Италия

Елена Конюшкова
Наверное, именно интерес к русским художникам 19 - начала 20 в. явился основной причиной  моего интереса к Италии. Ибо почти все они, или учились там, или просто жили достаточно долго. Ведь не может это быть случайностью? Да и картины, созданные там, были чудесными.
 
Значит, следовало обязательно посетить эту страну.  Сказано – сделано. В турагенстве тур подобрали быстро. Конечно, не вся страна, но от списка городов захватывало дух: Рим, Неаполь, Флоренция, Венеция… и это еще не весь список.
Требовалось дождаться подтверждения заказа.
Долгожданный подтверждающий звонок – и скорее оформлять путешествие. Оплатила, заключили договор, правда за документами на тур придется пойти позже, когда привезут паспорт с визой.

Дома, по привычке перечитывая договор, заметила в нем ряд ошибок, сразу не замеченных.  Вроде бы и не таких уж серьезных, если считать это опечатками, но, если вдруг это не опечатки, то ситуация может сложиться в печальную картину.
Во-первых вместо стандартного названия для одноместного номера «Single» или чего-то подобного, было невразумительное сочетание букв «АС ВС».  Первое что пришло на ум по созвучию – «AC DC», общепринятое обозначение переменного тока. Ничего другого не вспоминалось. Уж не в трансформаторную ли будку меня собрались поселить? Полезла в Интернет, но и он ничем меня не обрадовал.  Загадка.

Далее выяснилось, что ошибки были сделаны как в моей фамилии, так и в адресе. Все это списывалось с паспорта, как надо было читать, спрашивается.
После этого я уже стала критически исследовать весь текст. Выяснилось, что в договоре не указана оплаченная экскурсионная программа, а если считать, что она в приложении, то об этом тоже не было указания. Как и на листке с программой не было указано, что это приложение к договору. Не была включена страховка от невыезда, у меня про нее даже не спросили, и я тоже забыла напомнить. Было неверно указано, что документы на тур должны быть получены в аэропорте, хотя была договоренность о получении их в этом же турбюро.

Хорошая картина складывалась. Может все это могло бы быть несущественным, если бы около меня давно не вились всякие темные гебешные персонажи. Я писала об этом в других рассказах, потому не буду повторяться. Такая вот сложилась жизненная ситуация. И это навевало мысли о неслучайности происшедшего.
Если на основании такого договора, мне такой же номер укажут в документах на тур, то, спрашивается, куда меня могут поселить изумленные администраторы? Вряд ли в сингл. И с кем я должна буду делить номер? Если версия правильная, то уж, не сомневаюсь, заинтересованные товарищи заранее подберут «подходящую» компанию, придав ей естественный вид для администраторов. И чего можно ждать от такого развития событий я даже боюсь представить. Чего угодно.
Наверное,  всем известно, что когда возникает некое противостояние с властными структурами, то их излюбленным приемом является вымазать жертву грязью, особенно, что называется, ниже пояса. И я, на своем печальном опыте, подтверждаю это мнение. Сколько омерзительных провокаций мне довелось видеть – не поддается никакому счету. Сколько беспочвенных хамских намеков мне довелось слышать – тоже не сосчитать. Противостоять этому невозможно, т.к. в глаза они мне ничего сказать не могут, потому изощряются лишь в намеках. Я не обращаю внимания. Лишь составила мнение об окружающем народе. Но общаться с ними приходится – а куда денешься? У нас практически весь народ такой – надави или заплати и «делай с ним что хошь».

А когда я, вернувшись, приду в турбюро с претензиями, мне скажут: «А кто вы вообще такая? Тут вот и адрес другой, и фамилия другая в договоре! Знать вас не знаем. До свидания».
А, кроме того, с получением документов неразбериха получается. Можно и вообще не уехать при таком раскладе.

Такой вот предполагаемый сценарий сразу прокрутился в моем сознании. Что делать, в моей жизни слишком много подобных мерзостей, потому всегда приходится быть готовой к худшему. Ну а если ошибусь, так только рада этому. И я поехала выяснять ситуацию.

