Попытка

Вика Ролле
(Сценарий написан в рамках курса Актерской мастерской Lande Project)

ИНТ. ОФИС УТРО

Кабинет. Начальница отдела аналитики ЛАНА БОРИСОВНА и ее подчиненные: гламурная, симпатичная ЮЛЯ, вполне обычная ВИКА и невзрачная ЛИЛЯ - начинают рабочий день. Юля красит губы красной помадой, в зеркальце отображается ее безупречно накрашенный глаз. Вика копается в сумке, достает оттуда новые карандаши и стикеры, включает комп, открывает блокнот, сосредоточенно просматривает записи. Лиля снимает с шеи шарфик, аккуратно складывает его треугольником, откладывает в сторону, замечает пятно на столе, заметно раздражается, но выравнивает на лице доброжелательное расположение, достает полироль и протирает стол, мышку, монитор. Лана Борисовна просматривает почту, сайт «Комсомольской правды» – новости, ее локти на столе, подбородком она опирается на руки, сложенные в замочек, на ее столе лежат файлы с документами, роман Дафны дю Морье «Козел отпущения», настольные часы, стаканчик, в котором собралась дюжина пишущих и непишущих ручек. Она отпивает глоток кофе из кружки, ее взгляд переходит с монитора на Юлю.

ЛАНА БОРИСОВНА
Юль, куда едешь в отпуск?

ЮЛЯ
На Манилу.

ЛАНА БОРИСОВНА
Филиппины?
(лезет в Интернет)

ЮЛЯ
(в наслаждении)
Оооооой… у Масяши командировка. Он берет меня с собой. Буду расслаблять ему нервы.

ВИКА
Масяша – это новый у тебя?

ЮЛЯ
Ну не совсем. Трехнедельный.

ЛАНА БОРИСОВНА
(неслышно для Юли)
Масяша – созвучно с кашей.

ЮЛЯ
Он сказал, что там ждет меня сюрприз.

ЛИЛЯ
Интересно какой?

ЛАНА БОРИСОВНА
Такой, что мало не покажется. Город сильно страдает от загрязнения воздуха промышленными выбросами и транспортом. Открытые свалки промышленных отходов… Повсюду… Батюшки… Несколько рек считаются биологически мёртвыми. Хорошее местечко для сюрпризов.

ВИКА
Лана Борисовна, там, где страсть, никакой роли не играет экологическая обстановка.

ЮЛЯ
Точно!

ЛАНА БОРИСОВНА
Вот еще… Как вам нравится? В 2010-ом уволенный полицейский захватил автобус с пассажирами. Восемь человек убил, девятерых ранил. Прямо «чёрный» уровень опасности, а не город.

ЛИЛЯ
Нюансы сюрпризов безграничны.

ЛАНА БОРИСОВНА
Ага…

ЮЛЯ

Все равно мы когда-то умрем. Для меня важно с кем, а не где, как и когда. Как хорошо, просто ехать с любимым, вообще не важно куда… просто в какую-нибудь неизвестность. Вместе. Я, мой мужчина…

ЛИЛЯ
И его кредитка…
Общий добрый смех.

ЮЛЯ
(улыбаясь)
Ну а че?… Девочки… Ну какая мне разница
(в сердцах, глядя на Вику)
Я жить хочу!

Улыбка медленно сходит с уст Вики. Во взгляде появляется задумчивость.

НАТ. КРЫША ОФИСНОГО ЗДАНИЯ УТРО

Вика стоит на крыше, смотрит на город, на проходящих людей. Ковыряет пальцем дырку в стене, сидит у стены, ходит по крыше. Смотрит на город, закрывая руками уши. Лицо напряжено, в глазах появляются слезы. Голос, как вакууме, пробирается в сознание Вики. Голос подруги-ЛИЛИ.

ЛИЛЯ
(звучит как эхо)
Вика…

Вика поворачивает голову к Лиле, слеза катится по щеке.

