П. Альбицкий. Икона Б. М. Взыскание погибших

Маргарита Бирюкова
Несколько слов от публикатора:

Чудотворная икона «Взыскание погибших» из Раковского во имя Св. Троицы монастыря почитается в Самарском крае и Поволжье с начала 1860-х годов. «Православная энциклопедия»  сообщает, что основным источником сведений о ней является очерк самарского священника Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению епископа Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского). Очерк этот, включающий также и сведения о Раковском женском монастыре Самарской епархии, был опубликован в журнале «Самарские Епархиальные Ведомости» (1896 г.; № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138), с тех пор не переиздавался, здесь предлагается вниманию читателей в полном объёме, в современной орфографии.

М.А.  Бирюкова.


*
ПЁТР АЛЬБИЦКИЙ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ», находящейся В СВЯТО-ТРОИЦКОМ РАКОВСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Самарской епархии и уезда.
(1666—1895 г.г.).

Введение. Источники и пособия. План очерка.

Исполненное великой любви к человеческому роду промыслительное домостроительство Божие, выразившееся всецело в искуплении падшего человека величайшими и беспримерными заслугами Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, кроме того, - и прежде и даже в наше время - разительно по ясности проявляется в многообразных чудесах, или сверхъестественных событиях, производимых силою Божиею с целью помочь, осчастливить и спасти тех, которые веруют в Бога и надеются на Его всесильную помощь.

В нашем отечестве, православной России, особенно обильно проявляются чудеса от св. икон Божией Матаери. По причине чудотворений сии св. иконы Божией Матери наименованы чудотворными. «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, - пишет благочестивый собиратель «Сказаний о земной жизни и чудесах Ея», как ясные небесные звёзды, рассеяны по всему православному миру и повсюду благоговейно чтутся православными христианами, как залог непрерывно продолжающегося от лет древних и доныне, и являющегося в знамениях и чудесах материнского заступления Царицы Небесной о верующих у престола Божия». Один отечественный святитель - вития (Высокопреосв. Никанор) вещал о чудотворных иконах Божией Матери: «Загляните в историю церкви, загляните в страницы истории нашего Отечества, обойдите храмы, посвященные Ея (Богоматери) имени, перечтите Ея чудотворные иконы; пройдите Палестину, Грецию, Россию, даже отпадший от православия Запад, везде вы встретите бесчисленное множество доказательств и безмерного могущества и безмерного милосердия Матери Божией» («Беседы и поуч.» т. 4-й стр. 459). Много раз, по свидетельству отечественной истории, Заступница рода христианского спасала чудодейственно Русскую землю и наших предков от явной гибели, как то видно из сказаний о Владимирской, Казанской и Смоленской чудотворных иконах Божией Матери, спасших стольный гор. Москву при великом князе Василии Дмитриевиче от Тамерлана, позднее, во время междуцарствия - Москву от поляков (Казанская) и гор. Смоленск от татар. Назовём особенно прославленные в России чудотворные иконы Божией Матери: Киевопечерская, самая древняя из русских чудотворных икон, Владимирская, особенно чтимая, писанная Евангелистом Лукою, Смоленская (Одигитрия - путеводительница), чудотворный список ея -  Семиезерская, в Семиезерской Пустыни, Казанской губ., Иверская в гор. Москве и др.
В числе немногих святынь обширного Самарского края значительным молитвенным расположением народным, основанным на многих, ясно засвидетельствованных проявлениях чудодейственной силы благодати Божией Матери, как бы в соответствие словам Богоматери в отношении к св. иконе Ея, первописанной св. Лукою: «С Тобою благодать Моя да будет», - пользуется с начала шестидесятых годов текущего [XIX-го] столетия св. икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». Достоверно, что Матерь милосердия проявила свою чудодейственную силу во многих чудесных исцелениях и событиях чрезвычайной благодатной помощи от Ея св. иконы «Взыскание погибших» в лице многих ещё живых людей. Св. икона эта с подобающею ей честью хранится в Раковском женском монастыре Самарской епархии и уезда.

Знать о благодеяниях Божией Матери, о Её случаях особенной помощи страждущему человечеству - составляет нравственный долг каждого верующего христианина.

В этом кратком очерке мы попытаемся изобразить, на основании имеющихся в нашем распоряжении материалов, исторические сведения о св. иконе «Взыскание погибших» и о знамениях проявления чудодейственной силы Ея, неоскудно до сих пор истощаемых, милостью Богоматери на окрестное население Самарского края и других местностей - в следующих трёх главах:

1) История явления и хранения и местопребывания св. иконы «Взыскание погибших».
2) Из монастырской летописи чудотворений от св. иконы «Взыскание погибших».
3) (Приложение). Несколько сведений о самом настоящем местопребывании досточтимой и достопокланяемой св. иконы «Взыскание погибших» - Раковском женском монастыре Самарской епархии и уезда.

Источники и пособия.

Основными источниками при составлении сей статьи послужили нам следующие материалы:

1- 2. Рукописи — Описание обретения и чудес от чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в Свято-Троицком Раковском монастыре Самарской губернии и уезда с обозначением на первом листе: «Записывал со слов Кадышевой (в роде которой хранилась св. икона) 1-й священник Раковской общины, теперь уже умерший». К этой рукописи приложена другая (с надписью) «переписанная рукопись дочерью Анны Ив. Кадышевой - Элеонорой с рукописной тетради ея матери Анны Ив. Кадышевой». Обе рукописи в 4 д. л.

3. Рукопись в переплёте в 4 д. л. «Сказание о разных чудесах и исцелениях (от св. иконы) Божьей Матери «Взыскание погибших» в Свято-Троицком Раковском монастыре (с 1861 г. и по 1895 г.).

4. Рукопись в продольный большой лист - описание чудес, происходящих от иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Свято-Троицкой Раковской женской пустыни Самарской епархии и уезда.

5. Рукопись на семи полулистах. Дело по хозяйству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины, о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского, началось 9-го ноября 1862 года.

6. Брошюра (перепечатки из «Самарских Епархиальных Ведомостей» за 1887 г.) священника Иоанна Ливанова на 11 стр. «Преобразование Свято-Троицкой Раковской женской общины в монастырь».

7. Статья «Поездка в Раковскую женскую пустынь Самарской губернии». (Т. М. «Душеполезное Чтение». 1882 г. Авг. Ст. 482-443).

Пособиями нам служили следующие книги: «Дни  Богослужения» протоиерея Добольского, «Взыскание погибших», Троицкая книжка № 636 (м. 1892 г.), «О церковном богослужении» Белюстина и др.

