Тетрадка с Лабазной мари

Виктор Квашин
Откуда она появилась

Пришло письмо. Давно уже забыл, что бывают письма в конвертах.

«…С большим удовольствием и волнением прочитала ваш роман «Остров счастливого Змея». Впервые попалась мне книга, в которой я услышала отголоски рассказов моего отца. Я была маленькой. Помню, что мама спорила с отцом и даже они ругались по этому поводу. Мама упрекала папу, что он член партии, имеет высшее образование, руководит коллективом, а позволяет себе совершенно безграмотные рассуждения. Мне запомнилось её слово «язычник», которое я не могла понять и связывала с папиной разговорчивостью.

Папа погиб, когда мне было тринадцать. Мама плакала и говорила, что его погубила «дьявольщина». У папы было много книг и записей. Мама в расстроенных чувствах вынесла все эти вещи во двор и развела большой костёр. Я сидела у огня на корточках и смотрела, как горели папины вещи. И плакала. Потом, не знаю почему, схватила из огня (книжки и тетради плохо горели, тлели, дымили) выхватила одну тетрадь и спрятала от мамы. Мне хотелось оставить на память о папе что-то, к чему он прикасался. Потом я пыталась читать, но совершенно ничего не поняла.

Через много лет я развелась с мужем, мы разъезжались. В расстроенном состоянии я перебирала вещи и наткнулась на папкину тетрадку, такую родную, и стала листать, и вдруг увидела трогающие меня мысли. Но остальное было малопонятно или совершенно чуждо моему пониманию жизни.

Я тогда уехала жить к маме и показала тетрадку ей. К моему ужасному огорчению, она сказала, что тетрадка вовсе не отца, что он нашёл её в тайге в брошенном жилище то ли какого-то шамана, то ли отшельника из таёжных аборигенов. И что из-за этой-то тетрадки у него «мозги повернулись» и он впоследствии погиб из-за своих этих «заморочек».

Через некоторое время я попыталась пристроить эти записи в геологический институт, поскольку отец был геологом, но мне сказали, что им это не нужно. Короче, никто эту тетрадку не взял. Так она и хранится у меня как последняя память об отце. Вспомнила о ней, читая ваш роман, достала, стала читать, и нашла много мыслей, похожих на те, которые высказывают ваши литературные герои. Теперь я вижу, что отец не просто так хранил эти записи, он видел в них что-то важное. Я уже не в том возрасте, чтобы суметь разобраться, да и не слишком это меня интересует.

Поэтому, хочу предложить вам эту тетрадь, если вам это интересно. Наверное, вы лучше меня поймёте, о чём там написано...»

Бандероль пришла через две недели. Честно говоря, я согласился прочитать чужие записи из уважения к просьбе пожилого человека.


И вот тетрадка на сорок восемь листов в тёмно-коричневой коленкоровой обложке. Заполнена не более чем наполовину. Записи карандашные, повествование несвязное, скорее отрывочные мысли, иногда зачёркнуты целые абзацы. Какие-то рисунки. На внутренней странице передней обложки надпись карандашом: «Найдена в забр. чуме на мари Лабазной 28.08.63» Ниже чернилами: «В посёлке сказали, что на мари жил «шибко-шибко умный, из города приехал. Ушёл, теперь нам помогает». Ещё сказали, что там брать ничего нельзя – «хозяин обидится». Куда «ушёл» не говорят. Возм. погиб».

Вначале первой страницы: «Лягушка забралась на мою босую ступню. Сидит, дышит. Ей, наверно тепло на моей ноге. А мне холодно. Стряхиваю лягушку аккуратно. Она вдруг поняла, что я живой, высоко прыгнула, выстрелив струёй, ускакала поспешно в кочки. Вот и я тут как лягушка в болоте. Сижу, смотрю и не вижу великана, который может меня легко уничтожить или помочь мне, по его усмотрению. И малых невидимых сил, таящихся вокруг, я тоже не различаю, а они есть, я в этом уверен. И чтобы узреть их я и забрался сюда».

«Свободу ли я обрёл, заперши себя среди болота? … Чего не хватало?! Дураку ясно, что в болоте искать нечего. А я ищу…»

Листаю страницы. Некоторые записи совершенно не разобрать. Страницы без нумерации. Нет ни одной даты. Между листами раздавленный комар, хвоинка… «Пытливый ум – ум, который является пыткой для его владельца из-за чрезмерной и постоянной любознательности»… Да, это стоит почитать. Интересно, кто же этот «Шибко-шибко умный»?


Пишу письмо хозяйке тетради с вопросами: в каком месте работал её отец, когда нашёл эту тетрадь, какой национальности был тот отшельник, автор записей, прошу сообщить вообще всё, что известно о тетради и её хозяине.

«Я совсем не могу ответить на ваши вопросы, ведь я была ребёнком.

Я любила папу, он со мной часто играл, когда бывал дома. Особенно я любила игру «в мамонта», когда он становился на четвереньки и бодался, а потом я забиралась ему на спину и каталась верхом на «мамонте». Ещё помню, он говорил, что я смогу, если захочу, услышать, о чём говорят деревья, и о чём думает кошка, это я тоже воспринимала как игру.

Дома никогда не говорили на эти темы, то есть о папиной работе. Мама сильно обижалась на отца, как я теперь понимаю за то, что он по многу месяцев не бывал дома. Во время ссор она говорила, что он променял семью на своих «чукчей». Действительно, папа сначала работал на Чукотке, а мы с мамой жили у бабушки в Рязани. Позже мы переехали в Хабаровск и он работал в Хабаровском крае, кажется ещё в Приморском и в Амурской области. И я слышала необычное для меня слово «Бурятия», которое связывала с глаголом «бурить». Так что ничего толком сказать вам не могу».


Зашёл в интернет, за полчаса отыскал на просторах Дальнего Востока с десяток «марей Лабазных». Марь – это кочкастое болото иногда простирающееся на много километров. На нём растут редкие чахлые лиственницы и кустарники и больше ничего. На марях встречаются повышения с более-менее сухими почвами, поросшие лесом. На такой возвышенности и мог стоять некогда лабаз местных оленеводов или охотников. Лабаз – поднятое на столбы строение для хранения припасов. Вероятно, на подобном островке посреди мари и жил шаман-отшельник.