ВИКА
Я устала…

ЛИЛЯ
Что случилось?

ВИКА
Я завидую, Лиля… Жизни, которой не могу жить.

Лиля обнимает Вику. Вика плачет.

ВИКА
(говорит взахлеб)
Меня бесит Лана Борисовна. Я, как тряпка, несу на себе все ее косяки. Меня бесит Юля. Я не могу, как она, рвануть на острова, мне не с кем Жанну оставить. Муж не знает даже, где каша стоит. Лиля, я иногда даже ребенка видеть не могу. И я вру себе каждый день. Каждый день я недоговариваю. И улыбаюсь. А мне ТАК не хочется.

Девушки садятся на пол, спинами к стене.

ЛИЛЯ
(достает сигарету, прикуривает)
Ты бы хотела в течение одного дня говорить людям только то, что ты чувствуешь, чего хочешь?

ВИКА
(успокаиваясь и улыбаясь)
Я настрою весь мир против себя.

ЛИЛЯ
О желаниях можно говорить человечно. Разве нет?

ВИКА
Это нереально…

ЛИЛЯ
Но это часть жизни, которой ты завидуешь.

Девушки смотрят друг на друга.

ЛИЛЯ
Проведи эксперимент. И может быть, ты увидишь себя в другом свете. Попытайся…
(пауза)

На вот, у меня подарок для тебя…

Лиля достает из кармана небольшой сверток. Передает его Вике, Вика разворачивает фигурку волка. Вертет его руках.

ВИКА
Что это? Фигурка…

ЛИЛЯ
Ну да. Купила, понравилась очень… Дарю!

Девушки улыбаются. Вика, смеясь, имитирует вой.

ВИКА
Аууууууу…

Уход в затемнение.
ТИТР:

Попытка

ИНТ. ОФИС. ВЕЧЕР

Вика складывает папки на рабочем столе. Смотрит на настольные часы. Стрелки показывают 18:05.

ВИКА
Лана Борисовна, я всё. Ухожу…

ЛАНА БОРИСОВНА
(не отрывая глаз от экрана компьютера)
Вик, сведи таблицу по продажам за 14-ый год по экспортным компаниям.

ВИКА
Это срочно?

ЛАНА БОРИСОВНА
Естественно. У нас завтра совещание.

ВИКА
Когда?

ЛАНА БОРИСОВНА
После обеда.

ВИКА
(собирая сумку)
Тогда я завтра с утра вам ее подготовлю.

ЛАНА БОРИСОВНА
(отрываясь от компьютера)
Нет, Вик. Что за подход? Завтра ты можешь заболеть или проспишь, просто подставишь меня. Я не успею… Давай щас подготовь, чтобы у меня в голове не висело.

ВИКА
Лана Борисовна, у подруги моей день рождения, я…

ЛАНА БОРИСОВНА
(строго)
Ну как это выглядит, Вик? Безответственно с твоей стороны, ты не считаешь?

ВИКА
(подчиняясь)
Хорошо, я сделаю.

Лана Борисовна смотрит в Интернете новости. Вика достает папку, вынимает файлы.

ЛАНА БОРИСОВНА
Ой…. опять Шри-Ланку затопило, цунами какое-то снова…
(вздыхает)
Жертв сколько, боже ж мой. Надо сказать Юле, чтоб в отпуск ехала без ювелирки, а то накроет волной, смоет все к чертовой матери
(злорадный смех)

Вика серьезно смотрит на начальницу. Лана Борисовна, продолжая смеяться, смотрит на свои пальцы, ковыряет лак на ногтях, смотрит на Вику и, замечая ее взгляд на себе, замолкает, утыкается в компьютер, ищет в Интернете лак для ногтей. Вика видит, что начальница занимается не работой, а выбором лака. Вика смотрит на фигурку волка, который стоит у нее на столе.

