Чувырка

Павлова Наталья Ивановна
        Домой, в город, Толеген собирался неохотно. Бабушка Айша тоже взгрустнула. Как же она будет скучать по своему верблюжонку! И кому она будет рассказывать свои сказки? Разве что коту Соткару****. Толеген собрал свои вещи. До приезда отца оставался еще целый час. Они сели с бабушкой на крыльце. Бабушка погладила внука по голове:
            -  Приезжай еще. У меня для тебя еще целый куржун сказок найдется.
Толеген вскочил, забежал в дом и тут же вернулся с тетрадкой.
        - Аже, я тоже сказку сочинил. Сам. Нет, вру, не совсем сам. Мне очень сильно помогал Асанали. Он взрослый, уже студент. Когда уеду, прочти. Может, она не такая мудрая, как твои сказки, но она современная, про таких детей, как я. Бабушка бережно взяла тетрадь, а как только машина с сыном и внуком скрылась за поворотом, она тут же принялась за чтение: и что за сказку сочинил ее верблюжонок?

                сказка 6
                Чувырка

        Дария слышала от своей бабушки- травницы, что в дальнем лесу за Желтым Болотом опять появилась Чувырка. После уроков Дария спросила у Данилки:
           - Ты веришь в Чувырку?
Данилка в ответ только загадочно ухмыльнулся и протянул Дарии фотографии.
           - Вот она. только фотки нечеткие. Папа издали фотографировал. Да еще и туман был.
 Дария присмотрелась:
           - А я, если честно, думала, что Чувырка живет только в бабушкиных сказках. Какая хорошенькая!
       
        Их догнала Майя. Она, как всегда, услышав последнее слово, подхватила:
           - Кто хорошенькая? Эта новенькая девочка? По-моему, обыкновенная. Но чувырлой ты ее зря обозвала. Она вполне нормальная.
Данилка посмеялся над одноклассницей:
           - Ну фуфыра, так фуфыра! - Майя в это время уже подкрашивала губы, - всё б тебе только фуфыриться. Я Дариюшке фотографии Чувырки показывал.  А ты... Глухой не услышит, так выдумает.
           - О да! -высокопарно изрекла Майя, любуясь собой в зеркальце, - я люблю, когда бабушка о ней рассказывает. Она, говорит, похожа на медвежонка да только покрыта перьями. Она несет яйца и вынашивает их в сумке и людям никогда не показывается. Ах, какая загадочная! Интересно, Ужас! Да только это сказочки для детского сада.

        Дариюше бабушка тоже рассказывала о Чувырке. Бабушка у нее травница, она собирает  травы, а потом лечит ими людей. Она везде бывает, а на Желтое болото сама не ходит и Дарии не велит. Говорит, что там Чувырка, туда нельзя. Дария так и не поняла, почему ее надо бояться. Данилка терпеливо объяснил, что ее не бояться, а оберегать надо. Ведь если она увидит человека - уйдет. А детеныш у нее появляется только на Желтом болоте. И было это в последний раз пять лет назад. Живет же Чувырка всего восемь лет. Вот и осталась сейчас одна-единственная.

