Художники... Все главы здесь!..

Липа Тулика
=============================================
Художники или Открытие детского ГУМа.

                /Произведение здесь целиком*/



1. Праздник в Ветошном переулке

Мне всегда интересно, как художник создает портрет. Я бы тоже хотела уметь рисовать портрет. Но во мне сидит - такой страх: что ничего не получится; беспокойство: с чего начать рисунок; и , опять же - страх: уж если у меня получается нечто похожее, то как бы это не испортить...

Хотя мне сказал один человек, который сам много рисует: "Не бойся, а рисуй чаще. Получится!"
Это действует. Но чаще - у меня то выходит, то нет, а любопытство к этому вопросу остается.


Так вот, мне повезло!
Попала я случайно (гуляла по центру и  проходила мимо)  на детский праздник.
Как я уже потом узнала, этот праздник был посвящен открытию Детского ГУМа.  А проходил этот праздник в Ветошном переулке -   красивом,  с  недавно отреставрированными фасадами, а арочками огней перекинутых гирляндами  по верху зданий.

И вот как всё это было.
Прохожу я, значит - пересекаю этот самый  Ветошный переулок. И вижу - огни, множество цветных шариков, слышу веселую музыку. Дети прыгают, всё светится и мелькает!

Интересно! Подхожу ближе - пофотографировать, на мобильный (Радостные "фотки" будут! А мне нравится смотреть на праздник!).

И спрашиваю я одну из мамочек: что же это за праздник такой...

А эта мамочка тоже  - с фотоаппаратом и со своим чадо  - ей не до меня.
Подошла я к другой молодой мамочке, а она, будучи в положении, не бегала туда-сюда, а стояла спокойно. И пришла она сюда, видимо, не одна, а ... может быть, с первенцем. И ждала его здесь, у ограждения аттракциона.

А тот "первенец", скорее всего, крутится сейчас вот на этих каруселях, что напротив, а может, чуть справа -  на детском трамвайчике катается; а может, прыгает -  слева, на батуте.

Словом, она мне и ответила на мой вопрос  - о детском празднике.

А я уже, к тому времени,  много фотоснимков сделала: все цветные, радостные. Ну, думаю, пройдусь по этой радостной улице дальше, до конца ее пройдусь -  по празднику!

Так я и пошла - дальше и вижу: художник рисует портрет девочки.


А у нас в городе есть такие места, где рисуют художники - на Старом Арбате, например;  также - возле выставочного комплекса  на ВДНХ ...  Но не любят художники, когда стоят и долго смотрят на их работы. Этим люди мешают им рисовать. Вот я так подумала и прошла мимо этого художника.

Иду дальше, по празднику. Музыка играет, везде дети, с шариками, с поп-кормом, с мамами и папами, клоуны, разные "животные" (люди в костюмах животных) - мишки, зайки... И даже веселый, очень высокий человек - на ходулях, прямо как в моем детстве, на празднике!

И тут вижу - рисует - еще один художник! И люди окружили его, стоят и смотрят, как он рисует. Вот тут - то и я подошла к ним и остановилась - тоже посмотреть.



2. Клоуны... Рисунок первого художника

А тут я повторюсь, о том, что:

"Мне всегда интересно, как художник создает портрет. Я бы тоже хотела уметь рисовать портрет"  - вот так я и начала этот свой рассказ.

И теперь, с этой своей позиции я  буду вам рассказывать о работе тех художников, что я встретила на детском празднике.


Рисунок первого художника отличался смелостью - с сильными линиями, четкими тенями и контурами. Уголь, мягкий карандаш, ластик - для все просветов - в завершение проработки рисунка.

Когда я подошла, одна работа была уже в стадии завершения.


А следующей - позировала девочка лет 13-и, с темно-каштановыми волосами, распущенными, но заколотыми сзади в красивой прическе, открытый лоб - объемная, приподнятая и закрепленная заколками челка, темные зрачки мечтательных глаз...

Художник начал свою работу так.
Он нарисовал пышную челку, просто - в виде овала, а потом нарисовал другой овал  (как я уже сказала, очень смелыми линиями и штрихами) -  овал лица, в виде "вазы".

Да, да - это было просто похоже на вазу (лицо у девушки - вытянутой формы), овальное.
 

Главное - не бояться сделать первые линии на чистом листе - начать работу!
Но оговорю тут, что перед этим, глядя на белый лист бумаги, художник, наверняка, уже видел, для себя, как "сядет" портрет на бумагу (что называется словом "компоновка", т.е. он мысленно скомпоновал этот предполагаемый портрет на данном листе).


Итак,  художник  начал рисовать лицо, которое, к моему удивлению, он изобразил в виде вазы. Материал у него был - толщиной с карандаш, графит, обернутый в пленку, с тупым концом; и оставлял он на листе серые, плоские, размытые штрихи.

Далее он наметил брови, контур глаз, линии носа и губ.