ВИКА
(проникновенно)
Лана Борисовна, я не буду делать это сегодня. За переработку я не получаю бонусы. Меня напрягает это. Всякий раз вы даете мне работу после 6, потому что ваша электричка в 8, и я нужна вам тут, чтобы не скучно было сидеть. Но ваша электричка ходит ежечасно, я знаю расписание…

Лицо Ланы Борисовны меняется. Она опускает глаза.

ВИКА
Я приду завтра и сделаю отчет в срок. А если я заболею, это уважительная причина, и вы сможете сделать отчет сами.
Вика смотрит на Лану Борисовну. Та поднимает на нее взгляд.

ВИКА
Лак попробуйте Вивьен Ролле. Он стойкий.

Лана Борисовна смотрит на Вику отрешенно. Вика собирает сумку, уходит. Лана Борисовна сидит так же неподвижно. На стол капают слезы.

ИНТ. МАГАЗИН ВЕЧЕР

Вика подходит к прилавку. За кассовым аппаратом в углублении сидят две ПРОДАВЩИЦЫ, жуют булку с чаем. Во время разговора за Викой образуется очередь.

ВИКА
Батон в нарезку один, пожалуйста.

ПРОДАВЩИЦА №1
Пройдите в другой отдел, вас там обслужат.

Вика смотрит в сторону другого отдела. Там никого нет.

ВИКА
Там никого нет.

ПРОДАВЩИЦА №1
Ну придут, подождите… У меня обед.

ВИКА
Вы работаете без обеда. Это и на двери написано.

Человек за Викой перешептывается с другими в очереди, которая выражает общую нервозность.

ПРОДАВЩИЦА №1
Девушка, а когда мне обедать, простите? Я могу поесть вообще или вас должна спрашивать? Я что вам, робот?

ВИКА
(задумавшись)
Да…

ПРОДАВЩИЦА №1
Что да?

ВИКА
(по-человечески)
Вы робот… Такая у вас работа. Проводить весь день на ногах и улыбаться. У всех такая работа – быть роботами.

Люди в очереди одобрительно кивают, поддакивают: «вот именно!»

ВИКА
Как робот роботу продайте, пожалуйста, мне хлеб, люди ждут.

Одобрение очереди: «Безобразие, конечно. Ну давайте быстрее, девушка!» Продавщица №1 встает, подает Вике хлеб. Очередь одобрительно переговаривается. Вика улыбается.

ИНТ. ДЕТСКИЙ САД. ВЕЧЕР

Девочка лет 5-ти выбегает из группы в раздевалку. Это дочь Вики, ее зовут ЖАННА и она, как всегда, хмурая. Привыкшая к капризному поведению дочери Вика садится на лавочку.

ВИКА
(сухо, устало)
Переодевайся, Жанна.

ЖАННА
Не хочу, сама меня надень.

ЖАННА
(глядя в сторону)
Не надень, а одень.

ВИКА
Всё равно!

ВИКА
(раздражаясь)
Одевайся, в темпе давай!

ЖАННА
Устала…

ВИКА
Жанна

ЖАННА
Не буду!!!

ВИКА
(сквозь зубы)
Всё! Хватит! Прекрати… Я хочу прийти, и чтобы ты была готовой, хоть раз. Чтобы хоть один раз ты спросила, не устала ли я на работе? Ужасно устала, Жанна. А еще устала быть с тобой милой и скрывать раздражение.

ЖАННА
(эмоционально)
Так феи не говорят!

ВИКА
(зло)
Я не фея, Жанна.
(Мягче)
Я не фея…

Жанна встает со скамейки, начинает сама одевать себя.

НАТ. АЛЛЕЯ В ПАРКЕ ВЕЧЕР

Вика с Жанной идут, держась за руки. Жанна волочит рядом самокат. Девочка смотрит на маму, у которой холодное непроницаемое лицо. Она сильнее сжимает мамину руку.

ЖАННА
Хочешь, не будем пока играть в волшебниц, мам?

ВИКА
(отрешенно)
Не будем?

