Мать городов русских

Ласло Зурла
-  Что такое светлый город? – спросила дочь старого портье из бывшей гостиницы ЦК. Я его знал еще тогда, когда в такой же день - седьмого ноября, по проспектам страны шустро разбегались ряженые люди, спешившие, после шествия в колоннах с транспарантами, домой: к теплу, к потной бутылочке водочки с селедкой в «шубе», к телевизору с вечерним «голубым огоньком». Советская Атлантида уверенно рулила в самый победоносный свой конец, и никто не мог знать и в страшном сне, насколько изменится мой город с тех пор.
- Светлый?... Ну… вот этот и есть. – улыбнулся я.
- Киев? – уточнила девушка.
- Он. Он самый. У него аура такая. Это вообще загадочная тема. Есть темные города, а есть светлые.
- В смысле? –  в ее черных глазах вспыхнул интерес.
 Я взял ее за руку. Сказал:
- Смотри на этот спуск. Это Андреевский. Что ты ощущаешь?
- Не знаю… покой, наверное. Провинциальность какую-то. Да… и это еще… остановку времени. Точно! Будто некуда спешить больше. Особенно у собора. Там совсем забываешь, зачем пришла.
- Ну вот. Это и есть светлый город. Я таких знаю только три. Еще Ужгород. Этот вообще - песнь дудука. Только из дерева сакуры. Шутка. Представляешь, когда приезжаю туда, сразу прилив сил ощущаю.  Я его так и называю - батарейкой. И голова  в нем никогда не болит.
- А третий?
- Третий – Прага – мать городов нерусских. Да, шучу-шучу!.
Она не сердится. Соглашается. Ей очень интересно. Мы заходим в «шоколадницу». Заказываем дорогие «наполеоны», пьем кофе из больших чашек.
- А ты покажешь мне Майдан? – спрашивает она.
- Конечно. Покажу. Ты знаешь, это место заколдовано! Что бы ни случилось, там всегда побеждает добро.
- Гм… Почему? Потому что светлый город? – ее глаза выпускают «бесинки».
- Наоборот. Оттого, что зло там никогда себе не находит места, город имеет теплые оттенки. Посмотри на картины художников, увековечивших столицу. Есть места на земле холодные, есть отвратительные даже, несносные для жизни, всякие, а здесь всегда жители улыбаются и мало требуют.
- Подожди! Еще потребуют. У меня тревожные вести из редакции.
…………………………………….
Она оказалась права. Она - журналист чешского общественного канала новостей, моя бывшая сокурсница по Москве и… Впрочем, это неважно. Через месяц в городе к светлым краскам добавились серые, а потом и черные тени. Но даже в самые трагические моменты той страшной зимы четырнадцатого года мой благословенный город ни на минуту не покидали ангелы, хранящие печать и ключи для тех, кто скоро изменит до неузнаваемости весь мир.