза (ум. 1389) и ар-Руми (ум. 1273) на персидском языке, переписанные для Мирза-‘Али — ‘Абд ал-Каримом ан-Нухави (из г. Нуха, ныне г. Шеки).

На полях этих рукописей было записано десять стихов самого Мирза-‘Али (на персидском и тюркском языках). Здесь же наброски его будущего трактата по медицине. В коллекции М.-Г.М. Садыки сохранилась и другая рукопись-сочинение ал-Хасана ал-Кудали (ум. 1795), написанное «по просьбе брата моего Османа, сына щедрого ал-Хаджжи Бурхана ал-Кумухи… для нашего господина, нашего учителя Мухаммад Мирза-‘Али-Эфенди ал-Ахти и с позволения гордости мударрисов ‘Абд ал-Карим-Эфенди ан-Нухави в медресе в джумада ал-аввал 1225 г.», т. е. в июне 1810 г. В 2009 году, во время работы археографической экспедиции ИИАЭ ДНЦ РАН и ДГУ в сел. Ахты, на полях одной из рукописей мною была обнаружена вакуфная запись, составленная, очевидно, рукой самого Мирза-‘Али, с родословной ученого, которая была доселе неизвестной.

К записи приложена личная печать Мирза-‘Али-Эфенди ал-Ахти. Эта запись сообщает имена его предков вплоть до XVII в., причем все они принадлежали к духовному сословию. В родословной наряду с нисбой «ал-Ахти» Мирза-‘Али приводит также нисбу «ал-Пирбудаги», указывающую на тухумную принадлежность и сообщающую имя его далекого предка. Вот эта родословная: Мирза-‘Али сын муллы Мухаммад-Шарифа сына муллы Мирза-‘Али сына муллы Рамазана сына муллы … ал-Пирбудаги ал-Ахти. Мирза-‘Али умер в 1859 г. и похоронен в сел. Ахты (на кладбище «Гюней сурар» по пути в сел. Рутул). Жену Мирза-‘Али звали Зурият (ум. 1861/62). У них было два сына Абдуреб-Эфенди и Мухй ад-Дин-Эфенди (ум. 1871/72). Первый был религиозным авторитетом и дважды побывал на Хадже в г. Мекке, второй был крупным ’алимом.




Автор: ‘Али Албанви




ЛИТЕРАТУРА

1. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных. Дагестанские учёные Х-ХХ вв. и их сочинения / Пер. с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. — М.: «Марджани», 2012. — 445 с.