ЖАННА
Угу. Тебе не обязательно быть феей.

ВИКА
(заинтересованно, замедляя шаг)
А кем?

Вика и Жанна останавливаются.

ЖАННА
Ты можешь быть волком

Вика пристально смотрит на дочь, улыбается, берет самокат и катится на нем, Жанна бежит рядом. Она пытается успеть за мамой. Глаза Вики выражают наслаждение, свободу.

ИНТ. КВАРТИРА ПОЛИНЫ НОЧЬ

Вика танцует. Вокруг лица-образы. Играет музыка. Вика на дне рождения у подруги ПОЛИНЫ. Подруга, которая уже на веселе, обнимает Вику, целует в щеку.

ПОЛИНА
Вика… Так рада видеть тебя. А Лиля? Не придет?

ВИКА
Она же у мамы дежурит. Сиделка не остается на ночь.

ПОЛИНА
(вежливо, игриво)
Ну да, я забыла

ВИКА
(спокойно)
Она со школы с ней нянчится. Ты забыла?

ПОЛИНА
(игриво, нежно, прислоняясь лбом ко лбу Вики)
Я забыла. Я забыла, Вик… Не хочу об этом сейчас. Сейчас так хорошо…

ВИКА
(понимая, нежно)
С днем рождения, Полька!

ПОЛИНА
Мерси, май френд! Развлекайся…

Вика сидит в углублении ребят. Напротив парень. Это ее МУЖ. Она флиртует с ним, подает знак к разговору. Они наклоняются друг к другу над столиком.

ВИКА
(серьезно)
Ты гей?

МУЖ
(удивленно)
Нет, я Рома

ВИКА
Я Вика

МУЖ
(глядя на свой бокал, далее на Вику, заигрывая)
Что хочет Вика?

ВИКА
Рому

МУЖ
(поддерживая игру)
Где-нибудь здесь?

ВИКА
Где-нибудь там…

ИНТ. КВАРТИРА ВИКИ. НОЧЬ

В комнате на кровате две фигуры. Это Вика и её муж. Шторы на окне открыты. Естественный свет от луны освещает комнату. Супруги сидят друг к другу лицом.

ВИКА
Мне пора

МУЖ
(улыбаясь)
Не останешься?

ВИКА
Нет, дома дочка ждет.

МУЖ
(серьезно)
А муж?

ВИКА
И муж…

МУЖ
(назидательно)
Они не думают, что ты сука?

ВИКА
Нет.

МУЖ
Что же думают?

ВИКА
Что я волк.

МУЖ
(печально)
Жанна рассказала…
(пауза)
Мне кажется, ты не остановишься уже, в перевоплощениях…

ВИКА
Мне тоже.

МУЖ
(в глазах - слезы)
Что мне сделать, Вика?

ВИКА
Ничего. Я все равно тебя не брошу.

МУЖ
Это больно.

ВИКА
Знаю… Знаю…

НАТ. КРЫША ОФИСА УТРО

На крыше сидит Лиля, смотрит на город. К ней подходит Вика, садится рядом. Подруги смотрят друг на друга, как заговорщицы, улыбаясь - Вика приветливо, Лиля чуть настороженно.

ЛИЛЯ
Как прошел день правды?

ВИКА
Каждому, кому я хотела что-то сказать, я сказала.

ЛИЛЯ
И как?

ВИКА
Нормально. Даже хорошо, мне понравилось…

ЛИЛЯ
А остальным?

ВИКА
(спокойно)
Остальным?
(рассуждающее)
Я не думала об остальных… Ну то есть я нашла себя. Я говорила о себе, и всем приходилось считаться с этим, с моей свободой. Людям, мужу. Ты открыла мне глаза
(остановив взгляд на одной точке)
Давно не ощущала себя настолько легко. Я сбросила лет 10,
(глядя на Лилю)
Понимаешь?

С каждой фразой Вики Лиля становится мрачнее.