На мой вопрос, что это за новый тип номера мне указали, девушка ответила неожиданным вопросом же:
 - А вы разве раньше уже были в Европе?
 - Да  – говорю – была, и неоднократно. К тому же система  обозначения номеров, насколько мне известно, едина по всему миру.
А когда я тут же начала перечислять остальные претензии к тексту договора, она меня сразу же прервала:
- Извините, мы сейчас все переделаем.

Переделала. На сей раз, все было нормально, даже с некоторым избытком.

Неожиданная реакция девушки на мой вопрос лишь подтвердила мои опасения относительно намеренных ошибок в договоре. Получается, что крайне маловероятно такое случайное происшествие, надо полагать, инструктировали ее, но недостаточно внятно, что и привело к конфузу. Хочу заметить, что копия того первоначального договора у меня осталась, так что это не фантазия, а чистая правда.
Мне порой просто жалко несчастных  подневольных сотрудников разных организация, с которыми мне приходится общаться. Но жалко лишь в тех случаях, когда в силу стечения ли обстоятельств  или моей предусмотрительности, для меня все заканчивается благополучно. Потому что, и они немало попили моей крови. Вот такая веселая жизнь.

В данном случае на этом проблемы почти закончились. По крайней мере, некоторые странности, потом имевшие место в этом прекрасном путешествии, я не могу твердо отнести к интригам Конторы, могу лишь предполагать.

Маршрут проходил с северной части Италии до южной, потом снова возвращались на север и почти неделю  - отдых на море,
Прилетели мы в Анкону, ранее это название было мне неизвестно. Прилетели глубокой ночью, т.к. самолет многократно задерживался. Все сразу попадали в койки и заснули – подъем был ранний, утром сразу же выезжали.  Потому города почти не видели, вроде бы достаточно промышленный, хотя и на берегу моря. Хотя, как и почти везде в Италии, какие-то древности присутствовали, но рассмотреть их не успели.
   
Дальше пошли итальянские пейзажи из окна автобуса: зеленые холмы с маленькими городками (деревнями это не назовешь) или замками на вершинах, поля, виноградники... В Италии вдоль дорог часто растут красивые яркие маки, а порой встречаются целые поляны заросшие им. И почему-то никого это совершенно не волнует. Это кажется странным после того как в российской прессе начитаешься всяких ужасов, как несчастных пенсионеров пытались посадить за то, что на их участках встречаются отдельные цветки мака, выросшие самостоятельно. Сразу чувствуется разница в менталитете.

В пути сделали большую остановку часа на два для шопинга в целом городке из магазинов – аутлетов. Для людей далеких от этого, поясняю, аутлеты – это такие магазины, где происходит распродажа устаревших брендовых коллекций.  Естественно, со значительными скидками. Поскольку меня эти коллекции совершенно не интересуют, хоть со скидками, хоть без, я сделала обзорную экскурсию по территории, ничто мое внимание не привлекло, а потом пришлось загорать в ожидании народа. Я вообще не понимаю этого повального сумасшествия – тяги к брендам. Я понимаю к лицу мне платье или нет, хорошо или плохо сидит, нравится или не нравится цвет или качество материала… но вот брендовое ли оно… Конечно, если денег девать некуда и надо их как-то тратить, то понятно. У меня ситуация не такая. Да и у многих зависимых от брендов – тоже. А вот повышение самооценки, как в собственных глазах, так и в глазах окружающих, с помощью брендов – это уже чистое безумие. По моему скромному мнению, конечно.

Ну да ладно, поехали дальше. И вскоре въехали в Рим. То тут, то там виднелись остатки древних укреплений, переехали через Тибр,  выгрузились и сразу на экскурсию.
Ну что сказать… Это надо видеть. Надо самому гулять по этому городу,  видеть эту смесь древних полуразрушенных строений, зданий средних веков и тут же современных… Это создает какую-то непередаваемую атмосферу, коей дышишь и наполняешься день ото дня. Если, например, красота Парижа проникает в основном  через зрение, то Рим проникает сразу в душу и прочно поселяется там.
Площадь Навона, Пантеон, Площадь Венеция, Капитолийский холм, Римский форум,  Колизей, фонтан Треви… Когда я произношу эти наименования, то у меня сразу же возникают образы… У тех же, кто не видел, нет таких ассоциаций, потому нет особого смысла в этих перечислениях.

