Паломничество в Элладу - 3

Константин Рыжов
Паломничество в Элладу 2   http://www.proza.ru/2015/08/24/349

                ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ОЛИМПИЯ и ПИРГОС

                26. Такси

Утром после завтрака мы спустились с чемоданами на рецепшен.

Отдавая ключи, Вика  напомнила портье о вчерашнем заказе такси. Портье закивал в ответ.

- Сейчас приедет, - сказала Вика.

- Это радует, - сказал я.

Ожидания нас не обманули. Не прошло и пяти минут, как возле входа в отель остановился желтый автомобиль.

Следует заметить, что такси в Афинах великое множество. Встаньте на любой улице, и понаблюдайте за автомобильным потоком. Четвертая, если не третья часть всех машин в нем окажется окрашенной в желтый цвет. Глядя на это изобилие, невольно начинаешь верить, что «их люди» не то что в булочную, но даже в соседний подъезд собственного дома предпочитают добираться на такси. И, конечно, все таксисты  стараются оправдать доверие сограждан и потому ездят с максимально возможной скоростью. Так наша  поездка от отеля до паркинга заняла не более десяти минут. Вика, которая побоялась  накануне въезжать в Плаку, получила истинное удовольствие от стремительности, с которой мы миновали ее узкие улочки. У нее, правда, остались подозрения, что в паре мест наш водитель выскочил на встречку, а в одном проехал перекресток на «очень желтый» свет. Но какой смысл вспоминать о подобных пустяках, тем более что все закончилось благополучно?

                27. Дорога на Пелопоннес

Мои вчерашние страхи оказались напрасными. Парковочный  талон возымел надлежащее действие. Добавив к нему 12 евро, мы без всяких проблем получили обратно свой «ниссан». Я уложил в багажник чемоданы, и пока Вика протирала стекла, наладил навигатор. Дежурный по имени Алексей пожелал нам счастливого пути. Машина бодро взяла старт и влилась в городской поток.

Был будний день (понедельник). Транспортных средств на улицах Афин заметно прибавилось, и потому мы довольно долго добирались до окраины города. В настоящие пробки, впрочем, не попали, хотя на некоторых участках скорость потока падала до 5-7 км/ч.

Но вот все заторы позади, и наш «ниссан» вырывается на оперативный простор. Трасса Е-94 – одна из лучших автострад Греции. По три полосы первоклассного шоссе в обе стороны. Горы пронизаны туннелями. Никаких серпантинов. Разрешенная скорость – 130 км/ч (но многие выжимают из своих авто значительно больше). Красота! Мчись и мчись вперед. Только успевай отсчитывать евро на «пэвэдэсах»...

А вокруг разворачиваются красивые пейзажи.

http://www.proza.ru/2015/08/24/1737

Под Коринфом сделали остановку - свернули на один из придорожных комплексов, включающий в себя обычный набор услуг: заправка, автосервис, магазины, мотель, ресторан быстрого питания,  мойка и т.д. В дополнение ко всему, это оказалось очень живописное место. С веранды ресторана открывался великолепный вид на лежавшую внизу долину и окрестные горы.

Фотографируясь на память, мы впервые обратили внимание на сильный ветер. Его порывы опрокинули несколько легких столиков на веранде. Стоявшие на них стаканы разлетелись вдребезги. Как видно, перемена погоды стала неожиданностью для официантов. Этот ветер, то немного стихая, то усиливаясь, сопровождал потом нас на протяжении шести дней и стал своеобразным фоном для большей части греческих воспоминаний.