Большинство материалов в виде рукописных пособий и писем (1 - 6) присланы на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, настоятельницею Раковского монастыря, игумениею Анатолиею, при следующем письме к Его Преосвященству:

Ваше Преосвященство,
Милостивейший Архипастырь, святый Владыко!
Имею честь представить Вашему Преосвященству сведения об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», которая за свои неисчислимые чудотворения, очевидицею коих я была, вот уже в продолжение 23 лет, - свято-благоговейно чтимая среди окружающего народонаселения, особенно во дни народных бедствий, как то: болезней, неурожая и др., когда народ ищет для себя благодатной опоры в видимых и осязаемых святынях, как например св. иконах, глубоко чтимых народом. В этом отношении икона Божией Матери «Взыскание погибших» в Раковском монастыре, по моим многолетним наблюдениям, вполне удовлетворяет  означенным чувствам, почему так часто и получаются мною просьбы от жителей гор. Ставрополя, пригорода Сергиевска, посада Мелекеса и др. о поднятии этой святыни для благодатного их осенения и низведения благословения Божия по предстательству великой Заступницы рода христианского... Все исторические сведения, какие имеются об иконе, имею честь представить Вашему Преосвященству. Что касается до исцелений, бывших и совершающихся и по cиe время, то их и невозможно все исчислить и записать. Некоторая, лишь малая доля записана в тетрадь как самой мною, так и монахинями, казначеей и др., которые истину совершившихся чудотворений и исцелений подтверждают присягой, а также и некоторые исцелившиеся подтверждают присягой своё исцеление. При сем представляю и тетрадь с описанием некоторых чудес, а также и письма о совершившихся чудотворениях от нашей иконы.

Поручая себя Архипастырским Вашим молитвам и святоотеческому покровительству, с глубоким почтением и безграничною преданностью имею долг пребыть

Вашего Преосвященства
покорнейшей послушницей
Игумения Анатолия.
10-го апреля 1893 года.

I.

История обретения и благоговейного хранения в благочестивом роде Кадышевых св. иконы «Взыскание погибших» (1666 - 1861 г.).

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глоголати недостойнии...

Начнём с описания внешнего вида св. иконы «Взыскание погибших». О внешнем виде св. иконы нужно сказать, что она древнего, византийского стиля и по объёму своему равняется протяжению около 7  1/8 верш. в длину и 5  3/8 верш. в ширину, Копия с неё, писанная самою настоятельницею Раковского монастыря, находится в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близь правого клироса.

В сказании о чудесах от св. иконы «Взыскание погибших» (рукопись) есть следующее замечательное «примечание» о внешнем виде св. иконы: «Св. чудотворная икона Пресв. Богородицы «Взыскание погибших», - говорится здесь, - по часту изменяет настоящий свой вид, священное свое изображение. Вид ея, как он представляется взору в обычное время, изображен темно, так что едва можно рассмотреть дорогие черты Ея Божественного лика. Но бывает и так, что как бы лучи и сияние исходит от Ея Пречистого образа. В это время можно рассмотреть не только черты Божественного Ея лика, но даже и складочки на Ея одеянии. Это бывает непременно пред какою-нибудь неожиданною радостью. Когда же образ принимает тёмный вид, - темнее обыкновенного своего вида, - это предвещает горе или несчастие».

Замечательно ещё, что на священном лике Заступницы рода христианского и Божественном лике Спасителя нашего и руках по временам появляются благоуханные капли, как бы миро. Это особенно заметно было в 1895 году, в месяце мае, во время освящения нового каменного храма, 20, 22, 23 чисел и пред выносом сей чудотворной иконы из монастыря, в день служения молебнов по разным случаям в домах желающих принять сию святыню с 29 мая, и служение сих молебнов продолжалось до 25 октября, вследствие разрешения епархиального начальства.

Для полноты речи о внешнем виде Пресв. Богородицы при¬ведём предание, сохранённое церковным историком Никифором Каллистом. «Она была, - пишет он, - роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего; власы златовидные; глаза быстрые, с зрачками, как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно чёрные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, по несколько продолговатое; руки и пальцы длинные». (Сказание о земной жизни Пресв. Богородицы. Издание Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. СПб. 1780 г., стр. 246).

История св. иконы «Взыскание погибших», пребывающей доднесь в Раковском женском монастыре Самарской епархии и уезда, близко связана с дворянским благочестивым родом Кадышевых. Св. икона «Взыскание погибших», по фамильному преданию, хранившемуся в роде Кадышевых, первоначально приплыла по реке Волге к г. Саратову и была явлена здесь тогдашнему Саратовскому воеводе Кадышеву в 1666 году  [1].

Обширная местность нынешней Саратовской губернии и близь лежащего края была некогда, до 16-го столетия, собственностью татар. Царь Иоанн Васильевич Грозный решительно присоединил эту местность к русскому царству, хотя татары, калмыки и проч. инородцы, до сих пор во множестве населяющие восточный край Европейской России, и потом делали набеги на русские владения. Здесь для защиты города и жителей находился воевода, каковым в половине XVII столетия был вышеупомянутый Кадышев. В доме воеводы св. икона была помещена в особой комнате - молельне. Тогда же св. икона «Взыскание погибших» ознаменовала себя чудесными знамениями и исцелениями от болезней. В доме воеводы было первое чудо от св. иконы «Взыскание погибших»:
Из церкви было украдено некоторое имущество. Люди, подозреваемые в краже, долгое время отрицали свою виновность. Воевода, сам получивший исцеление от св. иконы, надеялся, что Богоматерь откроет виновных в святотатстве. Он приказал подозреваемым молиться пред св. иконою и потом облобызать её в доказательство своей невинности. Когда первый из бесстыдных похитителей достояния церковного сделал два поклона перед св. иконою и дерзнул было облобызать сию свя¬тыню, как тут же был наказан от Богоматери ударом в лоб. Наказанный Богоматерью преступник упал на пол и, едва дыша, тут же признался в своей виновности. Товарищи его по преступлению, видя происшедшее, также сознались в своей вине  [2].

У воеводы, коему вьшала честь обрести св. икону, она находилась около 50 лет и, переходя от одного поколения к другому  [3], через 150 лет стала пребывать у бабушки А.И. Кадышевой. Благочестивая старушка эта заставляла свою внуку в течение 40 лет нередко прочитывать акафист Богоматери пред св. иконою Её. Будущая основательница Раковской общины, преобразованной в августе 1886 года в общежительный монастырь (Синод. Указ от 7 авг. 1886 г. за № 2851) А.И. Кадышева, овдовев, решилась вполне посвятить себя на служение Богу и Его Пречистой Матери. Доброе желание благочестивой вдовицы послужить Господу Богу совпало с желанием келейниц села Раковки иметь её, вдову Кадышеву, строительницей и настоятельницей Раковской женской общины. Она согласилась. Св. икона «Взыскание погибших» как неразлучный спутпик её жизни, конечно, был с нею.

По получении указа от тогдашнего (это было в конце пятидесятых годов, 1858 - 1859 г.) Преосвященного Самарского (второго по счёту на местной епископской кафедре), Епископа Феофила, г-жа Кадышева отправилась путешествовать по некоторым городам Российской Империи, для сбора материальных и денежных пожертвований на устройство и нужды возникавшей тогда женской Раковской общины. В начале шестидесятых годов текущего столетия основательница и первая руководительница Раковской женской общины г-жа Кадышева прибыла в северную столицу - С.-Петербург - и здесь добилась официального разрешения на устройство новой женской общины.

