Свадебный сказ

Эйрэна Борисова
       (на свадьбу друзей по мотивам С. Ершову и Л. Филатову)

Ой, Вы гости-господа!
Чем же мне Вас позабавить?
Сказку ль новую оставить?
Про Наталью, про царевну,
Чудо-птицу несравненну,
Про Андрея-молодца,
Знамо дело удальца.
Вы рассказчика простите
Ежли что он переврал.
Правду с сказкою смешал,
Да рассказ сей написал.
А рассказ про царь-девицу,
Про Андрееву Жар-птицу,
И про старого царя,
Тот что маялся за зря.
Да и так себя томил,
Что до свадьбы не дожил.

Ну, так видите ль, миряне,
Православны христиане,
Наш Андрей к царю попал,
Службы разные справлял.
И теперь мы молвим слова
Про Андрея-стременного.
Вы узнаете потом,
Как он стался женихом.

________________

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Царь один жил во дворце.
У него служитель был.
Все служили, как попало,
А Андрею выпадало
Много сложностей, хлопот,
Но зато и весь народ
Стременного уважал
И за верность привечал.

Тра-та-та, тра-та-та!
Вышли кони со двора!
Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу.
Как во трубушку играет
Православных потешает:
«Эй, послушай люд честной!
Жили-были муж с женой.
Муж-то примется за шутки,
А жена – за прибаутки.
И пойдет у них тут пир,
Что на весь крещенный мир!»
Это присказка ведется
Сказка опосля начнется.
Как у наших у ворот
Муха песенку поет:
«Что дадите мне за вестку?
Бьет свекровь свою невестку.
Посадила на шесток,
Привязала на шнурок.
Не ходи ты по зорям,
Не кажися молодцам!»
Это присказка велась,
Вот и сказка началась.

Раз служители двора
Попивали мед из жбана
Да читали Еруслана.
«Эх! – один слуга сказал –
Как сегодня я достал
От соседа чудо-книжку!
В ней страниц, не так что б слишком,
Да и сказок только пять,
А уж сказки, вам сказать,
Так не можно надивится!»
Тут все в голос: «Удружи!
Расскажи, брат, расскажи!»
«Ну, какую ж вы хотите?
Пять ведь сказок… Вот смотрите:
Перва сказка о бобре,
А вторая о царе,
Третья… Дай Бог память… Точно!
О боярыне восточной,
Вот в четвертой, князь Бобыл,
В пятой… В пятой… Эх, забыл!»
«Ну да брось ее!» - «Постой!..»
«О красотке, что ль какой?»
«Точно! В пятой говориться
О прекрасной царь-девице.
Ну, какую же, друзья,
Расскажу сегодня я?»
«Царь-девицу! – все кричали –
О царях мы уж слыхали,
Нам красотки-то милей!
Их и слушать веселей!»
И слуга, усевшись важно,
Стал рассказывать протяжно.
«У далеких немских стран
Есть, ребята, океан.
За далеким океаном,
Есть чудесных стран не мало.
От людей же слух идет,
Что девица там живет.
Но девица не простая.
Дочь ведь Эдика родная,
Две звезды же, сестры ей…
Нет прекрасней и милей…»

А завистливый слуга,
Недослушав до конца,
Во дворец к царю пустился
И как раз к нему явился.
Стукнул крепко об пол лбом
И запел царю при том:
«Не вели меня казнить!
Вели слово говорить!
Мы сегодня в кухне были
За твое здоровье пили,
А один из дворских слуг
Позабавил сказкой вслух.
В этой сказке говорится
О прекрасной царь-девице.
Вот твой царский стременной,
Поклялся твоей брадой,
Что он знает эту птицу,
Так назвал он царь-девицу,
И ее, изволишь знать,
Похваляется достать.»
Старый царь шуметь стал снова:
«Гей! Позвать мне стременного!»

Царь так начел речь: «Послушай,
На тебя донос, Андрюша.
Говорят, что вот сей час,
Похвалялся ты для нас
Отыскать прекрасну птицу,
Точно молвить, царь-девицу.»
«Что ты! Что ты! Бог с тобой! –
Начал царский стременной –
Ты хитри со мной как хош,
А меня – не проведешь!»
Царь, затрясшее бородою:
«Что! Рядиться мне с тобою? –
Закричал он. – Но смотри.
Ты по платишься со мною!
Я в те дурь-то успокою!
На узду! В решетки! На кол!
Вон, холоп!» Андрей заплакал…
Что же делать молодцу,
Коли вздумалось царю
С царь-девицей повидаться?
В путь дорогу собираться
Надо в скорости ему.
Но найдет ли он страну,
Где девица та таится?

……………………..

Не поведаю сей час,
Как исполнил он указ,
Как по странном ин гонялся
За царевной молодой,
Как хитро ее сыскал,
Как отца ее встречал,
Как испрашивал, и зря,
Разрешенья для царя,
В путь обратный снаряжался
И в столицу возвращался.

