Паломничество в Элладу - 4

Константин Рыжов
Паломничество в Элладу – 3  http://www.proza.ru/2015/08/27/273               

                ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. КИПАРИССИЯ - ПИЛОС - МЕТОНИ - МЕССИНИ

                39.   Кипариссия. Встреча с морем

Путеводитель уделяет Кипариссии всего несколько строк. Сообщается, что это «зеленый приморский поселок» и вскользь упоминается о «византийском замке, построенном на территории древнего акрополя». Византийский замок занимал нас не очень сильно. Но слова «приморский поселок» звучали в наших ушах как сладостная музыка. 

- Остановимся? - спросил я.

- Обязательно, - сказала Вика. – Погуляем по пляжу.

- Ну, и на город поглядим, - сказал я. – Минут сорок у нас есть. А больше и не требуется…

Проезжая по улицам города, ничего особенного мы в нем не нашли.

Разве что церковь, да и та не упомянута в путеводителе.

Поэтому сразу отправились на пляж.
http://www.proza.ru/2015/01/06/1729

На четвертый день пребывания в Греции мы наконец добрались до моря.
День был ветреный и достаточно прохладный. На пляже – ни души.

Но море – великолепно!
http://www.proza.ru/2015/01/09/587
http://www.proza.ru/2015/01/09/589
http://www.proza.ru/2015/01/09/590

Свидание с морем заставило нас благосклонней отнестись к Кипарисии. У этого тихого провинциального городка есть своя аура. Мы ее почувствовали!
http://www.proza.ru/2015/01/09/595

                40. Наваринская бухта

В древности за рекой Неда заканчивалась Элида. Кипариссия была первым крупным городом Мессении, которая считалась самой благодатной областью Пелопоннеса. Возможно, с тех пор ничего не переменилось. Дорога на Пилос идет через бесконечные оливковые рощи.

Она тянется с севера на юг вдоль морского побережья. Лишь иногда море ненадолго прячется за холмами, чтобы вновь появиться через несколько километров.

Наконец перед нами открылась Наваринская бухта.
http://www.proza.ru/2015/01/09/627

Мы вышли из машины и с четверть часа любовались великолепным видом. Третий день сохранялась ветреная погода. По бухте ходили волны с белыми барашками.

- В этой бухте в октябре 1827 г. произошло важное морское сражение, - сказал я. – Русская, английская и французская эскадры разгромили турецко-египетский флот. Благодаря этому победило греческое национальное восстание, начавшееся в 1821 г. В 1829 г. султан признал автономию Греции, а в 1830 г. Греция стала независимой. Закончилось турецкое иго, продолжавшееся с 1453 г.

- Выходит, что Греция кое-чем обязана России, - сказала Вика.

- Своей свободой, - сказал я. – Быть может, некоторые греки не забыли об этом до сих пор.

Мы вернулись в машину и за несколько минут доехали до Пилоса. Первая наша попытка  «бросить якорь» в этом городе закончилась неудачей. Набережная, площадь и все выходившие на них улицы оказались забиты припаркованными автомобилями. Ни одного свободного места! Впрочем, неудача нас не обескуражила. Сделав круг вокруг площади, Вика выехала из города, развернулась и вновь въехала в Пилос. На этот раз мы притормозили возле первого же отеля, метрах в двухстах от набережной. Наверно (учитывая дефицит места) хозяин не сильно обрадовался нашему появлению, но мы не стали спрашивать у него разрешения.

                41. Первое восхождение к Ниокастро

Легко убедиться, что память о Наваринской битве жива до сих пор. Центром города является площадь Трех Адмиралов.
http://www.proza.ru/2015/01/09/631

На ней – памятник адмиралам: английскому Кодрингтону (он стоял во главе эскадры союзников), русскому Гейдену и французскому Дериньи.
http://www.proza.ru/2015/01/12/274

- Куда мы направляемся? – спросила Вика.
- К крепости, - сказал я. – Вообще-то в Пилосе две крепости. Но старую – Палеокастро – мы уже проехали. Осмотрим хотя бы новую – Ниокастро. В путеводителе написано, что турки построили ее в 1573 г. Стены, бастионы и мечеть внутри – в прекрасном состоянии.
- Не вижу никакой крепости, - сказала Вика.
- Я тоже не вижу, - сказал я. – Но не беда – поднимемся в гору и найдем.
Мы  стали подниматься  вверх по улице.