В конце концов, подумалось мне, какая разница, в каком конкретном болоте жил этот человек, и какой был национальности? Прежде всего, он был своеобразным философом, он искал истину. Он и жил в отшельничестве, по-видимому, для того, чтобы истину проявить в себе и изложить в ясной форме, прежде всего для себя. Его размышления интересны и могут быть полезны многим мыслящим людям.

После этого я просто попытался разобрать тексты записей из тетради и набрал их в электронном виде.

Записи приведены в том порядке, в каком они даны в тетради. В некоторых местах исправлены замеченные грамматические ошибки и даны полностью сокращённые автором слова, значение которых понятно. Мои комментарии даны в скобках.

С некоторыми высказываниями отшельника я не согласен, иные кажутся мне спорными, от отдельных мыслей я просто в восторге! Как сказал знакомый философ, «У каждого своя философия». Судите сами.


Страница 1

Лягушка забралась на мою босую ступню. Сидит, дышит. Ей, наверно тепло на моей ноге. А мне холодно. Стряхиваю лягушку аккуратно. Она вдруг поняла, что я живой, высоко прыгнула, выстрелив струёй, ускакала поспешно в кочки. Вот и я тут как лягушка в болоте. Сижу, смотрю и не вижу великана, который может меня легко уничтожить или помочь мне, по его усмотрению. И малых невидимых сил, таящихся вокруг, я тоже не различаю, а они есть, я в этом уверен. И чтобы узреть их я и забрался сюда.

Свободу ли я обрёл, заперши себя среди болота? Может, пережитки прошлого, то, что передалось от прадедов через кровь, толкнуло меня на путь гибельный? Я ведь жил благополучно в городе. Чего было надо? Чего не хватало?! Дураку ясно, что в болоте искать нечего. А я ищу…

Прилетела птичка, сидит и пищит над головой. Подумалось, мне что-то говорит. Встал, подошёл под ветку, где она, спрашиваю: что хочешь сказать? Пищит, не улетает. Я не понимаю. Может, я всё себе выдумываю?

Заготавливаю жерди для будущего чума, рублю стройные молодые лиственницы. Жалко. Сколько они тянулись к солнцу, эти лиственнички…

Каждую живую тварь в природе нельзя обижать, тем более, недопустимо лишать жизни без крайней необходимости!


Страница 2

Пришли двое из посёлка, говорят, проведать. 25 км для них не забота пройти. Откуда узнали, что я здесь? Говорят, тайга всё видит, обо всём говорит, только слушать уметь надо.

Посмотрели мои жерди, часть забраковали, вырубили новые. Помогли поставить каркас. Оказывается, три главных жерди надо делать с хитрыми крючками, то есть оставлять сучки на концах, и потом этими сучьями соединять между собой. Я ведь видел в детстве, как ставили чум, а о крючках не догадался, хотел верёвкой связывать.

(Тут помещён рисунок соединённых верхних концов жердей).

Они пытались со мной разговаривать на своём языке. Стыдно! Как стыдно, я не знаю свой родной язык! А гордился, что по русскому «5» имел и с немецкого переводил со словарём… Они не удивляются и не обижаются. Показали, как снимать кору с берёзы большими листами. Сказали, что сейчас уже поздно, но ещё можно надрать. Показали, как корни от ёлки вытащить и ими сшивать пласты коры в большие полотна. Сказали, придут потом проверить, как чум покрыл. Спросили, в чём нуждаюсь.


Страница 3

Моя палатка стоит недалеко от ручейка, стекающего с возвышенности. (Оказывается, он жил не на острове, а на краю мари, у подножья сопки. Тогда ему легче – всё-таки не вокруг болото). Ночами необыкновенно тихо, комариный гул стоит. И поёт ручей. Поёт человечьими голосами, с музыкой. Только слов не разобрать. Слышны мужские и женские голоса. То соло, то поют хором. Мелодично, очень красиво поют. Похоже очень на народные песни. Сначала пела женщина, очень красиво! Её сменил мужчина баритоном. После хор, потом снова женщина. По окончании каждой песни - овации, слышны крики «Браво! Браво!» Так часов до трёх ночи, вот уже которую ночь подряд. После – тишина. Что это? Может, это у меня в голове?

Интересно, как темнеет, начинают, будто настраивать инструменты, распеваться. Потом запоёт, обычно первой женщина. Очень душевно!

Марина, как я жалею, что нет тебя со мной!!! Тебе тоже понравилась бы эта музыка воды. А может, ты здесь? Ты тут и тоже это слышишь? Я люблю тебя!

(Рисунок женской головки в профиль).


Страница 4

Надоела тушёнка. Поставил с вечера силки на заячьей тропе. С детства помню, как это делать. Что однажды сделал руками – не забывается. Перед рассветом заяц поймался. Буду пировать сегодня.

Ночью спал чутко, всё думал о зайцах. Снова слушал концерт из ручья. В полусне подумалось: а может быть легенды о русалках или водяных имеют под собой основание? Ведь они так долго – много веков, а может и тысячелетий имели хождение среди разных народов. Неужели это придумалось совершенно на пустом месте? А если пофантазировать, что души утопленников, допустим на минуту что души есть, остаются в воде навсегда. Они, конечно, как и люди организуются в сообщества, как-то там живут, тем более, пищу добывать не нужно. В реках теперь стало шумно из-за больших городов и грязно, они переместились в незаселённые места, в чистые горные истоки. По вечерам собираются на общественные мероприятия, на концерты художественной самодеятельности. Ведь есть среди утопленников певцы и певицы, набралось, поди, за века. Может даже, отдельные известные певцы гастролируют по разным рекам и озёрам и собирают множество слушателей и аплодисменты с овациями. Вот и я, хоть жив пока, а стал невольным слушателем…

Разделал зайца. Шкура ещё плохая, решил не возиться. Не мог придумать, куда деть эту шкуру и кишки. Тут появилась ворона. Чёрная, с огромным клювом. Села недалеко на дерево, смотрит явно на эти самые потроха. Как она узнала? Положил недалеко на пенёк.


