Cамый счастливый человек на свете. Киносценарий

Илья Ильин Детям
Чего только не случается на нашей матушке-Земле. Каких только чудес не бывает. Иной раз диву даёшься: ну не может этого быть... Бывает. Думаешь – вот оно – чудо! А как присмотришься да потрогаешь, оказывается – всё очень просто объясняется. Эта история могла случиться в любом городке нашего шарика и наверняка случалась, но мы расскажем вам, как это было в районном городке N-й области, где из всех достопримечательностей: Дворец культуры 1951 года рождения, памятник Ленину в демисезонном пальто, старенький парк с девушкой с веслом и городская баня. Есть правда там ещё «Гастроном №1» и неработающий уже лет тридцать фонтан, но они к нашему фильму никак не относятся и в кадр попали совершенно случайно.























1. ГОРОДОК РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ. (НАТ) - УТРО
НЕБОЛЬШАЯ КРУГЛАЯ ПЛОЩАДЬ С ПАМЯТНИКОМ ЛЕНИНУ.
Из тумана на площадь въезжает туристический автобус. Из него выходят туристы (17 человек), разминаются, кто-то в сторонке закуривает, женщины сбиваются в кучку, смеются. Последним выходит солидный мужчина, Виктор Павлович (50).

ВИКТОР
- Друзья, не расходимся! Сейчас подъедет экскурсовод и проводит нас в гостиницу.

ТУРИСТКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ
- Виктор Павлович! Если не ошибаюсь, в этом городе вы родились!?

ВИКТОР
- Не ошибаетесь, Леночка. Я действительно здесь родился. Мало того, здесь прошло моё детство и часть юности. Потом я уехал, и представьте – впервые, за много лет вернулся.

Виктор Павлович медленно крутит головой, осматривает площадь.
ВИКТОР
- И почти ничего не изменилось. Правда, вот здесь, где банк, была автобусная станция, а напротив – бакалея, а теперь кафе.

На площадь на велосипеде выезжает экскурсовод Евгений и направляется к автобусу. Худой, интеллигентного вида, в простеньких очках, правая штанина брюк пришпилена бельевой прищепкой. У автобуса останавливается.

ЕВГЕНИЙ
- Здравствуйте товарищи! Э, господа… и дамы. Я ваш экскурсовод, Евгений Николаевич! Добро пожаловать в наш город, ведущий своё начало с семнадцатого года, э, извините, века.

Туристы хихикают, собираются к автобусу.
Виктор, протягивает руку, снисходительно улыбается.

ВИКТОР
- Здравствуйте! Я старший.

ЕВГЕНИЙ
- Здравствуйте. Садитесь в автобус, я провожу до гостиницы. Здесь рядом, пара кварталов. (Водителю) Езжайте за мной.


2. ДОРОГА. С ДВУХ СТОРОН ТОПОЛЯ. (НАТ) – УТРО. ТИТРЫ.
Впереди на велосипеде едет экскурсовод, часто оглядывается, из-за чего велосипед виляет. За ним малой скоростью едет автобус.

  3. ПЛОЩАДКА ПЕРЕД ГОСТИНИЦЕЙ. (НАТ) - УТРО

Велосипедист сворачивает к гостинице, за ним автобус. Экскурсовод соскакивает с велосипеда, идёт  с ним к стеклянным дверям и стучит. Сонная дежурная, пышная строгая дама лет 60-ти, открывает.


ДЕЖУРНАЯ
- Чего долбишь! У себя дома долбить будешь.

ЕВГЕНИЙ
- Тёть Маш, я тебе постояльцев привёз, во! Целый автобус.

ДЕЖУРНАЯ
- А на кой чёрт мне твои постояльцы, одно беспокойство от них. Напьются и уедут, а нам потом стирай, убирай.

Евгений машет туристам рукой и идёт за дежурной.

4. ФОЙЕ ГОСТИНИЦЫ. (НАТ) – УТРО
Стойка администратора, в глубине лестница и лифт, справа большое окно на площадку.

ЕВГЕНИЙ
- Это культурные постояльцы, туристы, из столицы.

Дежурная заходит за стойку, демонстративно недовольно стучит дверкой, шуршит бумагами.

ДЕЖУРНАЯ
- А по мне хоть из-за границы. Сейчас начнётся: мыло им подавай, шампуни, полотенце под ноги…

Туристы шумной толпой, с чемоданами, сумками вваливаются в фойе.