Как позже выяснилось, это была правильная дорога. Увы, мы этого не знали и свернули в боковой переулок.

С этого и начались наши мытарства. Переулок вывел на какие-то задворки.

Правда, достаточно живописные.

http://www.proza.ru/2015/01/12/290

Затем дома кончились, и мы набрели на заросли кактусов.

Вид этих колючих исполинов должен был бы нас насторожить, но мы имели слабое представление о коварном характере средиземноморской флоры и смело двинулись вперед через сосновую рощу.

За рощей показались зубцы стен.

Всего-то и оставалось пересечь луг.
http://www.proza.ru/2015/01/12/306

Но боже, что это был за луг! Он весь зарос колючим палленисом с большими желтыми цветами, не менее колючим бодяком и еще каким-то высоким злаком, очень похожим на наш неравноцветник, но с чрезвычайно крепкими и острыми семенами. Казалось, все здешние растения были озабочены только одним - вырастить как можно больше колючек: колючие стебли, колючие листья, колючие цветы, колючие семена… Не кололся, наверно, один только воздух. Не удивительно, что наш исследовательский пыл угас уже через пять минут.

- Это ужасно, - сказала Вика, - я исцарапала себе все ноги и руки.

- А у меня сандалии забиты колючками, - сказал я, - такое чувство, что шагаешь по ежам.

Мы остановились возле груды камней и присели отдохнуть. Ветер стих. Вокруг ни души, только издалека доносились ребячьи голоса. Наверно там располагался детский сад. Я еще раз подивился этой особенности Греции: в культовых местах толпы людей и давка, но стоит чуть-чуть уклониться от проторенной туристами тропы, как оказываешься в полном одиночестве.

- Побудь пока здесь, - сказал я, - пойду посмотрю, может быть, где-то есть путь получше.

Вскоре мне посчастливилось найти тропу. Двигаясь по ней, мы добрались до проезжей дороги. С той точки, где мы оказались, достаточно хорошо просматривались бастионы крепости.
http://www.proza.ru/2015/01/12/308

Но это были какие-то окраинные ее части. Ни ворот, ни дорог, ни туристов.

- Мне кажется, мы пошли не туда, - сказала Вика.

Сверху открывался великолепный вид на берег и лежащий напротив него островок.

http://www.proza.ru/2015/01/12/316

Однако это было слабое утешение после тяжелого подъема.

- Вернемся в город и поищем другую дорогу, - сказал я.

Прежде чем начать спуск мы потратили не менее четверти часа, избавляясь от острых семян неравноцветника, застрявших в сандалиях, носках,  брючных штанинах и подоле юбки…

                42. Городок Пилос

Бродя по Пилосу, мы не обнаружили здесь ничего особенно примечательного, хотя этому городку нельзя отказать в своеобразной прелести.

http://www.proza.ru/2015/01/16/300

Своей архитектурой поразила только церковь Успения Пресвятой Богоматери.

http://www.proza.ru/2015/01/16/307

Полюбовавшись храмом, мы вернулись к площади Трех Адмиралов и зашли перекусить в пиццерию. После обеда Вика стала расспрашивать официанта о дороге к Ниокастро. Тот любезно вышел вместе с нами во двор и указал улицу, которая должна была привести нас прямиком к воротам крепости. Разумеется, это была та самая улица, с которой мы необдуманно свернули в прошлый раз.

                43. Второе восхождение к Ниокастро

Мы вновь двинулись в гору и благополучно добрались до крепости. Увы, музей работал только до 15 часов, так что мы оказались перед запертыми воротами.
Все, что нам оставалось, это сделать несколько снимков на память.

С вершины холма открывался вид на Наваринскую бухту и лежащий вдали остров Сфактерию.

