Ласточка рассказ Галины Слинько

Галина Слинько 2
В шестидесятые - семидесятые годы двадцатого века Казахстан был в числе главных житниц Страны Советов. Зерновые выращивали на миллионных площадях. Урожаи были такими большими, что часто уборкой занимались всем миром.
Каждую весну крупные совхозы вынуждены были делать длительные перегоны скота на юг, на летние пастбища, так как все поля были засеяны до дорог зерновыми культурами.
Какое это было волнующее время - сбор отъезжающих на летние отгоны!
 Мой отец Петр Антонович работал в то время зоотехником в совхозе. Готовясь к выгону скота в степи Карагуина, за день до отъезда, он еще раз объезжал все отделения совхоза, проверяя готовность к перегону скота.
  Вот село Смирновка стоит на высоком обрывистом берегу реки Киргиташка. Берег похож на слоеный пирог, очень давно обнаружены здесь небольшие залежи медной руды.
  Много богатств  хранит наша казахстанская земля. Но люди - главная её ценность.
В Смирновке живут в основном  переселенцы из Чечено -Ингушетии.
 К одному из них, бригадиру-чабану Исайе, и ехал отец. Хозяин, в высокой папахе и новых кожаных ичигах, встретил отца приветливо, как старого друга.    Дети выбежали гурьбой, весело здороваются.
-Петр, дорогой, проходи в дом, закончим наконец-то нашу партию в шахматы.
- С радостью погостил бы у тебя, Иса, но в другой раз. Скажи мне, всё ли у тебя готово к перегону скота?
- Да ! Всё готово !
-Иса, ты что, опять берёшь эту юрту?
 - глядя на скарб, готовый к погрузке,  спросил Петр.
-Зачем?  Нам дали вагончики. Разве я тебе не говорил?
- А где же ласточка гнездо будет вить?
 - Ты что, думаешь, она опять прилетит?
  -Конечно!
 Оба весело смеются. Дети, играя, прислушиваются к разговору взрослых, весело кричат:
«Ласточка опять к ним прилетит!».
Каждую весну по приезде на отгон первое, что делал Иса,
  - это ставил шест метра два с половиной высотой и ставил юрту.
 На шесте было небольшое углубление, к нему прикрепляла ласточка свое гнездо. Благо, глины полно, а это основной стройматериал. Ласточка смачивает своей слюной глину, перекладывая соломинками, волосками, давая подсохнуть незавершенному гнездышку, затем опять продолжает строительство, и вот гнездо готово. Кладка от трех до семи яиц, а через две недели появляются птенцы.
Все, кто остаётся жить и пасти скот на отгоне, с великой любовью и радостью наблюдают за этой неутомимой труженицей.
  И если кто хотел бы отлынуть от работы, шутя, ему говорят: «Будь, как ласточка!»
Ласточка становилась как бы членом той дружной «семьи» неблизких по крови людей, которые оставались на летнем отгоне в далекой степи.
 Она вносила свою лепту в общее дело, была лучшим предвестником погоды. В ясные солнечные дни ласточка парила высоко в воздухе, питаясь на лету мошками, мухами, мелкими жучками, паучками, стрекозами - все это ее основная еда, а в преддверии ненастной погоды летала низко над землёй.
  Ласточка даже пьёт на лету, зачерпывая своим широким и коротким клювом воду, проносясь стремительно над водоемами. На землю опускается неохотно, предпочитая сидеть на ветках или крыше.
 Свое почти круглое чашечковидное гнездышко она выстилает мелкими перышками, растительными волокнами. Все эти материалы она собирает на лету в воздухе при ветреной погоде.
 Эта птица - настоящий живой очиститель воздуха.
Когда в гнездышке появятся птенцы, от зари до зари уже вдвоем родители кормят своих птенчиков, за день делая до 600 прилетов к гнездышку с кормом. И всё чаще все живущие на отгоне будут слушать пение ласточки – негромкое, приятное щебетание.
 Все мы стараемся брать пример с нашей неутомимой труженицы. Работы на отгоне невпроворот. Начались отёлы. Первой принесла приплод первотёлка Майка, её первенец - бычок, бойкий, красивый, с белой звездой на лбу и двумя вихрами на месте будущих рогов, в белых носочках,  сразу стал всеобщим любимцем.
  Он тут же попытался встать на ноги. Дали ему имя Шустрый. Сколько любопытства было в его огромных карих глазах, обрамленных шикарными черными ресницами!  К вечеру он уже бегал.
На второй день умудрялся убегать довольно далеко от своей мамы-коровы.
  Утром третьего дня, поскользнувшись на травке, покрытой росой, Шустрый неудачно упал и повредил ногу. Он жалобно мычал, роняя прозрачные слезы с огромных, печальных глаз. Ветврач Бекижан наложил на ногу шину, сделав тугую повязку, напоил Шустрика рыбьим жиром, сделал укол, ушёл принимать отёлы и окоты. Пастухи смастерили Шустрику клетку, чтобы он не мог какое-то время вставать. Остался бычок под присмотром поварихи, которая поила его молоком из бутылки. Шустрый лежит, а мухи да комары вокруг него роем вьются. Тут ласточка стала опекать бычка, поскольку насекомые - её еда. Потрудившись, она садилась на жердочку возле бычка и начинала петь, приятно щебеча. Шустрый поднимал свою мордочку и начинал мычать, да так усердно, что от мычания с губ слетали слюнявые пузыри. Так, подпевая ласточке, он закрывал глаза и засыпал.
Повариха, смеясь, рассказывала пастухам за ужином о том, как ласточка сначала петь научила бычка, затем и уснуть заставила.
Через неделю Шустрый уже носился с молодняком по лугам.
А как     увидит   низколетящую ласточку, остановится, поднимет свою мордашку к небу и так старательно выводит свое «бычье соло». Пастухи с улыбками наблюдали эти сцены. Ласточка    покружит над Шустрым, раскинув    свои длинные узкие крылья. Кажется, что солнечные лучи, попадая на её безукоризненное серебристое оперение, освещают необыкновенно чистым светом всё вокруг.
Оказывается у  многих стран мира ласточкины гнезда находятся под государственной охраной. Ласточка является любимой птичкой многих народов. Бытует поверье, что загнездившаяся ласточка под крышей вашего дома обязательно  принесёт счастье его обитателям.
Природа - вечный мудрый учитель для всех еас живущих на земле. А наша ласточка будет с нами до тех пор, пока Иса не разберёт свою юрту.
 И как всегда - у нас всё будет только хорошо!