Страница 5

Она долго опасалась. Я залез в палатку и наблюдал оттуда. Как только я скрылся, ворона стала каркать, ей отозвалась другая и вскоре прилетела. Первая села на поживу, попробовала, выхватила кусок, отлетела с ним в сторону. К ней подлетела другая, немного меньше первой и они вместе тот кусок съели. Потом первая повторила – оторвала большую кишку и улетела подальше с ней и вне видимости они и её прикончили, наверно. А потом началось самое интересное. Они вдвоём растаскивали добычу и прятали, закапывали в хвою и в листву. Зароет, отскочит или сядет на ветку и рассматривает похоронку, если плохо, снова поправит и опять со стороны посмотрит. И так все потроха спрятали, а шкуру долго дёргали и куда-то утащили в лес. С удовольствием и интересом наблюдал это действо одновременно забавное и умное. Забавное с точки зрения сытого человека, считающего себя вершиной эволюции, и умного с точки зрения природы – без таких навыков вороны выжить, наверно, не смогли бы. Ведь излишки пищи не каждый день им достаются.

Стал часто вспоминать город, близких людей. Спорю с ними. Думаю, не зря ли порвал с миром? Вернуться? Но тут же вспоминаю трясину привязанностей, которыми обрастаешь как паутиной. Обрастаешь не только контактами и обязательствами, но и «необходимыми» вещами, которые только увеличивают желания. Нет уж, чем больше желаний и вещей, тем меньше личной свободы! Здесь у меня иные желания и интересы и они ничуть не хуже городских.


Страница 6

Нет, я не жалею, что провёл молодость вне тайги. Не жалею, потому что у меня была Марина! Остальное, что было – неважно.

Успокоения в боге ищут те, кто не познал настоящей земной Любви.

Муха заняла плоский камень у костра и никого на него не пускает – нападает на всех насекомых, которые хотя бы случайно приближаются к её территории, даже тех, которые больше неё. Наверно, самец. Напал и на мою ногу, которая оказалась рядом. Бросается, налетает с жужжанием. Агрессия прямо пышет! Не так ли у других животных во время гона? Не похожим ли образом ведут себя люди в отношениях друг с другом? И в отношениях между государствами – ведь большинство войн за территорию и за полезные ископаемые. Мухи, хотя бы делают это несколько дней в году, а люди – постоянно!

Удивительно, что я понимаю муху! Возможно, все живые существа понимают друг друга. Иначе, как бы они жили в одном сообществе, таком как лес? Ведь даже хищники не всегда нападают на других, а только ради еды, в другое время они спокойно сожительствуют с окружающими животными.

Понимание всех всеми, хотя бы среди млекопитающих, можно вывести и из теории эволюции Дарвина: ведь все животные имеют одного общего предка и потому должны понимать друг друга хотя бы на уровне языка общих предков. То есть основные, важные сигналы, как то: опасность, агрессия, боль, голод и т.п. должны быть всем понятными.


Страница 7

Поймал ещё одного зайца. Вороны тут как тут. Та, что крупнее – недалеко, вторая дальше, прячется за ветви. Думаю, первая – самец. Ему положено быть крупнее и смелее. Самка осторожнее, ей птенцов растить. А самец для того и создан: добывать, воевать, оборонять. Отдал им кишки и опять наблюдал сложный процесс совместного поедания и запрятывания. Причём, действуют они согласованно вдвоём – явно семейная пара!

Мои бока вполне привыкли к твёрдой постели на земле. Я даже чувствую удовольствие вытянуться на твёрдом. Вспоминаются мягкие кровати города и мечта обывателя к обретению дивана. Думаю, что комфорт вреден человеку, он развращает и, в конце концов, может погубить. Комфорт нужен эпизодически, чтобы оттенить вкус трудной жизни.

Достал и почистил ружьё, приготовил патроны. Пора начинать охоту. Консервы заканчиваются, нужно оставить немного на крайний случай. Помню о тропе к водопою, думаю туда и сходить. Уже достаточно холодно, мясо будет храниться долго.

Не знаю, что меня надоумило поклониться лесу и попросить у него одного зверя для пищи. Оставил на пеньке кусок хлебной лепёшки. Взял ружьё и пошёл. Но пошёл почему-то не к водопою, а вверх в гору. И через полчаса услышал шум. Прямо на меня вышло стадо свиней. Мне ничего не стоило застрелить молодого кабанчика килограмм на сорок живого веса. Вот это удача!

Имею ли я право связывать свою молитву и жертву с лёгкой добычей?


Страница 8

Кто не познал бога на земле, пытается отыскать его на небе. Сколько народу ещё в церквах, не изжившего пережитки прошлого! А бог вот он – вокруг, рядом, в каждой травинке. Это великая сила жизни, из которой мы вышли, в которую и уйдём.

В потемках цивилизации мы на ощупь ищем тропинку к истине. Мы бросаемся на любой проблеск, раскрыв рты, слушаем новоявленных мессий. Мы слишком умны, чтобы искать правду в проповедях священников. Но мы непомерно глупы, считая предков «погрязшими в невежестве», они тысячелетиями ведали то, что мы пытаемся обнаружить в «умных» книгах.

Это надо же, я столько лет учился, столько читал, чтобы понять, что всё прочитанное бесполезно на пути к истине! Вот в этих деревьях, в этой мари комариным звоном звучит Жизнь!

Каждый вечер в одно и то же время из-под поваленной лиственницы, на которой я сижу у костра, выбирается крупная мышь и не спеша, вразвалочку следует по своим делам, невзирая на горящий костёр, и не обращая никакого внимания на меня. Удивительный зверёк, знающий себе цену. Я проследил: дырочка, из которой она вылезает, прикрыта сухими листьями таким образом, что они всегда закрывают норку. Шорох листьев и даёт мне сигнал, что мышь выбирается в свой вечерний поход. Это происходит точно в 19.50.


Страница 9

Если допустить, что женская яйцеклетка может начать развиваться в плод без оплодотворения мужским сперматозоидом, то из нее должна сформироваться женская особь. Если же, как у девы Марии, родится мальчик, то он будет иметь женственные черты и женский характер. Не потому ли Христос был непомерно добрым, и никак не мог защитить свое учение и себя самого? Не потому ли он проповедовал добро без насилия, без права защиты, а лишь женскую покорность?

Неужели верующие искренне, а я не сомневаюсь, что не все деятели церкви обманщики, неужели они не замечают абсурдности этой веры? Неужели не видят явных нестыковок? Как можно не замечать очевидных промахов церковной пропаганды? Ведь служители храмов люди грамотные, в отличие от стареньких прихожанок. Видно, задурили им мозги в их церковных академиях.

Мышь продолжает свои вечерние похождения у моих ног. Пытался кормить. Останавливается накоротко, нюхает, идёт дальше. Но за ночь корм исчезает. Она знает, что это моё и потому при мне не берёт? А ночью сознательно ворует?

