Ключик от рая. рассказ Галина Слинько

Галина Слинько 2
- Вот вы, дедуля и бабуля, учудили!. Мы вас у роддома ждали! А вы!.
  Где пропадали? Сотки отключили.
- Здоровья вам всем! Внученька!. Все по порядку расскажем, где были и что делали.
 Показывайте быстрее,   каков наш правнук - «плод любви» вашей,  внуки дорогие!
- Богатырь! Ишь, как кряхтит! Силен, плакать без особой причины не станет. Вот, прабабка, полюбуйся каков наш  «ключик от рая». Слава Богу! Дожили! Подойдите, обниму   вас за подарок драгоценный, мои любимые внуки.
  Имя,  какое дадите правнуку?
–Дедушка, не обижайся, не «твое». Мы его назвали Лев.
-Поздравляю! И не обижаюсь, потому что я тоже Лев.
- Как Лев? Ты же Леонид.
 -Сейчас расскажу, это уже история.  Мы тогда еще жили в селе.
  И был у нас в сельском совете глуховатый председатель, когда метрики выписывал,  моя мать ему говорит: «Сына зовут Лев», а тот пишет, Леонид, утверждая при этом, что он знает, как зовут ее сына. Отец потом рассказывал, что мать вся в слезах прибежала и метрику не взяла.
  А к вечеру пришел в дом этот председатель с бутылкой горилки, принес метрику и стал объяснять, что в переводе с греческого имя Леонид означает: «подобный льву», вот так и прожил я с достойным переводом своего имени, но Леонидом люди величали, а не Львом.
- Дедушка, а почему ты называешь своего правнука «ключиком от рая»?
- И об этом поведаю. Помнишь моего друга из Астаны? Раньше, пока еще работали, частенько виделись. Когда единая страна была.
-   Дедушку  Куатбека?! Конечно, помню, мне на всю жизнь запомнились их долго строящаяся дача, большой самовар под ветвистой грушей.
  Я так любила их небольшую юрту вместо строящейся дачи.
  Мы с его внучкой  Салтушей любили прятаться от её брата  Марата, бегая вокруг юрты.
 А он, неповоротливый толстяк, вечно за что-нибудь зацеплялся,  падал, ревел,  а нам попадало  из-за него.
- Э!... А сейчас какой музыкант - композитор!. Видно, не зря падал, нашёл, однако  что искал. Что смеёшься, внучка?
– Да вспомнила, когда мы с Максимом ездили на его первый концерт.
 Он нас в зале увидел, во время антракта, так  обрадовался, и там на сцене опять за что-то зацепился, я уже ладошками лицо закрыла, представила, какой грохот будет. Бог миловал.
- А ты заметила, как любит его жена?
- Ещё бы, такого добряка да не любить. Он же клад! Жаль, рановато женился.
- Все во время,  внучка. Ты вот у меня тоже ранняя, А по мне так лучшая награда и ты, и муж твой, и правнучек.
 Так вот, Куатбек как-то рассказал, что у казахов есть такое поверье: если дожил человек до внуков и воспитал их, то дорогу свою путаную в этой жизни  выправил.
  А если правнуков на руках качал, да еще на ум их успел наставить,
  то «ключ от дверей рая» получил.  Может, и придумка все это.
 Но старость веселее встречать с ключиком-то. Не многих Господь на такой жизненный подвиг благословляет: правнуков на ум наставлять.
- Дедуль, вот это здорово! И что, теперь нашего Льва будем звать
 «ключиком от рая?».
  - Э...Нет! «Ключиком» он будет только для меня и твоей бабушки. А для всех остальных: кому сынок, кому внучёк, а кому племянничек. Вот так-то!
 - Леонид Алексеевич счастливо засмеялся, расцеловал внучку и вышел на балкон к гостям.
-Бабуль, скажи, что это с де¬дом? И где вы были?.
- Заехали, подарок купили правнуку  Лёвушке. Машину с педалями - от прадеда, от меня - пакет с приданым. Тебе вот колечко, примерь.
   Дед сказал, что после каждого правнука будет тебе дарить дорогие украшения.
 - Спасибо.  Тогда начинаю копить драгоценности.
- А с утра мы были в храме, твой дед меня несказанно удивил. Молился так, что я даже прослезилась, глядя на него. Всю Литургию выстоял, исповедался, причастился. Четки купил, решил изучить, Закон Божий. Ты знаешь своего деда,   задумал - сделает. И  знаешь, что он говорит?
