Тридесятое царство. Эпизод 11-й

Владимир Воржев
Сочинитель
Без капризов, без скандалов,
Мне давно уже пора
Средь наполненного зала
Дать финал ночного бала.
Гости съедут со двора…
Деловитые лакеи,
Дамы, моськи всех мастей;
Шпаги, золото, ливреи, -
Кончен день, домой скорей!
Было славно, было мило,
Но к ночи – усталость глаз…
Жжет фонарь с последней силой
Из трубы парящий газ.
- Как вам дамы? - Очень мило…
Мы с Жанет ушли, смеясь.
- Вы к Мишон? Я еду мимо…
- Сядем вместе, милый князь!
Трогай, братец… да не быстро!
У меня с утра мигрень…
Милый князь, а тот министр,
В правой ложе… - Фихтенрейн?
- Да, да, да! Он, правда, холост?
- Так, мадам… ошибки нет.
- У него приятный голос…
На меня он свой лорнет
Наводил ежеминутно…
Как не стыдно… видел свет!
Я и пьесу помню смутно,
Расскажите мне сюжет!
- Пьеса... в общем, о народе.
- О народе… о простом?
- А любовь… и в этом роде?
- Это есть… я сам потом
Всё смотрел на даму в ложе…
Как, и вы смотрели тоже?
Вы же, граф, женаты. – Каюсь…
Молод был и глуп, как ветер…
- Вот, обидно! Я стараюсь
Разузнать о пьесе этой,
Но никто мне не расскажет
В чём там смысл и жизни суть…
- Эко горе! Режьте сразу:
Пьеса – жуть и просто муть!

Сцена та же: вся компания сидит в «избушке», наблюдая за дюжими молодцами, терпеливо дожидающимися под ее окнами, то ли появления Ивана, то ли новых инструкций от всевластного Кощея.

Иван (в сердцах)
Я знал, я чувствовал, я видел…
О, женщины, как все вы вероломны!
Шекспир, мой друг, - тебя обидел,
Твой опыт жизненный, - огромный!
Но я теперь вполне прозрел…
Вперед, на бой, - как вольный ветер!
Долой соблазн амурных стрел,
Без коих нелегко на свете,
Но с ними – счастье мужиков
В хожденьи возле женкой юбки…
А я срываю цепь оков:
Друзья, поднимем наши кубки!

Кот
Вот это дело, вот - мужик!
Тебе «семерки» иль Кагора?
Скажу, Ванюша, напрямик:
Мы – сила с дядькой Черномором!

Черномор
А ты куда, Учёный Кот?
От битв былинных закипел?
Там мемуар научный ждёт,
А ты – под пули и шрапнель…
За справедливость заступиться?
А где она… когда была?
Её обманчивы границы –
Добро карается со зла,
А Зло, от доброты сердечной,
Даёт Добру окрепнуть вновь…
И так творится бесконечно:
И жизнь, и слёзы, и любовь…

Кот
Кощею не прощу обиды!
Подумать только: мне, Коту, -
Да без цепи златой… Корриду
Ему устрою я. Смету…
Сживу со света, и со сцены
Самой истории сотру!

Иван
Так, ты со мною, друг мой верный?

Кот
С тобой, Иван, я перейду
Опасный Рубикон галлийский!
А коль погибну – попрошу
Своих оповестить я близких…

Черномор
Да… я гляжу, сейчас опять,
Из искры возгорится пламя…
И если далее играть –
То рок войны поступит с нами
Жестоко, - судеб не щадя…
И я готов теперь, пред вами
Немедленно открыть себя…

Очертания Черномора расплываются, и взорам присутствующих открывается долговязая фигура Кощея.

Яга
Вот так дела… Кощей Бессмертный!
И как, позволь-ка мне узнать,
При худобе своей заметной
Ты смог так долго пребывать
В добротном теле Черномора, -
Любимца выпить и обжоры?
Каким забытым колдовством
Создал обман ты виртуозный?
Вот это, братцы – ремесло!
Прям морок медикаментозный…

Кощей
Ты скажешь, тоже – колдовство!
Ведь навык мой давно утерян…
Ушло былое ремесло, -
Лишь бизнес мне остался верен…
«Голографический портрет» –
Продукт с далёкого Тайваня;
Задуман сильно – спору нет,
Но собран, будто не руками, -
Чёрт знает чем! И я – дурак,
Сменял его на весь табак,
Что вёз на склад – четыре тонны,
Да рам ещё к нему оконных…
Всего лишь раз его включил –
Винт выпал, - скотчем залепил.

Кот
Сильна тайваньская наука!
А можно мне, - я стану львом…

Кощей
Да, больно ненадёжна штука…
Уж лучше будь-ка ты котом!
А с цепью… ты прости, - не ведал,
Что зла тебе принес вагон…
Её верну; и сразу, следом,
Тебе оформлю пенсион!

Кот
Ещё усадьбу… с летним садом;
И что б свечей – по пять на дню, -
Мне мемуар закончить надо,
И монографию свою.

Кощей
Всё решено! Учёным мужам
У нас – достаток и успех.
России ты, Котище, нужен;
Пиши историю для всех!

Иван
Ты что, - поверил? Ты согласен!
Тебя купил он так легко…
О, этот тип весьма опасен;
Зайти он сможет далеко!