Пребывание св. иконы «Взыскание погибших» в С.-Петербурге ознаменовалось чудесным исцелением одиннадцатилетнего отрока, сына высокопоставленного лица, графа Шереметева. Это чудесно-знаменательное событие сделалось известным тогдашнему приснопамятному мудрому и проницательному Московскому святителю Филарету [Дроздову], который отнёсся к св. иконе «Взыскание погибших» с особенным вниманием и благоговением.

Чудесное исцеление отрока графа Шереметева благодатною помощью и силой св. иконы «Взыскание погибших» в статье г. Т.М. (Душеполезное Чтение за 1882 г. авг., а с его слов повторено и в местной брошюре - оттиске из «Самар. Епарх. Вед.» за 1887 г. священника Иоанна Ливанова) описано следующим образом:
В Петербурге (в начале 60-х годов) настоятельнице Раковской пустыни Кадышевой случилось быть по какой-то надобности в доме графа Шереметева. У графа тяжело болел сын, ребёнок 11-ти лет, так что врачи признали болезнь его глаз и боли в голове неизлечимыми и приговорили к смерти. Кадышева предложила принести икону. По отслужении молебна с водосвятием ребёнок почувствовал облегчение, и затем болезни его миновались. Известие это дошло до покойного Митрополита Московского Филарета, который пожелал видеть св. икону. Приложившись к образу, долго любовался им и с благоговением произнёс: «Дивен Бог во Святых Своих, а кольми паче в лике Пренепорочной Своей Матери». Узнав же, что граф Шереметев желает украсить икону, бывшую без всяких украшений, посоветовал отнюдь не покрывать это сокровище ризою, разве сделать на икону только венец и киот для неё, и даже сам нарисовал карандашом киот в виде сияния. Всё это было сделано на счёт графа Ш-ва. Украшения иконы действительно состоят из довольно массивного серебряно-вызолоченного киота, в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами, и венцом над ликом из драгоценных камней. К иконе пожертвован графом серебряный подсвечник  [4].

На обратном пути Кадышева заехала, имея с собою св. икону «Взыскание погибших» в известный по торговле и благочестию жителей г. Нижний Новгород. Тогдашний Преосвященный Нижегородский Нектарий  [Надеждин] пожелал иметь копию с чудотворной св. иконы «Взыскание погибших», что при помощи Божией и сделано было рукою благоговейной инокини Дивеевского монастыря, после недельного поста, молитв и причастия св. таин. Копия эта со св. чудотворной иконы «Взыскание погибших» находится в Нижегородском [Спасском] ярмарочном соборе  [5].

Слава о чудесных исцелениях от св. чудотворной иконы «Взыскание погибших», разумеется, быстро разнеслась по селениям уездов Самарской губернии, близких к Раковской обители, а потом и в разных местностях других губерний. Нашлось много среди православных верующих поселян таких лиц, которые сердечно желали брать для молитвы и благоговейного воззрения в свои дома св. икону, прославленную чудесами.

И вот, в 1862 году начальница Раковской общины А.И. Кадышева просила у Самарского Епархиального начальства разрешение отпускать находящуюся в общине икону Божией Матери – «Взыскание погибших» для служения молебнов в дома усердствующих, по ближайшим селениям. Тогдашний Архипастырь Самарской церкви, Преосвященный Феофил (бывший Епископом с 18 февр. 1857 г. по 30 декабря 1865 г.), на прошении начальницы Раковской общины положил следующую резолюцио: «Для усердствующих - разрешить брать св. икону в свои домы по окрестным селам, с тем, впрочем, чтобы св. икона отпускаема была в домы известных благочестием жителей, в сопровождении священника и нескольких сестёр, и по безопасному пути. Настоятельнице общины впредь входить к Епарх. начальству рапортами, и именоваться и подписываться начальницею Раковской Свято-Троицкой общины».

В январе 1863 года Самарским Епархиальным начальством сделано было распоряжение относительно принятия жителями окрестных сёл, близких к Раковской обители, св. иконы «Взыскание погибших» в свои домы.
1863 года, 22-го января, Преосвященный Феофил сдал в местную Духовную Консисторию предложение за № 70 следующего содержания: «Препровождая при сем в Духовную Консисторию рапорт священника Вианцева от 11-го января за № 1, о столкновении его с приходским священником села Мостов - Ливановым представляю Консистории сделать распоряжение относительно принятия иконы Божией Матери жителями окрестных сёл в свои домы. Когда есть желающие и просящие, чтобы этой св. иконе служили молебны в их домах, то воспрещать хождение с этою иконою не следует, но без ведома, а в случае усердия без участия местных сельских священников, служение таковых молебнов не должно отправляться в их приходах; самое служение, впрочем, приходские священники могут отправлять по желанию вместе со священником общинским; но относительно доходов за труды и прибыли свечной надобно предписать безобидно и определенно как общинскому, так и приходскому священникам».

Консистория постановила послать Указ настоятельнице общины относительно ношения св. иконы, служения молебнов пред нею и раздела доходов следующего содержания:

1. «Священнику общины прежде отправления его, по желанию жителей, в какое-либо село для совершения молебнов, предуведомлять духовенство того села чрез нарочно посланного о своём прибытии.
2. Молебны служить или обще с местным духовенством, или попеременно.
3. Для сборов денег за молебны иметь кружку и опущаемые в неё доходы за молебны разделять пополам с местным причтом.
4. В том случае, если приходского священника нет, и он не будет на служении, требовать к себе кого-либо из причта, и выделять на весь причт третью часть из кружки.
5. Особо от сей кружки, учредить другую кружку на приклад св. обители и из неё, по накоплении в ней денег, высыпать сумму при местном причте и лицах от обители, и деньги записывать в особую шнуровую книгу сполна, с подписом лиц, учинивших высыпку.
6. По сдаче денег начальнице вносить оные сполна в приходную книгу общины.
7. О всяком беспорядке, могущем произойти при молебствиях сего ради, не медля доводить до сведения благочинного, в ведомстве которого находится сельская церковь, и благочинному не медля дознавать истину и доносить Его Преосвященству».

Мнение сие утвердив, Его Преосвященство предписал: «Сельским причтам довольствоваться, впредь до усмотрения, свечным доходом от служения молебнов пред образом Божией Матери, а кружечный доход пусть будет в пользу общины; на первый раз едва ли будет, что делить, так что и самое хождение с иконою разрешается не ради прибыли денежной, а ради душевного усердия православного народа. Эти же правила постановить и для общины Раковской» (как предписано положением Самарской Духовной Консистории, о хождении с иконою Божией Матери из Николаевской женской общины)  [6].

Постоянное местопребывание св. иконы «Взыскание погибших» - Раковский женский монастырь.

Св. икона сия - по словам Т.М. - находится в тёплой церкви (в зимнее время) в настоятельском корпусе, над царскими дверями и спускается, для прикладывания молящихся пред ней на шнурах, а в летнее с 1895 г., со времени освящения нового каменного храма  - с 20 мая, икона находится в сем храме.

II.

Из монастырской летописи о Чудотворениях от св. иконы «Взыскание Погибших».

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы рабы, да не постыдимся. (Тропарь на праздник явления Смоленской иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы - Одигитрии, 28 июля).