                28. Горы Аркадии

Трасса Е-65, на которую  мы выехали за Коринфским каналом, мало чем отличалась от Е-94. Эта сквозная европейская автострада начинается в шведском Мальмё и  заканчивается в греческой Ханье на Крите (точнее было бы сказать, что она обрывается в Каламате на юге Пелопоннеса). С шестьдесят пятой  мы свернули на гораздо более скромное двухполосное 74-е шоссе Триполи-Пиргос, проложенное через горные долины Северной Аркадии. Разумно было бы держаться этой дороги, но у навигатора были на сей счет свои резоны. У Каркалоу он повернул  нас на горную дорогу, ведущую через 1000-метровый перевал. Таким образом, мы в первый раз познакомились с греческим серпантином. И в первый раз оказались в настоящем греческом лесу. Как известно, равнины Греции,  да и многие горные склоны, почти лишены деревьев. Роскошные хвойные леса начинаются на высоте под 1000 метров.

 За все время пути через лес (почти полтора часа) нам не попалось ни одной встречной машины. Только пару раз видели припаркованные у обочины пустые авто. Людей не было, наверно, отправились собирать грибы.

На перевале мы съехали с шоссе на проселок и немного побродили по лесу.

http://www.proza.ru/2015/08/24/1920

Тишина. Вокруг поднимаются высокие ели с замшелыми стволами. Если бы не  усыпанная камнями земля, можно было бы вообразить, что ты в России.

 Перевал позади. Взору открывается противоположный склон горы и живописная долина внизу.

Лес пропал.

Появились небольшие деревни.

Дорога вьется вдоль склонов, заросших цветущим метельником.

Однако все когда-нибудь кончается. Даже серпантины! Мы пересекли горную Аркадию и выбрались на равнину Элиды.


                29. Таверна

Полдень давно миновал. Увлеченные дорогой, мы пропустили не только ланч, но и обед.

- С этим надо что-то делать, - сказал я.

Вика согласилась  и притормозила у первой же попавшейся нам на пути таверны.

Здесь явно не ждали гостей из далекой России. В достаточно просторном зале ни единого посетителя. Официантка явилась минут через десять и молча положила на стол меню на английском.

Перечень блюд занимал три страницы. Но едва Вика сделала первый заказ, официантка энергично затрясла головой.

- No, - сказала она.

- Тогда…, - сказала Вика.

- No, - ответила официантка.

Получив третий или четвертый отказ, Вика спросила напрямик, что нам могут предложить. Оказалось, что в наличие есть только паста. Заказали две порции.

- …высокопарный, но голодный для виду прейскурант висит… - сказал я.

- … и тщетный дразнит аппетит, - со смехом закончила Вика.

 Вожделенной пасты пришлось ждать минут пятнадцать. Наконец принесли две тарелки разваренной лапши с соусом болоньезе. Подозреваю, что за приготовление своего  фирменного блюда повара взялись сразу, как только узнали о нашем  появлении. Но зато обед обошелся в рекордно малую сумму – 10 евро на двоих.

                30. Олимпия

- Теперь уже близко, - сказал я, когда машина проехала по мосту через Алфей.

И в самом деле, меньше  чем через десять минут мы оказались перед кассой музея, купили билеты и дальше отправились пешком. Территория  заповедника  располагается на приличном расстоянии  от автомобильной стоянки, на другом берегу Кладея. (Как известно, он является притоком Алфея; у слияния двух этих рек и возникла священная Олимпия, сейчас Кладей скромный ручеек, но в древности, подпруженный несколькими плотинами, он выглядел гораздо внушительнее).

Местность эта весьма живописна. Поляна слева от  дорожки засажена цветами. Вдали возвышается заросший лесом  холм Кронион.

http://www.proza.ru/2015/08/25/1951

На равнине зеленеют густолиственные оливы,  среди которых высятся пинии и стройные серебристые тополя.

- Ни одного целого здания! – сказала Вика. – Мы  сможем разобраться, что где стояло?

- Без труда, - сказал я. – Прежде всего, надо помнить, что древняя Олимпия строго делилась на две зоны. Центральная  часть, застроенная храмами и алтарями, называлась Альтисом (то есть «рощей»). Вокруг Альтиса располагались собственно спортивные сооружения:  гимнасий, палестра и стадион.

