Ласковое слово

Наталья Скорнякова
Великую силу СЛОВА люди знали еще с давних времен. Сыну 2-3 года, я срываюсь и повышаю на него голос, на что он просит: "Мама скажи маленьким голосом, не надо большим».

И совсем свежий случай. На день рождения кумы я попросила мужа своей крестницы помочь снять упаковку с подарка. Крестница, которая выросла на моих глазах, резко, громко, интонацией своей мамы, не учитывая разницу в возрасте, кричит:
"Тетя Наташа, не командуйте чужими мужьями». Всего шесть резких СЛОВ. Они сильнее, чем удар, потому что физическая боль со временем проходит, заживает и забывается, а  СЛОВО ранит саму душу и нелегко ее залечить.

Я хорошо запомнила напутствие моего папы. Он часто повторял, что ласковый теленок двух маток сосет. С детских лет я запомнила: «Тон создает музыку». Так часто любил повторять папа.

Мне посчастливилось застать в живых мою свекровь, общаться с ней. Природа наделила ее мудростью, особой способностью ладить с людьми. Она рано лишилась мужа и сама поднимала и вывела в люди шестерых детей: троих дочерей и троих сыновей. Судя по моему мужу, сыновья в детстве были вовсе не пай мальчиками. Жили они в одной комнате барака и свекровь никогда не повышала голоса на детей. Дети выросли, обзавелись своими семьями. Соседи не уставали удивляться тому, как свекровь расхваливала своих невесток, мол, она не понимает, как ее обормотам достались такие красивые, умелые, заботливые и чуткие жены и при этом не было лицемерия. Ее трогательное ко мне отношение я запомнила на всю жизнь.

Нам взрослым нравится, когда нас хвалят. Так почему же мы так скупы на добрые слова, которые ничего не стоят, а значат так много!

Моя память хранит давний эпизод. Я — руководитель группы. После проверки чертежей я при всех огласила недочеты сотрудницы. На следующий день, ее сын — первоклассник подходит ко мне и говорит: "Зачем вы ругаете мою маму, я буду ее защищать». Такой вот урок получила я, больше никогда в присутствии других, не разбирала ошибки, недочеты, которые бывают у всех, кто работает.

Мы все знаем, что произнесенное нами слово имеет динамику. Нужно осторожно и бережно относится к тому, что мы произносим, к каждому нашему слову.

Особенно ранят слова близкого тебе человека.

По выходным мы с мужем часто ездим на дачный участок. С годами меняется наше отношение к участку. Силы не те. Легче купить, чем вырастить. Деревья вместе с нами постарели, впору их менять. Едем на выставку-ярмарку садовых растений. Предлагаю мужу купить вишню. И вот тут-то началось. Эту привычку мужа охаивать меня при посторонних я давно знаю, но каждый раз надеюсь, что «пронесет». Не тут-то было. Вишня погибнет, и ничего-то я не понимаю и т.д.

Достаточно одной фразы, чтобы равновесие нарушилось, чтобы начать задыхаться, чтобы в горле появился ком. А я? А что я? За одну секунду найду миллион оправданий, отыщу в своих словах хоть что-то, к чему можно придраться, обвиню себя в том, что человек был вынужден сказать мне что-то обидное, потому что я обидела первая и попытаюсь принять эту мысль и смириться с ней. Самый строгий судья – внутри, верно? Только от вынесенного себе обвинительного приговора легче не становится, увы. Да и обмануть себя – невозможно.

Человеческое восприятие жизни может измениться в одно мгновение.

Кое-как купили куст черной смородины. Едем в машине молча. Ком в горле понемногу растворяется. Я всем обычно говорю, что у меня здоровья нет, чтоб обижаться. Чаще, я в подобной остановке начинаю читать про себя стихи, искусственно делаю сама себе настроение. Минут через пять начинаю говорить с мужем, как не в чем ни бывало. Читать ему нотацию бесполезно, это я поняла за долгие годы совместной жизни.

Нам следует помнить СЛОВО создало мир, оно же может и разрушить. Хвалить, ведь не значит лицемерить. Хвалить – это отодвинуть в сторону свое "Я" и попытаться понять другого. Порадоваться его жизни, поддержать его.

Как хочется научиться вести диалог со своими близкими, ан нет, не получается. Постоянное фырканье, упреки, раздражение, недовольство друг другом. Когда устаю от всего этого, уезжаю на море, дачу, на природе легче.

Сейчас везде: в троллейбусе, на работе, дома витает в воздухе недовольство.

Нужно научиться каждый день встречать улыбкой. Едва проснувшись – улыбнитесь. Ну попробуйте... и начинайте просто жить.