3. Моя вторая практика в Туве. 1966год

Надежда Мартынова45
Фото  из интернета, но точно такие ягоды лесной клубники мы собирали тем летом.


http://www.proza.ru/2015/02/21/86 ( начало)
    
 продолжение

3. Лето 1966года. Моя вторая практика в Туве ( продолжение).
 
         В день моего появления на базе отряда все геологи были в маршрутах,проехав стройный ряд палаток  по правому,пологому борту узкой долины, машина остановилась около последней палатки.
 
"...здесь пока живёт студент,Василий, но он переселится к топографам,в этой палатке будешь жить ты... ",- обратился ко мне  Владимир Ильич,
 выгружая   из кабины  мой рюкзак.Я остановилась, разглядывая невысокую палатку,заглянула   внутрь:

справа,почти посередине стояла раскладушка со спальным мешком, напротив  стол и самодельное кресло,а прямо около двери, слева, железная печка, труба от которой лежала рядом, видимо ночи уже тёплые, подумалось мне.
 
Не успела я  как следует осмотреться,а меня уже зовут на обед,в так называемую столовую,к длинному широкому столу под высоким навесом.Рядом дощатая летняя кухня с большой плитой и погреб–землянка, всё устроено по-хозяйски добротно.Свежий  душистый хлеб и обед из двух блюд с компотом, вернее его качество меня приятно удивило и порадовало.

Во время обеда я узнала, что в нашем отряде три маршрутных геолога: - начальник, Владимир Ильич, его жена,- Мария  Фёдоровна, оба выпускники Ленинградского Горного института 1962 года и Юрий Самолюк, высокий красавец,молодой папаша прелестных дочек–двойняшек.

Отряд ведёт геолого-поисковые работы масштаба 1:10000 на флангах кобальт-никелевого месторождения.Разбивкой и привязкой профилей занимаются два топографа с бригадой из семи человек рабочих.Группу  топографов возглавляет Иван Фролович Одиноков (Фролыч), приветливый пятидесятилетний мужчина.

У второго топографа,весёлого парня-крепыша, была соответствующая его характеру фамилия,- Безбах.Несколько особняком,в отряде трудятся человек пятнадцать рабочих,занятых на проходке шурфов и канав.Сдельщики, у них свой ритм работы  и потому свой режим дня.

Частенько они даже живут на дальних канавах,чтобы ежедневно не тратить время и силы на подход к месту работы и обратно.Кроме геологических маршрутов,документации канав и шурфов, нам ещё нужно будет отобрать большой объём  металлометрических проб, вот этой работой и предстоит заниматься студентам. Пока нас двое,но  в отряде поджидают ещё двоих.
    
         По профилям длинной около пяти  километров, через  каждые 100 метров,около пикетов в холщёвые мешочки отбираются пробы.На базе пробы сушатся на стеллажах ,просеиваются на ситах и ссыпаются в маркированные пакеты для отправки в лабораторию.

Пакетов требуется огромное количество и поэтому,как я позже узнала,вечером после ужина и в любое время на досуге,за дружескими разговорами за обеденным столом,даже  при свете электричества,весь сезон нам предстоит «крутить» пакеты.

В день приезда,после обеда,я и приступила к этой ответственной работе. День клонился к вечеру, левый борт долины подступал к палаткам почти отвесным склоном высокой горы и  уже накрывал лагерь её тенью.

С этого склона и сделана фотография, размещённая перед текстом  первой главы второй части воспоминаний о тувинских практиках.Именно с этого склона по осыпи, то большими шагами,почти прыжками,то часто-часто перебирая ногами, чтобы не упасть,спускался мужчина с увесистым рюкзаком за спиной и геологическим молотком в руке,геолог, решила я.
   
"Вот и Василий возвращается..."- заметила Фоминична, наша повариха,указывая рукой на склон горы.Спускаясь по крутому склону горы в лагерь,Василий увидел машину и понял,что из посёлка вернулся Владимир Ильич,а заметив около стола девчонку с бантиками в косичках, решил, что приехал начальник партии с дочкой. Так он мне позже говорил...
    
     Владимир Ильич представил мне,красивого юношу,спортивного склада, совсем ещё мальчишку,так мне показалось с первого взгляда.Только заметив на его лице тёмную щетину, следы растущих усов и бороды,я признала его пятикурсником.   