                31. Гимнасий
 
- Чем гимнасий отличался от палестры? – спросила Вика.

- В гимнасии тренировались в беге, прыжках и метании копья, - сказал я. - Борьбой, кулачным боем и пенталом занимались в палестре. Известно, что гимнасий включал в себя целый комплекс помещений: гардеробную, комнату для натирания маслом, комнату, где осыпались мелким песком, баню, залу для игры в мяч.

 - И все участники игр приезжали тренироваться в этот гимнасий? – спросила Вика.

- Конечно, нет, - сказал я. – В основном атлеты упражнялись у себя на родине. Ведь Олимпийские игры проводились раз в четыре года и продолжались всего несколько дней.  Если было очень жарко или шел дождь, то атлеты готовились к состязаниям в восточной крытой галерее – колонном зале гимнасия. Его длина (210, 5) и ширина (11 м) были вполне достаточными для интенсивной тренировки в беге на различные дистанции. Общая ширина гимнасия составляла 120 м, что делало его фактически равным стадиону Олимпии. В западной части находились помещения, где атлеты жили во время состязаний. Здесь были вывешены списки победителей и стояли статуи легендарных олимпиоников.
http://www.proza.ru/2015/08/25/1964

                32. Палестра

Палестра находится всего в нескольких шагах от входа в гимнасий.
http://www.proza.ru/2015/08/25/1965

В древности это было большое четырехугольное строение с обширным внутренним двором, посыпанным песком.
- Двор палестры, - сказал  я, - окружали крытые помещения – комнаты, где атлеты отдыхали или готовились к тренировкам: натирали свое тело оливковым маслом, а потом посыпали его особым измельченным песком. Здесь же располагались залы для занятий, холодные бани, бассейн.

- Представляю, - сказала Вика, - какой здесь был муравейник!

- А мне кажется, места хватало всем, - сказал я. – Даже сейчас, когда весь двор палестры зарос тополями, - ее размеры впечатляют.

                33. Мастерская Фидия

За палестрой высятся руины мастерской Фидия.
- Задержимся здесь, - сказал я, - это место примечательное, хотя, возможно, в древности оно выглядело по-другому. Известно, что мастерская Фидия имела ту же форму и те же размеры, что целла храма Зевса, то есть 28 на 13 метров. Великий скульптор творил тут свои статуи. Самой прекрасной и знаменитой из них стала четырнадцатиметровая статуя Зевса Олимпийского. Ее считали потом одним из чудес света.

- А что изменилось с тех пор? – спросила Вика.

- В V веке мастерскую перестроили в христианскую базилику, - сказал я. – Наверно, правильнее будет сказать, что мы осматриваем сейчас ее руины.
http://www.proza.ru/2015/08/25/1974

- Сама статуя, конечно, не сохранилась? – спросила Вика.

- Она погибла в Константинополе во время пожара, - сказал я. – Но до нас дошли ее описания, а также изображения на монетах. Одеяние и волосы Зевса Фидий изготовил из золота, обнаженные части тела – из слоновой кости. Голова была увенчана золотым венком.  Из золота же  была сделана обувь бога.

- Видно, что на золото не скупились, - сказала Вика.

- Суть, конечно, заключалась не в этом, - сказал я. - Всякого, кто видел статую,  восхищало выражение,  которое Фидий придал лику Зевса.  Черты его лица отражали бесконечную кротость. Бог, которого привыкли представлять грозным и суровым, имел вид «миротворца, полного благожелательности». В нем узнавали «подателя жизни и других благ, отца и спасителя, покровителя всех смертных». 
- В этом слышится что-то знакомое, - сказала Вика. – Может, христианская базилика появилась здесь не случайно?

                34. Храм Зевса

От мастерской Фидия мы повернули налево и перешли через дорогу.