- Во время Пелопоннесской войны, - сказал я, - в этих местах происходили чрезвычайно важные для всей Эллады события. Древний Пилос – столица мифического царя Нестора – уже давно лежал в руинах. Да и сама Мессения уже несколько веков находилась в запустении. Но местоположение это показалось выгодным афинскому полководцу Демосфену. Афиняне построили на берегу крепость и стали опустошать из нее владения лакедемонян. Те тщетно осаждали возрожденный Пилос, однако так и не смогли его взять. Тогда летом 425 г. до Р.Х. спартанцы высадили на Сфактерии дессант из 420 лучших воинов. Но тут подошел афинский флот и блокировал спартанцев на острове. После двухмесячной осады те сдались в плен. Потеря стольких бойцов грозила Спарте опустошением. Чтобы спасти своих сограждан спартанцам пришлось заключить с афинянами невыгодный мир.

- И все это произошло здесь? – спросила Вика.

- В нескольких километрах к северу отсюда, - сказал я, - у противоположной оконечности острова, там, где располагается Палеокастро.

- Выходит, что дворец Нестора тоже находился не здесь?

- Конечно, - сказал я, - совсем не здесь. Его остатки обнаружены в 17 км к северу от Пилоса, в деревне Эпано Эгглиано. Ведь если говорить начистоту, этот городок, который теперь называют Пилосом, вовсе не Пилос, а возникший намного позже Наварин. Пилосом его стали именовать только в XIX веке.

- Я немного разочарована, - сказала Вика. – Предлагаю перейти к следующему номеру программы. Что у нас дальше?


- Метони, - сказал я. – Там тоже есть крепость. Только венецианская.
- Тогда чего мы стоим? Поехали.

                44. Метони

Приморская деревня Метони расположена в 11 км к югу от центра современного Пилоса. Мы быстро до нее добрались. Однако здесь нас ожидало новое разочарование - также как в Ниокастро, музей уже не работал.
- У нас сегодня день закрытых дверей, - сказала Вика.
- Давай хоть вокруг обойдем, - сказал я.
Мы медленно двинулись вдоль укреплений, фотографируя стены, бастионы, сухие рвы замковый мост. Картина была достаточно внушительная. По крайней мере, я проникся величием этого места.
http://www.proza.ru/2015/01/16/324

Обойдя крепость, мы вышли на пустой пляж.

- Хорошее место, - сказала Вика. – Наверно, в сезон здесь яблоку негде упасть.

Но сейчас был не сезон. И к тому же, как и накануне, дул сильный ветер. Я разулся и вошел в море. Вода показалась мне чертовски холодной. Для любителей пляжного отдыха время явно неподходящее. Но зато хороший день для виндсерфингистов. 

Со стороны моря открывалась величественная панорама крепости.
 http://www.proza.ru/2015/01/18/358

Мы вернулись к воротам, и пошли вдоль сухого рва в противоположную сторону.

Берег постепенно повышался. Тропа вывела нас на край высокого утеса. Отсюда открывался великолепный вид на крепость и бушующее внизу море.

http://www.proza.ru/2015/01/18/367

Ветер, едва заметный на пляже, здесь дул со всей силой. Приходилось повышать голос, чтобы слышать друг друга.
- Скажи морю «пока», - крикнул я, - мы увидим его только через два дня.
- Я буду скучать, - крикнула Вика.
Мы повернули назад.
- Здорово, - сказал я. – Только очень ветрено.
- Мы приехали и уехали, – сказала Вика, - а каково жителям?
Не знаю, как обитатели прибрежной улицы защищались от ветра. От непрошеных гостей их надежно укрывала живая изгородь.

И вот мы на автостоянке, обсаженной роскошными араукариями.

http://www.proza.ru/2015/01/18/425

Последний снимок деревенской улицы.

И снова в путь.


                45. Как нас встретили в Мессини

Двигаясь по трассе №82 Пилос – Каламата - Спарта, мы постепенно удалялись от моря. Местность становилась все более холмистой.

Потом далеко впереди показался Тайгет.