Вечером, при нашем знакомстве я очень удивилась,узнав, что Василий старше меня,1939 года рождения. За ужином  я познакомилась  со всеми, кто вернулся из маршрута.

"Маша и на ты..."- так  мне представилась Мария Фёдоровна, и со своей доброй улыбкой серых, счастливых  глаз сразу пришлась мне по душе.С первых минут общения с ней и её мужем, начальником нашего отряда,я почувствовала себя своей, в дружеской атмосфере, ими созданного коллектива.
   
         Какими сложатся взаимоотношения   на работе и в быту,главным образом, зависит от того, как будет организовано питание в отряде.Питание должно быть совместным, котловым, и в отряд специально подбирают повара  только для этой работы.

Наш повар, Фоминична  уже не первый сезон трудится вместе с Лебедевыми,и каждый год выбирает именно их отряд.Стряпает,  Анна Фоминична,  вдохновенно... 
     Рабочий день  в отряде начинался в 8 часов, к этому времени в столовой уже готов завтрак: обычно сладкая молочная каша с горячими ландориками( лепёшками), заботливо испечёнными Фоминичной. 
    
Сразу после завтрака машина отвозит всех на "магистраль",к началу маршрута, для отбора металлометрических проб. Каждый,согласно схеме опробования,на  своем профиле длинной четыре с половиной километра,идёт маршрутом по пикетам  с отбором проб и образцов.

Первые дни я никак не справлялась, отставала, запаздывала,тогда Володя или Вася,закончив свой маршрут,заходили на мой профиль и шли мне навстречу, как у нас говорили, "становились мне в хвост". Дружно работали, спасибо им!

Вечером, по возможности,если машина на базе  была свободна, за нами приезжал Юрий и увозил всех, а главное наши "пудовые" рюкзаки, на базу.К концу июля на полянах, где заканчивались наши   маршруты, вызрела отменная лесная клубника.

Отработав профиль, мы лакомились душистыми, сочными  ягодами, воспринимая её появление как награду за наш нелёгкий труд.
Собирали мы  ягоды и для варенья,что приятно разнообразило осенью наше меню.Так  мы работали  пять дней, а на выходные все желающие выезжали в посёлок Хову-Аксы.

Обычно на базе оставались повариха и рабочие - шурфовщики, со сдельной оплатой труда,они и в выходные не оставляли своей работы. К концу сезона  Вася, желая заработать, тоже  занялся шурфовкой, он  самостоятельно проходил шурф и поэтому тоже часто пропускал  наши воскресные поездки.

В посёлке меня  поджидали девчата и друзья по прошлогодней практике.А мне особенно хотелось повидать руководителя моей  практики,Алексея,лишь в этом году,как нам с девчонками показалось,благосклонно проявившего ко мне повышенный, долгожданный мною интерес.

Прилетев из Ленинграда,он спросил девчат: "А где - же  моя Надежда?", а при встречах со мной  был внимателен и галантен, угощал шоколадом, пригласил  в кино и даже несколько раз вечером провожал до дома.

Каждой девчонке было бы лестно внимание такого взрослого остроумного парня,вот и мне оно немного вскружило голову.А после  его, сугубо уважительных и деловых отношений прошлого сезона,даже воспринималось мной как ухаживание.

Вскоре я поняла,что это была лишь его товарищеская опека, и не больше.Лёша и не думал за мной ухаживать... Один из первых,он заметил зарождающееся чувство взаимной симпатии у нас с Василием и, провоцируя студента  на поступки,  открывал и подчёркивал передо мной разные черты его характера.

Меня он, по - братски, просто оберегал,также как прошлым летом оберегал от вожака хову - аксинских комсомольцев, самоуверенного и назойливого Николая. 
   
Теперь мне понятно,что Алексей выявляя  достоинства и недостатки Василия, раскрывал их передо мной,как бы оценивая,достоин ли он меня.А вот ревности или соперничества в поступках  Лёши  я никак не могла отыскать, как бы мне этого ни хотелось, и это был верный признак его  ко мне равнодушия.

Увы!Вот и с Лёшей,вопреки моим прошлогодним  тайным  надеждам и ревностным предположениям моих подружек, меня ожидала только дружба...


 Продолжение будет.