Чудотворения и чудесные знамения от св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в Свято-Троицком Раковском монастыре, за период времени с 1861-го по 1895 год, записаны в особой, монастырю принадлежащей книге в 4 д. листа и носящей название: «Сказание о разных чудесах и исцелениях от св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В этой книге и некоторых документах чудес насчитывается тридцать семь. Одни чудеса записаны подробнее, другие - короче. Для благочестивого назидания и благоговейной памяти о них, мы приведём некоторые записи буквально по монастырской книге  [7].

1. В 1862 году в июле месяце из села Домашки была привезена женщина, одержимая злым духом восемь лет. В церкви она бывать не могла, а также и приступать к св. тайнам. Услыхав об исцелениях в Раковском монастыре от нашей чудотворной иконы «Взыскание погибших», родные этой больной привезли её сюда. Привезли еле живую. Она совершенно не могла двигаться. Но когда муж её и родные хотели внести её в церковь, то никак не могли её осилить. Больная была так тяжела, что даже при помощи монастырских работников едва внесли её в церковь и положили пред чудотворной иконой. Пригласили священника отслужить молебен. Во время пения молебна больная лежала как мёртвая. Её покрыли покровом от иконы, влили в рот немного елея; после елея её начало подёргивать. Больная открыла глаза и начала всматриваться в окружающее и совершенно спокойно спросила, где она находится? А когда священник окропил её св. водой в осенил св. крестом, больная перекрестилась, встала и сама приложилась к св. иконе. Нельзя описать радости как самой больной, так и её родных. Они от великой радости благоговейно, беспрестанно повергались ниц пред св. иконою, воздавали ей хвалу и благодарение.

2. 1865 года. Однажды весной во время утреннего Богослужения мы все были перепуганы страшным рёвом, который исходил как будто от зверя. Мы, все молящиеся, находились на хорах. Услыхав такой страшный рёв, мы поспешили вниз, где узнали, что рёв происходил от трёхлетнего ребёнка, у которого во время рёва горло раздувалось до необыкновенной величины. Мы спросили мать ребёнка, что за причина такого страдания малютки, она с плачем рассказала следующее: «У нас в доме была свадьба, и вот когда жених и невеста поехали в церковь венчаться, хозяйка дома приготовила для новобрачных обед. Эта же девочка сидела на лавке, глядела на приготовление и, вероятно, хотела есть, потому что как только все ушли из избы, девочка подошла к столу и начала есть. Не успела она проглотить и двух кусочков, как неистово закричала и начала метаться». Мать её тотчас же отправилась с нею в нашу обитель, чтобы просить Божию Матерь об исцелении. И действительно, чудо исцеления не замедлило совершиться. Служили молебен с водосвятием, после которого больную девочку приложили к св. иконе и напоили св. водой, и её болезнь миновалась.

3. 1870 года. В селе Каменке, Самарского уезда, у жены волостного писаря была боль в руке. Они обращались за советом к врачам, но они не помогли, и советовали руку отнять. Больная на совет врачей не согласилась, говорила: «Лучше умереть, чем решиться на такую страшную операцию». Видя неминуемую смерть, больная в горести души обратилась к Божией Матери, прося Её об исцелении, и дала обещание сходить в Раковский монастырь на поклонение чудотворной иконе. На другой день, вставши поутру, больная не чувствовала той убийственной боли, какая была раньше, так что они свободно собрались в предстоящий путь в Раковский монастырь. По прибытии своём в обитель, больная отслужила молебен, помазала больную руку елеем, после чего рука её стала совершенно здорова. Болезнь в руке была весьма опасная. Было сильное воспаление, так называемый в народе антонов огонь.

4. 1870 года, августа 9-го дня, одна женщина, по обещанию пришла в монастырь помолиться с мужем и больным ребёнком. По окончании службы, когда приложились к чудотворной иконе, больной ребёнок вдруг начал умирать. Мать и отец ребёнка были в большом горе. По совету сестёр они взяли елея из горевшей лампады, и едва успели влить несколько капель оного в рот дитяти, как он тотчас же открыл глаза и совершенно ожил, к величайшей радости родителей.

5. 1868 года. Села Аделякова келейница, по имени Ирина была больна ногами. Никакие средства не помогали. Тогда она обратилась к Божией Матери ко «Взысканю погибших», отслужила молебен, после которого помазала св. елеем из лампады свои больные ноги и получила исцеление.

6. 1875 года. У Боровского священника был немой ребёнок лет шести. По исполнении обещания - побывать у Божией Матери, «Взыскание погибших», ребёнок вдруг начал лепетать, к общей радости и удивлению родителей.

7. 1874 года 16-го сентября из села Сухих Авралей, привезён был 12-ти летний мальчик, который смотрел во все глаза, но положительно ничего не видел. Бедные родители пришли в отчаяние, думая, что сын их навеки останется слепым, хотя и с открытыми глазами. Тем более им было горько, что мальчнк этот был их единственным детищем. Отец этого мальчика во всю ночь молился Божией Матери о даровании сыну его зреия - и был услышан. Поутру, когда мальчик проснулся, первым его словом было радостное заявление о том, что он видит свонх: «Да вот, - говорит, - вижу и свет. Пойдёмте отслужим молебен». После молебна мальчик совершенно прозрел.

8. 1888 года в июне. Сновидения жены псаломщика села Ключей: а) Слышала во сне голос, который говорил мне: «Иди в Раковский монастырь, там есть образ Божией Матери «Взыскание погибших». Она устроит и спасёт вас». б) В другой раз видела: будто бы я уже в монастыре, и начали служить молебен пред чудотворной иконой. Икона же в сиянии. в) Сон - слышала опять голос, говоривший: «Что же ты медлишь? Брось всё и поклонись чудотворной иконе Божией Матери. Она исцелит твоего ребёнка». У женщины этой был болен ребёнок. И действительно, по исполнении виденного во сне, то есть после служения молебна пред иконою «Взыскание погибших» больной ребёнок выздоровел.

9. 1876 года. Одна женщина, именем Матрона, была больна семь лет. Тело её все было в язвах. Кое-как привезли её в монастырь. Здесь отслужили молебен с водосвятием,  по окончании которого больную напоили св. водою, а язвы помазали св. елеем. Ей тут же стало лучше, а на другой день она стала совершенно здорова.

10. Одна женщина с клятвою уверяла, что видела при спуске чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибшнх» сияние такое сильное, как от солнца, а церковь всю в огне от пола до потолка.

11. 1873 года. Привозили больного расслабленного. Тело его было, как мешок, тяжёлое, бесчувственное. В такой болезни он пролежал целый год. Принесли его в церковь и положили как мертвеца. После литургии начали служить молебен Божией Матери. Чудотворную икону спустили. Молебен служили с водосвятием и акафистом. Не успели прочитать и половины акафиста, как больной вруг встал на колени, начать усердно молиться. После молебна сам, без помощи других, приложился к чудотворной иконе; напоили его св. водой и помазали св. елеем. На другой день этот больной причастился св. таин. В монастыре он прожил целую неделю, молился пред иконою Божией Матери, усердно благодаря Её за своё исцеление.