        Майка снова фыркнула:
           - О Господи! Да вы и вправду верите в Чувырку? ну да, это красиво "Где Чувырка появится, там расцветают небывало красивые цветы, там ягоды любой видимо-невидимо, да еще и крупнющей, и сладкой-пресладкой. Там бабочки летают сказочно- огромные и сверкающие!" Слышали мы эти сказочки! Вы что, совсем темные? До пятого класса дожили, а не понимаете, что для того, чтобы детеныш родился, у него должны быть папа и мама?
Данилку начинало злить непонимание девочек, но он терпеливо разъяснял:
           - Папа говорит, она монозиготная.
           - Моно - что? - переспросила Майка, нанося тени на веки.
           - Ты, фуфыра! - закипел Данилка, - Книги читать надо, научно-познавательные прграммы смотреть, а тебе бы все краситься, -  и передразнил: "Шарм,  мошер, шарм!" Монозиготная - это значит она сама и самец и самка в одном лице. Это уникальное животное.
Но Майя гнула своё:
           - Фа-фа-фа! Вот олухи!  До сих пор в сказочки верят! Ты еще про Деда Мороза расскажи, как он подарки в новогоднюю ночь разносит и под елочку кладет или в чулочек, как за границей.
        Этого Данилка уже не выдержал. Он, как фокусник, широким жестом выхватил из ранца необыкновенный сверкающий цветок и такую же яркую, огромную бабочку.
Майя опешила:
           - Данилка! Какая прелесть! Из чего они сделаны?
Дария осторожно потрогала цветок - он вспыхнул еще ярче; потрогала бабочку - та слегка дернула крылышками и засветилась розовым светом.
           - Ой, Майка, они живые, настоящие! Данилка, признавайся, где взял? Мне бабушка много раз говорила, а я не верила. Значит, и то правда, что ее перья от разных черных болезней помогают, от которых лекарств нет?
        Майя тоже острожно трогает бабочку и хитро так говорит:
           - Данилка, а что, если мы ее поймаем, твою Чувырку?
Данилка от неожиданности аж подскочил:
           - Зачем она тебе?
           - Сейчас во всем мире, - продолжала Майя, - ужасная погоня за экзотическими животными.
Дария рассмеялась:
           - Вечно у тебя, Майка, какие-то фантазии!
Но Майя не унималась:
           - Нет, Это вы фантазеры: бабочки, цветочки, ежи ростом с корову, клюква, как абрикос! А я думаю, что если  Чувырку продать,то можно в школе бассейн построить.
Дария захлопала в ладоши:
           - Класс! Данилка, представляешь, в нашей школе свой бассейн! А мне такое и в голову не пришло. Бассейн! Для всех!
Но Данилка не разделил их восторга. Он деловито сложил в портфель бабочек и цветок и сердито обругал девчонок:
           - Бестолочи! Выбросьте из головы! Она же одна осталась! И неважно, целебная она или не целебная. Да она же погибнет! Она присутствия людей не переносит!
Однако Майя продолжала гнуть своё:
           - Если есть одна, значит, где-то и еще одна есть. Так не бывает, чтобы совсем одна.
           - Еще как бывает! Такие вот, как вы "любители природы" и довели до того, что она одна осталась.
Девочки наступали на него:
           - Да что ты понимаешь? Бассейн же!
           - Для всех! Тем более, если у нее перышки целебные, иностранцы за нее бешеные денежки отвалят.
Данилка пошел прочь, но издали показал им кулак:
           - Узнаю, что кому-то проболтались, или сами на Желтое Болото пошли - уши оторву! Не троньте Чувырку! - и тут же попал в объятия своей старшей сестры Светланки. Они как раз шли по школьному двору с Нуржаном и обсуждали будущий научный проект по биологии.
           - Ну-ка, ну-ка, что вы тут про Чувырку? Папа же тебе запретил о ней с друзьями говорить. Смотри, а то я тебе уши оторву, а не ты им.
           - Я, Света, не хотел. Само получилось. Какой же я болван! Проболтался, как последняя девчонка. Но я им пригрозил.
           - Ой, сильно они тебя испугались! Придется теперь за ними следить.
Нуржан прервал их спор:
           - Опять эти сказочки про Чувырку?
Но Света и Данилка, взяв с него обещание молчать и не искать Чувырку,рассказали, что их отец - лесник - видел и слышал ее и даже сфотографировал. И еще он нашел ее перо. На снимках, хоть они и не очень четкие,хорошо видно, что она небольшая, но и не мелочь - около полуметра. Передвигается на задних лапах, покрыта перьями и , кажется, сумчатая.
Данилка показал ему фото, цветок и бабочек.
           - Фантастика! воскликнул Нуржан, рассматривая "трофеи" лесника, - А как же Сергей Петрович ее укараулил? Она же, говорят, людям не показывается.
            - Говорю же тебе, - горячилась Светланка, - с телеобъективом, да еще и с подветренной стороны. Он и голос ее на диктофон записал: "Чу-у-увырк!" Потому и Чувырка.
Теперь уже загорелся Нуржан:
           - Надо в академию наук сообщить.
           - Вот и дурак ты, хоть и очень умный. Понаедут отовсюду, и тогда уж точно, последняя Чувырка погибнет. Нет уж папа сказал, ей надо дать размножиться.
        Но тут Нуржана осенила идея:
           - А что, если ее выследить, вести наблюдения издали, через бинокль, а потом, когда она уйдет, исследовать экоцепочку. Вот это будет проект! Да за него точно диплом дадут! Тем более, что Сауле Калиевна сказала, что победитель поедет за границу, а за второе место - участие в археологической экспедиции.
        А в это время еще два человека говорили о Чувырке: учитель физкультуры Бекен Жумашевич и учитель биологии Сауле Калиевна.
        Сауле Калиевна убедила скептика - физрука в том, что Чувырка - это не миф и просила его помочь оградить Желтое Болото от юных охотников на диковинного зверька.
        И вот уже они подходят к избушке лесника, по пути на Желтое Болото. Но, оказываеся, на поляне у избушки уже довольно людно. Что же там произошло? Первыми на поляну пришли Нуржан и Света. Только они расположились у большого пня перекусить, как услышали голоса Майи и Дарии. У Майки вид плачевный. Маленькая фуфыра отправилась в лес в туфельках на каблучке, растерла ноги, из-за этого еле двигается и ноет:
           - Ну что ты прешь, как танк? Я больше не могу! Света и Нуржан быстренько собрали свои вещи и спрятались за избушкой. Дария, одетая по-спортивному, идет бодро и покрикивает на подругу:
           - Шагай, шагай! Вот тут и передохнем.
Она сняла рюкзак, достала бутерброды, чем-то застелила большой пень - и стол готов. А Май свалилась у пня мешком. Но тут же спохватилась, обтерла пот с лица и стала подводить веки. Дария посмеивается:
          - Кому ты тут в лесу нужна, фуфыра?
Майка, явно кому-то подражая, артистично-заученно изрекла:
           - Женщина всегда должна отлично выглядеть. Шарм, дорогая, шарм!
Света с Нуржаном зажали рты, чтобы не рассмеяться. Но тут же им стало не до смеха. Дария надела резиновые сапоги и подталкивает подругу:
           - Вставай! Твоя идея Чувырку ловить.
И девочки двинулись в путь. Но дорогу им преградил Нуржан:
           - Кого-кого вы ловить собираетесь?
Майка хитренько ухмыльнулась:
           - А это, Нурик, у нас игра такая. Видишь, Дария сапоги надела? Она будет Чувырка, а я ее ловить буду. А знаешь...
Света перебила ее:
           - Дома, у себя во дворе играть нельзя? Хватит врать!
Но тут все четверо замолчали и замерли от изумления - над поляной низко-низко пролетела огромная, невероятно красивая бабочка. Она искрилась и переливалась всеми цветами радуги. За ней еще одна, и еще, и еще...