Последние (нос и губы) - он очень мягко обозначил -  просто серым пятном, но лицо уже начинало прорисовываться.


Художник вернулся к линии глаз и переносицу тоже заштриховал серым - там всегда (почти всегда) тень.

Прошелся - обозначил веки, выделил тут же тени на веках глаз, тень от носа,  четче прорисовал контуры глаза.

Вернулся к носу и прорисовал линию носа, внизу, и ноздри. Это надо выделить - и тут линии пошли четкие.


В руке художника уже был мягкий карандаш.
Зрачки глаз он рисовал очень интересно: круг - зрачок, квадратик внутри, который он, пока, не закрашивает.

Затем - волосы:  крупными штрихами создает тон волос, и отдельными линиями, по ходу роста и по длине волос - прорисовывает волосы.

 Тень, очень четкая, ложится на шею портрета девушки. По ходу рисунка, художник смягчает эту тень мягким ластиком, делает просветы.


 На всем протяжении рисования у этого художник рисунок всегда имеет законченность, только в разных степенях - от легкого наброска  лица (но - полностью всё лицо!), до полной законченности...
Все детали лица всегда были прорисованы, в   разных  стадиях этой прорисовки....


***
Надо сказать, что все художники , на этом детском празднике, были одеты в костюмы клоунов. У многих были круглые, пушистые "носики", закрепленные, конечно, на носу.

"Носик", у одного из них, слетел, так он его снова прикрепил!

Полосатые, или в ромбик, яркого цвета, кофты, с цветными манжетами, в оборочку - безукоризненно сидели на наших художниках-клоунах.

И, конечно же, необычные, веселые шапочки или же колпаки и ярко красные, нарисованные круглые щечки!

Надо еще сказать, что художники работали под навесами и рядом излучали приятное тепло круглые в своем основании и вытянутые в рост человека обогреватели.




2. Портрет - дружеский шарж

Когда я подошла посмотреть работу следующего  художника, то я снова успела к началу работы: сели, только что, позировать - молодой папа с малышом, до годика - возрастом, что сидел у него на коленях, спокойный, с пухлыми щечками, в мягкой бежево-розовой курточке, со складочками. да и сам он, как ему положено "по возрасту", был с милыми складочками на ручках, в которых держал уже обгрызанное им печенье, с безмятежным взглядом, с пухлыми щечками и с детской улыбкой, которая - ко всему миру - открыта!

Папа, с темными волосами, спортивного телосложения, с заботой придерживал его, сидящего, как мы уже отметили, на его коленях.


Художник начал свой рисунок прямо с малыша, зная, что недолго просидит так спокойно этот маленький натурщик.

А рисовал он так.
Линия носа: крючок, затем - пятачок. Затем - тот глаз, что за носом спрятан, потом - второй глазик, рот - объемная верхняя губа, видны зубы, ведь - улыбка, и  ямочки, и круглые щечки, несколько зауженный лоб (в сравнении с открытой улыбкой), затем - волосы и уши, и шапочку; пухлые ручки, в руках - откусанное печенье...

Материал работы был уголь, тени - художник размазывал прямо пальцем линию угля, солнышки в глазах, на щечках, на носу - светлые пятнышки белил... 

Потом маму с малышом отпустили погулять. А художник стал рисовать папу. Правда, несколько вертелся папа. т.к. мама малыша вручила ему воздушные шарики, которые играли с ветром и норовили вырваться.

Техника рисунка папы - та же, что и для малыша-сынишки.




3. Рисунок третьего художника

Рисунок третьего художника, к которому я подошла, появлялся на свет сверху - вниз.
Сначала - макушка головы с прической - намечалась довольно подробно.

Затем намечались брови и глаза, и тут же очень точно прорисовывались, почти до их полной законченности: зрачок, заштрихованный, как лучи солнышка, с пробелом - свет глаз, веки с мягкой штриховкой - с тенями, реснички!

Рисунок этого художника был заметно более нежен и бледен, чем предыдущих. Да и материал, чем он выполнял портрет - карандаш.

И еще у него был толстый, круглый в основании своем графит, которым художник наносил мягкие, серые, нечеткие штрихи воздушных, еле заметных линий и теней.


А рисовал он, при этом светленькую милую девочку, лет 10-и, с двумя хвостиками и очень внимательными глазами.

Значит, повторюсь, что он таким образом продвигался по своему рисунку: чёлка - волосы, глаза - брови, далее - нос, губы, линия подбородка.

И доработал - глаза - зрачки и нос - тени...


****
Отмечу, что увидела интересный, для меня прием, у нескольких художников, что сама переносица (пространство между глаз) - заштриховывалось, как тень.

Также один из художников линию, особенно кончик носа намечал сначала мягкой тенью, а потом прорисовывал ноздри, и ластиком делал необходимые просветы вдоль самого носа - снизу - вверх, и другие ...