Как бы я хотел оказаться в теле этой мыши или лучше собаки, или этой вот чёрной вороны, или человекообразной обезьяны, чтобы понять, как они думают и что, и насколько они далеки от нас или наоборот, близки к нам. Или мы к ним? А ведь можно предположить, вопреки выводам науки, что мы примитивнее млекопитающих? Это ведь меняет всю систему мировоззрения!


Страница 10

Мы считаем себя вершиной эволюции и потому позволяем себе эксплуатировать всё живое ради своей пользы. А если мы не вершина? Тогда мы не имеем безраздельных прав на всё на Земле?

Приходили вчера те двое из посёлка. Я умышленно не представляюсь и не спрашиваю их имена, чтобы не сближаться. Хочу оставаться самостоятельной единицей сознания.

Конечно, нашли изъяны в моей покрышке для чума, всё перекроили и переложили. Закрепили к жердям как положено, устроили клапан для закрывания дымового отверстия и правильную «дверь» – закрытие входа.

Вечером сделали приспособление для добычи огня трением и долго меня мучили, пока дым не пошёл из-под вертящегося «сверла». Но прежде, похоже, пошёл дым у меня от спины. Раздули. Сказали, что теперь правильный огонь в моём чуме. Чтобы я тренировался, сказали. Рука болит до сих пор.

Потом сидели у огня. Они рыбы с собой принесли. Жарили, ели, говорили. Спрашивали, как это собаки в космос летали, чем там дышали, там же безвоздушное пространство. Объяснил, что у них в кабине спутника воздух. «А какие крылья у того спутника?» Объяснил, что крыльев нет совсем, он круглый как шар. Долго не верили, утверждали, что шар должен упасть на землю обязательно. Объяснил о центробежной и центростремительной силах и их равновесии на примере привязанного на нитке груза. Это поняли и приняли сразу. Сказали: «Ты умный. Приходить будем». (Белка и Стрелка летали в космос в августе 1960 г. Значит, запись можно достоверно датировать между августом 1960 и апрелем 1961 г., когда полетел Гагарин. Если бы Гагарин уже слетал к тому времени, то говорили бы о нём, а не о собаках).


Страница 11

Вороны теперь ежедневные гости. Вернее он. Если есть пожива, зовёт её специальным возгласом. Она прилетает издалека, а иногда неожиданно оказывается, что сидела совсем рядом, но абсолютно незаметно. Явно понимают, что я им даю пищу, но по-прежнему опасаются меня, не доверяют.

Вообще все звери боятся человека. Почему? Ведь не все же люди убивают животных!

А человек никого не боится, он выше всех зверей! А вот если бы был некий зверь, вроде Змея-Горыныча, который не боялся бы людей, а питался бы ими? И нельзя было бы от него избавиться. Тогда человек не чувствовал бы себя «вершиной эволюции». А как бы он себя чувствовал? Может быть, стал бы сочувствовать тем, кого убивает сам? Не стал бы, по крайней мере, убивать ради «спортивного интереса»?

Хорошо, что я тут один и рассуждаю с самим собой, а то мне сказали бы, что я строю свои выводы на дремучих пережитках прошлого. Но почему, собственно, разумное отношение к живому миру, частью которого мы, люди, являемся, надо считать пережитком? И так ли неразумны были люди в далёком прошлом, те же троглодиты? Как же выжили они, неразумные, в суровейших условиях ледникового периода?

Мудрость содержится в умных книгах, она зашифрована в священных текстах. Веками одни мудрецы прятали крупицы священных знаний в символах, а другие пытались их расшифровать. Но тщетны попытки познать бога в книгах. Всё это писано в городах, всё обозначено словами. Люди знали подлинного бога, когда жили в природе, в мире и равновесии с нею.


Страница 12

Пытливый ум – ум, который является пыткой для его владельца из-за чрезмерной и постоянной любознательности.

Приходили парни из посёлка. Мы всё-таки познакомились. Их зовут Фёдор и Леонид. Никак не подходят русские имена к этим азиатским лицам. Хотя, что я говорю, я ведь сам азиат и сам ношу русское имя. Зачем это? Почему бы эвенкам не иметь эвенские имена, а чукчам – чукотские. А русские пусть носят русские. Хотя, опять же, разве это русские имена? Подумал и не отыскал ни одного русского, за исключением редкоприменяемых устаревших Ярослав и Святослав и Вячеслав, остальные - римские, греческие, еврейские. Куда же делись русские? Церковники насильно извели славянские имена и заменили на чужеземные – буквально по списку. Для какой цели?..

В продолжение темы вспомнилось, что русский народ и с ним все народы СССР пользуются нерусским календарём, и что славянские названия «травень» или «снежень» гораздо всем понятнее, чем имена далёких в пространстве и времени римских императоров.

А если взять слова русского языка? Остались ли в русской речи славянские слова и сколько их? Так же, наверно, и в моём родном языке, которого я не знаю…

Фёдор с Леонидом принесли унтята из оленьей шкуры мне на зиму. Говорят, без них в моей обуви я не проживу. Я сказал, что нечем отдарить, они сказали: Умным советом отдаришь.


Страница 13

Но тут же умный совет дали мне. Я их стал спрашивать, есть ли в тайге боги или духи. Фёдор помолчал, но видно понял, что мне доверять можно, сказал: Конечно есть, много есть, везде. Спрашиваю, а кто это, боги или духи? Отвечает: Как хочешь называй, главное, уважай и не обижай. Спрашиваю, как мне научиться разговаривать с духами? Его ответ: Неправильно думаешь. Думай, как сделать, чтобы духи захотели с тобой говорить.

Долго говорили с Леонидом и Фёдором. Расспросил их о жизни. Оба учились в интернате, вернулись в совхозную бригаду. Женаты, дети есть. Довольны, в город не хотят, говорят «скучно там, чего там делать, только водку пить». Продолжают жить в скудных условиях почти первобытной жизнью и – довольны! Думаю, это хорошо, это – резерв человечества. Им обоим по сорок лет, а я думал гораздо меньше.

Цивилизация изменила человечество до неузнаваемости. Это как японский сад бонсай: чем более «воспитано» дерево, тем оно более вычурно изогнуто. В таком саду ровная молодая поросль считается невоспитанной – браком цивилизации. Но именно эти «дички» и только они имеют здоровый организм и дают здоровое потомство, под ними здоровая почва, и только они могут выжить в естественных условиях без подпорок и удобрений. Городская цивилизация – суть бонсай.