        Первыми опомнились малышки и застрекотали, как сороки:
           - А ты идти не хотела!
           - Нет, это ты идти не хотела!
           - А ты не хотела ловить Чувырку!
Но на вопрос: "Кого ловить?" обе упрямо молчали, пока Нуржан ни взял обеих за уши и не пригрозил, что оторвать их может, если девчонки не скажут, зачем им Чувырка.
Как не отпирались охотницы, но пришлось им рассказать о своих тайных планах. Нуржан не на шутку разозлился:
           - Ах вы, амебы одноклеточные! Коммерсантки фиговые! Ну-ка, марш домой, молекулы! А то еще сильнее уши надеру. Однако, девчонки, отбежав на безопасное расстояние, пригрозили уйти на желтое Болото потайными  тропами, которые Дария знает от бабушки.

        Света и Нуржан стали убеждать их, что никакой Чувырки нет, что все это сказки, но напрасно.
          - А бабочки? - ехидно спросила Дария.
        Они бы еще долго спорили, но с желтого болота вдруг донеслось: "Чу-у-вырк!" Все замерли на миг, но тут же малышки пустились бегом в лес. Нуржан со Светой еле догнали их. На этот раз старшие не стали церемониться, Света принесла из избушки отца веревку, их связали. Но пленницы не унимались:
           - Вы ведь тоже не просто так сюда пришли. Тоже за Чувыркой!
И тут на поляну вышли учителя.
           - Ага! Все охотнички за Чувыркой в сборе! - угрожающим голосом произнес Бекен Жумашевич. Но Нуржан, как ни в чем ни бывало, парировал:
           - Где вы тут охотников видите? Сами бы не свистели. Тут шуметь нельзя.       
      Сергей Петрович с Данилкой давно наблюдают за происходящим из-за густых зарослей калины. 
Лесник горько укорил сына:
           - Просил же вас молчать! Нет, вы оба проболтались. Хоть ни о чем дома не рассказывай!
Данилка низко опустил голову:
           - Да, пап, виноват я здорово! Это же мое преступление против природы.
           - Ладно, смягчился отец, - преступления пока еще не произошло. Как-нибудь исправим твою оплошность.

