размышления о смерти ч. 2 1-5

Николай Москвитин
Часть вторая, Русские писатели и поэты о смерти.
1. «Мытарства блаженной Феодоры»: введение.
1) Как трудно терпеть «ту муку телесную, тот страх и смятение, которое приходится испытывать умирающим!  [1]
2) «Грозное видение страшных эфиопов было для меня другою, более страшной смертью».
3) Смерть отсекает части тела и напояет горьким питьём душу, она составлена из костей.
4) Молитвы ближних могут выкупать душу от долгов.
Мука телесная, страх и святение пред смертью проистекают от единения в момент смерти муки телесной, страха и смятения в жизни нераскаянных грехов. Поэтому эфиопы-бесы, желая погубить человека так же, пребывая с душою в разные моменты теперь собираются все вместе.
Горькое питие—уксус принимал и Иисус Христос, но Его смерть была иного характера—ведь это умирал Богочеловек. И теперь Его жертва и молитвы ближних могут спасти нас от вечной погибели.

2. «И смерть, и ад со всех сторон», Пушкин
Это формула христианской жизни, точнее её страдательной части. Какие-то смертные явления направляются к душе, но не успевают её достигнуть, но так или иначе зло идёт навстречу человеку—в духовном смысле. А так как встречи людей означают, что один может передать зло другому, это бывает верно и в физическом смысле. Заметно, что Пушкин отделяет смерть от ада. Это закономерно. Ведь есть простая смерть,а  есть смерть духовная, а это и есть ад.
3. «Когда же чёрт возьмёт тебя», Пушкин.

Нет ничего грубее такого отношения к ближним. Не говоря о том, что это значит, что дядя будет в аду, это ещё и показывает беспечность Евгения при упоминании злого духа. Если бы заменить злого духа на смерть, всё равно было бы нехорошо. Но Евгений не желает злой смерти дяди, он на самом деле просто не хочет ему служить. Однако, эта лень, видимо, очень большой степени, так как связана с неосознанным пожеланием чужой злой смерти.

4. Смерть Ленского...и отношение Татьяны к ней, «Евгений Онегин», Пушкин.

 «И шагом едет в чистом поле, /В мечтанья погрузясь,она:/Душа в ней долго поневоле/ Судьбою Ленского полна;/ И мыслит: «что-то с Ольгой стало? В ней сердце долго ли страдало, Иль скоро слёз прошла пора?..».
Здесь видно самоотвержение Татьяны: она сперва думает не о себе. Ей важно знать отношение к смерти Ольги, потому что она ищет общее между своими чувствами и её, но свои чувства она выражает через призму этого отношения.

5. «Нет, весь я не умру,//Душа в заветной лире//Мой прах            переживёт//И тленья убежит», Пушкин

Это говорит о том, что Пушкин верующий, но вера в душу у него помимо бесконечной загробной жизни связана с установлением в человечестве памяти о нём, как бы неком диалоге читателей с поэтом. Это говорит о том, что вера Пушкина деятельна, она проявляется в любви к читателю и в вере в вечное общение с ним, как на земле, так и на небесах.