Рядом с индийским храмом со слоном два человека в одеяниях буддийских монахов то ли проводили сеанс левитации, то ли показывали какой-то фокус. Один, сидя на коврике, держал одной рукой длинную (не меньше метра) палку, с прибитой сверху небольшой дощечкой, на которой сидел второй  монах. Оба при этом были явно живые, моргали. Никаких других приспособлений замечено не было, хотя народ заглядывал всюду. Сидели они, похоже, давно – глубокая шапка была наполовину заполнена монетами. Не подать им евро за такое уникальное представление было невозможно. Неужели, правда, левитация?   

Все было необычно, своеобразно… Здесь надо жить недели две, и уж точно не менее недели, чтобы толком все рассмотреть – вся группа сошлась в этом мнении. А мы за два-три дня лишь бегло взглянули.

Вечером нас поселили в гостинице на каком-то холме, мне достался необычный номер на крыше – ну, чисто домик Карлсона! И вся крыша – в моем распоряжении вместо лоджии! Это было классно. Панорама Рима и купол собора Петра вдали были передо мной. Жаль, что в гостинице мы редко бывали – подобного номера у меня еще не было. И вряд ли будет.

На следующий день с утра поехали в Ватикан. Напугала огромная очередь, но, к счастью, какие-то у них там свои договоренности, и мы прошли без очереди. Череда великолепных залов с шедеврами  искусства …. – музеи Ватикана производят сильное  впечатление.
Еще во внутренних территориях есть большая площадь, а посередине огромный как бы надрезанный блестящий шар, в котором видна сложная механическая начинка. Символ мироздания.
Какими-то запутанными переходами дошли до Сикстинской Капеллы, расписанной Микеланджело, где проходят выборы очередного Папы, а затем попали в величественный и очень красивый собор Святого Петра.

Потом бродили по городу самостоятельно. Это, пожалуй, не менее  интересно. Пока сама не погуляю по городу, как-то его не чувствую. И от других слышала такое же мнение.

Еще была экскурсия в пригород Рима: небольшие старинные городки на потухших вулканах, в которых образовались озера. Очень красивые и колоритные поселения и пейзажи. Посетили также летнюю резиденцию Папы Римского. Хорошо Папа отдыхает.

Следующим за Римом были Неаполь и Помпеи.
Везувий царствовал над всем пейзажем.
Помпеи оставили у меня тяжелое впечатление. Нет, город местами изумительно сохранился вплоть до фресок, статуэток и предметов быта, но вот эти гипсовые копии людей, погибших  под пеплом Везувия – это жутко. Для тех, кто не знает, объясняю. При извержении город был засыпан толстым слоем раскаленного пепла. Извержение произошло внезапно, большинство людей не успели уехать и были заживо погребены. Постепенно останки их разложились, пепел стал почти камнем и образовались полости, оставшиеся от тел погибших людей. В наше уже время археологи заливали  их гипсом. Потом почву долбили и получали статуи людей в предсмертных позах. Это потрясающее подлинное  свидетельство трагедии. Что с того, что это было очень давно? Это были живые люди. Эта мука на лицах, открытые в крике рты… Лучше этого не видеть.

Залечивать душевные раны стали сначала обедом с пиццей, морепродуктами и красным вином, а затем чудными видами Неаполитанского  залива и самого Неаполя. Даже свалки и трущобные поселения мигрантов вблизи города не могут испортить впечатление от этого чудного города. Даже не знаю, что там описывать, просто – красиво. Набережная, старинные замки, площади…  Не дураки были русские художники, что стремились тут жить и творить. Я бы тоже не отказалась остаться там навсегда. Редкое по красоте место.