Небольшой городок Мессини, ничем особенным не примечателен.  По крайней мере, путеводитель не удостоил его ни единой строчки. Мы едва не пропустили свой отель на улице Мессини, который, хотя и располагался недалеко от шоссе, почему-то не имел прямого удобного подъезда. Вике пришлось разворачиваться и подруливать к нему по каким-то переулкам. На просторном дворе не оказалось ни одной машины. Мне это не понравилось.
- Гостиница не пользуется популярностью, - сказал я.
- Нам здесь жить от силы двенадцать часов, - сказала Вика, - вряд ли они успеют испортить нам настроение.
Мы вошли в пустой холл. Из-за стойки поднялась полная неулыбчивая женщина лет 55 и приветствовала нас по-гречески. 
- Good evening, - сказал я, протягивая букинговское подтверждение бронирование.
Женщина принялась с чрезвычайным вниманием изучать бумагу.
Мы достали паспорта. Но как раз они ее совсем не заинтересовали. Едва взглянув на документы, женщина вновь заговорила по-гречески.
- Мы ничего не понимаем, - сказал я, - да и о чем вообще говорить? Дайте ключи от нашего номера. Мы хотим отдохнуть.
- Наверно, она требует деньги, - сказала Вика.
- Этого не может быть, - сказал я, - мы сделали стопроцентную предоплату.
- Ты уверен?
- Черт побери, - сказал я, - это была единственная гостиница, не считая афинской, где потребовали уплатить вперед.
Вика сказала что-то по-английски. Женщина недоверчиво посмотрела на нее, вышла на минуту и вернулась с полным греком лет шестидесяти, седовласым и в очках. Очевидно, это был ее муж. Вика повторила ему наши доводы. Грек энергично затряс головой.
- Он говорит, что не получал никаких денег, - перевела Вика.
- Как это не получал? – возмутился я. – Их списали с моей карты. Все до последнего цента. Пусть посмотрит в свои бумаги и не морочит нам голову.
Вика перевела. Грек достал из стола папку, порылся в ней и протянул какой-то листок.
- Что он нам сует?
- Это извещение банка, что платеж не прошел, - сказала Вика.
- Правильно, - сказал я, - первый раз с «визой» не получилось. Но потом  был еще один перевод с «мастеркард». Должно быть извещение об оплате с другой карты.
- Он говорит, что ничего не получал.
- Интересное дело! А куда тогда ушли мои деньги?
Вика принялась объяснять казус с двумя картами, но без всякого переводчика было видно, что никаких уступок нам не будет. Мужчина набрал номер на телефоне и протянул трубку Вике. Она обменялась несколькими фразами с абонентом на другом конце провода.
- В банке говорят, что эта бронь не была оплачена, - сказала она.
- С чего ты взяла, что говорила с банком, а не с каким-нибудь его приятелем?
В ответ Вика только развела руками.
- Скажи ему, что я заплачу второй раз, - с сердцем сказал я, - но это… это черт знает что такое! У меня просто нет слов.
Я бросил на стойку пластиковую карту. Хозяин с надменным выражением  всунул ее в щель картридера. «Да, - было написано на его физиономии, - я беру с тебя деньги, потому что имею на это право, и тебе придется с этим смириться».
Самое неприятное состояло в том, что его позиция казалась неуязвимой. Можно было, конечно, отправиться в другую гостиницу или заночевать в знак протеста на улице, да только деньги таким образом к нам бы все равно не вернулись.
Получив наконец ключ, мы закатили свои чемоданы в лифт и отправились на третий этаж.
- Какая наглость! – сказал я.
- Оставь, - сказала Вика, - что толку злиться.
- Они-таки умудрились сделать невозможное: испортили мне настроение, - сказал я. – Вот увидишь – это еще  не конец.