Красивы осенние сопки – не наглядеться! Осень – волшебница! Надо же придумать так раскрасить листву и травы перед смертью!


Страница 14

Самостоятельная мышь продолжает ежевечерне ходить по своим делам. Создаётся впечатление, что она считает себя вполне личностью. Не верится, что ею руководят лишь инстинкты. Да и нами, людьми тоже во многом двигают инстинкты. И чем эта мышь не умнее меня? Тем, что я могу писать буквы и смотреть на часы? Так она без часов определяет время своего выхода из норы с точностью до минуты. Попробовал бы я сделать это без часов! Не стану, а то почувствую себя примитивнее мыши.

Мысли и точки зрения у людей редко совпадают. Если встречаешь человека, с которым у тебя одинаковый взгляд на многие темы, с таким человеком смело можно создавать семью или дружить всю жизнь.

Маринка, мне так тебя не хватает! Не хватает беседы с тобой, твоих удивлённых бровей, твоего отрицающего жеста и твоей согласной улыбки, от которой я готов был свернуть горы или взлететь!

Одежда человека – не намёк ли это на то, что тело наше – тоже одежда, покров души? И наше обнажение – тоже намёк. Мы снимаем одежду, когда моемся или перед сном, то есть, перед процессами, очищающими тело и душу. Мы обнажаем тело перед интимной близостью, когда происходит слияние душ и тел. Другими словами, нам хочется раздеться, когда мы готовы обнажить душу, и наоборот, мы скрываем свое тело, когда скрываем помыслы и чувства.


Страница 15

Вчера совершил невероятную, опасную глупость! Решил разведать вершину сопки, забрался. Там пихтовый лес, ничего не видно.  Прошёл в сторону по гребню, в надежде найти просвет, чтобы осмотреться. Долго перелезал через валежник, добрался до поляны, но и с неё ничего не видно. Тут дождь пошёл и туман упал. Решил возвращаться напрямую, чтобы назад через валежник не лезть. Иду-иду, а конца-краю нет лесу. Уже и марь должна быть давно, а нет. Пошёл правее – нет, левее идти вроде бесполезно. Пошёл снова в сопку. Вымотался совершенно! Промок до нитки. Вышел к какой-то скале. Сел и сижу, не знаю что делать. Наверно, не было у меня ещё такого состояния беспомощности, просто отчаяние! Выругал себя в голос. Кричу: Что делать? Что мне делать?!

Вдруг, летит сойка прямо ко мне. Села в десятке шагов на ветку, чирикает, вертится, перья чистит, на меня смотрит. Так близко никогда сойку не видал. Говорю ей: И куда мне идти? Ты, что ли знаешь? Она чирикнула, шагов тридцать в сторону отлетела, села и трепещет крыльями, чирикает, ко мне клювом. Явно мне сигнал даёт.

Конечно, разумом понимал, что птица тут никак мне помочь не в силах. А сам неожиданно для себя вслух говорю: Ты думаешь, мне туда надо? Ну, ладно, пойду туда…


Страница 16

И пошёл к ней. Добрался до того места, где она сидела, а там тропа звериная – невероятно! Пошёл по тропе и вышел озерку у края моей мари. Видать, зверь на водопой тут ходит. Ну, а там уж до моей поляны недалеко, там понятно. Вот такое чудо, хочешь верь… (Зачёркнуто несколько строк).

Отсыпался, отлёживался. Устал вчера совершенно.

Так кто же меня выручил, кто помог? Птица? Но зачем это птице, да и как она могла понять мой вопль отчаяния? Бог? Ангел-хранитель? Или бог лесной? А мог ли лесовик меня выручить? Или наоборот, леший меня заморочил, а некто, его антипод выручил – послал сойку? Значит тогда, сойка может подчиняться некоему божеству или духу леса? Сплошные загадки. Но случайность в этом случае я исключаю. Было всё как в сказке. В любом случае это подтверждение существования сил сверхъестественных, нематериальных.

Насколько я себе представляю, за каждым явлением природы стоят свои боги или духи? Или всё-таки, бог един? Или его нет вовсе, а есть только физика и химия процессов, в том числе мыслительных, наложенных на древнейшие инстинкты, отточенные безжалостным отбором эволюции? Я всё больше утверждаюсь в мысли, что в этом моём лесу есть свой некий руководитель-организатор-охранник. И, кажется, он меня принял в компанию своих подопечных.


Страница 17

(На этой странице несколько не слишком удачных рисунков: мышь в нескольких видах, белка на ветке и на земле).

Давно не писал. Стало холодно, заморозки ночами чувствительные. Выпадал небольшой снежок. На болоте лёд замёрз. Я окончательно переселился в чум. В чуме рано темно становится, а при свете костра писать плохо. Да и некогда было, заготовил довольно много дров. Пока ночами не мёрзну.

Моя мышь уже не появляется, или я её не вижу? Бурундуки тоже исчезли, зато появились белки – бесстрашные и забавные зверьки, отважные верхолазы-летуны. Добыл косулю и мне вполне хватает мяса. В силок залетел ещё заяц. Шкура хороша, сделаю носки в чуме ходить. Стараюсь съедать всё мясо полностью и кости варю, чтобы как можно меньше убивать. Они ведь тоже мечтают пережить зиму, весной продлить род, детёнышей вырастить, может и ещё о чём-то рассуждают. А я тут как Змей Горыныч…

Ручей теперь почти не поёт. Он тенькает льдинками, как колокольчиками. Но это не те песни, это механический звон, а не человеческая песня. Интересно, где зимуют эти водяные люди?

Занимался дровами и не реагировал на «вежливые» просьбы вороны-самца. А он знает, что у меня есть чем его с подругой угостить. Каркает особым образом, чтобы я понял намёк. И вот, я не реагировал, тогда он изловчился и пролетел так, чтобы тень его упала мне на лицо. Я даже вздрогнул от неожиданности! Что ж, пришлось поощрить птичью изобретательность.


Страница 18

Снова мои мысли возвращаются к спору с церковниками. Любовь, милосердие, всепрощение – основные свойства высшего существа в понимании церкви. Разве это мужские черты? Бог сотворил всё сущее из ничего. Мужчины могут сделать многое, почти всё, но им нужен для этого материал. Из ничего творит только женщина – она производит потомство практически из пустоты. И её произведение – ребёнок – высшее из всех земных творений. Мужчины, постоянно принижая женщин, не способны даже приблизиться к такому результату. Так разве бог мужского пола? Уж если существует бог, то он должен быть женщиной!