ДЕЖУРНАЯ
- Граждане! Берём анкеты, заполняем, с паспортами ко мне. Комнаты на четыре койки, семейные пары отдельно.

ТУРИСТ С РЫЖИМИ УСАМИ
- А не семейные?

ДЕЖУРНАЯ
- Не положено! У нас слышимость хорошая и кровати скрипучие, а людям отдохнуть надо.

ТУРИСТ С ЧЁРНЫМИ УСАМИ
- А можно нам комнату на шестерых?

ДЕЖУРНАЯ
- Можно, только удобства на этаже будут. Кто главный? Подойдите ко мне. Да, забыла предупредить: у кого в номере сразу горячая пойдёт – ждите, пока остынет, а у кого холодная, пока не потеплеет.

Виктор подходит к стойке, ставит чемодан, облокачивается на стойку.


ВИКТОР
- Я старший, здравствуйте.

ДЕЖУРНАЯ
- На сколько к нам?

ВИКТОР
- Завтра утром освободим.

ДЕЖУРНАЯ
- Освобождаются из мест, у нас выезжают. Сейчас всех заселим, а вы стойте, платить будете.

ВИКТОР
- Хорошо, хорошо.

ЕВГЕНИЙ (прищепка всё ещё на месте)
- Э, господа и э, дамы! Заселяемся и спускаемся в ресторан на второй этаж на завтрак.

Виктор смотрит на профиль Евгения. Что-то замечает. Но не уверен. Зато Евгений глаз с Виктора не спускает. Робко подходит, снимает вязаную шапочку.

ЕВГЕНИЙ
- Извините, вас, случайно, не Виктор зовут?

ВИКТОР
- Виктор. И не случайно. Меня так папа и мама нарекли.

ЕВГЕНИЙ
- А меня вы не помните?

ВИКТОР
- Постой, постой…

Виктор берёт за плечи Евгения и тянет к большому окну.

ВИКТОР
- Женька! Лощинин! Ты что ли!? То-то я смотрю, что-то знакомое!

ЕВГЕНИЙ
- Я... Неужели ещё узнать можно?

ВИКТОР
- Женька! (Обнимает, трясёт). - Женька, офигеть. Это сколько ж мы не виделись? Как я рад!

ЕВГЕНИЙ
- Да, действительно, давненько. Погоди, сейчас посчитаем. Ты уехал, когда умерла тётя Таня. Тётя Таня умерла, когда Тамарка, сеструха моя… помнишь Тамарку?

Виктор зажмурился, припоминая,

ВИКТОР
- Это у неё усики были?

ЕВГЕНИЙ
- Ага, её ещё итальянкой из-за них звали… Значит, Тамарка вышла замуж… это случилось в тот год, когда сгорела старая городская каланча… старая каланча сгорела, когда родилась Светка. Светка – моя племянница. Ты её, конечно, не помнишь.

ВИКТОР
- Я не могу её помнить, ведь я никогда её не видел и даже не подозревал о её существовании.

ЕВГЕНИЙ
- Ну да. Сейчас Светке тридцать три. Мы с тобой не виделись тридцать три года, точно!


ВИКТОР
- Подумать только, сколько всего произошло за эти годы.

В это время кто-то из женщин интересуется у дежурной.

ЖЕНЩИНА
- А тараканов у вас нет?

ДЕЖУРНАЯ
- Нет, но если вы хотите, можем организовать.

Туристы хихикают.

ВИКТОР
- А тётка-то у вас с юмором!

ЕВГЕНИЙ
- Это тётя Маша. В недавние времена была вторым секретарём горкома Марией Ксенофонтовной. Между прочим, награждена орденом «Знак Почёта».

ВИКТОР
- Ну, тогда всё ясно. Слушай, а ещё кто-то из нашего класса в городе есть?

ЕВГЕНИЙ
- Есть. Соня, Соню помнишь? Ты в третьем классе с ней сидел…

ВИКТОР
- Это такая маленькая, чёрненькая?


ЕВГЕНИЙ
- Да. Она теперь в нашей школе что-то преподаёт. Потом, Наташка Горбунова, только она давно не Горбунова. Степанова Танька, помнишь?



ВИКТОР
- Помню. С Наташкой какое-то время дружили. А в Степанову все мальчишки были влюблены… моя мама её микробом называла, не помнишь?

ЕВГЕНИЙ
- Не-а, а почему?

