А не хрен детей строгать, коли грошей нэма!

Татьяна Бурмистрова
Была я  как-то  летом  в командировке в Комсомольске-на-Амуре. В 1979г. дело было. И потом  мне из Комсомольска надо было еще и  в Николаевск-на-Амуре ехать. Я решила не поездом, а теплоходом "Комета" добираться. Так  быстрее и удобней было. Но "Комета"  очень рано  отправлялась.  Аж в 7  утра. Значит, вставать надо было в 5-30. И где мне позавтракать? А там у  дебаркадера столовая  какая-то чуть не заводская была расположена. Она открывалась как раз - в 06-00. Удобно.  Меня утром рано дежурная по этажу разбудила. Я собралась и вышла с вещами из гостиницы. Добралась я до  дебаркадера и  пошла поесть в ту столовую.
А  из  посетителей   там – НИКОГО  в  такую рань  еще  не было. Только я одна и была.
               
Ну, я набрала себе еды на завтрак и с собой что нить в дорогу. До Николаевска  путь не близкий, езды - 7 часов. И ресторана или буфета   там  не было. Вот потому-то  и  сидела я  себе спокойно в той столовке,  вкушая блюда нашего столовского  общепита. Нормальные такие. Вполне себе  съедобные блюда.               

И тут открывается дверь и в столовую вошла  занятная семейка: муж, жена и двое детей - мальчик лет  восьми-девяти  и девчушка лет пяти. Папа с мамой - с рюкзаками за спинами. А  больше у них – ничего.  И прикид  у них такой  был...  бомжевской.  Все их   семейное  имущество  находилось   именно  в  этих двух  рюкзаках. Этот вывод про   столь   скромное  имущество  семьи   я для себя сделала  из разговора  родителей между собой.
               
И поняла я, что куда-то эта  бомжевская   семейка в тайгу с детками на заработки собралась. Они билеты уже купили на пароходик какой-то. И больше денег никаких у них не было. А дети очень есть хотели.  Тогда папаша от щедрот своих, решил купить детям по  стакану чая и по куску хлеба. От такой    родительской  «щедрости»  глаза у меня  чуть из орбит не  выскочили. А КАК же этот чадолюбивый  папаша   копеечки свои в рваном   своем  кошельке   пересчитывал... Последние  ВОСЕМЬ КОПЕЕК...  Смотреть  на это  не было  было сил. 

Родители уселись за столик, мальчик сел с ними. А девочка, с очаровательной детской непосредственностью подошла к теткам  на раздаче.
Надо сказать, что    наши  советские  раздатчицы в столовых  представляли из себя  таких вот  ну очень упитанных  матрон. Телеса у них  еще TЕ были  на  халявной-то жрачке...  И одна из сильно упитанных  раздатчиц, судя по ее  гОвору,  была хохлушкой.

Мальчик получил от родителя    эти  копеечки и подошел к раздатчице-хохлушке. Сказал, ЧТО ему надо. Хохлушка эта  гарная    сильно  подывылась. Но положила  мальчику  на блюдечко ДВА кусочка  серого хлебушка и  сказала, ГДЕ налить чаю. А сахар - в стаканы насыпала.
В  это время девочка  подошла  к  той стойке  раздачи, где каши стояли. Там  каша манная  была. Госсподиии...  ЭТО  надо было ВИДЕТЬ!  Этот  голодный взгляд девчушки...
          
Нет. Она  сама  НЕ ПРОСИЛА  манной каши. Она просто ЗАВОРОЖЕННО  на нее  смотрела... Никогда не забуду  этого голодного взгляда  малышки.
Хохлушка,  как  этот голодный  взгляд  девочки увидела, так вся и обомлела. И спрашивает ее так  участливо:
- Дівчинка,  ти що? Манної каші хочеш?
А девочка, завороженно  глядя  на тарелку с дымящейся манкой, только молча  кивнула головкой.
В это время, папаша услышал диалог дочки с раздатчицей и  возмущенно  заявил:
- Катька, отойди от стойки. Денег на кашу НЕТ!

А манная та каша  11(одиннадцать) копеек  всего-то и стоила. Ну, прямо, бешеные деньги за такое...   яство!