А Бекен Жумашевич, чтобы всех успокоить, предложил устроить настоящий походный привал - протопали-то все немало. Сауле Калиевна освободила пленниц и вместе со Светой стали готовить походный обед.

        Но девчушки тишком-молчком, за кустиками, за кустиками, и скрылись в лесу. Хватились - их нет. Хотели уже на поиски отправиться, но тут беглянки появились на поляне под конвоем Сергея Петровича. Все уселись мирно вокруг пня. Сауле Калиевна мечтательно проговорила:
           - Представляете, когда Чувырок будет много, они расселятся, сколько новых прекрасных мест появится на земле? Как здорово будет жить на планете, где никто не будет охотиться за животным, только потому, что оно редкое, или потому, что его перья целебны!

        Сергей Петрович рассказал, что он передал ученым несколько перьев Чувырки, и  уже доказано, что с их помощью можно лечить ВИЧ, проказу и другие неизлечимые пока что болезни. Сам же он в одиночку ведет круглосуточное наблюдение за Чувыркой, изредка отлучаясь со своего поста.  Лесник ушел в избушку отдохнуть, а Данилка задумчиво сказал:
            - Видимо, люди с ней очень уж плохо обошлись, раз она нас не переносит. Не боятся же пингвины в Антарктиде людей. Потому что люди их там не обижают.

        Но тут снова над лесом, над болотом и, кажется, над всем миром разнеслось протяжное: "Чу-у-у-вырк" И еще раз: "Чу-у-у-вырк".
 
        И вдруг все как с ума посходили. Стали кричать друг на друга, обвинять в том, что каждый хочет обмануть других и заполучит Чувырку. А потом все дети, кроме Данилки, накинулись на учителей:
           - А вы тоже, небось, за Чувыркой? Иначе что вам тут делать?
           - Взрослые, как всегда, хотят нас обмануть!
Дети окружили учителей, связали их, и ринулись в сторону Желтого Болота. Однако, их остановил негромкий, но резкий окрик:
           - Стоять! Стрелять буду!
Данилка стоял на пне с ружьем отца. Пришлось беглецам подчиниться.Притихшие, ребята вернулись на поляну. Тем временем Сергей Петрович развязал учителей. Он примирительно сказал:
           - Ничего, такое состояние быват от близости болота. У него дух тяжелый. А еще, когда Чувырка близко, с человеком происходит что-то необъяснимое. Его охватывает тревога, желание куда-то бежать. Видимо, так она от нас защищается.

        Постепенно все успокоились и за обедом пошла мирная беседа.
           - Сергей Петрович, а зачем она, Чувырка, если ее люди не видят?
Лесник улыбнулся:
           - Как ты думаешь, Майя, у тебя сердце есть?
           - Есть, конечно же.
           - А зачем оно тебе? Ты ж его не видишь.
 
        Сауле Калиевна добавила:
           - Почему-то принято считать, что человек - хозяин на Земле. Но ведь равные права на жизнь имеем мы все: и люди, и звери, и бабочки, и цветы, и эта вот Чувырка.
Нуржан поддержал ее:
           - Вот-вот. Между прочим, Желтое Болото - это ее дом. А мы собирелись в него вероломно ворваться.
А Данилка, который все еще чувствовал себя виноватым, вздохнул:
           - Для этого ее еще сберечь надо.
Тут же договорились из присутствующих организовать "Зеленый патруль". И по очереди дежурить на поляне. Ведь на Желтое Болото другого пути нет. И, как будто в благодарность, над лесом разнеслось: "Чу-у-у-вырк!"

        И тут же тоненькое, писклявое: "Чу-у-у-вырк".

        Сергей Петрович облегченно вздохнул:
           - Ну вот, их уже двое!

        Вся честная компания полушепетом прокричала: "Ура-а-а-а-а!"   
        Бабушка Айша задумалась, закрыла тетрадь Толегена. Ей подумалось, что внук ее уже большой, вон о чем заботится: чтоб Земля краше стала, чтоб на ней люди и животные жили в ладу. Не зря, видимо, она рассказывала ему свои сказки.
______________________________________________
*Жаза - повинность, наказание.
** карагай - степной кустарник.
***байбише - старшая жена в гареме.
****соткар - задира.
*****куржун - походный кожаный мешок