12. Женщина слепая приходила просить у Божией Матери пред Ея чудотворной иконой прозрения. И что же? По совершении молебна больная женщина прозрела.

13. 1890 года. Весною сего лета была сильная засуха. С самого начала марта начало таять. Снег был небольшой, потому скоро стаял. Было очень сухо, а дождя не было. Настал апрель, желали дождя, а его не было и не было. Наступил май, а Господь дождя не давал. Стали молебствовать; после молений был дождь, но очень маленький, только смочил сухую землю. Мая 20 дня на Троицын день был дождь порядочный, и только однн раз был хороший дождь, а потом наступили жары. Хлеба на полях сохли, трава не росла и также высохла. Сердце, при виде такой ужасной засухи, сжималось у тех, кто смотрел на высохший на полях хлеб и пожжённую солнцем траву. Всем угрожал голод - и людям, и скоту. Оставалась надежда только на одного Господа и паки просить Его, Отца небесного, о помиловании нас грешных, и 3-го июня, по благословению матери-игумении, была совершена торжественная всенощная в честь Божией Матери «Взыскание погибших». Во время величания была спущена св. икона. Молящиеся в церкви все прикладывались и целовали чудотворную, и икона оставалась спущенною на шнурах. По великом славословии чудотворная поднята была на своё место. На следующее утро предполагали снять чудотворную икону и с нею обойти все поля. Утром, 4-го июня собрались все в церковь. Утро было сначала свежее, а к 8 часам стали появляться тучки. Началась литургия. Во время часов спустили икону и вынули из сияния, положили на аналой и поставили пред нею подсвечники. Ставили все свечи, какие кто мог. Молились все усердно и стар и мал. Пo окончании литургии, икона поставлена была на средину храма; служили Владычице молебен, после которого чудотворную икону вложили на устроенные для неё носилки, подняли и ещё многие иконы, и с пением разных тропарей шествие тронулось из храма к св. вратам в поле. Ходили по хлебам, останавливаясь для служения молебна, потом опять продолжали шествие, и так исходили все близь лежащие поля; шествие возвращалось в монастырь, а по дороге жители дер. Мочкасов просили вносить св. икону в их домы, для служения пред нею молебнов. По возвращении крестного хода к монастырю, обошли оный с чудотворною и другими иконами и, по входе в храм Божий, поставили чудотворную среди оного, a прочие, бывшие в ходу, на свои места. После всего провозглашено было многолетие Царствующему Дому, все молящиеся прикладывались к св. кресту и окроплялись св. водою. В этот день дождя не было, хотя тучи ходили небу, и был сильный ветер. Июня 5 дня в 6 час. утра полил дождь и немного смочил землю. Нечего и говорить, как обрадовались все ниспосланной на землю Божией благодати, и за обедней горячо благодарили Царицу Небесную. К вечеру того же дня тучи совершенно покрыли всё небо, и на другой день полил сильный дождь: и он шёл весь день и напоил жаждущую землю, так что появились лужи. Того же месяца на другой день (6 числа), по совершении Божественной литургии отправили благодарственный Господу Богу молебен за ниспосланную нам грешным благодать. Два дня шёл благодатный дождь. 7 дня стало ясно, началась ясная и тёплая погода. Вняла и скоро услышала Царица Небесная наши грешные и недостойные молитвы!

14. 1890 года, в месяце июне являлись в монастырь крестьяне из деревни Березовки. Они со слезами рассказывали, что их хлеб после дождя хорошо поправился, но на него напала кобылка (саранча). «Как налетит и сядет на загон, так весь и опустошит», - рассказывали крестьяне. Явились они в монастырь просить св. чудотворную икону в их село; но так как на это их моление нужно было попросить Архипастырское разрешение и благословение, а ехать за разрешением - это заняло бы очень много времени, то им посоветовали помолиться здесь в монастыре, а потом отправиться в г. Самару к Архипастырю и здесь просить разрешения о поднятии св. иконы, если нужно будет. Крестьяне согласились с радостью остаться молиться. Они просили отправить торжественную всенощную с величанием пред чудотворною, и на другой день была отслужена Божественная литургия с молебном, за которым все молящиеся стояли на коленях; молились с горькими и искренними слезами - только и слышно было: «Помоги нам, спаси нас, Царица Небесная». По совершении молебна - все молящиеся в храме прикладывались к чудотворному образу. Подходили к матери игумении, и она раздавала подходившим к ней афонские или троицкие листки и крестики и утешала каждого своим ласковым словом. Помолившись и наплакавшись пред чудотворною, Березовские жители отправились из монастыря восвояси. Пришёл день, и что же? Является из деревни Березовки верховой и передаёт, что по милости Царицы Небесной беда миновала. Появилось множество грачей, и они поклевали всю саранчу. Вот это, воистину чудо!


III.

Краткие сведения о Раковском женском монастыре.

Процвела есть пустыня яко крин, Господи.
(Гл. 2. Ирм. пес. 3).

Раковский женский монастырь находится от г. Самары в 70 верстах и отстоит не более десяти вёрст в сторону от большой дороги, идущей на Сергиевские минеральные воды (Бугурусланского уезда), на которых лечатся страдающие ревматизмом, золотухою, гемороем и др. болезнями.
Раковский монастырь в своём историческом существовании получил основание в 1859 году и утверждён, как женская община - пустынь Св. Синодом в 1862 году, по выражению Синодального Указа, для ослабления и уничтожения раскола, распространяемого рассеянными из Иргизских (знаменитых) раскольнических монастырей (в Николаевском уезде Самарской губернии) лжеучителями, поселившимися между неграмотным, невежественным, но богомольным и трудолюбивым народом мордвою. Более 50 лет тому назад там, где теперь была основана Раковская женская община, трудился в св. миссионерском деле протоиерей и благочинный Андрей Чубовский, живший в г. Ставрополе (Самарской епархии) в 1740-1761 годах; он нарочито был вызван из г. Астрахани к новокрещённым калмыкам, которых язык он знал и превосходно понимал.
Основание Раковской пустыни можно усматривать ещё в том обстоятельстве, что крестьяне села Черновки уступили для своих дочерей, пожелавших посвятить себя на служение Богу, тридцать десятин земли. Этим первоначальным пустынным жительницам и были поставлены келейки - небольшие избушки, верстах в 4 от села Раковки, и всё это имело вид богадельни. Помещик, живший в сельце Васильевке, некто Скрябин Владимир Васильевич, донёс о поселившихся здесь как о сектантках, и они были удалены. Ища надлежащего удовлетворения в своём добром деле, Раковские обитательницы в бытность в г. Самаре, встретили здесь Анну Ивановну. Г. Кадышева, как человек ума и твёрдой воли, деятельно взялась за дело устройства Раковской женской общины, смело хлопотала пред кем следует об устройстве её: явившись в пустынь, А. Ив. Кадышева принесла с собою и св. чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших». И так Раковская община основалась в 1859 году.

В 1871 г. А. Ив. Кадышева отправилась ко св. местам и, вместо одного года, пробыла в путешествии два года.