 – «Буду  изглаживать грехи рода через правнуков». Ты только посмотри на него, весь счастьем светится. Будто у него сынок родился, а не правнук. Спасибо тебе, внученька, в дом радость принесла. Пусть растёт добрым, здоровым, любимым. Пусть несёт свет, радость и счастье родным и всем людям.
- Спасибо, бабушка.
-Внучка, а ведь прадед твой мечтает, чтобы вы жили в нашем доме.
 Понастроил хоромы, куда нам. Да вот, согласится ли твой Максим?
- Бабушка, конечно, согласится! Мы с ним об этом тоже немножко мечтали.
 Я ведь выросла практически у вас с дедом. Пока родители кандидатские защищали да путешествовали.
-Знать, не зря молились  мы с дедом.  Не зря! Все просто замечательно!.
В семейных хлопотах прошло пятнадцать лет. У Льва появилось еще два брата и сестра.
Но все сказанные пожелания первому правнуку в день появления его в доме сбывались.
Лев был добр, добродушен, любил сверстников, животных, учился отлично. Младшие дети его уважали за справедливый, кроткий характер. Несмотря на детский возраст, с ним считали за честь пообщаться и взрослые.
  Вот и вчера пришел к прадеду бывший сослуживец, а разговор завел со Львом.
-Объясни, ты вот молодой юноша, почему в храм ходишь? Да в мое время тебя бы просто уничтожили. Как можно верить в то, чего не видишь?
- А вот вы, включая свет, верите, что он загорится, хоть и не видите, как это происходит?
- Так про свет все научно доказано,
- возразил гость.
 - А Бога кто видел?
- Научно доказано, - ответил Лев, - что более двух тысяч лет назад Бог  приходил в образе человека, чтобы изменить наш путь, примирить людей с всевидящим  Творцом.
-Вот и летоисчисление на земле идет со времени прихода Бога на землю.
- Знаете, вы уже готовы к тому, чтобы начать изучать Закон Божий и Библию, как мой прадед. Тем и развеете все свои сомнения.
- Поздно, - отрешенно махнул рукой гость.
- Я так не думаю. Вы живы. Значит, не поздно, и  еще я скажу вам по секрету, - Лев улыбнулся.
 -В мире идет вечная борьба добра со злом.
- Ну!... Нашел секрет, этот секрет всем известный. Поясни свое понимание мне, пенсионеру, ветерану войны.
- А мое понимание такое, что это
 - не простая борьба, а борьба за души людские.
 - Может, и так. - Падший дух- это всемирное зло. Он утешает человека, подавая ему массу всяких развлечений, показывая ему все стороны «легкой, порой пьяной, порой развратной жизни» на земле. Он не может отвратить людей от Бога, потому что слаб пред Всевышним. Он лишь вносит сомнения в души. Вот люди всю жизнь откладывают своё общение с Богом, хотя у каждого человека есть тайник, где человек, какой бы он ни был крутой и неверующий, когда его постигает какое-то непредвиденное обстоятельство или несчастье, открывает этой тайничок и взывает, каждый на своем языке: «Боже! Помоги!»
 Этот тайник заложен в нас самим Творцом.
 Гость задумался на мгновение и вдруг добавил:
- И Бог помогает!.
- Верно!  - обрадовано произнес Лев.
-И с вами это было?
 -Было, - неохотно ответил гость.
- Вот видите он посылает свою помощь, дает свой свет любви, без которого человек не жилец.   
 - Спасибо тебе, Левушка.  И ты, вот что, прости меня.
-Да что вы! Это вы меня простите, я не вправе вас учить.
Гость похлопал его по плечу и проговорил:
  - Вправе. Ещё как вправе. Да, вот за победы в спорте уважаю тебя, Лев. А учиться, наверное, пойдешь в семинарию?
 - Я всерьез ещё не думал. Но вряд ли, мне просто человеком, нужным для людей, прожить бы.
- Удивляешь!... Ох, удивляешь... Не зря твой прадед тобою гордится. Кланяйся ему от меня. Пойду, дела.
  - Гость медленным шагом направился к калитке.
Леонид Алексеевич отдавал правнукам все самое лучшее, что успел накопить за свою богатую жизнь. С сильной любовью не могло ужиться ничто плохое.
 Леонида Алексеевича не брала хворь. Он воспитывал правнуков, с великой радостью передавал им свои знания, навыки. Дети души в нем не чаяли.