                46. Мы требуем другой номер

На первый взгляд наш номер выглядел вполне прилично: две покрытые желтыми покрывалами кровати, балкон, стенные шкафчики, телевизор, фен, белые стены с картинкой. На всем налет новизны – то ли отель совсем новый, то ли после недавнего ремонта. Но предчувствия меня не обманули – наши неприятности на этом не кончились. Вика принялась распаковывать сумку с едой, а я достал компьютер.
- Холодильник не работает, - сказала Вика.
- Наверно, не включен в розетку, - сказал я.
Вика встала на колени и посмотрела под стол.
- В самом деле, - сказала она, - только не понятно, куда его включать.
Мы стали искать вторую розетку, но ее, как и следовало ожидать, не обнаружилось.
- Нас поставили перед выбором, - казал я, - либо хлеб, либо зрелища. Среднего не дано.
- Очень мило, - сказала Вика.
Она вынула штепсель телевизора и включила вместо него холодильник. Никаких перемен! Лампочка не загорелась. Компрессор не заработал.
- Может, розетка испорчена?
Мы вновь поменяли штепселя. Вика взяла пульт и направила на экран. Телевизор включился.
- В общем все рационально устроено, - сказал я. – К чему две розетки, если холодильник все равно не фурычит?
Вике шутка не понравилась.  Она раскрыла чемодан и принялась выкладывать свои вещи.
- Если ты не против, - сказала она, - то я пойду в душ.
- Давай, - сказал я, вернувшись к  компьютеру, - в рекламе отеля написано, что в каждом номере к услугам гостей гидромассажная ванна.
Вика сняла с себя всю одежду и ушла в ванну. Вскоре она вернулась с феном в руках.
- Фен есть, а розетки нет, - сказала она.
- Поищи возле тумбочки, - сказал я, - черт, WiFi тоже нет!
Вика обшарила все стены за тумбочками и кроватью, но ничего не нашла. Оказалось, что на весь номер всего одна розетка. Пришлось вновь выключать телевизор и подключать фен. Однако, подобно холодильнику, он ни за что не желал работать.
- Погоди, - сказал я, - здесь что-то не так.
Беглый осмотр подтвердил мои подозрения. Фен был дешевый, китайского производства и, конечно же, его дешевый китайский шнур надломился у самого основания.
- Похоже, сушка волос отменяется, - бодро сказал я, - также как просмотр почты. Ну, а ванна хоть хорошая?
- Там нет никакой ванны, - сказала Вика.
- Не может быть, - со смехом сказал я, - ты, наверно, плохо искала.
  Вика ничего не ответила. Я прошел вслед за ней в ванную комнату. Ванны здесь действительно не оказалось, но зато хозяева отеля решили удивить постояльцев гидромассажным душем. Стойка в душевой кабине поражала воображение набором разнообразных форсунок, леек, смесителей и переключателей. Правда я почему-то сразу заподозрил, что кабинка произведена в той же стране, что и фен. Уж слишком она была блестящая и какая-то вся напоказ.
Вика стала крутить вентили, нажимать кнопки и переключать смесители. Никакой реакции! Теплая струйка воды из крана – вот и все, что смогла произвести эта хваленая гидромассажная система.
- Хоть ноги помоем, - сказал я.
- Это неправильно, - сказала Вика. Она набросила на себя купальный халатик и вышла из ванной. Мне не понравился ее голос. Какой-то он был неправдоподобно спокойный. Я пошел следом, и увидел, что она обувается.
- Ты куда? - спросил я.
- Ругаться, - сказала она. – Пусть дают нам другой номер.
- Как ты все объяснишь? Они же ни бум-бум по-английски.
- Не волнуйся, я сумею.
- Погоди, - сказал я, - хоть платье надень.
- Зачем? – спросила она и вышла из номера.
Я, разумеется, пошел следом. Мы молча спустились на лифте в холл. Давешняя женщина сидела в углу на диване с какой-то другой женщиной и вела с ней оживленный разговор. Наше неожиданное появление, по-видимому, произвело впечатление. По крайней мере, хозяйка и ее гостья сразу прекратили свою беседу и молча уставились на нас. Вика решительно подошла к дивану и медленно, по слогам произнесла:
- No shower!
Женщина посмотрела на ее открытую шею, на голые ноги, поднялась и вышла. «Сейчас опять притащит своего мужа!»  - поморщился я. Ничуть не бывало! Хозяйка вернулась с молодым человеком лет двадцати пяти и что-то сказала ему по-гречески. Молодой человек бросил беглый взгляд на Вику, смущенно улыбнулся и сообщил на ломанном английском языке, что готов нас выслушать.
- Come with me, - сказала Вика.
Мы вернулись в лифт, поднялись на третий этаж и вошли в номер. Вика подошла к холодильнику и распахнула дверцу.
- No! – сказала она.
Потом подняла с кровати фен, выразительно посмотрела на молодого человека и опять произнесла:
- No!
- No WiFi! - добавил я, чтобы до конца прояснить наше бедственное положение.
Вика распахнула ванну, указала на душ и в третий раз провозгласила:
- No!
Справедливости ради должен признать, что молодой человек был явно пристыжен. Он что-то пролепетал извиняющимся голосом, потом бросился к душу и принялся лихорадочно нажимать на кнопки и крутить краны. Поскольку это не помогло, он ухватился за какой-то шланг и стал его трясти. Бедняга явно не рассчитал своих сил. Трубка хрустнула и вылетела из сочленения. Это окончательно смутило  нашего визави.
- One minute, - пробормотал он и стремительно стушевался.
- Надеюсь, он найдет нам что-нибудь получше, - сказала Вика.
Она уселась на стул лицом к двери, закинула ногу на ногу и приготовилась ждать.
Молодой человек отсутствовал много дольше обозначенного им самим срока (по крайней мере, я успел за это время рассовать наши вещи по чемоданам). Как мне думается, подходящий номер (будь он наготове) можно было бы найти гораздо быстрее. Но «не все  так гладко в Датском королевстве»! Мне представилось, как бедняга врывается в очередную комнату, открывает холодильник, проверяет душ, лихорадочно ловит WiFi… тихо материться и бежит в следующую.
- Дешевка, - сказал я, - хотят показать, что у них все, как в приличном отеле, а сами экономят на каждой мелочи.
Вика только фыркнула в ответ.
Минут через пятнадцать в дверь робко постучали.
- Come in, not locked! – сказала Вика.
Молодой человек заглянул в номер и попросил следовать за собой. Мы вкатили чемоданы в лифт, спустились на второй этаж и увидели перед собой распахнутую дверь. По местным меркам этот номер, по-видимому, считался люксом. Он был раза в полтора больше прежнего, вместо двух кроваток - одна огромная двуспальная и в придачу к ней еще маленький диванчик, на каждой тумбочке настольная лампа, включенная (о, чудо!) в свою персональную розетку. Молодой человек с гордостью продемонстрировал нам работающий фен. Потом открыл холодильник и попросил удостовериться, что он тоже в полном порядке. В заключении он повел нас в ванную комнату, чуть-чуть повозился у стойки и включил душ. Право, он заслужил слова благодарности. Но Вика только холодно кивнула ему.
- Well, nothing else, - сказала она и принялась развязывать пояс халатика.
Мы поспешно покинули ванну. Я как мог поблагодарил нашего спасителя. Когда он удалился, я включил компьютер и тут же поймал WiFi. Похоже, жизнь понемногу налаживалась.

                47. Прогулка по Мессини

Ложиться спать было пока не время, и мы решили немного пройтись по улицам Мессини.
http://www.proza.ru/2015/01/18/441

- Маленький греческий городок, не лучше и не хуже других, - сказала Вика.
- Кипарисиия и Пилос понравились мне куда больше, - сказал я. – По крайней мере там никто не пытался меня надуть.
- Ты все еще плачешься об этих тридцати евро?
- Вроде как пустяк, - сказал я, - а обидно.
Вика  обняла меня и сказала:
- Пойдем в отель, я тебя утешу.
- Ты уверена?
- Конечно. Ведь зачем-то мы сюда приехали…

Паломничество в Элладу – 5 http://www.proza.ru/2015/08/27/2053

Паломничество в Элладу http://www.proza.ru/2014/04/18/351