Преосвященный Герасим, епископ Самарский, сначала вызвал было исправляющею должность настоятельницы Феофанию, из Ключегорского монастыря. (Ключегор. Богородиц. жен. монастырь 3 класса, в 70 верстах от г. Бузулука Самар. губер. при селе Ключегорье. Община с 1864 г. переименована в монастырь 1880 г. ). Потом через год тот же Преосвященный Герасим утвердил настоятельницею монастыря Анатолию [Тейс].

Грустное зрелище представляла Раковская община, пишет г. Т.М., когда Анатолия прибыла в 1871 г. в общину настоятельницею: стояли три развалившиеся деревянные здания для сестёр; начатый постройкою настоятельский корпус, хотя и был совсем уже готов, но требовал ещё многого: штукатурки стен храма, устроенного внутри деревянного настоятельского корпуса; начат постройкою каменный храм, но за неимением средств остановлен постройкою (он выложен с отступлением от плана); земли всей 30 десятин, из коих 10 под рекою Соком, озёрами и болотами; сестёр в общине было только 30, остальные по неимению средств к пропитанию разошлись. Ограда вокруг обители устроена была деревянная из досок  - развалилась, а где от ветхости и совсем упала.

В 1886 году, сентября 8-го дня, на основании Указа Святейшего Правительствующего Синода, Раковская женская община возведена в общежительный монастырь, с наименованием его Свято-Троицким Раковским женским монастырём, с присвоением настоятельнице звания игумении.
В настоящее время (в 1895 г.) в Раковском монастыре - всех сестёр до 165-ти из разных сословий и народностей: мордвы, чуваш и русских. Из означенного числа сестёр: а) манатейных - 49; б) рясофорных - 36, а остальные послушницы, числом: указных - 10 и 70 безуказных.

Монастырь имеет до тысячи десятин собственной земли, на которой производится посев разных хлебов. Кроме исполнения монастырских обязанностей, сёстры монастыря занимаются рукоделием (уборкою икон, шитьём золотом, тканьём ковров и вышиванием полотенцев и друг.), но, к сожалению, мало находится заказов. Вообще, нужно сказать по совести о сёстрах монастыря, что они очень старательны и усердны в исполнении своих монастырских послушаний.
В монастыре четыре храма:

1. Деревянный, холодный на монастырском кладбище, первый по построению, во имя святителя и чудотворца Николая, в 1884 году переименован был Преосвященным Серафимом, Епископом Самарским, по случаю перестройки его за ветхостью, во имя Всех Святых.

2. Второй храм, во имя Пресвятыя Троицы, находится в настоятельском корпусе, где находятся кельи сестёр монастыря, деревянный, тёплый и весьма удобный для сестёр обители.

3. Третий храм во имя Успения Божией Матери, каменный, холодный с таковою же колокольнею, довольно поместительный, с прекрасно устроенным иконостасом.

4. Четвёртый храм, каменный, тёплый и трёхпрестольный, сооружён Самарским купцом Николаем Петровичем Масленниковым, на его собственные средства, по его благочестивому усердию и снабжён церковною утварью достаточно. Храм сей освящён в 1895 г. Преосвященнейшим Гурием, Епископом Самарским в следующем порядке: главный престол во имя Пресвятыя Троицы освящён 20 мая; второй престол во имя «Взыскание погибших» освящён 22 мая, третий престол во имя святителя и чудотворца Николая освящён тем же Епископом Гурием, 23 дня того же месяца. При освящении всех престолов принимали участие: о. Архимандрит Тихон, инспектор классов Епарх. жен. училища священник И.А. Панормов, местный благочинный И. Ливанов и другие из окрестных сёл священники. В день святыя пятидесятницы, 21 мая, заведующая монастырём монахиня София, поступившая в монастырь в 1894 году, по указу Св. Синода была произведена Преосвященнейшим Гурием в сан Игумении сего монастыря  [8].

 1896 г.
 
ПРИМЕЧАНИЯ П. АЛЬБИЦКОГО:

  [1] Так значится в рукописи, написанной первым священником Раковской женской Общины, со слов Кадышевой.
В статье Т.М. говорится, что св. икона приплыла по р. Волге к г. Саратову и доставлена была к военному начальнику Кадышеву. Это было более ста лет тому назад. Заметим, что статья Т.М. напечатана в августе 1882 г. («Душеполезное  Чтение». 1882 г. авг.; стр. 441).
  [2] Рукопись со слов Кадышевой.
  [3] «Она (св. икона) переходила от отца к сыну, в роде Кадышевых» (статья Т.М.).
  [4] Рассказ этот я слышал от проживающей с начала учреждения общины, с 1859 г. в Раковской пустыни, сестры Марии Васильевны Тихоновой (в монаш. ныне Платониды), бывшей с настоятельницей Кадышевой в то время в Петербурге. Примеч. г. Т.М. (Душеполезное Чтение. 1882 г. авг. стр. 443).
  [5] Рукопись записана со слов Кадышевой, первым священником Раковской общины (конец).
  [6] Дело по ходатайству настоятельницы Раковской женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарского, Бугурусланского и Ставропольского уездов началось 9-го ноября 1862 г. По архивной описи № 6.
  [7] Подлинность чудес удостоверена подписями свидетелей - очевидцев и самой игуменьи Анатолии и приложением монастырской печати.
  [8] Очерк сей составлен по поручению Преосвященного Гурия [Буртасовского], епископа Самарского (6-го на местной кафедре епископской), священником г. Самары Петром Альбицким.
Составлено на основании статей: «Поездки в Раковскую женскую пустынь Самар. губ. и уезда, Т.М.», «Преобразование Свято-Троицкой Pаковской женской общины в монастырь» священ. Иоанна Лаванова и устные рассказы пишущему эти строки инокини Раковского монастыря Евпраксии.


ДОПОЛНЕНИЯ К ОЧЕРКУ П. АЛЬБИЦКОГО:

«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(По материалам «Православной Энциклопедии»: http://www.pravenc.ru/text/158344.html )

«Икона Божией Матери «Взыскание погибших» (празд. 5 февр.), под этим названием известны несколько чудотворных икон. Служба с акафистом «Взыскание погибших» составлена во 2-й половине XIX века на основе общей службы Пресвятой Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из русского текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресвятая Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед которым молился Феофил, сообщений нет.
 Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями несколько образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери».

По опубликованным в Интернете данным:

Икона «Взыскание погибших» из Раковского монастыря писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7; 23,9 см) близки описанным священником П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на её близость к памятникам, выполненным под влиянием западных (итальянских или критских) образцов в конце XVIII в.

С 1862 г. чудотворную икону «Взыскание погибших» из Раковского монастыря приносили в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

После революции 1917 г. начались гонения на церковь. В 1924 г. монахини Раковского монастыря отказались передать икону обновленческому архиепископу  Александру Анисимову (?). В 1928 году Раковский монастырь был закрыт, и икона сохранялась у оставшихся в живых монахинь. В 1953/54 г. икона «Взыскание погибших», по распоряжению епископа Иеронима, была перенесена в Покровский кафедральный собор г. Самары, где она пребывает и в настоящее время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день её празднования (5/18 февраля) совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в середине сентября крестном ходе вокруг города.