ВИКТОР
- Она же у меня медсестрой работала. Так вот, считала что Танька заразная микробом любви и все мальчишки от неё заражались. Смешно, правда?

Евгений с серьёзным видом кивнул.

ВИКТОР
- Что-то у тебя всё девчонки, а пацаны в городе есть?

ЕВГЕНИЙ
- Нет. Пацанов нет. Один я. Все разъехались. Чекасин Пашка последним свалил, года два назад. В Алапаевском санатории главврачом стал.

ВИКТОР
- Ну!?

ЕВГЕНИЙ
- Вот те и ну…

ВИКТОР
- А ты чего в этой дыре застрял?


ЕВГЕНИЙ(обиженно)
- Это мой город, Витёк. Здесь мой дом. Здесь моя жизнь. Ну и надо же кому-то и на малой родине пахать.


ВИКТОР
- Ну ладно. Не обижайся. Постой, сейчас народ заселится, позавтракает, потом мы им свободное время объявим, пусть погуляют. А мы посидим
где-нибудь, поболтаем, вспомним. Эх, Женька, до чего я рад, что тебя встретил!

ЕВГЕНИЙ
- А программа? Ещё пожалуется
кто-нибудь.

ВИКТОР
- Не пожалуются. Это ж я всё организовал. Автобус нанял, маршрут составил. А туристы – это всё мои сотрудники. Как думаешь, нас случайно к вам занесло, а? Так что всё в наших руках.

В этот момент последние зарегистрированные отходят от стойки к лестнице. Дежурная стучит по клавишам калькулятора. Поднимает калькулятор и показывает Виктору.

ДЕЖУРНАЯ
- Эй, гражданин, а вы заселяться будете? И неплохо бы за заселённых получить. С вас восемнадцать тысяч шестьсот двадцать три рубля и сорок три копейки. Анкетку заполните.

Виктор подходит к стойке, быстро заполняет анкету и отдаёт с паспортом. Дежурная сверяет фотографию и возвращает паспорт.



ДЕЖУРНАЯ
- Двадцать второй, я вас с рыженьким поселила. С вас ещё восемьсот девяносто шесть…

ВИКТОР
- А одноместного нет?

ДЕЖУРНАЯ
- Нет.

ВИКТОР (вздыхает)
- Ну нет, так нет.

Достаёт пухлый бумажник, отсчитывает деньги и отдаёт дежурной. Та, слюнявит толстый палец, пересчитывает. Виктор поворачивается к Евгению, приобнимает его за плечи.

ВИКТОР
- Идём в эту, вашу столовую?

ЕВГЕНИЙ
- В ресторан.

ДЕЖУРНАЯ
- Куда намылились? Я ещё не пересчитала. (шепчет) двенадцать, тринадцать…

ВИКТОР
- Да там всё в порядке, как в банке. И сдачи не надо.

ЕВГЕНИЙ
- Тёть Маш, да ведь это нашенский, Виктор, в одном классе учились. Теперь большой человек в Москве!

ДЕЖУРНАЯ (перестаёт считать)
- Да ты что… что ж сразу не сказали. Погодите, я вам отдельный выдам. Вот, тринадцатый. Он у нас люкс, там даже чайник есть электрический. Тысячу доплатите и живите…

Виктор достаёт купюру и забирает ключ.

ВИКТОР
- Вот спасибо! (Евгению) - Слушай, я поднимусь, вещички кину, а ты в ресторане подожди.

Евгений улыбаясь, кивает, Виктор, подхватив чемодан, уходит по лестнице и лифту.

    
5. БОЛЬШОЙ ПОЛУПУСТОЙ ЗАЛ РЕСТОРАНА. (НАТ) - УТРО
Часть столов накрыта скатертями, на остальных стулья вверх ножками. Туристы беседуют, хихикают, рассаживаются. Две официантки бегом разносят тарелки с кашей, хлеб, приборы, чашки. Огромные алюминиевые чайники. Входит Евгений, присаживается за пустой столик. Отцепляет прищепку, кладёт в карман.

ТУРИСТКА С РЫЖИМИ ВОЛОСАМИ(игриво)
- Евгений Николаевич, идите к нам, кашку поклюйте!

ЕВГЕНИЙ
- Нет, спасибо, я уже завтракал.

Входит Виктор в элегантном бежевом костюме. Хлопает в ладоши.