ВИКА
Ты грустная совсем сегодня. Как дела? С мамой хуже?

ЛИЛЯ
(устало)
Да все то же.

Лиля встает, отходит к стене. Вика подходит к подруге.

ВИКА
(доброжелательно)
Слушай. Теперь ты должна взять себя в руки, признаться себе, что это тебя доконает. Посмотри, что с тобой творится.
(пытается растормошить, Лиля отстраняется)
Ты забыла о себе, тебя уже нет. Только твоя мама, которая лежит парализованная и пьет твою жизнь.
(проникновенно)
Лиля… Ну, посмотри на меня. Почему бы тебе не освободиться? Ну я же смогла. Надо просто набраться смелости.

Лиля смотрит недоуменно на Вику.

ВИКА
(спокойно, но уверенно)
Ты ненавидишь ту жизнь, которой живешь. Почему бы тебе не сказать об этом вслух.
(с вызовом)
Всем!
(осторожно)
И маме в том числе.
(проникновенно)
Что ненавидишь ее беспомощность и то, что она приковала тебя к себе.

ЛИЛЯ
(сползая по стене)
Вика…

ВИКА
Сказать человечно, с намеком…. Почему она не умирает? Признайся, ты ведь думала о той свободе, которая настанет после того, как…

ЛИЛЯ
Вика, я не могу…

ВИКА
(эмоционально)
А как можешь?
(нежнее, опускаясь на колени)
Как можешь? Лиля… ты сосешь члены в анонимных чатах… Общаешься с похотливыми уродами, придурками, описываешь им свои сиськи… Эти гребаные извращенцы дают тебе ласку. И это твоя норма. Другой личной жизни нет. Неужели тебе нравится это? Нравится быть такой же извращенкой? Или это проекция?
(Резко)
Признайся, что думаешь о том, как мать умрет. Но ты держишь ее, тебе это нравится что ли, я не понимаю? Вы мучаете друг друга. Ну, признайся себе и отпусти её. Освободи себя
(тормошит Лилю за плечо, улыбается ей заговорчески)

ЛИЛЯ
Ты же монстр…

ВИКА
(плачет)
Почему?

Девушки смотрят друг на друга. Далее Вика встает, вытирает руками лицо.

ВИКА
(глядя на город)
Да ты страдалица… Тебе просто нравится быть жертвой. Чтоб все жалели. Ах, она бедняжка. Как Лиля мучается… Лиля – герой! Но ты не герой. Ты мучаешь и себя, и мать. И гордо несешь эту жертву как крест. Думаешь, это благородно? Думаешь, это делает тебя святой мученицей? Нет, Лиля. Ты прикрываешься мамой, чтобы не признавать, насколько ты ничтожна. Чего ты добилась? В чем преуспела? Взяла власть над теми, кто слабее. Может быть, мама давно бы уже выкарабкалась где-нибудь в больнице, хосписе сама, но ты держишь ее такой, какой тебе нужно. Потому что тебе нравится страдать. Страдать – это все, что ты умеешь. И тебе кажется, что люди должны жалеть тебя за эти страдания, потакать. Нет. Тебе никто ничего не должен. 10 лет с мамой просидела и еще 10 просидишь. Великая жертвенница, блять.
(Наигранно)
Ах, как я страдаю… Господи, как я страдаю… Мама болеет…

Вика вынимает из кармана пачку сигарет, достает одну, прикуривает, подходит к краю крыши, смотрит на город.

ВИКА
А я не хочу страдать. И мне плевать, что я веду себя как ребенок. Я жить хочу.

Лиля подходит вплотную к Вике, та передает ей зажженную сигарету. Лиля делает затяжку и толкает Вику с крыши, смотрит ей вслед. Лицо ее предельно спокойно. Носом она выпускает дым.

ИНТ. ОФИС УТРО
Фигурка волка стоит на рабочем столе Вики. Крупный план волчьей пасти.