…………………….

Вот столицы достигает.
Царь к царевне выбегает,
Во дворец ее едет
И такую речь ведет:
«Бесподобная девица!
Соглашайся! Будь царицей!
Я тебя едва узрел
Сильной страстью воскипел.
Соколины твои очи
Не дают мне спать средь ночи
И во время бело дня,
Ох,            измучили меня!
Молви ласковое слово.
Вся для свадьбы уж готово!
Завтра ж утром, светик мой,
Обвенчаемся с тобой!»

А царевна молода,
Ничего не говоря,
Отвернулась от царя…
Тот балясы начал снова:
«Молви ласковое слово…
Чем тебя я огорчил?
Али тем, что полюбил?»
«О, судьба моя плачевна! –
Говорит ему царевна –
Если хочешь взять меня,
То достать ты мне в три дня
Перстень мой из океана.»
«Эй! Позвать мне Андриана!»
Царь поспешно закричал
И чуть сам не побежал.

Вот Андрей к царю явился,
Царь к нему оборотился:
«Поезжай на океан.
В океане том хранится
Перстень, слышь ты, царь-девицы.
Коль достанешь мне кольцо,
Задарю тебя всего.»
«Я и с первой-то дороги
Волочу на силу ноги…
Ты ж опять на океан!
Сколько ж можно то спешить?»
«Как же, плут, не торопиться,
Видишь, я хочу жениться!
У меня не отпирайся,
А скорее отправляйся!»

На другой Андрейка день
По теплее приоделся,
На коне своем уселся
И поехал в дальний путь…
Дайте, братцы, отдохнуть!

……………………….

Зачинается рассказ
От Андреевых проказ,
И от сивки, и от бурки,
И от вещего каурки.
Козы на море пошли,
Горы лесом поросли,
Конь с златой узды срывался
Прямо к небу поднимался.
Это присказка, пожди,
Сказка будет впереди.
Осерчал Федот.
Созвал честной народ.
Решили соседи подсобить Феде.
Фрол взял кол,
Устин взял дрын,
Игнат взял ухват
И все за Федотом –
К царевым воротам.
Навстречу им генерал.
Подскочил бочком,
По сверкал зрачком,
Произвел догляд
И к царю на доклад.
Это присказка, а вот
Сказка чередом идет.

Ну-с, так едет Андриан
За кольцом на океан.

Я рассказывать не стану,
Как шнырял по океану,
Как он сделался послом,
У Кита просил прощенье,
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей,
Как кольцо со дна достал
И сундук запаковал.

Стал четвертый день зариться.
Наш Андрей уже в столице.
Царь с крыльца к нему бежит,
«Что кольцо мое?» Кричит.
Тут Андрей с коня слезает
Очень важно отвечает:
«Вот тебе и сундучок!»
Царь бежит ко царь девице.
«Перстень твой, душа, найден. –
Сладострастно молвил он. –
И теперь, промолвить снова,
Нет припятства ни какого.
Завтра утром, светик мой,
Обвенчаемся с тобой.
Страх жениться захотелось.
Если ж ты… То я умру
Завтра ж с горя, по утру…
Сжалься, матушка-царица!»
Говорит ему девица:
«Но взгляни-ка, ты ведь сед!
Мне ж…. Не важно сколько лет…
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться.
Дед-то, скажут, внучку взял!»
Царь от горя закричал:
«Пусть-ка только засмеются!
У меня, как раз, свернуться!
Все их царства полоню!..»
Но схватился за бочек
И уселся на порог.
Защемило ретивое
Сердце бедное больное.
Страсти этой не снеся…
Мир остался без царя.

Царь-девица тут встает.
Знак к молчанью подает.
Очи ясны поднимает
И прислужникам вещает:
«Царь велел вам долго жит.
Я хочу царевной быть.
Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Совладетелем всего
И супруга моего!»
Тут царевна замолчала.
На Андрея показала.
«Люба! Люба! – все кричат –
За тебя хоть в самый ад!»

Царь царицу тут берет
В церковь белую ведет.
И с невестой молодою
Он обходит вкруг налою.

Во дворце же пир горой.
Вина льются там рекой.
За дубовыми столами
Пьют боярыни с князьями.
Сердцу любо! Мы там были.
Мед, вино с ковша мы пили.
По усам хоть и бежало
В рот ни капли не попало.
Что бы было с чего пить
Мы решили подарить
Кубки эти не простые,
Право, чуть не золотые,
Звезды ярки в них горят,
Словно тихо говорят,
Что б друзей не забывали.
В гости чаще зазывали.
В славу наших молодых
Мы сей чах поздравим их.
Счастья, мира посулим.
Кубки эти осушим.
Всем веселья обещаем.
Проживут пусть тыщу лет!
Не забудут про обет!
А теперь мы крикнем бойко
Для влюбленных наше: «ГОРЬКО!»