Бродил по окрестностям. Наткнулся на гигантский поверженный ствол. Упало дерево давно, уже наполовину слилось с землёй, покрылось мхами и поросло кустиками. Я долго сидел на мягком мху и переваривал грустные мысли: всё живое живёт, растёт, к чему-то стремится, забирая соки из земли, но приходит срок, и приходится вернуть всё занятое для жизни обратно в общую «кассу взаимопомощи».

Пришёл на лыжах Фёдор со своим отцом Иваном Андреевичем, бодрым стариком. Ну какой же он Иван, этот плосколицый и раскосый, немного кривоногий, коренастый пожилой человек? Иван ассоциируется с русоволосым русским, это самое распространённое русское имя. Хотя, на самом деле Иван – Иоанн-креститель. Да, я опять за своё…

Они принесли мне широкие лыжи, подбитые камусом – вот это подарок!!!


Страница 19

Говорили о космосе, о коммунизме, о будущем. Я изменил тему, спросил, что становится с людьми после смерти. И.А. сказал, что душа уходит в верхний мир. Там тоже селения, живут умершие со своими родственниками, собаками и оленями, так же охотятся, рыбачат. Но у них всё наоборот: у нас день, у них ночь, у нас верх, у них низ, всё, что у нас поломано, у них целое. Поэтому мертвецу кладут сломанные вещи, чтобы там у него всё это было целым.

В целом это соответствует тому, что я читал о воззрениях разных «примитивных» народов. Но эти люди не примитивны, они очень даже современно мыслят. Но по-старинке уверены в загробной жизни. Тогда я спросил, слышат ли они пение ручья и поют ли другие реки? Оба подтвердили, что реки часто поют, и они это слышат и считают обычным явлением. Сказали, что это утопленники, которые не могут из-под воды попадать в верхний мир, так развлекаются. Практически подтвердили мои догадки.

Возможно, это не догадки, а отголоски воспоминаний детства, когда я жил в подобных условиях в северной тайге. Не могу утверждать, поскольку воспоминания скудные – в шестилетнем возрасте после гибели родителей меня забрали в посёлок, потом учился и жил в городе и в тайгу вернулся только теперь, по таёжному «малограмотным».


Страница 20

Гости сказали, между прочим, что за марью на южной стороне зимний охотничий участок их родственника. Добывает соболя, куницу, колонка. Капканы портят шкурку, потому ловят деревянными ловушками. Меня заинтересовало, предложили сходить посмотреть. Так я и лыжи сразу испытал. Устал за ними гнаться по болоту.

Посмотрел давилку на соболя – интересная конструкция: между двух деревьев горизонтальное бревно, над ним другое насторожено с помощью хитрого спускового устройства с наживой. Ни одной металлической детали, всё донельзя просто. И абсолютно надёжно!

(Общий вид ловушки и детальная прорисовка спускового механизма на всю страницу).

А ведь этому приспособлению, наверно, тысячи лет! Ещё в каменном веке так ловили…

Предложили помочь мне построить несколько подобных на моей стороне мари. Но мне деньги не нужны, да и сами зверьки без пользы, потому отказался с благодарностью.


Страница 21

После снегопада сильный ветер при ясном небе и ярком солнце. Над заснеженной искрящейся марью вороны устроили катание на воздушных потоках. Они совершенно похожи на детей на снежной горке. А их крики при этом никак иначе нельзя было трактовать, как возгласы радости и восторга. Заметили меня, и сделали несколько кульбитов надо мной, будто приглашая поучаствовать. Я не взлетел, но помахал им руками и ушёл в чум греться.

Катаясь, вороны кричали особенным образом, я таких криков от них ещё не слышал. Вообще, набор звуков общения у них довольно разнообразен. Могу с уверенностью выделить пять тех «слов», которые я понимаю, что обозначают. Но наверняка их гораздо больше.

Не могу поверить, что они совершенно неразумны! «Человек разумный» считается таковым с момента возникновения вида. Но в те древнейшие времена у людей и слов-то было, скорее всего, не больше, чем у этих ворон. Почему же, человек – разумный, а все остальные – нет?

Вероятно, если жить постоянно в лесу, с самого рождения, можно научиться понимать всех зверей? Наверно, это происходит само собою. Я читал, что аборигены утверждают, что понимают не только животных, но и растения и духов, обитающих в их местности. Подумалось, что мы все, даже люди сугубо цивилизованные, рождаемся стихийными язычниками, а уже взрослея воспитываемся обществом в духе принятой религии или существующей на данный период


Страница 22

идеологии. Наверно это правильно, иначе государство не сможет существовать и будет уничтожено соседями. Но изначально мы все – язычники, и если нас вернуть в дикую природу, мы начнём её чувствовать и понимать. Если это верно, то не всё потеряно в плане гибели всей природы от рук человека.

Исходя из этого, можно полагать, что язычество – вечное внутреннее влечение человека к природе и его внутри заложенные знания о ней. Опять же, можно подтвердить ссылкой на эволюцию: способы выживания всех предшествующих видов закрепились в каждом животном и в человеке. А выживание в дикой природе невозможно без знания всех взаимосвязей, без знания тех же звуковых и иных сигналов всех обитателей окружающего мира. Ведь если не распознать сигнал тревоги, поданный той же вороной, можно легко погибнуть, не заметив хищника. Только знания эти не на уровне анализа, а заложены где-то глубоко в мозгу на уровне чувств и инстинктов.

Зачем я это пишу? Сам поймал себя на этом вопросе. Наверно по привычке. (У него привычка писать – возможно, он был преподавателем или занимался научной работой?) Так я беседую сам с собой, пытаюсь себе что-то объяснить или доказать… Маринка, а помнишь, как мы с тобой спорили по ночам о серьёзных вещах, вместо того, чтобы целоваться и (зачёркнуто две строки) Какие мы были глупые! И счастливые.


Страница 23

День стал прибавляться. Ужасно мёрзну, особенно ночами. Греет только огонь, движение и горячая пища. Спасибо духу леса, пищи хватает. Я чувствую, как перетекает в меня живая энергия дикого зверя, мясо которого я поедаю с жадностью и удовольствием. Марина, ты меня не одобрила бы. Становлюсь похожим на зверя или на дикаря. А как иначе в таких условиях? И так или почти так человечество жило тысячами лет!