- Теперь мы на территории Альтиса, - сказал я. – Развалина храма Зевса прямо перед  нами.
http://www.proza.ru/2015/08/26/337

 - Время обошлось с ним не очень милостиво, - сказала Вика. – А я-то сетовала на Парфенон!

- Вся религиозная жизнь Олимпии была связана с этим местом, - сказал я. – Храм был возведен в 468-456 гг. до н. э.  Он имел длину 64 м, а ширину - 27 м. Построен он был из известняка  и покрыт гипсовой штукатуркой, из-за которой блестел на солнце как мраморный. Храм имел шесть колонн спереди и тринадцать с боков. Верхний угол его фронтона возвышался над землей на 21 м. Крыша была покрыта мраморной черепицей и украшена прекрасными статуями.
- От статуй тоже остались одни воспоминания? – спросила Вика.

- Нет, - сказал я, - тут все не так печально. Кое-что уцелело. Мы увидим их в музее, так же как и метопы с изображением 12 подвигов Геракла. Но, в общем, ты права – до нас дошли жалкие крохи былого великолепия.

Мы двинулись на север, в сторону Крониона.

- Между храмами Зевса и Геры, - сказал я, - размещался знаменитый Овальный алтарь в честь Зевса – истинный центр олимпийского культа. Жертвы Зевсу на этом алтаре  приносились каждый день, причем разрешалось употреблять дрова только белого тополя. 


                35. Храм Геры

Руины храма Геры располагаются у самого подножия Крониона.

- Это очень древний храм, - сказал я, - его построили в 650 г. до н. э. Фронтон был украшен шестью колоннами, а по бокам высилось 16 дорических колонн из дуба. Архитрав и фриз были деревянными, стены – из необоженного кирпича, крыша - черепичная.
http://www.proza.ru/2015/08/26/1709

- Деревянные колонны и стены из необоженного кирпича? – переспросила Вика.

- Я же говорю, что этот храм намного древнее, чем храм Зевса, - сказал я. - Внутренняя часть храма на всю длину (28 м) разделялась на три нефа, причем боковые были не сквозными, но имели отходившие от стен и соприкасавшиеся с колоннами (через одну)  короткие выступы, создававшие своего рода ниши. В глубине целлы помещалась статуя Геры, сидящая на троне. Среди многих других в храме располагалась знаменитая статуя Праксителя – Гермес, несущий младенца Диониса.

- Очень мило, - сказала Вика, - она всегда казалась мне какой-то женственной.

- Кстати, о женщинах, - сказал я. – Как известно, их не допускали на территорию Олимпии. Но для служительниц Геры было сделано исключение. Через каждые четыре года на пятый 16 женщин из Элиды ткали Гере одеяние; они же устраивали игры, называемые Гереями. Девушки состязались на них в беге. Для этой цели предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию по сравнению с мужчинами уменьшали примерно на одну шестую. Победительницы получали венки из священной маслины. Подобно атлетам-мужчинам им разрешали ставить в Альтисе свои статуи.

                36. На стадионе

- Пора взглянуть на этот пресловутый стадион, - сказала Вика.

Мы повернули на восток и пошли вдоль подножия Крониона.
Миновали место, где в древности располагался небольшой храм Матери богов (Метрооном).

Над Метрооном, на высокой каменной террасе, которая тянется по склону Крониона от храма Геры  в направлении стадиона, в древности располагалось 12 или 13 сокровищниц, предназначенных для приема и хранения  дорогих приношений Зевсу.

- Зрители попадали на стадион, минуя святилище, - сказал я. -  Что касается элленодиков и атлетов, то они проходили с территории Альтиса через тонелевидный сводчатый проход (крипту) шириной 3,7 метра, высотой 4,4 м и длиною 32 м.
http://www.proza.ru/2015/08/26/1722
               
Миновав (подобно древним атлетам) крипту, мы оказались на стадионе.
http://www.proza.ru/2015/08/26/1726

- Мне казалось, он больше, - сказала Вика.