Все, далее мы поворачивали на север. Первым городом на нашем пути была Сиена.  Средневековый город с потрясающим кружевным храмом. Да и прочие здания неплохи. Пять баллов из пяти возможных.
А дальше вообще красота неописуемая – Флоренция.
 Какой-то совершенно ажурный волшебный город. Дворцы, соборы, церкви, колокольни, скульптуры, мосты и даже обычные здания завораживают – невозможно отвести глаз.
Целый сонм великих имен связан с этим городом: Микеланджело, Донателло, Джотто, Данте Алигьери, Николо Макиавелли,  Россини и многие другие не столь известные у нас. Да, такие города должны были строить великие люди, и жить, творить в них тоже – великие. Может жизнь среди великолепной природы, в теплом климате, при преимущественно солнечной погоде так влияет на развитие людей, что многие становятся талантливыми и гениальными? И сами стремятся создавать вокруг лишь красоту? В нашей стране, например, ничего подобного нет и не было.

На другой день было невозможно отказаться от поездки в Пизу, хотя после всего, что мы видели, падающая башня уже не казалась такой уж диковинной. Ну да, падает. Но, вероятно, теперь уже долго простоит, так как нашли способ ее укрепить – сделали подкоп и выгребли часть земли.
Башня красивая, собор около нее еще красивее. Городок тоже вполне симпатичный. «Кормилица наша» - ласково называли экскурсоводы Пизанскую башню.

Именно там довелось увидеть неприятные случаи с российскими туристами. Хотя подобное бывает и в других местах. В туристических местах бедные итальянцы, в поиске средств для проживания, порой красят себя какой-нибудь бронзовой краской, одевают старинные наряды и в таком виде предлагают туристам сфотографироваться с ними или просто позируют. Естественно, ожидая какого-то вознаграждения. Некоторые наши фотографируют их и удаляются, не заплатив, игнорируя просьбы этих бедных людей. А на замечание, что, дескать, как-то нехорошо, нагло отвечают, что пусть догонят. Случаи такие далеко не единичные, стыдно за соотечественников, имеющих деньги на путешествие и не нашедших мелких монет для благодарности.

Потом продолжили осмотр Флоренции. Посетили бывшую резиденцию Медичи, ныне – музей. Конечно, роскошь зашкаливает.

Следующим пунктом была Венеция. Рано утром приехали на морской вокзал, где нас перегрузили на несколько небольших катеров  и поехали сначала вроде бы по какому-то заливу, но потом залив трансформировался в широкий проспект-канал с прекрасными воздушными зданиями с обеих сторон. Гранд  Канал. Ощущение какой-то нереальности, и в то же время охватывает восторг.

Потом вышли в другой залив, там причалили и высадились на главной набережной. Небольшая прогулка – экскурсия до главной площади Сан-Марко, затем путешествие на гондоле уже по узким каналам-переулкам Венеции. На каждую гондолу выдают по бутылке шампанского. Вероятно, чтобы туристы не слишком концентрировались на весьма облезлых порою зданиях и мутной воде каналов. А что – работает! Особенно на голодный желудок. Прогулка прошла на ура. Тот же восторг, но с примесью страха кувыркнуться в этот канал. Говорят, бывают случаи.

На острове Святого Георгия, напротив набережной, стоит церковь, а рядом с ней  огромная скульптура уродливой обнаженной женщины: без рук, на  неестественно коротких ножках, с отвисшим животом. Видна издалека. Пугает своим видом. Говорят, что архитектор, которого попросили построить этот храм, согласился на это лишь при условии, что рядом с храмом он поставит скульптуру этой женщины, вроде бы его любовницы. Заказчики согласились на это условие. Так нам рассказал экскурсовод  в ответ на наши вопросы. Как я понимаю, это протест Богу. Говорят, эта женщина родилась такой. Ну что же, достойный уважения жест.

Продолжение экскурсии до трактира.  Лазанья, лосось, тирамису, мороженое,  красное вино в большом количестве изрядно подняли всем настроение. Все стали друг друга уважать и любить, хотя в путешествии иногда стычки случались. Но тут уже конец маршрута, всё забылось. В веселом настроении отправились в самостоятельные блуждания по городу. Заблудиться тут можно, что с некоторыми и произошло. Но все закончилось хорошо.
На прощание посетили дворец дожей – так раньше назывались правители Венеции. Опять чрезмерная роскошь, но тут же, рядом, через мостик – тюрьма. Чтобы далеко не ходить, значит, ежели что.