ВИКТОР
- Друзья! Минуточку внимания! После завтрака до двенадцати часов свободное время. В двенадцать собираемся у гостиницы, обзорная экскурсия по городу. Потом обед и отдых. Вечером концерт во Дворце культуры. Завтра утром в одиннадцать ноль-ноль освобождаем номера.

Туристы галдят, кто с одобрением, кто с недовольством.

ТУРИСТ УСОЛЬЦЕВ
- Виктор Павлович, а можно не ездить на экскурсию?

ВИКТОР
- Тебе, Усольцев, нельзя. Я понимаю, вот если бы экскурсия на винзавод была… ты бы в первых рядах.

УСОЛЬЦЕВ
- А что – предполагается?

ВИКТОР
- Ага, индивидуально для тебя – в «гастроном номер один». Ещё раз, для особо непонятливых – в двенадцать у гостиницы.

Виктор присаживается к Евгению, отодвигает солонку, перечницу.
ВИКТОР
- Ну, давай, рассказывай. Кто? Где? С кем?

ЕВГЕНИЙ
- Да чего рассказывать… Мишку Черного помнишь?

ВИКТОР
- Ну?

ЕВГЕНИЙ
- Уже лет пять как похоронили. Поехал на море и в первый же день утонул, по пьяне. Машка Сырова тоже здесь, мужа недавно похоронила, от рака помер, двое внуков на ней, дочь непутёвая… Наташка Мешалкина после школы в спорт ушла, молоты метала. Лёва как-то приезжал, вот велик мне подарил, сейчас в Израиле, шишка какая-то.

ВИКТОР
- Что за Лёва? Не помню.

ЕВГЕНИЙ
- Лёва Шурман. Он с нами только с пятого класса учился.

ВИКТОР
- А. Поэтому и не помню. Шурман… кто бы сомневался, он же должен фамилии соответствовать.

Мимо их столика идут две туристки.

ТУРИСТКА С КРАСНЫМИ ВОЛОСАМИ
- Виктор Павлович, а вы с нами не идёте?

ВИКТОР
- Нет, девочки. Погуляйте сами, а мне надо с товарищем поговорить.

ТУРИСТКА
- Ну, как знаете.

Что-то шепчет на ухо второй туристке. Хихикают и уходят.

Виктор осматривается. В зале остались они одни. Подходит официантка, довольно грубоватым голосом спрашивает.
ОФИЦИАНТКА
- Кашу нести?

Виктор встаёт, кашляет и заглядывает в глаза официантке.
ВИКТОР
- Красавица! Как вас зовут?

ОФИЦИАНТКА
- Катя.

ВИКТОР
- Катенька, тут такое дело… мы люди не пьющие, но иногда бывают в жизни моменты, когда… мы с моим другом тридцать три года не виделись. Вы понимаете, да!

Официантка, показывает пальцем на Евгения.

ОФИЦИАНТКА
- Это он-то непьющий?

ВИКТОР
- Я же говорю – МЫ не пьющие. Вы в какой школе учились?

ОФИЦИАНТКА
- В первой.

ВИКТОР
- Жаль, а мы в третьей, а то бы я обязательно такую красавицу приметил… Так вот, Катенька, бывают в жизни моменты…

В этот момент Виктор достаёт из кармана пятьсот рублей и суёт официантке в кармашек фартука.

ОФИЦИАНТКА (перебивая)
- Выпить что ли захотелось? Так бы и говорили, а то школу приплели. Сейчас принесу.

ВИКТОР (подмигивая)
- И закусить чего-нибудь, только не кашку.

Возвращается к столу, садится, потирает руки.

ВИКТОР
- Сча, Женька, встречу отметим. Так, чем занимаешься? Работаешь? Хотя, чего я спрашиваю, ты же экскурсовод.

ЕВГЕНИЙ (смущается)
- Нет. Я не экскурсовод, это я так, одну знакомую замещаю, у неё ребёнок заболел. А так я в отпуске, пенсию оформляю, я ведь в горячем цеху по полной оттарабанил, начинал кузнецом на мехмолоте, а закончил мастером участка.

ВИКТОР
- Ну, а на семейном фронте?

ЕВГЕНИЙ
- Да как… Бои местного значения. После армии женился, а через семь лет расстались, дочка с мамкой осталась, а потом и вовсе в Кемерово уехали. Один я. Да что мы всё обо мне, да обо мне. Ты-то чего, на малую родину потянуло?