Приходили Фёдор с Леонидом. Весёлые и энергичные. Холод их не берёт. Принесли кусок очень жирной оленины, не знали, что у меня есть мясо. Сказали, жир зимой очень хорошо.

Спрашивали, что такое телевизор. По радио услышали, но не могут понять, как это может быть видно изображение за тысячи километров. Оказывается, устройство радиоприёмника им вполне понятно, в школе учили. Я сам не видел ещё телевизора, поэтому мало что мог сказать вразумительного, кроме того, что это более сложное радио и что скоро по всей стране люди будут смотреть телевизионные передачи. И прямо в чуме можно будет видеть Красную площадь и руководителей Советского Союза.

Надоумили меня прикопать стены чума снегом и сами же помогли это сделать. Засыпали метра на полтора. Сразу стало теплее. И что я сам не догадался?

Рассказал им ещё о первом советском реактивном пассажирском самолёте ТУ-104. Мне повезло лететь на нём, и теперь было чем поделиться.


Страница 24

Люди размышляющие о природе поступков и вещей, о смыслах бытия – отравлены ядом философии, они не могут жить нормальной жизнью… Если представить, что волк станет задумываться, зачем он живёт, к чему вся эта суета – борьба с соседями, с голодом, бесконечные охоты и голодные периоды бескормицы, – к чему всё это, если всё равно умирать всем волкам, всё равно люди вырубят лес и всё закончится ужасно? Если этот волк вдруг мысленно поставит себя на место овцы, которой он вчера перекусил горло одним щелчком челюстей? Ах, как страдают все эти овечки-зайчишки, как гибнут от голода их осиротевшие детёныши, такие пушистые и несчастные! Сможет ли такой волк жить нормальной волчьей жизнью и обучать волчат? Волк-философ – смешно!

А человек-философ – звучит значительно и загадочно! На самом деле человек-философ – и не человек вовсе, мало того, что сам живёт не по-людски, да ещё и других учит как жить. А жить надо просто, обычными человечьими интересами: пища, кров, любовь, дети, защита родины и, если остаётся время – развлечения. Главное – не задаваться вопросами вроде «Для чего всё это?» Стоит впустить в сознание подобную ересь, и всё – жизнь уже не жизнь, а сплошной кошмар бесполезности и безвыходности. Надо жить проще!

Но я, кажется, отравлен уже смертельной дозой, я не способен жить, не задаваясь подобными вопросами и не ища на них ответы. И мне не видать уже обыкновенной людской жизни… Что-то сегодня пораженческое настроение.


Страница 25

Тепло! Верхушки кочек на болоте обтаяли от снега и стоят с чубчиками осоки на макушках – радуются скорой весне, до которой, на самом деле, ещё терпеть и терпеть.

Мои вороны выпрашивают у меня подачки ежедневно. Им сейчас совсем трудно. Мне тоже нелегко – зверь куда-то удалился с этой территории, ни одного следа. Две недели питаюсь рябчиками, которых тоже немного, и жаль тратить на них патроны.

Коротаю дни у огня за кружкой чая в размышлениях…

Если оглянуться на историю человечества, то она, мягко говоря, неприглядна. Столетиями люди копошатся в своих скоплениях, называемых городами и странами, обманывают друг друга, отнимают, унижают, оскорбляют и убивают, играют в демократию и воюют за правое дело. Цивилизация – клубок гнусных червей. Но во всей этой мерзости иногда вспыхивают огоньки чистого света – это искры любви, любви настоящей, чистой, непорочной –  подлинной первобытной любви между мужчиной и женщиной. Глобальная выгребная яма человеческого общества может быть оправдана лишь тем, что в ней как в породе содержатся драгоценные кристаллы любви. И ценны не сами люди, которым повезло любить по-настоящему, подлинную высшую ценность представляет само чувство – непередаваемая, неописываемая словами, неосязаемая энергетическая субстанция, изменяющая человека до неузнаваемости и раскрашивающая его мир восхитительными красками подлинной жизни. Любовь – единственный смысл, ради которого стоит жить людям и ради которого Природа терпит человечество.


Страница 26

Приходил сегодня Леонид. Говорит, по пути зашёл, идёт за перевал посмотреть, есть ли следы сохатых. Ничего себе «по пути!» – круг километров 10 сделал! Принёс макарон большой кулёк, муки пару кг и чаю аж пять пачек. Мне по-прежнему неудобно, поскольку я им ничего не могу дать. Это на самом деле для меня большая выручка, а чай – просто счастье. Немедленно заварил, и мы поболтали за чайком, а Леонид ещё и с табачком.

Пытался расспрашивать о духах. Он говорит: Это не расскажешь, будешь в тайге жить, сам поймёшь, сам узнаешь, а словами нельзя рассказать. Ещё поговорили о жизни на других планетах. Его очень интересует эта тема, а я плохо знаю, ничего кроме того, что написано в научно-популярных журналах. Леонид говорит, что по радио сказали, что скоро люди полетят на луну и другие планеты. Конечно, это будут советские лётчики!

Утром обнаружил, что приходила моя мышь. Почуяла весну или кончились запасы? Принесённые вчера Леонидом макароны я оставил внизу и утром обнаружил дырку в пакете. Урок. Теперь всё подвешиваю к жердям повыше. А ведь предупреждали меня.

Вечером увидел мышь. Вышла в освещённое огнём пространство, подбирала крошки. Я рад ей как родной! Положил с краю, куда она скрылась, несколько макарон. Доживём вместе до весны!


Страница 27

Всё утро крутятся мысли о человечестве, о политике, об эксплуатации человека человеком и общечеловеческой безмерной эксплуатации природы. Снова метель. Снежинки залетают в дымовое отверстие. Делать ничего не желаю, да и нечего особенно делать. Пью вкусный чай и размышляю у огня.

Люди в большинстве своём хорошие. С этим мало кто будет спорить. Вопрос: для кого они хорошие? Ответ: для людей. Они делают добро кому? Людям. Они изобретают машины, улучшают жизнь,  помогают бедным, изобретают лекарства, открывают новые земли, разведывают и добывают полезные ископаемые – для чего? Для людей, для их благополучной и счастливой жизни. Конечно, люди хорошие! Для людей.