На что мне, как человеку, который хочет тоже научиться рисовать портрет так, чтобы он был похож, - интересно было обратить внимание. Ведь нос нарисовать совсем не просто.

А впрочем, дети, даже возраста детсадовского, с носом всегда очень легко справляются, в своих рисунках!
Это мы, взрослые, всё деликатничаем, или просто у нас уже свой взрослый взгляд на лицо человека. А рисунок любит смелость!




4. Знаете ли Вы такого! -своего ребенка...

И, хотя я уже немного, в ту пору, устала (да и вас, читателей я уже несколько, чувствую. утомила своими наблюдениями за рисунками), но мне так было всё это любопытно, и любопытство моё всё разгоралось, потому что я увидела здесь совершенно разные работы художников.... И я подошла взглянуть на работу еще одного, уже четвертого художника.

Художник в то время уже начал и продолжал делать набросок всего лица девочки, в мягких линиях, держа такой же мягкий грифель, как было для теней у предыдущего мастера.

И держал он его легко, за середину длины грифеля, что делало линии наброска еще более мягкими, и его инструмент как бы порхал в его руках.

Сделав такой легкий, но подробный набросок всего лица (а этот рабочий лист , закрепленный на твердом основании. стоял на специальной подставке...), художник положив работу ближе, прямо на колени, начал сосредоточенно прорабатывать детали всего лица: глаза, мягкая линия носа, переносица, линия губ, уши, овал лица - уже четкие контуры, и волосы, прическа, завитки, украшения...

После чего мастер  также брал ластиком и  делал просветы, по необходимости.

Линиями плеч и  линиями верхней одежды все художники завершали свои работы, не считая нескольких штрихов - уточнений и их подписи на законченной работе.



****
Надо сказать, что те девочки, которые позировали (а это были девочки, лет десяти - чуть больше, чуть меньше...) - сидели перед художником с необыкновенным выражением лица и, особенно, глаз.

Несколько притихшие и даже как бы повзрослевшие, со всем вниманием к художнику и необыкновенно ощущавшие себя - в эти полчаса, когда необходимо было посидеть поспокойней, пока они позировали художнику.

Родители! Водите своих детей, хоть раз-два-три... - к добрым художникам. Ваш ребеночек меняется прямо у Вас на глазах!

Знаете ли Вы такого!-своего ребенка... Так вот познакомьтесь с ним, с таким: спокойно сидящим и обращенный к своему внутреннему миру, с ожиданием чуда и чувством загадки, которую отгадает ли художник?... - так. чтобы они узнали на портрете себя - такую, которую они сейчас вдруг увидели, раскрыли, для себя, через свой внутренний мир.




5. Добрые художники... И ссылки интересные

Хочу еще дополнить, что все художники были, действительно. очень добрые, очень расположены к детям, открыты им полностью, так что можно было и побегать-поиграть недалеко от работающего художника, можно было очень близко, рядом с ним, постоять и посмотреть как создает он из простых, но уверенных линий - своё творение.

Можно было и фотографировать работу художника, и всё, что происходило рядом.

Но всё это надо было делать так: стараться, при этом,  не мешать художнику работать. И дети это понимали. И даже чуть замирали они, подходя поближе  месту волшебного деяния.



***
В завершение своей работы художники ставили роспись, очень уделяя этому внимание, с особым чувством радости и удовлетворения своей работой.

Тот, что рисовал углем - дружеские шаржи, покрывал еще свою работу лаком...
 
Другие - показывали портрет юной натурщице, принимали от нее восторг, смущение и улыбки и, бережно свернув работу в трубочку, перехлестывали ее тонкой, цветной резиночкой и отдавали-дарили свою работу.

Вот так всё и было.




***


Анонс.

Работы художников_ Интересные ссылки.


*      -   Американские акварели японской художницы Keiko Tanabe...


*      http://allday2.com/index.php?newsid=642236   -  Японский художник Ichiro Tsuruta



*****

О художниках. Цитаты
*
С.П. Урусевский, кинооператор, о работе Пабло Пикассо:
"Рисовал углем. Этот рисунок - Жаклин, отдыхающая в качалке...
... Он всё время, пока рисовал, стирал такой пуховочкой из перьев. Стирал и по контуру, который с трудом был различим, потом уже смело рисовал, как хотел, не копируя, не повторяя. А на основе того,что он только что стер, возникал новый контур..."
                "Угол зрения"   Майя Меркель


*
"Все мы глядим с удивлением на картину, когда видим изображенную на ней натуру или страсть человеческую, но те, которые при этом видят растворение красок, смелость кисти живописной, соединение теней со светом, регулярную пропорцию рисования, изображенные удаления и близость объектов в своей перспективе, смягчение в дальних объектах света и тени, двойственное усиление чувствуют..." 
                М. Ломоносов.                "Угол зрения" Майя Меркель



осень, 2012г.


*********