С чудотворной иконы "ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ" из Раковской обители в XIX веке были сделаны следующие списки - копии:
 
1) инокиней Дивеевского монастыря. Икона находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе, её судьба неизвестна;
2) настоятельницей Раковского монастыря игуменией Анатолией; хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса; судьба неизвестна;
3) крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. (Г. Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил список «в подобие и меру», держа кисть зубами). Икона, известная как «нерукотворная», хранилась в храме апостолов Петра и Павла г. Самары, позже была передана в Самарский епархиальный церковно-исторический музей.
4) «Сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря игумении Анатолии с сёстрами в память чудесного избавления императора Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 октября 1888 г. близ ст. Борки). В советские годы икона была частью настила пешеходного моста, обретена в 1950-х гг. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл., в настоящее время находится в церкви Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февраля 1994 г. на всенощной в канун празднования «Взыскание погибших» образ начал мироточить.


ТРОПАРЬ И КОНДАК ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

(По материалам сайта Седмица.ру: http://www.sedmitza.ru/text/977689.html )

Тропарь, глас 4

 Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Ин тропарь, глас 7

 Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Превечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы, припадающе, молимся и надеющиеся на Тя да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси Владычице Взыскание погибших.

Кондак, глас 6

 Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, не предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 
Ин кондак, глас 8

 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

 Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

*

Маршрут, составленный с благословения и утверждения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, для хождения с чудотворною святою иконою Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящеюся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре, Самарского уезда, по селам и деревням, для служения молебнов в домах жителей, желающих принять сию Святыню, игумениею Раковского монастыря Софией; хождение имеет быть с первого числа мая месяца по октябрь сего 1897 года

Самарского уезда: село Черновка, деревня Орловка, деревня Орлянка, деревня Нероновка.
Бугурусланского уезда села: Павловка, Орлянка, Карабаевка, Калиновка, Захаркино, Аделяково, Сидоровка, Клиновка, Сарбай, Семеновка, Барские Ключи, Тимашево.
Бузулукского уезда села: Черновка, Страхово, Богдановка, Коноваловка, Марычевка, Богатое (Павловка), Виловатое, Гвардейцы, Заплавное, Алексеевка, Усманка, Таволожанка, Александровка, Александровка Царская, Перевозниково, Лабазы, Скворцовка, Курманаевка, Кандауровка, Кутуши, Родионовка, Ромашкино, Семеновка, Сергиевка (Жилинка), Алексеевка (Землянка), Несмеяновка, Летниково, Славинка.
Николаевского уезда села: Самовольная Ивановка, Александровка, Мокша, Дмитриевка, Подъемное, Яблоновый Гай, Сухая Вязовка, Березовый Гай, Домашкинские Вершины.
Самарского уезда села: Дубовый Умет, Черноречье, Спиридоновка, Бобровка, Смышляевка, Алексеевск, Студенец, Гвардейцы, Кривая Лука, Богдановка (Моисеевка), Ново-Запрудное, Тростянка.

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1897 г. С. 182-184


*
Маршрут, составленный с благословения и утверждения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, для хождения с Чудотворною св. иконою Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящеюся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре, Самарского уезда, по селам и деревням, для служения молебнов в домах жителей, желающих принять сию Святыню, - игуменией Раковского монастыря Софией; хождение имеет быть с первого числа мая по месяц октябрь сего 1998 года:

Самарский уезд: села: Хорошенькое, Шилан, Чубовка, Водино, Черноречье, Спиридоновка, Лопатино.
Николаевский уезд: села: Моча (Бузулукского уезда), Дубовый Умет (Самар. у.), Колыван, Вязовый Гай, Сухая Вязовка, Березовый Гай, Яблонный Враг, Подъем, Димитриевка, Зуевка (Бузулукского уезда), Богдановка, Моршанка, Самовольная Ивановка, Вязовка, Барсуковка, Глушица Большая, Высокое, Мосты, Ломовка, Тепловка, Яблонный Гай, Канаевка, Горелый Гай, Кирпичи (Клевенка), Даниловка, Селезниха, Грачевый Куст, Сестры, Черниговка, Украйна.
Бузулукский уезд: села: Александровка, Андреевка, Кутуш, Кандауровка, Курманаевка, Погромное, Медведка, Каменная Сорма, Баклановка, Вознесенка, Пронькино, Петропавловка, Покровка, Яшкино Старое, Кузьминовка, Грачевка, Ново-Игнашкино, Владимировка (Самар. у.), Троицкое, Сергиевка, Всесвятское, Таллы, Преображенское, Булгаково.
Бугурусланский уезд: села: Троицкое, Пилюгино, Кудрино, Рождественское, Среднее Аверкино, Слобода Аманакская, села: Подбельское, Покровское, Тиргаль, Архангельское, Троицкое, Вечканово, Исаклы, Никольское.
Самарский уезд: села: Зубовка, Кротовка, Чистовка, Липовка, Димитриевка, Кандабулак, Ивановка, Петропавловка, Владимировка, Красные Дома, Вязовка, Раковка.
На подлинном маршруте резолюция Его Преосвященства 26 января 1898 г.  последовала таковая: «Утверждается».

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1898 г. С. 39 – 43.


*

Маршрут, составленный с благословения и утверждения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, для хождения с чудотворной св. иконой Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящейся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре Самарского уезда по селам и деревням для служения молебнов в домах жителей, желающих принять сию Святыню, игумениею Раковского Свято-Троицкого монастыря Софией; хождение имеет быть с первого числа мая по месяц октябрь 1899 года:

Бузулукский уезд: Красносамарская крепость, Куляшевка, Зуевка, Ореховка.
Николаевский уезд: Орловка (Каралык), Августовка (Лемеховка), Большая Черниговка, Украйна.
Бузулукский уезд: Александровка (Сергеевка), Ивановка, Александровка (Грачевка), Покровка (на Тананыке), Шабаловка, Грибановка, Ивановка, Антоновка (Костино), Лаврентьевка, Ромашкино, Родионовка, Кутуши, Курманаевка, Кандауровка, Шулаевка, Архангельское (Елховка), Жидиловка, Погромное, Медведка, Каменная Сарма, Нижняя Вязовка, Верхняя Вязовка, Каменка, Грачевка (на Току), Игнашкино, Ключи (Владимирское), Сергиевка (Жилинка), Жданово, Карамзино, Булгаково.
Бугурусланский уезд: Пилюгино, Контажевка (Самодуровка), Куроедово, Рождественское, Средне-Аверкино, Слобода Аманакская, Подбельское, Ишуткино (Архангельское), Микушкино (Троицкое), Вечканово, Исаклы, Никольское (Смагино), Осиновка.
Бугульминский уезд: Шентала, Новокувацкое, Туарма, Слобода Старокувацкая, Черемшанская крепость, Девлезеркино (Однодворка), Петровское, Кондурчинская крепость.
Самарский уезд: Зубовка, Кротовка, Чистовка, Дмитриевка, Липовка, Кандабулак, Петропавловка, Владимировка, Красные Дома, Вязовка, Раковка.
 