Кот
А, что ты хочешь? В комнатушке
Моей творить, - кому с руки?
В мои года едят не сушки,
А дичь, икру и балыки…

Иван
И уходи, раз ты – предатель!
А я один встряхну народ.
Скажу, что Кот Учёный запил
И по течению плывет…

Кот
Я клеветы терпеть не стану!
Позор на мой учёный род…
Кто ищет жизни без изъяну,
Тот в нищете всегда живёт!
А я хочу на гонорары
По заграницам разъезжать,
И там ночами на бульварах
Вниманье женское стяжать!
Хочу, как Фёдор, я, Шаляпин,
Быть знаменитым и большим…
И ты мечту мою не лапай, -
Домой уж лучше поспеши!

Иван
И пусть повсюду, в Лукоморье,
Страдает нечисть, - так ведь, Кот?
И зреет в их лесном народе –
Народный, брат, переворот?
Тому не быть! Кикимор слёзы,
И леших давняя беда
Во мне подняли мыслей грозы
И дух бунтарства навсегда!
Я к ним пойду, а ты, Дубрава,
Войны спугавшись и забот,
Иди с Ягой – имеешь право…
Знать там и муж тебя найдет!

Дубрава
Чего, чего? Уходишь, сокол?
Вчера мне душу замутил,
А нынче – за очками стёкол,
За революцией прикрыл
Своё мужское лиходейство…
И мне терпеть такое действо!
Всё, решено – пойду с тобой!
Скакать, стрелять, плести интриги…
Но коль убьют тебя, родной, -
То не женитьбу ты, а фигу
Взамен получишь! Понял, нет?
Несчастный русский Лафайет!

Яга
Отлично, девка, так держать!
Мужик, как конь, - узду почуяв,
Начнёт брыкаться, топать, ржать,
И ты его, рукой врачуя,
Не смей на волю отпускать!

Кощей
Ну, всё, довольно, друг Иван!
Уж эти мне интеллигенты…
Набрали книг из разных стран,
И вместо бизнеса и ренты –
Идей заморских запася,
Подобно вражеским агентам,
Внушают дурь, страну тряся!

Иван
Свобода, равенство и братство –
И это дурь?

Кощей
Ну, всё, - хорош!
Устал с тобою я сражаться…
Здоровья столько, где возьмешь!

Яга (с тревогой)
Тебе неможется, Кощейка?
Опять сердечко барахлит?

Кощей
Настойки мне своей налей-ка!
Мой милый доктор Айболит…

Яга
Какой?

Кощей
Давай, чертополоха…
Как, помнишь, - много лет назад?

Яга (вздыхая)
А я тогда была дурёхой…

Кощей
…А помнишь тот фруктовый сад,
Куда мы бегали встречаться?

Яга
И фразы были невпопад…

Кощей
И мы хотели обвенчаться…

Яга
Но всё прошло… как дивный сон!
Цветы, весна, волненья…
И где ж теперь любви перрон,
Где жизни вдохновенье…

Кощей
Проходят годы и века;
Эпохи длят столетья,
Но не умрёт любви река!
От бури лихолетья
Не осушит брега свои;
Не сменит длань земную
На грёз небесных корабли
И тьму души лесную!
Однако полно… свой черёд
У дел и слов амурных…

Яга
Сейчас он мой растопит лёд…
Ой, что-то стало дурно!
Ванюша, милый, - там настой,
У кадки – из лягушки…
Налей немного… Нет, постой!
Немного стало лучше…

(Кощею)
Что ж ты молчал; уж пять веков,
Терплю я муку эту!

Кощей
Что есть века? Лишь пыль оков…
Прости меня за это!

Яга
Простить, тебя? Да, никогда!
Ты – Донжуан несчастный!
А я-то, дура, - всё ждала…
Теперь не стану – баста!

Иван
Прошу прощения…

Кощей
Ах, да!
(Собирается с мыслями)
Давай, решим теперь же…
На якобинство навсегда
Оставим мы надежды!
А я, - коль буду жив и здрав,
Ещё, хотя б полвека,
Начну реформы в пользу прав
И счастья человека.
Ни форма глаз, ни кожи цвет
Не будет пусть преградой…
Полвека мало… может, век…
Спокойно, без бравады.

Иван
В России нет глупее дел,
Реформ и улучшений…
Их начинают те, кто смел,
Но даже чистый гений, -
Их до ума не доведёт –
Умрёт от ожиданья!

Кощей
Я не умру!

Яга
Он не умрёт!
Попробуй, - без свиданья!

Кот
Пора, по-моему, идти, -
Здесь зреет сцена быта…
И я хотел любовь найти…
Уж лучше про корыто
И деда с бабкой сочинять
Немыслимые сказки,
Чем в браке время коротать,
Войну сменяя лаской.

Дубрава
Пойдём и вправду, а – Иван?
Тут не до нас Кощею…
А коли он творит обман,
Так ты его затею
Раскроешь через сотню лет, -
Вернёшься и накажешь…
Идём, - уж дальше смысла нет…
Любовь – ну что тут скажешь!

Сочинитель
Летя по жизни на бегу,
Ошибок знав без счёта, -
Окончить пьесу не могу
Без пафосного взлёта.
Скорее – в пропасть и в огонь;
В бездонную пучину…
И ты писателя не тронь, -
Ему раскрыть причину,
Цель мирозданья, жизни суть,
Так нужно – хоть убейся!
А после – выпить, отдохнуть,
Понежиться… Не смейся!