В это время подходит официантка с подносом. Ставит на стол круглый фарфоровый чайник, два стакана, тарелку с сосисками, тарелку с хлебом и двумя варёными яйцами.

ОФИЦИАНТКА
Приятного аппетита.

ВИКТОР (удивлённо)
Да, небогато. А сырок, колбаска у вас есть, огурчики, помидорчики?

ОФИЦИАНТКА
У нас ресторан, а не магазин.

ВИКТОР
Катенька, а где?..

ОФИЦИАНТКА (наклоняется шепчет)
А вы что, хотели чтобы я вам в графинчике принесла? Это в девять утра-то. Хотите, чтобы меня с работы выгнали? Вон – в чайнике.

ЕВГЕНИЙ (трогает сосиски)
Так и знал - холодные. Катя, принеси мне чаю, погорячее.

Официантка уходит, старательно виляя широкими бёдрами. Виктор провожает её взглядом.

ВИКТОР (хмыкает)
Да, ничего не меняется. А зачем тебе чай, если мы сейчас будем водку?

Разливает водку по стаканам.

ЕВГЕНИЙ
А я пить не собираюсь, я в чае буду сосиски греть. Терпеть не могу холодных сосисок.

ВИКТОР (протягивая стакан)
Ну, за встречу.

Чёкаются, выпивают.

ВИКТОР
А! Хорошо пошла. Надо было сказать, чтобы хоть горчички принесла.

Закусывают яйцами и хлебом.

ВИКТОР (жуёт)
Говоришь, на родину потянуло. Может быть. Стареем, брат. Сентиментальностью и склерозом страдать начинаем. Хочется хоть так в юность вернуться. Ты знаешь, я вот в Москве не оглядывался, живу и живу. А утром сегодня из автобуса вышел и словно в кино – всю свою жизнь увидел, какая она большая и длинная. Ты вон, тоже серебром покрываешься – время нас метит.

ЕВГЕНИЙ
Да, стареем, точно, время метит – это ты верно сказал. Тридцать три года назад мы были другими.

Виктор разливает водку.

Приходит официантка, ставит чашку с кипятком и блюдечко с пакетом заварки и двумя кусочками сахара перед Евгением.

ВИКТОР
Катенька, нам бы ещё горчички.

ОФИЦИАНТКА (недовольно)
Вы уж сразу скажите, чего ещё надо, а то нашли ваньку-встаньку, туда-сюда. Мне ещё целый день на ногах.

ВИКТОР
Да вроде всё. Горчички, ну и счёт давайте.
Официантка уходит ещё сильнее вихляя бёдрами. Виктор также провожает взглядом. Оборачивается к Евгению. Оба слегка захмелели.

ВИКТОР
Представляешь Женька, сколько водки мы выпили по отдельности. Так давай вместе выпьем… за жизнь! Не знаю как ты, а я своей доволен.

Чокаются, выпивают. Закусывают сосисками, причём Евгений сначала опускает сосиску в чашку с кипятком.

ЕВГЕНИЙ
Не люблю холодных сосисок.

Виктор разливает остатки водки по стаканам. Официантка приносит горчицу в старенькой стеклянной горчичнице в форме яйца с лопаточкой. Кладёт перед Виктором бумажку с цифрами. Виктор не переставая жевать смотрит.

ВИКТОР
Всего-то!?

Кладёт пятьсот рублей. Официантка забирает.

ВИКТОР
Спасибо, красавица. К обеду нам чайничек приготовь, о кей!?

ОФИЦИАНТКА
Хоккей.

Уходит, виляет, но Виктор уже не смотрит.
В этот момент звонит телефон. Виктор вопросительно смотрит на Евгения, тот судорожно рыщет по карманам.

ЕВГЕНИЙ
Чёрт, ну где же он.

Находит.
ЕВГЕНИЙ (в телефон)
Алё! Милка, ты что ль? Слушаю… не знаю… попробую… ладно, ладно, перезвоню...
Вить, тут такое дело, раз уж мы не заняты, отпусти меня на полчасика, одно дело есть, тут рядом. Через полчасика вернусь, точно.

ВИКТОР (думает полминуты)
А чего? Вместе пойдём. Если, конечно, удобно. Мне всё равно деваться некуда. Дело сделаешь и пойдём погуляем. Прямо пятки чешутся по дорогам детства пройтись.

Виктор накалывает сосиску, густо мажет горчицей.

ВИКТОР
Ну, давай за наш класс…

Чокаются...