- Длина стадиона 212 м, а ширина - 30,7 м, - сказал я. – В древности он был обставлен статуями, алтарями, а также столбиками, на которых вывешивались объявления. Около стадиона было выстроено огромное здание с сараями и конюшнями, где ставились колесницы и содержались кони, приехавшие на игры.

- А трибуны? – спросила Вика.

- Трибун как таковых не существовало, - сказал я. – Зрители сидели прямо на откосах. Границей для них был небольшой каменный порог.

Во всю его длину шла канава, по которой в мраморных желобах протекала свежая вода,  предназначавшаяся как для атлетов, так и для зрителей.

- Очень демократично, - сказала Вика.

Для некоторых было сделано исключение, - сказал я. -  Судьи-элленодики поднимались на особое возвышение и садились в деревянные кресла. Вокруг них размещались высшие должностные лица Элиды, жрецы и почетные посольства греческих городов.

Напротив, на мраморном алтаре близ финишной полосы восседала жрица Деметры – единственная женщина, которая имела право присутствовать на состязаниях.

Непосредственно перед трибуной (с южной стороны от беговой дорожки) располагалась каменная площадка для борьбы и кулачного боя. Тренеры атлетов находились обнаженными за особой оградой вблизи беговой дорожки.

Праздник начинался с первыми лучами солнца. Еще задолго до этого смутный шум уже возвещал о пробуждении несметной толпы. Теснясь, богомольцы спешили к стадиону, чтобы захватить лучшие места. Задолго до восхода солнца откосы, способные вместить 40 тысяч человек, бывали сплошь покрыты зрителями.

                37. В музее

Что бы попасть в музей нам пришлось возвратиться назад, почти к самым кассам.

Внутри мы остановились возле макета Олимпии.
http://proza.ru/2022/12/29/267

- Можно взглянуть, как все выглядело с высоты птичьего полета, - сказал я. – Холм, заросший лесом, - это Кронион. Цепочка небольших зданий вдоль его основания – это сокровищницы. Большое здание в левом дальнем углу Альтиса – храм Геры.

- А большое белое здание в левом ближнем углу – храм Зевса, - сказала Вика.

- Теперь представляешь, как он смотрелся на общем фоне?

- До некоторой степени, - сказала Вика.

Мы отправились в зал, где собраны статуи (вернее сказать, обломки статуй) с фронтонов храма Зевса. Конечно, былой красоты уже не вернуть, но замысел авторов  - Пеония (восточный фронтон) и Алкамена (западный фронтон) – оценить можно.

- На восточном фронтоне, - сказал я, -  были изображены Пелоп и Эномай, которые готовятся к скачке на колесницах.

- И кто здесь есть кто? – спросила Вика.
http://www.proza.ru/2015/08/26/1933

- Нагой торс посередине изображает Зевса, - сказал я. – По правую руку от бога – царь Эномай. Он стоит  с копьем в одной руке, гордо подпершись другою. Спрашивается, зачем ему копье, если речь идет о скачках? Все очень просто! Эномай имел привычку убивать своих соперников, когда ему удавалось их догнать. Обычно соперниками выступали женихи его дочери Гипподамии.

- Наверно, он не хотел, чтобы дочка вышла замуж, - сказала Вика.

- Догадайся, почему, - сказал я. - Слева от Зевса - Пелопс, очередной претендент на руку Гипподамии. Судя по всему, довольно изящный молодой человек. И не без способностей! В то время, как другие женихи давали зарезать себя, словно бараны, он подкупил возничего царя. Чека из колеса колесницы уже вынута. Эномаю суждено грохнуться на полном скаку на землю и разбиться насмерть. Он, конечно, не догадывается, о своей злой судьбе, но Зевсу уже все известно. По бокам противников, Стеропа (жена Эномая)  и задумчивая Гипподамия. Далее с обеих сторон расположены группы лошадей. А рядом с упряжками молодые люди на корточках – возницы или товарищи героев.