«Самарские Епархиальные Ведомости», 1899 г. С. 67 – 69.


*

Маршрут, составленный с благословения и утверждения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, для хождения с чудотворною святою иконою Богородицы, именуемой «Взыскание Погибших», находящеюся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре, Самарского уезда, по селам и деревням, для служения молебнов в домах жителей, желающих принять сию Святыню, игумениею Раковского Свято-Троицкого монастыря Софиею; хождение имеет быть с 1-го числа мая по месяц октябрь сего 1900 года:

Самарский уезд: Скрябино, Солонцевка, Красный Яр, Белозерка (Дворяновка), Город Самара (с 23 апреля по 4 или 11-е июня), Воскресенское, Липяги Мордовские (Таборы), Горки, Титовка, Томылово (Глушица), Покровское, Толстовка, Ивановка (Никольское), Екатериновка, Владимировка, Кануевка, Александровка (Луговая), Переполовенка (Мыльное), Новые Костычи (Обшаровка), Кашпирово, Спасское, Васильево, Аннино, Софьино, Абашево.
Николаевский уезд: Березовая Лука, Теликовка, Отрадное, Духовницкое, Ново-Троицкое, Липовка, Горяиново, Большой Красный Яр, Николаевка, Натальино, Балаково, Быков Отрог, Красный Яр, Маянга.
Новоузенский уезд: Генеральское, Анисков хутор, Шумейкино, Покровская Слобода.
«Самарские Епархиальные Ведомости», 1900 г. С. 58 – 60.


*

Маршрут, составленный с благословения и утверждения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Самарского и Ставропольского, - для хождения с чудотворною иконою Богородицы, именуемой «Взыскание погибших», находящеюся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре, Самарского уезда, по селам и деревням, для служения молебнов в домах жителей, желающих принять сию святыню, - игумениею Раковского Свято-Троицкого монастыря Софиею; хождение имеет быть с 23 апреля месяца по месяц октябрь сего 1901 года.

Наименование уездов, сел и деревень, в которые будет шествовать святая икона:
Самарский уезд: Кротовка; Город Самара; Воскресенское; Липяги Мордовские (Таборы); Горки; Титовка; Томылово (Глушица); Покровское; Толстовка; Ивановка (Никольское); Екатериновка; Васильевка; Владимировка; Кануевка; Александровка (Луговая); Переполовенка (Мыльное); Новые Костычи (Обшаровка); Кашпирово; Спасское; Васильевка; Аннино; Софьино; Абашево.
Николаевский уезд: Березовая Лука; Теликовка; Отрадное; Духовницкое; Быков Острог; Красный Яр; Маянга.
Новоузенский уезд: Генеральское; Анисков Хутор; Шуимейкино; Покровская Слобода.

«Самарские Епархиальные Ведомости»,1901 г. С. 49 - 51.

*

Маршрут следования в 1903 году чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших»:

Г.Самара, Новоузенский уезд: Колония Ровное, села: Черебаево, Красный Яр, Иловатый Ерик, Колышкино, Новая Полтавка, Старая Полтавка, Харьковка, Салтово, Дьяковка, Воскресенка, Нижний Еруслан (Логиновка), Красный Кут, Константиновка, Верхний Еруслан (Карпенка), Красненькая, Борисоглебовка, Алексашкино, Орлов Гай, Новорепное, Новотроицкое (Перекопное), Дергачи, Мавринка, Ершов (ст. ж.д.).

«Самарские Епархиальные Ведомости», № 5 от 1 марта 1903 г. С. 56.

*

Маршрут следования Чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» по г. Самаре, Ставропольскому и Самарскому уездам в 1904 году:

Г. Самара, г. Ставрополь, села Ставропольского уезда: Ягодное, Нижнее Санчелеево, Верхнее Санчелеево, Пискалы, Ташла, Мусорка, Ташелка, Сосновка, Вишенки, Верхний Сускан, Хрящевка, Чувашский Сускан, Бирля, Белый Яр, Суходол, Никольское (Черемшан), Городищи, Пригород Ериклинск, Коровино, Крестовые Городищи, Озерки (Архангельское), Сосновка, Канава, Чердаклы, Матюшкино, Петровское, Помряскино, Большая Кандала, Средняя Майна, Слобода Васильевская, Малая Кандала, Пригород Тиинск, Старая Малыкла, Посад Мелекес, Новая Майна, Калмыцкая Сахча.
Самарского уезда села: Борма, Красное Поселение, Пролейка, Елховка, Липовка, Зубовка, Кошки, Кобельма, Шламка, Шентала Степная, Раковка.

«Самарские Епархиальные Ведомости», № 7 от 1 апреля 1904 г. С. 129.

*

Маршрут следования в 1907 году по Самарской епархии чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящейся в Раковском Свято-Троицком женском монастыре, Самарского уезда:
Г. Самара
Г. Бугуруслан
Бугурусланский уезд, села: Васильевка, Аманакская Слобода, Рождественское, Ключи, Троицкое (Куроедово), Большие Толкаи, Малые Толкаи, Фролкино, Кинель-Черкасская слобода, Солянка, Семеновка, Саврушская слобода, Подбельское, Покровское (Сосновка), Аделяково, Захаркино, Елховка, Кабаново, Верхняя Орлянка, Димитриевское, Карабаево, Кармалка, Нижняя Орлянка.

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1907 г. С. 55.

*

Маршрут следования в 1909 году по Самарской епархии Чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящейся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре, Самарского уезда:
Г. Самара
Николаевский уезд, села: Балаково, Натальино (Широкая Селитьба), Николаевка (Березовка), Селезниха, Николевка, Злобинка, Горяиновка, Ливенка, Липовка, Богородское, Бартеневка, Чувичи, Хворостянка, Арбузовка.
Самарский уезд, села: Дубровка, Владимирское (Свинуха), Озерецкое, Софьино, Спасское, Кашпирские хутора, Тростянка, Новые Костычи (Обшаровка).

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1909 г. С. 120.

*

Маршрут следования в 1911 году по Самарской епархии Чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание Погибших», находящейся в Раковском Свято-Троицком женском монастыре, Самарского уезда:
Г. Самара
Бугурусланский уезд: Слобода Кинель-Черкасская, села: Сарай-Гир (Михайлов.), Зерыкла, Покровское (Буланка), Сурмет, Камыш-Садак, Матвеевка, Ново-Спасское, Зыково (Ефремово), Борисово, Пономаревка (Богородское), Кирсаново, Ново-Богородское, Емельяново, Зернаевка, Кузьминское (Кузькино), Ивановка (Кармала), Елань.

«Самарские Епархиальные Ведомости», 1911 г. С. 207 - 208.


*

Литература о Раковском монастрыре:

1. Поездка в Раковскую женскую пустынь Самарской губ. // Душеполезное Чтение. 1882. Авг. С. 432-443.
2. Ливанов И., свящ. Преобразование Свято-Троицкой Раковской женской общины в монастырь // Самарские Епархиальные Ведомости. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76.
3. Православные святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63.
4. Раковский Свято-Троицкий женский монастырь (1859-1927 гг.) // Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.