  То пилят, то рисуют, то крепости строят, то машину ремонтируют, а то на рыбалку едут. А  уж какие сказки насочиняют о рыбах, заслушаешься!
По выходным дети вставали рано, молча одевались и ехали с прадедом на службу, исповедь и причастие в храм.
Прадед верил, что, причащая детей с рождения, можно исправить, улучшить их судьбу. Дети будут расти здоровыми и счастливыми. Так прадед стал главным воспитателем правнуков. Дом был полон радости и счастья.
Жили дружно, весело.
Но один зимний вечер запомнился всем своей необычностью. Леонид Алексеевич долго рассказывал о своем детстве, юности, о жизни. Затем попросил Льва посидеть с ним, они недолго поговорили, затем мальчик, плотно закрыв дверь в комнату прадеда, сказал: «Попросил не тревожить, хочет тишины и покоя». Затем Лев зажег трехсвечник на камине, поправил образок Пресвятой Богородицы, перебирая крепкими пальцами дедушкины четки, стал читать вечерние молитвы, вся семья молча слушала.
 Каждый день Лев делал все именно так, как научил его прадед. Утром все засуетились, потому что Леонид Алексеевич попросил привезти батюшку.
  Спокойно и строго объявил, что уходит в мир иной. Дал всем надлежащие указания.  После исповеди и причастия прадед тихо скончался, потрясая всю округу не столь быстрым, сколько необычным для многих своим уходом.
 Всю жизнь отдал Леонид Алексеевич руководящей работе, был в юности атеистом, но пришло время признать, что истина не в придуманных человеком законах, не в идеях, выдвинутых людьми. Тяжело было взглянуть на всё другим взглядом.
 Помог  ему чудный старец из ближнего монастыря. Всего одной беседы с ним хватило, чтобы вся жизнь Леонида и его семьи пошла по-иному. Стала лучше, чище и много проще. Многие бывшие сослуживцы отвернулись тогда от него, некоторые старались не узнавать при встрече.
 Он не обижался и вот поставил цель: воспитать правнуков по-иному. Этим был счастлив и умер с умиротворенной улыбкой на устах, как бы говоря всем этой улыбкой, что исполнил в своей жизни что-то очень важное.
После поминок ко Льву подошёл сослуживец прадеда и рассказал о последней встрече с прадедом.
 -Третьего дня мы беседовали с Леонидом о смерти. Он сказал, что все в нашей жизни преходящее, и Любовь, и сама жизнь, лишь смерть вечна.
Я хотел было взбунтоваться, как обычно. А он говорит: «Вот смотри, стоит клещевина, стройная, красавица. А яда в ней… Плоды созреют колючие, не сорвешь. Семя выкинет и начинает умирать. И мы, люди, горды тем, что семя оставили своё. А какое? Сделали мы попытку изменить его к лучшему? Приблизить его к Творцу? Научили заповедям его? Человек может жить долго, очень долго. Пример тому сам Творец, источник Любви. Наши накопленные грехи разрывают нашу плоть изнутри, искажают наш внешний вид. И мы умираем за нашу измену ему. Он позволил для нас смерти быть. Хоть её надо принять достойно!»
- Да, он знал час, когда умрет. Он мне сказал об этом, - тихо произнес Лев. Извинился и ушёл.
В тот день Лев занемог.
Лежит на своей постели, то уставившись в пространство, то листает книги прадеда, что-то помечая. Младшие дети рассказывают: видели, что плакал "ключик".
Мама, спросив разрешения, вошла в комнату сына, присела на кровать, потрогала ладошкой лоб.
- Да у тебя температура! - В испуге она схватила телефонную трубку. Лев нажал на рычажок.
- Пожалуйста, не волнуйся так, мамочка, я выпил уже две таблетки аспирина. Все будет хорошо. Он прижался к ее плечу:
-Я знаю, что мне делать.
- Ты расскажешь мне о своих планах, сынок?
- Мама, не переживай. Мои планы... дожить до правнуков.
- Он улыбнулся чистой детской улыбкой, так похожей на   улыбку его прадеда.
  - И будут у меня свои «ключики от рая».
-Обязательно будут, сынок. Твои мысли успокоили меня. Спасибо тебе, сын.
 -Мама обняла и ласково похлопала его по плечам.
 - Отдыхай. Пойду помолюсь, чтобы Господь помог нам всем справиться с горечью потери, а тебе дал много времени для свершения задуманных планов.