- А Гипподамия? Она все знала? – спросила Вика.

- Она и надоумила Пелопса обратиться к вознице, - сказал я.

- Бедняжка засиделась в девушках, - сказала Вика.

Мы перешли к противоположной стене, где размещалась «Кентавромахия» Алкамена.

- Идея западного фронтона – победа человека над дикой стихийной силой, которую олицетворяют кентавры, - сказал я. – Алкаман создал свою композицию на сюжет известного мифа, повествующего о битве лапифов с кентаврами во время свадебного пира царя Пирифоя. Кентавры захмелели и ринулись похищать жен лапифов.
http://www.proza.ru/2015/08/26/1937


- По этим обломкам трудно теперь судить о замысле, - сказала Вика.

- Напротив, - сказал я, - суждений больше, чем достаточно. Полагают, например, что на фронтоне представлена по порядку вся иерархия: бог, свободный человек, женщина, раб, скот. Аполлон пребывает в центре – стройный, безмятежный, он властелин собственной силы. Он видит ужас и не испытывает смятения: он покоряет гнев и страсть, не оставаясь при этом равнодушным, поэтому бог так спокойно простирает руку, даруя победу тому, кто ему по нраву. Лапифы, насколько это возможно, сохраняют на лицах неподвижную печаль. Они не вопят, не паникуют, однако они люди, а не боги, и легкое содрогание на губах и складки на лбу свидетельствуют о том, что им больно.

Женщинам еще больнее, но их боль непристойным образом соединяется с мрачным наслаждением: они как будто невольно радуются, что страшные мужские руки похищают их и ради них льется кровь…
 
- По-моему, это мужские выдумки, - сказала Вика. – Я ничего подобного здесь не вижу.

- Тогда вглядись получше в лицо вон той дамы, - сказал я.
http://www.proza.ru/2015/08/26/1944

- И что? Разве она наслаждается? Оставим это заключение на совести искусствоведов, - сказала Вика.

Наконец кентавры, - сказал я, -  это настоящие скоты: распутные, захмелевшие, они бросаются на женщин, на мальчиков, орут, кусаются, им не достает разума, чтобы сделать силу упорядоченной, а страсть – благородной.

Покидая зал, мы полюбовались метопом с изображением известного подвига Геракла.

Герой при помощи Афины держит небесный свод, а Атлант протягивает ему яблоки из сада Гесперид.

                38. Пиргос

Пиргос - нынешняя столица Элиды - расположен всего в получасе езды от Олимпии. Был уже вечер, когда мы добрались до своего  отеля на улице Фемистокла. В путеводителе Пиргосу дается  романтическая характеристика: «небольшой городок (45 тыс.), с узкими часто ступенчатыми улочками, вымощенными вулканическим камнем. По улочкам невозможно передвигаться на автомашине – только на мотоцикле, пешком или на осликах, которых можно встретить на улице. Как и на всём Пелопоннесе в Пиргосе можно увидеть древние храмы и руины византийских монастырей и замков. В городе много церквей с голубыми куполами и колокольнями. Каждый, кто приезжает сюда, ощущает спокойный ритм жизни, неспешное течение времени. Здесь очень красивая природа, всё дышит отголосками старины». У нас было всего два часа, чтобы насладиться этими колоритными достопримечательностями.  Но, увы, мы так и не встретили ничего особенно запоминающегося. Ни древних храмов, ни руин, ни осликов, ни вулканических камней… Довольно хаотичная застройка за пределами исторического центра. Мусорно. Памятники исписаны граффити. Приятное впечатление оставила только центральная площадь. Чтобы влюбиться в этот город надо провести в нем больше, чем два часа.
http://proza.ru/2022/12/29/1757

Паломничество в Элладу – 4  http://www.proza.ru/2015/08/27/413

Паломничество в Элладу http://www.proza.ru/2014/04/18/351