Тут уже  к этой хохлушке-раздатчице  стали подходить поварихи и другие раздатчицы. Надо было видеть  эту  компанию  толстеньких и пузатеньких  кубышек в  белых чистых халатах с чистыми белыми передниками и в накрахмаленных белых же  колпаках. У них у все  глаза были просто   по будильнику от ТАКИХ речей папаши.
А хохлушка  всплеснула  руками, да как  закричит:
- Та що ж це робиться на білому світі? Дитина голодує! Іди до мене, дівчинка! Іди! Я тобі кашки манної дам поїсти! Їж на здоров'я! Безкоштовно! Зовсім безплатно!

И  эта  добрая толстенькая    хохлушка  со слезами на глазах  наложила девочке  ПОЛНУЮ и ГЛУБОКУЮ   тарелку манной  каши. Аж чуть не вываливалась та каша с тарелки. Девочка, не веря своим глазам, бережно взяла тарелку  с  кашей и понесла  ее на родительский стол. Села и стала... с ТАКОЙ жадностью ее  уплетать, что у меня просто комок в горле  встал...

А мальчик тем  временем   принес два стакана со сладким  чаем  и  хлеб. Он уставился на  сестру, жадно уплетающую  манную   кашу. Не надо тут никаких комментариев,  про то,  КАК он смотрел на  сестричку, жадно  уплетающую кашу...

Насмотревшись на эту  грустную картину,   не менее  толстая  русская  повариха  тоже не выдержала  и   сказала:
- Иди сюда, мальчик! Я тебе тоже  каши  дам. БЕСПЛАТНО! Иди, иди, милый. Поешь!
Мальчик не заставил себя просить дважды,  быстро получил  свою тарелку с двойной порцией манной каши и  принес ее  на стол. Дети  молча и сосредоточенно  уминали  каждый  свою   кашу... Господи, КАК они ели. У меня сложилось впечатление, что  дети не ели уже месяц.

А ретивая  хохлушка в сердцах гневно бросила  в  адрес  родителей тираду:
 - Це ж треба? Дітей настругати, а як нагодувати (накормить)  дітей, так у них грошів нету! Ну, мужики пішли! Дітей прогодувати не можуть! Я б таким мужикам - яйця б відрізала!!  Грошей у них на їжу(еду) діткам немає! Ізвргі якісь! А чи не хрін дітей стругати, якщо грошів немає!

Заметь, дорогой читатель,  не  в бровь, а  в  глаз    хохлушка  по   мужику этому    проехалась  на  своей  мове. Даже я ее поняла, хотя на мове не говорю и мало что в ней розумiю. Вот и не знала: мне плакать или смеяться? И правда, а чего детей-то  строгать,  коли   грошей нэма!

В это время я уже поела и решила  двигаться до дебаркадера, где уже стояла моя  "Комета". Но ушла со смятенной душой.  Какие же у нас в стране - ДОБРЫЕ люди.  Ну и правда,  разве же может  русская  или  украинская  женщина  не накормить пусть  даже ЧУЖОГО, но  ГОЛОДНОГО  ребенка? Даже  я и вообразить себе  какого-то ДРУГОГО  поведения  наших    женщин   не могу. Накормить голодного ребенка - это  у нас, у русских и украинцев   СВЯТОЕ!

Бомжевская    эта  семья на мой теплоход не села. Наверное, они каким-то другим пароходиком   уезжали. Но вот детки эти голодные у меня так и стояли перед глазами.

И так ДИКО для меня все это было.  Даже самые бедные люди  у нас в Союзе были в состоянии детей хотя бы не голодными растить. Ну, не было у нас тогда голодных. НЕ БЫЛО! И все детки  страны были  уж как нить, но обуты-одеты и накормлены.

И такой вот диссонанс  в моих воспоминаниях остался.  Вот  та столовая  на берегу Амура, что у дебаркадера, она была  такая  большая, чистая и светлая. Все прямо сверкало в ней. Даже алюминиевые вилки-ложки. И салфеточки   бумажные  в стаканчиках, и букетики тоже на каждом столике стояли.
А  вот вошла  семья этих  бомжей. Мрачные такие, грязные, неумытые, ГОЛОДНЫЕ и НИЩИЕ. Никогда и нигде я в советские времена больше ТАКОГО  и такой нищеты  НЕ ВИДЕЛА.

А  столовка эта советская  у меня  каким-то  приятным светлым  пятном в воспоминаниях осталась. И тетки эти раздатчицы   дородные. А ДОБРЫЕ-ТО какие. Небось, эти тетки потом  всем  своим  дружным  коллективом  весь  день    обсуждали это событие. А  ведь  могли  и не накормить  детишек-то...

Вот  ТАКИЕ были  тогда, что бы там Познер ни говорил, у нас   ВРЕМЕНА...