Город очень красивый, хотя местами и обшарпанный. Та же ажурность, что и в других итальянских городах, но везде она как-то на свой манер, потому не наскучивает. Доводилось слышать, что он производит впечатление какого-то ненастоящего, опереточного. Да, есть немного. Но все равно очарователен. Хотя я не представляю,  как там жить. Твердых улиц мало, в основном каналы, даже без тротуаров. Если что из окна упадет – всё, утонуло. Всюду сырость, что там вместо подвалов в этих домах – подумать страшно.

Всё, последний марш-бросок до Пезаро и там залегаем возле моря. Сил уже ни у кого не осталось – постоянные подъемы на заре, прогулки до полного изнеможения, напряжение мозгов для восприятия информации, разборки-сборки чемоданов, страх забыть что-нибудь в очередном отеле… Хочется пассивного отдыха на пляже. Куда мы и едем. Там группа распадается, у всех разные отели в разных местах.

Приехали поздно вечером – всё, теперь можно спать сколько угодно,  с утра осмотрюсь.

Ну, вот и утро. Отель рядом с большим песчаным пляжем и, в то же время, в центре города. Выход  прямо на набережную, и окна туда же выходят. По вечерам из-за этого слишком шумно. В номере балкон с видом на море и прочую окружающую действительность. Начинаем пляжный сезон.

После пары дней лежания на пляже и купаний в море силы вернулись, и появилась возможность осмотреть место пребывания. А городок  оказался интересным, населения на вид – тысяч сто. Конечно, после всего, что мы видели, он уже не может произвести сильное впечатление, но, если взглянуть объективно, то тут есть что посмотреть. Жаль, что экскурсий тут нет. И литература, даже туристическая, в основном на итальянском.

Совершая прогулки по городу, я  обнаружила сначала старинный средневековый замок, окруженный огромным рвом, нынче сухим.
Толстенные стены и общая основательность производили впечатление. Недурна центральная старинная площадь с фонтаном, в котором тритоны (хвостатые мужики) льют воду. Немало интересных старых церквей. На набережной есть примерная копия шара из Ватикана в фонтане. Красив парк, где в бассейне живут  черепахи и золотые рыбки. Есть всякие памятники как известным, так и не очень известным широкой публике знаменитостям. Да и просто приятно гулять по  симпатичным старинным, порой  средневековым, улочкам в избытке здесь имеющимся.
В одном из соборов в некоторых местах имелись вырытые ямы, накрытые прозрачным стеклом, под которым на расстоянии, наверное, полутора  метров виден был, вероятно, гораздо более древний мозаичный пол, с выложенными рисунками. На одном из рисунков был изображен человек с  двумя рыбьими хвостами вместо двух ног. Я такого раньше нигде не видела и даже не слышала. Какой это век? И что  это за культура, интересно? Даже легенд о таких существах не припомню.

Это я тут все сразу выложила, а вообще исследовалось это постепенно, вперемешку с солнечными и морскими ваннами. Однажды, придя домой после очередной прогулки, я не смогла попасть в номер – замок не открывался. Проходящие мимо соседи предложили помощь, но и у них не получилось. Пошла вызывать администратора – и у нее не получилось, пришлось ей вызывать специалиста. Специалист все наладил, больше не повторялось. Мои познания в языке недостаточны, чтобы попытаться узнать причину поломки. Но меня попросили расписаться в акте о таком случае.  С замком до того проблем не было, потому несколько странно. Вероятно, все же случайность. Хотя отель имеет свободный вход с улицы и не всегда на ресепшене спрашивают о чем-либо. Ну да ладно.
 
По пляжу регулярно ходили продавцы всякой всячины и один из них, мальчик, кажется, из Бангладеш, сначала лишь предлагал свой товар, а потом, вроде как стал приятельствовать со мной, не нагло, вполне корректно. Интересовать я его не могла по причине иного возраста, да и никаких таких намеков не было, скорее, иногда проскальзывал какой-то иной интерес, возможно, заказанный. Впрочем, в данном случае, не буду настаивать.

В общем, отдых прошел хорошо. Италия оказалась самым ярким впечатлением из всех моих немалочисленных путешествий, как до, так и после. Сказочная страна с чудной архитектурой, красивой природой и какой-то легкой атмосферой во всем. Очень  рекомендую всем любителям прекрасного.