Но если посмотреть с точки зрения природы, с точки зрения прочих кроме людей обитателей Земли? Как все эти добрые дела добрых людей на них отражаются? Всё – погибельно! От каждого «доброго» деяния человека природе вред и гибель! Этого никто не оспорит, это – факт. Только на это никто не обращает внимания или не желает обращать.
Так хорош ли человек или плох? Ведь люди не хотят убивать природу как таковую, хотят лишь использовать её ресурсы. Ведь, в конце концов, всё живое живёт за счёт ресурсов природы. Так в чём проблема?

Проблема видится в неограниченном антропоцентризме. Человек считает, что имеет право на ВСЕ ресурсы, что он один имеет право жить и здравствовать, что лишь ради него свершаются все события во Вселенной. Провозглашено: «Жизнь человека – наибольшая ценность!»


Страница 28

Откуда в нас такие убеждения? На каком основании человек имеет большее право на жизнь, чем любое другое животное или растение?

Я вижу лишь один ответ на этот вопрос – человека поставили над всеми живыми существами церковники. Это библия провозгласила от имени вымышленного бога: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. Да страшатся и да трепещут вас звери земные, и птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские…», и ещё сказано, что всё даётся людям для неограниченного потребления, как трава.

Вот и ответ. Бог выбрал человека для господства на Земле, для человека и создано всё, можно грабить без ограничений, бог ещё создаст.

Конечно, такую религию необразованные люди прошлых веков приняли с удовольствием – она развязала им руки, разрешила бандитствовать и грабить на просторах природы неограниченно! Тысячу лет втолковывали людям такие правила поведения. Из этих правил и выкристаллизовался капитализм – стремление к неограниченному накоплению богатств. И теперь, когда в нашей стране церковь не имеет практически никакого воздействия на граждан, и когда почти сто процентов населения СССР имеет образование, эта убеждённость главенства людей над всей природой, и даже уверенность, что природа «ДОЛЖНА! служить людям» и что «природу необходимо покорить и подчинить для блага человека» – эта убеждённость осталась незыблемой. Так, товарищи, мы скоро расправимся со всем живым на планете. И что же будет – пустыня повсюду? А как мы тогда будем жить?

Вот я сам себе устроил собрание и политинформацию!

Любая религия неполноценна, если она выделяет человека из Природы.


Страница 29

В городах нет бога! Потому-то и придумали церковные храмы – рупор, через который пытаются докричаться до «Спасителя». Но обратной-то связи нет!

Мне представляется большая зловонная лужа. Я знаю, что там плавает рыбка: она иногда всплывает, чтобы глотнуть воздуха. Я для неё – бог! Но что я могу сделать реально? Только посочувствовать и поскорее забыть? Наверно также бог сочувствует горожанам.

Здесь, среди природы, мне не надо молиться. Я живу здесь бок-о-бок с богами. Я могу пожелать доброго утра воронам, а горам – вечности, я могу помочь мышке и покормить хорошими дровами огонь. Главное – никому и ничему не мешать жить. Все здесь меня чувствуют, все знают мои нужды и при необходимости тоже постараются помочь. Потому что всё здесь – бог и я – часть его!

Наверное, будет верным утверждать, что человек – равная и равноправная единица среди всех живых существ земли. Все хотят жить и все имеют равные права на это. Но, куда там! Люди не считают равными даже других людей, что уж говорить о зверях и травах…

Мы – часть живого, разумного мира, который, как и мы, испытывает рождение и смерть, радость и горе, боль, отчаяние и любовь. Более того, этот мир породил нас, и мы обязаны уважать и почитать родителя!


Страница 30

Сегодня уже в четвёртый раз смог самостоятельно получить огонь трением! Навык приобретается большим трудом, но теперь я знаю, что умею это делать.

Да, сколько изменений человеческой жизни принёс технический прогресс! Тысячелетиями люди считали огонь чудом и молились на него, теперь об огне просто не думают – он «подчинён», он «служит» людям. Но вместе с приобретёнными удобствами мы потеряли нечто большое, может быть главное…

Научившись высекать искру, человек почувствовал себя почти равным богам! Имея в кармане коробок спичек, мы вообще перестали думать о боге.


 
На этом записи в тетради с Лабазной мари обрываются. Перечитав чистовик, я понял, что автор записок вовсе шаманом не являлся. Он просто покинул социальную среду, чтобы в таёжном безлюдье разобраться с накопившимися вопросами. Каждый читатель сам решит, нужно ли это ему и в какой мере. Замечу лишь, что пока вникал в суть карандашных записей, чтобы набить их на клавиатуре, я и сам стал видеть мир с несколько иной точки зрения. Теперь события в политике, в семье и собственный прожитый день я оцениваю совершенно иначе, чем до того, как взял в руки старую тетрадь в тёмно-коричневом коленкоровом переплёте.

И думается, что тетрадка эта попала ко мне неслучайно.


Послесловие

Я отправил тетрадку хозяйке, приложив и распечатку текста.

«…Вы не представляете, как я вам благодарна за проделанную работу! Печатный текст читается и воспринимается совсем по-другому. Я начала читать и не смогла оторваться до конца. У меня даже мурашки по коже бегали, а это случается лишь когда прочитанное задевает какие-то глубокие струны души. Я теперь, наконец, поняла причину гибели папы.

Как рассказывали папины сотрудники на похоронах, папа погиб при взрыве на вскрышных работах карьера. Все так и считали, что это несчастный случай. Там уже всё было готово, а он побежал, чтобы отменить взрыв и не успел.

Но после было много разговоров об этом. Приходили разные люди, и папины коллеги из геологического отряда, и мамины подруги. У меня отложились лишь отдельные фразы, и вот теперь они сложились, и я поняла, почему это получилось.

Папа со своим отрядом открыл какое-то крупное месторождение, чего – не знаю, но очень нужное стране. Они работали там несколько сезонов. Папа влюбился в природу этого места, и когда стало ясно, что будут делать карьер для добычи, он очень переживал, звонил, писал куда-то. С мамой они тогда сильно ссорились. Папа винил себя, кричал: «Ты понимаешь, они же все живые!»

А потом он просто поехал туда сам и попытался остановить работы…»


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/08/31/1109


Эта повесть опубликована в сборнике «Тетрадка с Лабазной мари». Её можно скачать в любом формате на ваши электронные устройства, а также приобрести бумажной книгой по адресу: https://ridero.ru/books/tetradka_s_labaznoi_mari/
Электронная версия - бесплатно.